Ортопедическое лечение аномалий зубов, зубных рядов и прикуса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ортопедическое лечение аномалий зубов, зубных рядов и прикуса



Ортопедическое лечение аномалий зубов, зубных рядов и прикуса

 

 

(учебное пособие)

 

 

Краснодар–2016

 

 

Ортопедическое лечение аномалий зубов, зубных рядов и прикуса: учебное пособие для аудиторной работы студентов ККБМК. О.А.Филимонов – Краснодар.

 

Составители: к.м.н. Филимонов О.А..

 

Учебное пособие посвящено подготовке студентов зубных техников, характеризует особенности ортопедического лечения аномалий зубов, зубных рядов и прикуса.

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 «СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ»БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Учебный материал адаптирован для профессиональной подготовки студентов медицинских вузов, имеется банк ситуационных задач, вопросов и тестов.

 

 


Содержание

  Аномалии зубов, зубных рядов и прикуса. Этиология, клиника. Методы обследования, лечения и профилактики  
  Телерентгенография, как дополнительный метод обследования  
  Тканевая перестройка в пародонте и в зубочелюстной системе при ортодонтическом лечении  

 

 

Тема №1: Аномалии зубов, зубных рядов и прикуса. Этиология, клиника. Методы обследования, лечения и профилактики.

Значение изучения темы

По различным данным распространенность зубочелюстных аномалий составляет более 50% у детей и 30% у взрослых. Столь значительное распространение аномалий следует связывать, в основном, с экологическими нарушениями и уровнем качества жизни, а также с диагностическими ошибками и трудностью ортодонтического лечения.

Ортодонтия - это раздел ортопедической стоматологии, занимающийся изучением этиологии, патогенеза, методов профилактики и лечения аномалий и деформаций зубочелюстной системы. Необходимо различать понятия «деформация зубных рядов и окклюзии» от термина «аномалия». Аномалия определяется нарушениями, которые возникли при формировании зубочелюстной системы. Деформациями следует называть только те нарушения, которые возникли по какой-либо причине после формирования зубочелюстной системы.

Аномалии и деформации нарушают функцию зубочелюстной системы и эстетический оптимум, поэтому необходима грамотная и адекватная терапия при данном виде патологий. Для врача стоматолога-ортодонта важно знание этиологии и патогенеза аномалий зубов, зубных рядов и окклюзии, а также методов диагностики. Совокупность этих факторов даст возможность точно поставить диагноз, а следовательно, и выбрать правильный метод лечения.

Ликвидация тяжелых аномалий и связанных с ними функциональных нарушений благоприятно скажется на развитии всего организма. В настоящее время объектом ортодонтических вмешательств является зубочелюстная система пациентов любого возраста.

4. Цели обучения:

4.1. Общая цель: ознакомить студентов с аномалиями зубов, зубных рядов и прикуса, методами обследования, лечения и профилактики;

4.2. Учебная цель: обучающийся должен знать: основные симптомы аномалий зубов, зубных рядов и окклюзии, основные методы обследования, лечения пациентов с аномалиями окклюзии, профилактические мероприятия, направленные на предотвращение развития аномалий окклюзии в раннем детском возрасте.

- уметь: проводить клинический осмотр больного, проводить анализ диагностических моделей, ОПГ, ТРГ, правильно оценивать состояние больного, назначать дополнительные методы обследования.

- иметь представление: о разнообразии методов диагностики и их роли в формировании правильного диагноза аномалий зубов, зубных рядов и окклюзии.

- иметь навыки: диагностики аномалий зубных рядов и прикуса и уметь назначить адекватное лечение при аномалиях окклюзии.

4.3. Психолого-педагогическая цель: воспитывать в студентах чувство ответственности при клиническом приеме пациентов.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната, ортопедический кабинет, зуботехническая лаборатория.

6. Оснащение занятия: презентация, таблицы. (Классификация аномалий зубов, зубных рядов и прикуса. Методы обследования в ортодонтии).

7.Структура содержания темы (хронокарта):

№ п/п   Этапы практического занятия Продолжитель-ность(мин) Содержание этапа и оснащенность
1. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида студентов
2. Формулировка темы и цели   Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия
3. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов   Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
5. Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): обследование больных, запись результатов обследования в истории болезни, выявление типичных ошибок   Работа: а) в ортопедическом отделении б) с историями болезни в) демонстрация студентом практических навыков по осмотру, обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов обследования
6. Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия   Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи
7. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.)
  Всего    

Аннотация темы.

