Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация постсоветских правовых систем.

Поиск

Правовые системы государств на постсоветском пространстве начали формироваться, как известно, после распада СССР. Так, современная правовая система Украины начала формироваться с принятием Верховной Радой Украины 16 июля 1990 г. Декла­рации о государственном суверенитете Украины и получила мощный импульс для развития после провозглашения независи­мости 24 августа 1991 г. Выбор пути дальнейшего развития был предопределен многими правовыми элементами прежнего совет­ского права. Прежде всего, это — система источников права, его структура и юридическая техника, которые в советской правовой системе, как уже отмечалось, были во многом аналогичными романо-германскому праву. Кроме того, характер полномасштаб­ных изменений в разных сферах жизни общества, влияние внеш­неполитических ориентиров и стремлений способствовали движе­нию постсоветских правовых систем в сторону их сближения с романо-германским правом.

Общие направления реформ, провозглашенных новыми госу­дарствами на постсоветском пространстве, заключаются в следу­ющем: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий и др. Несмотря на то, что правовые системы этих государств стали приобретать индивиду­альность, у них остаются схожими базовые принципы, структура и юридическая техника, что позволяет некоторым авторам объе­динить большинство постсоветских правовых систем в единую правовую семью, сформировавшуюся на основе сравнительно однородного правового пространства.

Процесс реформирования постсоветских правовых систем про­исходит не только с учетом внутренних, но и внешних факторов, когда эти государства стали полноправными субъектами меж­дународного права. Их стремление включиться в мировые инте­грационные процессы, а для некоторых из государств прежде всего — в европейские интеграционные процессы, обуславливало гармонизацию законодательства и унификацию правовых норм в соответствии с нормами международного и европейского права.

Таким образом, одновременно с процессами правового разви­тия постсоветских государств происходит повышение приорите­та международного и европейского права для национального права, которое сопровождается применением международных и европейских принципов, норм и понятий в национальном праве, адекватно к механизму участия государств в разработке и приня­тии международно-правовых норм и решений, ответственности за их исполнение и при этом обеспечения суверенитета народам и государствам. В частности укрепление законодательной базы по правам человека, приведения законодательства в соответствие с международными и европейскими нормами и стандартами; стаби­лизация законодательства и правильное его понимание и приме­нение.

Одним из важнейших направлений развития законодательства постсоветских государств является его гармонизация с правом международных экономических организаций, в границах которых тоже функционируют нормы и принципы международного права, обеспечивающие сотрудничество в разных отраслях экономики и делающие их главными регуляторами экономических отношений (в частности, Всемирная торговая организация, Шанхайская организация сотрудничества).

Большинство постсоветских правовых систем в силу истори­ческих, этнических, религиозных и ментальных особенностей пытаются гармонизировать свое законодательство и даже унифи­цировать правовые нормы в некоторых областях. Большая роль в этом процессе отводится сотрудничеству, в тол! числе и право­вому, в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)1, что способствует формированию единого правового пространства. В рамках СНГ разработано большое количество модальных зако­нодательных актов, предлагающих на их основе гармонизировать законодательство постсоветских государств. Необходимо отметить, что этот процесс не носит универсального характера и степень участия в нем различных постсоветских государств — членов СНГ, является неодинаковым. Если одни государства полноценно включились в этот процесс (Россия, Беларусь, Казахстан), то участие других является неполноценным (Грузия, Туркменистан, Украина).

Функционирование современной правовой системы тесным образом взаимосвязано с механизмом государства, которое обус­ловлено, в первую очередь, реализацией принципа разделения властей. Этот важнейший принцип еще не стал стержнем в ме­ханизме государств постсоветского пространства. Существует большое количество проблем во взаимоотношениях органов зако­нодательной, исполнительной и судебной власти. Принцип разде­ления властей, предполагающий систему сдержек и противовесов основных ветвей власти, все еще носит декларативный характер. Важнейшая роль в этом процессе отводится эффективной неза­висимой судебной системе. Независимость судебной системы — главная гарантия эффективности не только государства, но и всей правовой системы.

