Формирование современных правовых систем африканских государств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование современных правовых систем африканских государств.



После провозглашения независимости во многих государствах африканского континента на пути формирования независимых правовых систем возникла проблема сосуществования старого колониального и нового национального права. Решение этой про­блемы во многом зависело от расстановки политических сил в этих государствах. Проблема такого сосуществования во многих освободившихся государствах разрешилась принятием конститу­ций. Необходимо отметить, что, в основном, старое колониальное право не подверглось существенным изменениями, колониальное законодательство было положено в основу новых правовых сис­тем этих государств. Однако, по мере укрепления их политичес­кой и экономической независимости происходит процесс ослабле­ния роли колониальных институтов и норм, в результате чего осуществляется ликвидация последних конституционных связей между бывшими метрополиями и новыми государствами, препят­ствовавшими реализации национального суверенитета.

Несмотря на укрепление новых национальных правовых систем, необходимо обратить внимание на тенденцию преемственности и адаптацию колониальных нормативно-правовых актов, а также правовых решений прецедентного права и доктрин, которые получи­ли дальнейшее закрепление. Например, в материковой части Танза­нии английское право составляет часть писаных законов, действую­щих в Танганьике, в том числе «общее право», «доктрины права справедливости» и статуты общего применения, действовавшие в Англии на 22 июля 1920 г., а также индийские колониальные акты. Английское право распространяется на все отрасли публичного и многие отрасли частного права (торговое, трудовое и др.)»[5].

Одновременно издаются новые акты, направленные на закреп­ление специфических черт развития государственности, в чем проявляется роль государства в формировании социально-эко­номической структуры общества.

Правовые системы большинства государств Африки характе­ризуются как смешанные и плюралистические, в которых отра­жаются как особенности процесса формирования национального права, так и этнокультурные различия регионов страны, а также заимствованные правовые институты романо-германского и обще­го права. Таким образом, смешанный и плюралистический харак­тер правовых' систем африканских государств объясняется много­образием содержащихся в них норм — норм обычносо права, норм исламского права, норм стран метрополий, норм, содержа­щихся в новом законодательстве, а также норм, вытекающих из африканского регионального и международного права.

Важнейшим фактором, повлиявшим на процесс становления национальных правовых систем африканских государств, являет­ся действие норм религиозного, прежде всего, исламского пра­ва, сохранившего в ряде африканских государств позиции, осо­бенно в регулировании отношений личного статуса, т.е. отноше­ний, связанных с семейными и наследственными отношениями, и др. Например, в Конституции Судана 1985 г. говорится о том, что одним из основных источников законодательства, наряду с обыч­ным правом, является исламское право.

Характеризуя современные правовые системы государств Африки, необходимо указать на их сильную идеологическую зависимость. Влияние идеологии особенно заметно в сфере правореализации и пра­воприменения. Политические концепции служат идеологической ос­новой при создании юридических норм, особенно конституционных.

В современном африканском праве наблюдаются тенденции уси­ления элементов традиционализма и национализма. К числу субъек­тивных факторов обуславливающих использование норм обычного права, следует отнести определенную идеализацию доколониальных ценностей, отождествление национального с традиционным.

Использование систематизированных общих правил обычного права в практике кодификационной деятельности ряда африкан­ских государств является основным, хотя и не единственным средством превращения нормы правового обычая в норму, уста­новленную законодательством. Такое преобразование может так­же осуществляться посредством принятия подзаконных актов ме­стными органами власти либо путем издания закона, изменяюще­го или дополняющего положения другого законодательного акта.

Санкционирование обычая со стороны государства происходит в форме либо конкретного санкционирования, имеющего в виду данную конкретную ситуацию, либо абстрактного санкционирова­ния, имеющего в виду могущие возникнуть ситуации. При таком санкционировании обычай превращается в элемент национально­го законодательства без утраты им характера обычая[6].

Обычное право в системе права большинства африканских государств имеет лишь субсидиарное значение, т. е. нормы обыч­ного права применяются в тех случаях, когда отсутствуют соот­ветствующие специальные постановления закона. Это говорит о безусловном верховенстве писаного права (нормативных актов, изданных государством) по отношению к обычному праву в пра­вовых системах современных африканских государств. Более того, в Кении и Уганде, например, применение норм неписаного обычного уголовного права запрещено в законодательном поряд­ке. Никто не может быть объявлен виновным в совершении уго­ловного преступления, если только преступление не определено и наказание за его совершение не установлено писаным правом[7].

На развитие национального права африканских государств боль­шое влияние оказывает процесс кодификации, заимствованный в основном у французского права и затронувший практически все отрасли африканского права. Р. Давид отмечал, что в странах французского языка после получения независимости принято свыше ста кодексов[8].

Благодаря расширению сферы правового регулирования в не­которых африканских государствах сокращаются сферы действия обычного и религиозного права, хотя многие нормативно-право­вые акты содержат их основные принципы (например, в Семей­ных кодексах Танзании 1971 г., Алжира 1984 г., Законе о насле­довании Кении 1984 г. и т.д.). Это, в свою очередь, закладывает противоречивость и неоднородность в толкование нормативно­правовых актов, являющихся основой современной правовой си­стемы этих государств.

Вместе с тем, эффективность современного национального законодательства во многом зависит от степени и характера его взаимодействия с источниками права, в частности, с религиозным и обычным правом.

Попытки кодификации обычного африканского права предпри­нимались и в дальнейшем, однако значительных результатов в этом достигнуто не было.

Формирование современной правовой системы в африканских государствах предполагало новое отношение к традиционному обычному праву, отобразившееся бы в стремлении сохранить его позитивные элементы. В ряде государств были предприняты попытки кодификации обычного права. Например, в 1957 г. в Мадагаскаре было принято решение о кодификации обычаев.

В 1963 г. попытка кодификации обычного права, имевшая целью унификацию обычно-правовых норм, была осуществлена в Танганьике. При подготовке проекта унификации была использо­вана сукума — инкорпоративный сборник обычно-правовых норм. Объектом унификации стали в основном традиционные нормы, регулировавшие семейные и отчасти гражданско-правовые отно­шения (опека, наследование, завещание, права собственности), а также вопросы землевладения. Ее результаты получили отраже­ние в единообразных по содержанию декларациях местного обыч­ного права, закрепленных рядом правительственных норматив­ных актов — приказов Танганьики.

Работа по систематизации обычного права привела фактичес­ки к переработке нормативного содержания обычного права: ус­таревшие нормы пересматривались и вырабатывались не харак­терные обычному праву положения. Например, женщина, достиг­шая 21-летнего возраста, получала право вступать в брак без согласия отца или опекуна; расторжение брака признавалось действительным, если оно было зарегистрировано и оформлено свидетельством о расторжении брака.

В 1971 г. в Танзании был принят закон — единый кодекс нор­мативных установлений, который заменил предшествующее зако­нодательство и нормы религиозного ц обычного права в области брака и развода.

Термин «обычное право» в законодательстве многих африкан­ских государств обозначает совокупность юридических правил, основанных на обычаях. Например, согласно «Ордонансу о толко­вании и общих статьях, исправленному и дополненному законом о магистратских судах Танзании», обычное право означает прави­ло или совокупность правил, посредством которых приобретают­ся права и налагаются обязанности, установленные обычаем в любой африканской общине Танганьики, норм, обладающих юри­дической силой[9].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.007 с.)