Методы обследования

  1. клинические ( опрос, осмотр лица и полости рта );
  2. специальные ( антропометрические, графические, рентгенологические, функциональные )

Аномалии формы зубов

Гигантские зубы, зубы Гетчинсона, Фурнье, шиловидные и уродливые зубы. Поскольку гигантские зубы занимают много места, для их установки в зубной ряд требуется расширение зубной дуги или удаление других зубов. При наличии шиловидных и урод­ливой формы зубов проводят протезирование эстетичными коронками. При невозможности изготовления коронки зубы удаляют, а дефект замещают протезом.

Аномалии количества зубов

К аномалиям количества зубов относятся гипердентия (наличие сверхкомплектных зубов), гиподентия и адентия (частичная и полная). После удаления сверхкомплектных зубов у детей можно рассчитывать на саморегуляцию вызванной ими аномалии положения отдельных зубов или формы зубной дуги. В более позднем возрасте исправление формы зубной дуги и положения отдельных зубов чаще всего проводятся путем ортодонтического лечения.

Ключи окклюзии по Эндрюсу

Ключ окклюзии

Контакты коронок моляров верхней и нижней челюстей

по 1 классу Энгля.

 

 

 

Ключ окклюзии

Мезио-дистальный наклон зубов-ангуляция.

 

 

Ключ окклюзии

 

Губо-язычный наклон передних зубов и щечно-язычный – боковых – торк (torque)

 

4 и 5 ключи окклюзии

Отсутствие ротаций зубов и промежутков между зубами

 

 

Ключ окклюзии

Окклюзионная плоскость должна быть плоской и слегка изогнутой по кривой Шпее.

Аномалии положения зубов

Различают следующие аномалии положения зубов по отношению к трем взаимно перпендикулярным плоскостям. В трансверсальном направлении: 1) медиальное или латеральное положение передних зубов; 2) вестибулярное или оральное положение боковых зубов. В саггитальном направлении: 1) протрузия или ретрузия передних зубов; 2) мезиальное или дистальное положение боковых зубов. В вертикальном направлении: 1) супрапозиция верхних зубов или инфрапозиция нижних зубов; 2) инфрапозиция верхних зубов или супрапозиция нижних. Кроме того, различают: 1) поворот зуба вокруг его продольной оси (тортоаномалия); 2) транспозицию-обмен местами рядом расположенных зубов.

Аномалии зубных рядов

Сужение зубных рядов верхней и нижней челюстей, I класс по Энглю.

 

По отношению к трем взаимно перпендикулярным плоскостям различают следующие аномалии зубных дуг. В трансверсальном направлении: 1) сужение зубных дуг; 2) расширение зубных дуг. В саггитальном направлении: 1) удлинение зубных дуг; 2) укорочение. В вертикальном направлении: 1) зубоальвеолярное укорочение в отдельных сегментах зубных дуг; 2) зубоальвеолярное удлинение в отдельных сегментах зубных дуг.

Расширение зубного ряда верхней челюсти, диастема

Аномалии окклюзии

Дистальная окклюзия.

Дистальная окклюзия II класс, 1 подкласс (протрузия фронтальных зубов) по Энглю.

Рентгенологические признаки дистальной окклюзии (1 подкласс)

Основным признаком является нарушение смыкания зубов в саггитальном направлении за счет дистального расположения нижних зубов по отношению к верхним, которому обычно сопутствуют изменения в трансверсальном и вертикальном направлениях. Энгль отнес данную аномалию кo II классу и выделил 2 подкласса. Для первого подкласса характерно вестибулярное отклонение верхних фронтальных зубов. При смыкании зубов наблюдается саггитальная щель. Лицевые признаки: лицо выпуклое, нередко укорочена его нижняя часть, глубокая супраментальная борозда, губы не смыкаются. Для второго подкласса, который называют блокирующим прикусом, характерна ретрузия верхних фронтальных зубов. Ретрузия верхних зубов приводит к ретрузии нижних. Лицевые признаки: укорочена нижняя треть лица, губы сомкнуты, глубокая супраментальная борозда.