Еще одной проблемой эффективного функционирования боль­шинства постсоветских правовых систем является отставание процессуального права от материального, поскольку эффектив­ность норм материального права определяется возможностью реального функционирования норм процессуального права.

Также серьезной проблемой на пути эффективного функциони­рования постсоветских правовых систем является правовой ни­гилизм, как следствие отсутствия веры в право. Это обуславли­вается не только историческим прошлым, но и многими фактора­ми, характеризующими современное состояние жизни в этих го­сударствах. В частности, значительными проблемами социально- экономического характера, как следствие переходного периода, а также не совершенство их законодательства.

Правовые системы на постсоветском пространстве все ещё содержат элементы прежнего права «партийно-бюрократичес­кого» типа. Такая правовая система основывается на верховен­стве интересов субъектов публичной власти. Особенно это про­является в сфере реализации уголовно-правовой политики..

Процесс трансформации постсоветских правовых государств по­зволяет определить разные уровни и разные ориентиры в их разви­тии, что позволяет условно объединить их в несколько групп.

Правовые системы государств Балтии, сделавшие серьезные шаги в направлении присоединения к романо-германскому праву. На основе современных критериев классификации правовых сис­тем существуют все основания, позволяющие причислить их к романо-германской правовой семье. Подтверждением этого явля­ется их полноценное включение в общеевропейский интеграцион­ный процесс. Этому способствовало их историческое (досоветс­кое) прошлое. Например, правовая система Латвии сформирова­лась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых раз­личных правовых культур: главным образом, немецкой, дорево­люционной русской, а также советской. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на прин­ципы старогерманского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в.

Правовые системы государств, ориентирующиеся на рома­но-германское право, включающие в себя правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси, Армении, Грузии, транс­формируются в сторону присоединения к романо-германскому праву. Несмотря на то, что по своей внешней форме они мало чем отличаются от романо-германского права, существует много причин, не позволяющих однозначно отнести правовые системы этих государств к вышеуказанной правовой системе, в частности, сфера правовой идеологии и связанная с ней правоприменитель­ная деятельность и др.

Географическое положение государств, входящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной, в контексте современных тенденций развития общества обуславливает взаи­модействие и взаимопроникновение цивилизационных элементов, в том числе в правовой сфере, как результат диалога правовых культур.

Данные правовые системы, обладая общими и специфически­ми особенностями правового развития, заимствуют’правовые положения у романо-германского права. Однако, это заимствова­ние затрагивает внешнюю сторону правового здания, а содержа­тельная сторона все еще остается за рамками традиции романо­германского права.

Правовые системы постсоветских государств с преобладаю­щим мусульманским населением, где исламское право носит декларативный характер, реально не влияющий на функциониро­вание правовых систем этих государств, ориентируются на рома­но-германское право. Главным критерием для их объединения в отдельную группу служит то, что подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, а исламское право, как право исламской общины, может регулировать различные стороны жизнедеятельности мусульман. В силу этого основные положения исламской религии не могут не оказывать определен­ного влияния на политическую и правовую систему этих госу­дарств. Это проявляется, прежде всего, в сферах формирования правового менталитета, правового сознания и правовой культу­ры. Однако, исламское право не играет значительной роли в об­щественно-политической и государственно-правовой жизни этих государств. Хотя необходимо оговориться, что в разных государ­ствах, входящих в данную группу, ситуация неодинаковая. Это государства Средней Азии — Узбекистан, Казахстан, Таджики­стан, Киргизстан и Туркменистан, а также Азербайджан.

Например, на сегодняшний день Узбекистан имеет переход­ную правовую систему, трансформирующуюся от социалистичес­кого к романо-германскому типу. В то же время ей присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и обще­исламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние шариата.

Законодательство этих государств, носящее светский харак­тер, гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на беспрепятственное исповедова­ние религии и выполнение религиозных обрядов. Приоритет исла­ма в религиозной жизни не является фактом государственного права. Это — культурологический фактор, вызванный ориентаци­ями абсолютного большинства населения — узбеков, каракалпа­ков, казахов, таджиков, туркмен, татар1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.008 с.)