Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос: отбор реч материала для диффр конк звуковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных звуков (звонких — глухих согласных). В логопедии ошибки, связанные с заменой звонких согласных на глухие называется дефектом оглушения. Чтобы преодолеть данный дефект нужно выполнить следующие задачи: 1. Формировать правильное звукопроизношение парных звонких-глухих согласных, уточнение артикуляции данных звуков. 2. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слова. 3. Расширять и обогащать словарный запас русского языка. 4. Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание. Данный раздел призван подготовить детей к практическому усвоению звуковой стороны слова, предупредить появление дисграфических ошибок. Установлено, что большинство детей с общим недоразвитием речи имеет фонетико-фонематические нарушения. Поэтому в устной речи и на письме заменяют звонкие согласные глухими, и, наоборот, глухие — звонкими. Чтобы предупредить такие замены, логопед должен сформировать у учащихся правильные и устойчивые фонематические представления о каждом звуке в процессе уточнения и отработки их артикуляции и звучания, а также четкого акустико-артикуляционного их противопоставления. И лишь на этой основе можно учить их правильно обозначать звуки буквами на письме сначала в словах, где звук находится в сильной позиции перед гласной, затем — в слабой, где звук звучит достаточно ясно или переходит в противоположный по парности (мороз — на конце с). При коррекции дефектов оглушения используются такие приемы: • Опора на тактильно-вибрационные ощущения (прикладываем руки к своим ушам, на свою гортань и гортань логопеда). • Постоянная дифференциация (развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию смешиваемых звуков). Эти приемы проходят через все виды речевой деятельности – слушание, говорение, чтение, письмо. Одним из специальных приемов, при использовании которого решается одновременно весь комплекс коррекционных задач, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые логопедом слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных значков. Правильность записи проверяется устно — индивидуально или коллективно. Затем ребенок, используя запись, самостоятельно подбирает слова. При этом особое значение следует придавать развитию у детей умения контролировать друг друга: правильно ли (соответственно графической записи) названо слово. Описанный прием, помогая решать конкретную задачу дифференциации звуков, одновременно способствует развитию и совершенствованию внимания и памяти учащихся, познавательной деятельности, активности, способности к переключению, актуализации знаний и соответствующих языковых средств, контролю и самоконтролю, а также самостоятельности, целенаправленности и произвольности учебной деятельности. В целях подготовки детей с ОНР к усвоению морфемного состава слова упражнения по автоматизации и дифференциации поставленных звуков целесообразно проводить в специфической форме. Ученик должен осознавать свой дефект и использовать полученные навыки для его преодоления (четко произносить звук с опорой на тактильно – вибрационные ощущения и сопоставлять его с парным согласным) вначале с помощью логопеда, а затем самостоятельно выбирать правильный вариант согласного звука и обозначать его на письме соответствующей буквой.
Содержание образования Коррекционная работа по обучению дифференциации звонких и глухих согласных проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Знания, умения и навыки закрепляются на уроках произношения, обучения грамоте и уроках русского языка. Фонематическое представление формируется у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. При обучении умения различать звонкие и глухие согласные одним из основных является прием сравнения слов по звуковому составу. Он остается стержневым во всех заданиях: — Какие новые звуки появились во вновь подобранных словах? Сравните два слова. — Какими звуками они отличаются? — Определите, на каком месте данный звук. После какого звука? Перед каким звуком? Между какими звуками? Кроме этого используются различные виды упражнений от звукобуквенного анализа до упражнений по определению последовательности цифрового ряда (работа с цифрами) звуков в слове (определить количество звуков в слове, найти заданный звук в этом слове), графических диктантов (услышать и записать определенный звук слова), слуховых диктантов. Каждая фонетическая тема связывается с лексической темой. Это: составление рассказа по заданной теме, по картине, составление предложения по заданным схемам. Для усвоения грамматических правил ученики должны хорошо владеть морфологическим анализом слов, то есть в любом слове умение находить приставку, корень, суффикс, окончание, его однокоренные и родственные слова. Все это помогает не только расширять и обогащать языковой опыт учащихся, но и преодолеть аграмматизмы в процессе изучения русского языка. В процессе выполнения подобных заданий происходит уточнение и накопление лексического запаса, упорядочение грамматического строя речи и практическое освоение морфемных элементов слова. При этом необходимо добиваться того, чтобы ребенок понял, зачем он выполняет то или иное задание. Этого можно достичь, в частности, постоянно задавая вопросы типа: «Чему мы сегодня учились на занятии?», «А как вы думаете, зачем нужно такое упражнение?» и т.п. Кроме того, развитию у детей оценочных способностей помогают различные виды проверки выполнения учебных заданий. Коррекционная работа по дифференциации звонких–глухих согласных в письменной речи проводится на различном речевом материале (отгадывание загадок, проговаривание чистоговорок, скороговорок и стихотворений, объяснение смысла пословиц и поговорок, чтение предложений и рассказов, работа со связным текстом и т.д.). Разрабатывая методику проведения занятий по данному разделу коррекционной работе, учитывалась специфика татарского языка, уровень подготовленности детей, объем лексического словаря русского языка учащихся. Занятия рассчитаны не только на устранение дефекта оглушения парных звонких согласных. Одновременно происходит развитие интереса к изучению русского языка у детей татарской национальности, расширению кругозора и представления не только о своей родине, но и о большом и интересном мире, о другой природе, о других народах и странах. Занятия построены на разнообразном речевом материале и ориентирует на мотивацию детей к изучению русского языка. Логопед, выполняя свою основную работу по коррекции дефекта должен создает базу для понимания и правильного применения грамматических правил, закрепляет учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который дает учитель. В занятиях при дифференциации звонких – глухих согласных параллельно ведется работа над орфограммами, которые встречаются в упражнениях. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствуют успешному усвоению материала по русскому языку, развивает у детей чувство языка. Продолжительность изучения тем коррекционно-развивающего обучения школьников — примерная и определяется уровнем сформированности звуковой стороны речи у детей. Например, при незначительном нарушении дифференциации звонких и глухих согласных или отсутствии нарушения в различении этих звуков в целях пропедевтики этой теме можно отвести только 5 – 6 занятий — одновременно со всеми звуками данной группы. Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья. Ниже представлен тематический план по дифференциации звонких и глухих согласных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.21.3 (0.007 с.) |