Дистальная окклюзия приводит к ряду функциональных нарушений. Нарушается функция жевания, затруднено откусывание пищи, нередко встречается окклюзионная травма, ротовое дыхание способствует нарушению функции и формы губ. Нарушение речи выражается в неправильном произношении звуков, неправильной артикуляции языка с окружающими тканями. Зубоальвеолярные формы дистальной окклюзии развиваются в результате несоответствия величины коронок верхних и нижних молочных моляров, неполного прорезывания нижних первых постоянных моляров, несоответствия размеров сегментов зубных дуг, деформации зубных рядов в трансверсальном и саггитальном направлениях, отклонения в форме и размерах зубных рядов, сочетающихся с отклонениями в размерах их апикального базиса.

Дистальная окклюзия II класс, 2 подкласс (ретрузия фронтальных зубов) по Энглю.

Рентгенологические признаки дистальной окклюзии (2 подкласс)

Гнатические формы могут быть результатом недоразвития тела или ветвей нижней челюсти, уменьшения величины нижнечелюстных углов, дистального положения нижней челюсти вместе с ВНЧС по отношению к верхней челюсти и основанию черепа. Сходная клиническая картина возникает при чрезмерном развитии верхней челюсти, ее мезиальном положении относительно нижней челюсти и основания черепа.

Мезиальная окклюзия

Характеризуется передним положением нижних первых постоянных моляров по отношению к верхним при перекрытии нижними передними зубами краев верхних, т.е. III класс Энгля. Относится к саггитальным аномалиям прикуса. Различают физиологический и патологический мезиальный прикусы. Физиологический характеризуется множественными контактами между зубными рядами в их передних и боковых участках. При патологическом прикусе контакты между зубами нарушены, имеются морфологические, функциональные и эстетические нарушения в зубочелюстной системе, подлежащие устранению. Лицевые признаки: верхняя губа по отношению к нижней западает, подносовая складка углублена, розовая кайма нижней губы широкая. При глубоком резцовом перекрытии нижняя часть лица укорочена.

Перекрестный прикус

Относится к трансверзальным аномалиям прикуса. Обусловлен несоответствием трансверзальных размеров и формы размеров зубных рядов. К развитию перекрестного прикуса приводят следующие причины: наследственность, неправильное положение ребенка во время сна, вредные привычки, атипичное расположение зачатков зубов и их ретенция, задержка смены зубов, нестершиеся бугры молочных зубов, неравномерные контакты зубных рядов, ранняя потеря молочных моляров, травма, анкилоз ВНЧС и др. Выделяют следующие формы перекрестной окклюзии.

1 форма- буккоокклюзия

1. Без смещения н/ч в сторону

2. Со смещением н/ч в сторону

3. Сочетанный.

2 форма- лингвоокклюзия

1. односторонний

2. двусторонний

3 форма - сочетанный

Различают следующие разновидности перекрестного прикуса.

1). Зубоальвеолярный - сужение или расширение зубоальвеолярной дуги челюсти;

2). Гнатический - сужение или расширение базиса челюсти (недоразвитие или чрезмерное развитие);

3). Суставной-смещение н/ч в сторону.

Виды перекрестной окклюзии

Лечение аномалий

Лечение в детском возрасте заключается в укреплении общего состояния организма ребенка, удалении молочных зубов в соответствии с возрастом, а при наличии зачатков постоянных рекомендуется более грубая пища и детские протезы при ранней потере молочных зубов.

Ортодонтическое лечение проводится при помощи несъемных аппаратов (брекет-системы) и съемных аппаратов механического, функционального и смешанного действия. Лечение при вестибулярном и небном (язычном) положении заключается в освобождении места (при его отсутствии) путем расширения зубного ряда или удаления каких-либо зубов (чаще первых премоляров). Перемещение зубов в зубной ряд проводится при помощи съёмных и несъемных ортодонтических аппаратов (аппарат Энгля, Мершона, коронки с рычагами и крючками для резиновой тяги, направляющие коронки Катца, пластинки с вестибулярными дугами, винтами, пружинами) Полезен массаж в области аномально расположенного зуба. Необходимо устранить вредные привычки. Перемещение на свое место медиально и дистально расположенных зубов следует проводить в том случае, когда это диктуется функциональными и эстетическими соображениями или необходимостью создать место для протеза.

Перемещение производят при помощи несъемных аппаратов резиновой тягой или пластинок с пружинками. При наличии места лечение низкого прорезывания на нижней челюсти и высокого на верхней челюсти проводится путем вытяжения этих зубов при помощи несъемных аппаратов (аппарат Энгля, кольца с крючками, резиновая тяга). При отсутствии места предварительно расширяют зубную дугу.

