Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление и возможность управления им на учебном занятии.
Мышление и учебная деятельность Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т. д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием, оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью.
Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. Профессиональный тип (склад) мышления – это преобладающее использование принятых именно в данной области приемов анализа профессиональных ситуаций, путей решения проблемных задач.
Для обозначения того или иного типа мышления в литературе используют такие термины, как техническое или конструкторское мышление (инженер), клиническое или медицинское (врач), педагогическое (учитель), политическое (государственный деятель), управленческое (менеджер), экологическое (общественный деятель) и др. Сами процессы мышления у разных специалистов происходят по одним и тем же психологическим законам, но есть специфика предмета, средств, результатов труда, по отношению к которым осуществляется мыслительная деятельность. Формированию профессионального мышления предшествует зачастую направленность ума. Она во многом связана с природными задатками и их дальнейшим развитием в виде тех или иных способностей. Например, математическая направленность ума – своеобразное восприятие окружающего мира, стремление математизировать его, постоянно обращать внимание на математическую сторону явлений, повсюду замечать пространственные и количественные зависимости. В качестве основы для формирования того или иного профессионального мышления выступают различные его виды: – теоретическое, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда; – практическое, непосредственно включенное в практику человека, связанное с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, прогнозированием ее изменений, с постановкой целей, выработкой планов, проектов; – репродуктивное, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу; – продуктивное, творческое, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда; – наглядно-образное сосредоточивает на представлении ситуации и изменений в ней, которые человек хочет получить в результате своей профессиональной деятельности; – словесно-логическое опирается на использование понятий, логических конструкций, знаков; – наглядно-действенное, при котором профессиональные задачи решаются с помощью реального изменения ситуации на основе наблюдаемого двигательного акта; – аналитическое, логическое, включающее развернутые во времени мыслительные операции, представленные в сознании человека; – интуитивное, характеризующееся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Совершенствование профессионального мышления может быть обусловлено, с одной стороны, его спецификацией, а с другой – выходом за профессиональные рамки, в более широкий жизненный контекст, а также возрастанием его интегративных характеристик – целостности, гибкости и др. Специфика профессионального мышления в том, что оно развивается в ходе профессиональной деятельности. В этом случае его формирование у студентов во время обучения в вузе связано с преодолением ряда теоретических и практических трудностей. 27. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции, уровни продуктивности педагогической деятельности.(Сарычев) Характеризуя обучение как источник развития ученика, Л.С. Выготский роль
педагога видел не в том, чтобы толкать и двигать, а в том, чтобы направлять, регулировать, организовывать, вести вперед развитие. Этому способствуют эффективная педагогическая деятельность и общение. Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются 1) научные (теоретические и эмпирические) знания; 2) в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников; 3) в качестве вспомогательных средств выступают технические, компьютерные, графические и т.д. Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ, совместная работа, практика ученика (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт: познавательный, нравственно-этический, ценностно-смысловой, эмоциональный. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является развитие ученика: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как субъекта учебной деятельности. Выделяют две основные функции педагогической деятельности: целеполагающие и организационные. К первой функции относятся ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, коммуникативными способностями учителя. К организационной функции относятся конструктивная (отбор и организация учебной информации; проектирование учителем деятельности учеников и собственной); организаторская, коммуникативная и гностическая (исследовательская). Эта группа функций педагогической деятельности предполагает высокий уровень развития академических, перцептивных, речевых и коммуникативных способностей учителя. В педагогической деятельности имеются те же компоненты, что и в любом другом виде деятельности. Структура деятельности включает в себя: 1) мотивационно- ориентировочный компонент, когда субъект ориентируется в новой обстановке, ставит
перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности; 2) центральный, исполнительный компонент, когда субъект осуществляет действия, направленные на осуществление целей и задач деятельности; 3) контрольно- оценочный компонент, когда субъект оценивает, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он ставил. Соответственно структура педагогической деятельности включает три компонента: 1) постановка учителем педагогических целей и задач; 2) выбор и применение педагогических действий; 3) контроль и оценка учителем своих собственных педагогических действий (педагогический самоанализ). Педагогические цели и задачи. Задачи – это цели, заданные в определённых условиях. Сущность педагогической деятельности состоит в том, что учитель ставит перед собой педагогические цели и задачи, черпая их из педагогических ситуаций, а затем трансформирует их в задачи учащихся, что должно стимулировать их активность и, в конечном счёте, вызвать позитивные изменения в их психическом развитии. Учителю важно ясно представлять себе состояние психического развития учащихся к началу обучения и те изменения, которые желательно вызвать в психике учащихся к концу некоторого этапа обучения. Постановка педагогической задачи учителем всегда должна учитывать ученика как активного равноправного соучастника учебно-воспитательного процесса. Практически всегда педагогическая задача учителя претерпевает «доопределение» со стороны ученика, в зависимости от его мотивации, уровня притязаний, или «переопределение», т.е. замену задачи учителя на иную, но свою собственную. Эти процессы активного принятия и переработки учениками задач учителя важно принимать как реальный факт изменения педагогической задачи в сознании ученика в зависимости от его возможностей, а не рассматривать это как неподчинение требованиям учителя. Учитель всегда имеет дело с иерархией педагогических задач. Некоторые из них (глобальные) ставит перед учителем общество в своём социальном заказе (например, воспитать молодого человека как гражданина, труженика, субъекта непрерывного самообразования и др.). Другая группа педагогических задач тоже задаётся учителю извне содержанием учебного предмета, типом учебного заведения (поэтапные, тактические задачи). И, наконец, в конечном счёте, задачи зависят от конкретного контингента учащихся данного класса и определяются самим учителем (оперативные педагогические задачи). Педагогические действия учителя. Педагогическая деятельность учителя реализуется совокупностью самых разнообразных действий – перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных, оценивания и т.д. В психолого-педагогической литературе для характеристики действий учителя используется термин «педагогические умения». А.К.
Маркова выделяет девять групп педагогических умений (А.К. Маркова, 1993): – Первая группа: умение увидеть в педагогической ситуации проблему и конкретизировать ее в виде педагогических задач, при постановке которых ориентироваться на ученика как субъекта учебной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели. – Вторую группу педагогических умений составляют три подгруппы: 1) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала («чему учить»); 2) изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического развития («кого учить»); 3) выбор и применение методов, форм, средств воздействий и их комбинаций («как учить»). – Третья группа педагогических умений: умения использовать психолого- педагогические знания и передовой педагогический опыт в своей деятельности. – Четвертая группа умений: коммуникативные действия, направленные на создание условий психологической безопасности в общении и реализацию внутренних ресурсов учеников. – Пятая группа умений: действия, способствующие достижению высокого уровня общения (личностно-ориентированного, развивающего, диалогического). – Шестая группа: умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям; осуществлять творческий поиск. – Седьмая группа – умение осознавать и осуществлять перспективу своего профессионального развития. – Восьмая группа: умение контролировать и оценивать показатели обучаемости учеников. – Девятая группа: оценивание учителем состояние воспитанности и воспитуемости школьников. Педагогическая деятельность - это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и дея-тельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности. 2. Структура педагогической деятельности Выделяют три компонента педагогической деятельности: • конструктивный; • организаторский; • коммуникативный. Конструктивный компонент. В работе учителя большое ме-сто принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприя-тия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработ-ками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей ак-тивизации и интенсификации процесса обучения также неотъем-лемая часть конструктивной деятельности. Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятель-ность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс. Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Ор-ганизаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; органи-зация деятельности детей; постоянная активизация их познава-тельной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо органи-зовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мысли-тельной деятельности, то урок может носить только развлека-тельный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского ком-понента структуры. Коммуникативный компонент. Он включает в себя уста-новление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к учени-кам определяет успех его конструктивной и организаторской дея-тельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учи-телей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмо-ционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассив-ный, неуравновешенный. Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в боль-шинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учи-теля эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необос-нованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности про-является во всем педагогическом процессе. Осуществление инди-видуального подхода, как одной из сторон коммуникативной дея-тельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые ме-шают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большин-стве случаев являются причиной отклонений в результатах обуче-ния. А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); иссле-довательская (творческий поиск в педагогическом процессе, уме-ние провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершен-ствовать свое мастерство).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.05 с.) |