Вопрос: фор-ка вывовод и состав закл по рез обсл речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: фор-ка вывовод и состав закл по рез обсл речи



Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.

Схема обследования:

I. Цель (жалобы родителей и ребенка).

II. Ознакомление с педагогической документацией.

III. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного,речевого,психического).

Особое внимание обращают на:

предречевые вокализации (гуканье, гуление);

появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

IV. Объективное исследование ребенка.

1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

 

2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

 

3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам.

 

4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

 

5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

 

6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

 

7. Исследование импрессивной речи:

 

понимание связной речи;

понимание предложений:

понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.);

понимание слов (противоположных по значению).

8. Исследование фонематических процессов.

 

а) Фонематический анализ:

 

выделение звука на фоне слова;

выделение звука из слова;

определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

определение количества звуков в слове;

дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистяшие-шипяшие и т. п.).

б) Фонематический синтез:

 

составление слов из последовательно данных звуков;

составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

в) Фонематические представления:

 

придумать слово на определенный звук.

9. Исследование экспрессивной речи.

 

а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений:

 

тонус;

активность;

объем движения;

точность выполнения;

длительность;

замена одного движения другим;

добавочные и лишние движения (синкенезии).

б) Состояние звукопроизношення:

 

изолированный вариант;

в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;

в словах;

в речи;

произношение слов различной слоговой структуры.

Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

 

в) Исследование словарного состава языка:

 

самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;

подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

выявление общих категориальных названий.

Отметить:

 

соответствие словаря возрастной норме;

наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

 

г) Обследование грамматического строя речи. Отметить:

 

характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более);

характер употребления предложно-падежных конструкций;

состояние функции словоизменения:

преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

образование формы родительного надежа существительных в единственном и множественном числе;

согласование с числительными;

состояние функции словообразования:

образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

образование названий детенышей животных;

образование глаголов с помощью приставок.

10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.).

 

Отметить:

 

логическую последовательность в изложении событий;

характер аграмматизма;

особенности словаря.

11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).

 

12. Особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

 

V. Состояние письменной речи.

 

1. Состояние навыка письма:

 

проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;

выявить навыки звукового анализа и синтеза:

отметить особенности звукового анализа и синтеза;

отметить особенности слухо-речевой памяти;

проверить слуховую дифференциацию фонем;

состояние динамического праксиса;

определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество);

проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

отметить особенности почерка;

отметить характер дисграфических и орфографических ошибок.

2. Состояние навыка чтения:

 

умение правильно показать печатные и прописные буквы;

способность правильно называть буквы;

чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);

отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

выявить понимание прочитанного;

отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

VI. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи).

VII. Рекомендации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.016 с.)