Лечение зубов с поворотом вокруг оси заключается в создании места путем расширения зубных дуг, удаления постоянных сверхкомплектных и задержавшихся молочных зубов. В дальнейшем зуб устанавливают в правильное положение созданием двух противодействующих сил аппаратом Энгля, коронками с рычагами, крючками, резиновой тягой, съемными пластинками с дугами, пружинами. Устранение поворота по оси относится к трудным ортодонтическим вмешательствам. Лечение этой аномалии сопровождается натяжением межзубных связок и периодонтальных волокон, не приспособленных к перестройке. Натяжное состояние сохраняется долго и поэтому необходим более продолжительный период пользования съемными или несъемными ретенционными аппаратами. При несоблюдении этого правила наступает рецидив.

Лечение траспозиции проводится в зависимости от функциональных и эстетических нарушений. Если не хватает места в зубном ряду из-за сужения челюсти или зубного ряда, несоответствия величины челюсти величине зубов или обшей ширине зубного ряда, говорят о тесном положении зубов или их скученности. Тесно стоящие зубы (чаще передние) бывают в различном аномальном положении и нарушают внешний вид больного, его речь. Лечение заключается в освобождении места путем удаления каких-либо зубов, расширения зубного ряда установления зубов в правильное положение. Для этого применяют пластинки с винтами, пружинами, дугами, аппарат Энгля, Мершона.

Регуляторы функции Френкеля 1, 2 типа

 


Расширяющие пластины с винтом на верхнюю и нижнюю челюсти

 

 

Несъемная эджуайс-техника (самолигирующая брекет-система Damon 2)

Ретенционный период

Закрепление результатов ортодонтического лечения достигается довольно сложно. При перемещении зубов соединительная ткань сдавливается, но не перестраивается, и после снятия аппаратуры зубы возвращаются на прежнее место. Сближение зубов приводит также к сдавлению слизистой оболочки, которая после лечения расправляется и вызывает рецидив аномалии. Для того, чтобы обеспечить успех лечения, необходимо предварительно подсечь уздечку верхней губы, иссечь соединительную ткань в области небного шва, нарушить плотность костной ткани между резцами. После сближения зубов следует также иссечь избыток слизистой оболочки и увеличенный резцовый сосочек. Некоторые авторы указывают, что при постоянном сближении зубов происходит атрофия уздечки и фиброзного тяжа, и поэтому они не препятствуют устранению диастемы. Таким образом вопрос о необходимости хирургического вмешательства при диастеме является спорным. При лечении диастем следует обращать внимание на расположение центральных резцов по отношению к средней линии (они могут располагаться асимметрично), на степень формирования их корней и их наклон, на ширину диастемы. Это позволяет выбрать наиболее подходящую аппаратуру. Диастему целесообразно устранить до прорезывания боковых резцов. Для устранения диастем применяют съемные (пластинки с пружинами, вестибулярными дугами, рычагами) или несъемные (аппарат Энгля, коронки с рычагами, крючками, пружинами, резиновая тяга) ортодонтические аппараты. Образовавшиеся после сближения центральных резцов промежутки в зубных рядах заполняют съемными или несъемными протезами. При истинной диастеме после хирургического вмешательства и перемещения центральных и боковых резцов к срединной линии, последние нередко покрывают эстетичными коронками. Это дает возможность избежать рецидива, улучшить внешний вид и речь больного.

Вследствие большого разнообразия аномалий отдельных зубов и их сочетаний рекомендуются ортодонтические аппараты, которые должны быть подобраны, а при необходимости модифицированы соответственно клинической картине и возрасту больного. При устранении аномалий отдельных зубов нередко ортодонтические мероприятия сочетаются с хирургическими. В тех случаях, когда пациенты более старшего возраста не желают подвергаться длительному лечению, аномалии отдельных зубов устраняют только путем протезирования. Это делает очевидной целесообразность выявления и устранения аномалий отдельных зубов в детском возрасте, чтобы способствовать более правильному прорезыванию других зубов и, тем самым, формированию зубных дуг.

9. Вопросы для самоподготовки:

1. Классификация аномалий твердых тканей зубов. Этиология. Клиника. Лечение.

2. Классификация и этиология аномалий зубных рядов и прикуса.

3. Характеристика аномалий боковых окклюзий.

4. Характеристика вертикальной и глубокой резцовой дизокклюзии.

5. Особенности ортодонтического лечения аномалий зубных рядов и прикуса.

10. Тестовые задания:

Исходный контроль знаний

1. Объект ортодонтических вмешательств:

А) зубочелюстная система

Б) ткани пародонта

В) ВНЧС

2. Виды открытого прикуса, кроме:

А) истинный

Б) механический

В) травматический

3. Определение ширины зубных рядов:

А) индекс Пона

Б) метод Шварца

В) метод Pacini

4. Существуют следующие виды аномалий зубов:

А) тремы

Б) диастема

В) зубы Пирогова

5. Передний участок челюстей определяют с помощью:

А) по Пону

Б) по Pacini

В) по Коркгаузу

6. К аномалиям соотношения зубных рядов относится:

А) дистальный прикус

Б) ретрогнатия

В) гиподентия

7. Инструментальные методы диагностики включают:

А) кефалометрические

Б) механические

В) верно все

8. Плоскости для изучения диагностических моделей:

А) сагитальная

Б) туберальная

В) верно все

9. Симметроскопия – это метод изучения:

А) формы зубных рядов

Б) расположение зубов в зубном ряду

В) верно все

10. Лечебная гимнастика тренирует мышцы:

А) жевательные

Б) мимические

В) верно все

11. Составные части аппарата Энгля

А) вестибулярная дуга

Б) касательные балки

В) верно все

12. Составные части аппарата Мершона

А) вестибулярные пелоты

Б) опорная лигатурная дуга

В) верно все

13. Несъемные аппараты функционального действия

А) коронки Катца

Б) каппа Шварца

В) верно все

14. Съемные аппараты функционального действия:

А) каппа Бынина

Б) каппа Шварца

В) аппарат Лури

15. Накусочный пластиночный аппарат Катца применяется для лечения

А) дистального прикуса

Б) глубокого прикуса

В) верно все

16. Аппараты комбинированного действия:

А) аппарат Брюкля

Б) аппарат Гербста

В) верно все

17. Аппарат Брюкля устанавливается на:

А) верхнюю челюсть

Б) нижнюю челюсть

В) на обе челюсти

18. Аппарат Френкеля состоит из:

А) боковых щитов

Б) вестибулярных пелотов

В) верно все

19. Для устранения нижней прогнатии используется аппарат Френкеля:

А) 1 типа

Б) 2 типа

В) 3 типа

20. Для лечения дистального прикуса с протрузией верхних резцов используется:

А) 1 типа

Б) 2 типа

В) 3 типа

21. Для лечения дистального прикуса с ретрузией верхних резцов используется:

А) 1 типа

Б) 2 типа

В) 3 типа

Итоговый контроль знаний

1) К нормальному прикусу относят:

А) ортогнатический

Б) прямой

В) бипрогнатический

Г) верно А, Б

Д) верно все

2) К специальным методам исследования относят:

А) антропометрический

Б) графический

В) кефалометрический

Г) верно А, Б

Д) верно все

3) Небные бугорки верхних боковых зубов в норме контактируют с:

А) продольными фиссурами нижних

Б) язычными бугорками нижних

В) вестибулярными бугорками нижних

Г) верно А, Б

Д) верно все

4) Щечные бугорки нижних боковых зубов в норме контактируют:

А) с небными бугорками верхних

Б) с продольными фиссурами верхних

В) со щечными бугорками верхних

Г) верно А, Б

Д) верно все

5) Каждый зуб верхней челюсти антагонирует в норме с:

А) одноименным и впередистоящим зубами НЧ

Б) одноименным и позадистоящим зубами НЧ

В) одноименным зубом

Г) верно А, Б

Д) верно все

6) Классификация Энгля основана на смыкании:

А) челюстей

Б) первых моляров

В) резцов

Г) клыков

Д) премоляров

7) Первый и второй подклассы 2 класса Энгля различаются положением:

А) моляров

Б) клыков

В) резцов

Г) премоляров

Д) верно все

8) Третий класс Энгля характеризуется смещением зубов:

А) нижней челюсти назад

Б) верхней челюсти назад

В) нижней челюсти вперед

Г) глубоким резцовым перекрытием

Д) верно А, Г

9) Функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области определяют методом

А) электромиографии

Б) реопародонтографии

В) электромиотонометрии

Г) верно А, В

Д) верно все

10) К специальным методам диагностики в ортодонтии относятся

А) функциональные

Б) графические

В) антропометрические

Г) осмотр полости рта

Д) верно все кроме Г

11) При аномалиях окклюзии необходимо провести исследования

А) клиническое

Б) антропометрическое

В) функциональные пробы

Г) рентгенологическое

Д) клиническое и специальное

12) Для определения размеров апикального базиса челюсти используют:

А) метод Пона

Б) метод Хауса-Снагиной

В) метод Долгополовой

Г) индекс Тонна

Д) метод Коркхауза

13) Длину переднего отрезка зубного ряда определяют с помощью

А) метод Пона

Б) метод Хауса-Снагиной

В) метод Долгополовой

Г) индекс Тонна

Д) метод Коркхауза

14) Для определения пропорциональности размеров верхнего и нижних резцов применяют

А) метод Пона

Б) метод Хауса-Снагиной

В) метод Долгополовой

Г) индекс Тонна

Д) метод Коркхауза

15) Метод Герлаха применяют для определения

А) длины тела нижней челюсти

Б) ширины зубного ряда

В) пропорциональности челюстей

Г) пропорциональности размеров боковых и передних сегментов зубных рядов верхней и нижней челюстей

Д) длины переднего отдела челюстей

16) По таблицы Устименко можно определить

А) мезиодистальные размеры коронок молочных зубов

Б) мезиодистальные размеры, высоту и толщину коронок постоянных зубов

В) мезиодистальные размеры, высоту и толщину коронок молочных зубов

Г) высоту и толщину коронок постоянных зубов

Д) мезиодистальные размеры коронок постоянных зубов

17) Молярный индекс Пона равен

А) 64

Б) 70

В) 80

Г) 85

Д) 102

18) Премолярный индекс Пона равен:

А) 64

Б) 70

В) 80

Г) 85

Д) 102

19) Индекс Тонна в норме

А) 1,33

Б) 1,22

В) 1,5

Г) 1

Д) 0,5

20) При лечении дистопии используют

А) коронку Катца

Б) дугу Энгля

В) пластинку с винтом

Г) пластинку с рукообразными пружинами

Д) эджуайс технику

2 1) При вестибулярном расположении зубов используют

А) хирургический метод лечения

Б) аппаратурно-хирургическое лечение

В) протетические методы лечения

Г) аппаратурные методы лечения

Д) функциональные методы лечения

22) Лечением зубоальвеолярной формы прогнатии во время формирования прикуса и в сформированном временном прикусе является:

А) аппарат Энгля

Б) внеротовой аппарат

В) миогимнастика

Г) пластинка с винтом

Д) эджуайс технику

23) При лечении глубокого прикуса применяются:

А) расширяющая небная пластинка с винтом

Б) каппа Шварца

В) коронка Катца

Г) резиновая тяга

Д) коронки с рычагами

24) Нарушения в трансверзальном направлении можно диагностировать с помощью

А) метода Пона

Б) методы Корхгауза

В) метода Снагиной

Г) диаграммы Хаулея-Гербста-Герберта

Д) метода Долгополовой

25) Для лечения глубокого прикуса в период постоянного прикуса применяются:

А) активатор Френкля 1 типа

Б) активатор Френкля 2 типа

В) аппарат Брюкля

Г) верно А, Б

Д) верно все

26) Для лечения глубокого прикуса в период сменного прикуса применяются:

А) каппа Бынина

Б) небная пластинка с накусочной площадкой во фронтальном отделе

В) дуга Энгля

Г) пластинка Катца

Д) верно все

27) Влияние величины силы действующего аппарата на течение биологического процесса в пародонта изучил:

А) Каламкаров Х.А.

Б) Райзман С.С.

В) Варес Э.Я.

Г) Шварц М.

Д) Персин Л.С.

28) Для лечения открытого прикуса у детей дошкольного возраста применяются:

А) аппарат Энгля

Б) защитная пластинка для языка

В) пластинка с вестибулярной дугой

Г) верно А, Б

Д) верно все

29) К аппаратом комбинированного действия относят:

А) коронка Катца

Б) каппа Бынина

В) аппарат Френкля

Г) пластинка Катца

Д) аппарат Энгля

30) К аппаратом функционального действия относят:

А) коронка Катца

Б) каппа Бынина

В) аппарат Френкля

Г) верно А, Б

Д) верно все

Ситуационные задачи.

1. Больной 16 лет, обратился в клинику ортопедической стомато­логии с жалобами на сильно выступающий вперед левый верхний клык.

Объективно: 23 зуб находится в супраокклюзии. Прикус прогна­тический. Дефекты зубных рядов отсутствуют,

Поставить диагноз и обосновать план ортодонтического лечения.

2. Больная 18 лет, обратилась в клинику ортопедической стоматологии по поводу наличия диастемы между 11 и 21 зубами.

Объективно: в области 11 и 21 зубов имеется ярко выраженная диастема (расстояние между 11, 21 зубами равно 6 мм). Прикус ортогнатический. Дефекты зубных радов отсутствуют.

Поставить диагноз и обосновать план ортодонтического лечения.

3. Больной 20 лет, обратился в клинику ортопедической стоматоло­гии с жалобами на эстетический дефект зубных рядов.

Объективно: зубные ряды в/ч, н/ч сужены, нижние боковые зубы перекрывают верхние и развернуты более горизонтально, скученность фронтальных зубов в/ч, н/ч. I класс по Энглю.

Поставить диагноз и обосновать план ортодонтического лечения.

12. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС):

Тщательное изучение литературы позволит грамотно разбираться в аномалиях зубов, зубных рядов прикуса, назначать адекватные методы диагностики и лечения.

Значение изучения темы

Телерентгенография – рентгенологический метод исследования, принцип которого заключается в увеличении расстояния между рентгеновской трубкой и пленкой при расположении кассеты с пленкой вплотную к голове обследуемого. За счет этого снижается поглощенная доза рентгенологического излучения и сводиться к минимуму пространственные искажения получаемого изображения. Телерентгенография является дополнительным методом исследования в ортодонтии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, который необходим для уточнения диагностических сведений, полученных с помощью осмотра и изучения диагностических моделей челюстей.

С помощью указанного метода детализируются сведения о формах и строении лицевого скелета, различных вариантах расположения в нем челюстей, их величине, определяется преобладающее направление роста лицевого скелета. Данный метод помогает дифференцировать анатомические варианты и различные формы зубочелюстных аномалий, выявлять локализацию аномалий или деформаций, изучать соотношение мягких тканей лица с лицевым скелетом. Международная классификация зубочелюстных аномалий ВОЗ подразумевает обязательное использование рентгеноцефалометрического анализа в диагностических целях, так как 1 и 2 группы аномалий – аномалии величины и положения челюстей в черепе – не могут быть распознаны без данного диагностического метода.

Кроме того, получить объективную информацию об изменениях лицевого отдела черепа, связанных с его ростом или лечением, можно лишь проводя наложения копий профильных телерентгенограмм, выполненных в различные временные интервалы.

В настоящее время известно большое количество методов анализа профильных телерентгенограмм. Однако, в большинстве методик недостаточно учитываются индивидуальные особенности строения лицевого скелета. Кроме того, не всегда удается добиться точной топической диагностики нарушений как зубочелюстного отдела, так и всего лица в целом. Напротив, методики, позволяющие проводить исчерпывающее изучение строения лицевого скелета, громоздки и не всегда легко применимы на практике.

Телерентгенограмма дает ценную информацию о морфологии лица, его росте, отклонениях в развитии. Анализ телерентгенограммы позволяет локализовать нарушения строения лица, способствует постановке диагноза и выбору оптимальной тактики лечения.

4. Цели обучения:

4.1. Общая цель: ознакомить студентов с методами ТРГ, анатомо-топографическими ориентирами при проведении ТРГ;

4.2. Учебная цель: обучающийся должен

- знать: анатомо-топографические ориентиры при проведении ТРГ, технику получения ТРГ, методику получения ТРГ по Шварцу, метод анализа ТРГ по Шварцу.

- уметь: анализировать ТРГ, правильно оценивать состояние больного, назначать дополнительные методы обследования и лечения.

- иметь представление: о разнообразии методов диагностики и их роли в формировании правильного диагноза аномалий зубов, зубных рядов и окклюзии.

- иметь навыки: анализа телерентгенографии и уметь назначить адекватное лечение при аномалиях окклюзии по данным ТРГ.

4.3. Психолого-педагогическая цель: воспитывать в студентах чувство ответственности при клиническом приеме пациентов.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната, ортопедический кабинет, зуботехническая лаборатория.

6. Оснащение занятия: презентация, таблицы. (анатомо-топографические ориентиры ТРГ).

7.Структура содержания темы (хронокарта):

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.313 с.)