Государственный контроль (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный контроль (продолжение)



II. Парламентский контроль

Формы парламентского контроля:

· Рассмотрение обращений граждан

· Непосредственное посещение учреждений

· Проведение парламентских расследований

· Проведение правительственного часа и в Государственной Думе и в Совете Федерации.

Это специально введенная форма контроля в целом за Правительством, когда отчитываются министры перед Гос. Думой или Советом Федерации, председатель Правительства, его заместители, вице-премьер по тому или иному вопросу деятельности.

· Обращение к депутатским запросам или запросам членов Совета Федерации

Запрос оформляется в письменном виде. Он докладывается в обязательном порядке первому руководителю. Там очень короткие сроки, согласно закону о статусе депутата Гос. Думы и статусе членов Совета Федерации - должен быть исполнен в течение 15 дней. И, соответственно, идет ответ по тем или иным вопросам. Запрос готовится на основе обращения осужденных или родственников или по тем или иным обстоятельствам чрезвычайного порядка. И, соответственно, должен быть конкретный ответ о мерах, которые приняты в отношении тех или иных должностных лиц.

Довольно часто с письмами, жалобами осужденные обращаются к Жириновскому.

 

III. Правозащитный государственный контроль

(не путать с правозащитным общественным контролем)

Субъекты государственного правозащитного контроля:

1. Уполномоченный по правам человека в РФ (Лукин) УПЧ

2. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ

Они избираются в соответствии с положениями или уставами субъектов.

В настоящее время 65 субъектов РФ имеют своих уполномоченных (в Москве - Музыкантский, в Московской области - Жаров)

3. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (Астахов) УПР

4. Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ

Был Указ Президента, который утверждал положения об уполномоченных по правам ребенка при Президенте. Там была рекомендация, высказанная субъектам РФ - образовать соответствующие должности в субъектах (рекомендации Президента исполняются как приказ). Поэтому созданы во всех субъектах РФ, в части они работают самостоятельно при Президенте или главе субъекта РФ, а есть такие субъекты, когда УПР работают в рамках аппарата уполномоченного по правам человека, является его заместителем, например, в Московской области.

Формы:

Федеральный уполномоченный руководствуется ФКЗ об уполномоченном по правам человека 1997 года (в 98г. в Гос. Доме был назначен первый уполномоченный - Миронов Олег Орестович).

· В соответствии с этим законом УПЧ рассматривает жалобы граждан на действия гос. органов, которые нарушают права человека.

Прим. Если жалуются на ФЛ либо на коммерческую организацию, уполномоченный отказывает в приеме этой жалобе под предлогом, что это не его компетенция.

Уполномоченный вступает в силу, когда исчерпаны иные средства правовой защиты. Нужно чтобы гражданин в этой защите использовал и административные формы защиты своего права и судебные.

Но из этот правила есть 2 исключения:

- для лиц, которые не могут в силу своего либо физического положения либо правового статуса использовать все средства гос. защиты (к ним относятся лица отбывающие наказание в виде лишения свободы). На них это правило не распространяется. Если осужденный пишет жалобу, то УПЧ рассматривает ее независимо от того использованы ли все средства правовой защиты или нет.

- Нарушения прав человека имеют большой общественный резонанс. Уполномоченный вправе принять жалобу независимо от того были ли пройдены все процедуры.

Полномочия УПЧ в основном носят рекомендательный характер и восстанавливает он нарушенные права через деятельность тех гос. органов, которые стоят на защите прав и свобод человека и гражданина: через суд, административные органы и тд.

Уполномоченные юридически не имеют властных полномочий и действуют в основном силой убеждения, давая либо юридический анализ, либо присоединяя к нему общественно-политическую оценку действий учреждений и органов исполняющих наказание, руководствуясь принципами справедливости, гуманизма, равенства, те принципами прогрессивного развития человечества. Поэтому для того, чтобы УПЧ плодотворно действовал, необходимо, чтобы это должностное лицо обладало большим авторитетом, как моральным, так и авторитетом среди гос. органов и чиновников, поддерживалось бы первыми лицами.

В аппарате УПЧ создан специальный отдел, который занимается рассмотрением жалоб осужденных. Кроме этого отдела в управлении есть отдел, который занимается жалобами военнослужащих, мигрантов, отдельные отделы по пенсионному законодательству, гражданскому законодательству, трудовому законодательству, по политическим и гражданским правам (митинги, демонстрации итд). Весь спектр прав человека охватывает деятельность аппарата уполномоченного и самого уполномоченного.

В год поступает ок 3 тыс. обращений осужденных.

· Бывают проверки, как формы контроля. Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать исправительные учреждения без специального разрешения, и так же сотрудники аппарата.

· Уполномоченный вправе по результатам жалоб обратиться в суд за защитой нарушенного права, в том числе и лицами отбывающими наказание и лицами содержащимися под стражей.

Самая главная задача - заложить прецедент (силой аргументации и авторитета), для того, чтобы другие потом могли решать эти вопросы в суде.

· Составление докладов: специальных и годовых

Согласно закону доклады подлежат обязательной публикации в Российской газете. По этим докладам принимаются меры, рассматриваются в органах гос. власти. Иногда даже докладывают Президенту РФ, тк он первое должностное лицо, кому УПЧ представляет свой доклад.

· Обращение УПЧ с жалобой в Конституционный суд при условии наличия жалобы на закон, примененный в конкретном деле. К УПЧ обязательно должен обратиться гражданин, а в отношении этого гражданина должен быть применен закон, который он считает неконституционным.

 

Уполномоченный по правам ребенка этими полномочиями, которые установлены ФКЗ для УПЧ не пользуется. Для реализации этих полномочий он должен обращаться к УПЧ. Но УПР, поскольку он при Президенте РФ, то он использует возможности исполнительной власти.

 

IV. Правительственный контроль

Формы:

· Заслушивание руководителей министерства и службы об эффективности деятельности

· Рассмотрение обращений осужденных и их родственников и иных лиц

· Непосредственное посещение учреждений, председатель Правительства указывает этот перечень.

· Финансовый контроль за эффективностью деятельности учреждений и органов исполняющих наказание. Осуществляется через Министерство финансов.

V. Прокурорский надзор

Формы:

 

· Представление прокурора об устранении недостатков и нарушений законности, выявленных в результате проверок.

· Беспрепятственное посещение прокурором учреждений и органов исполняющих наказание. Для прокуроров вообще нет закрытых мест в учреждениях, даже в тех помещениях, где хранятся секретные документы.

· Ознакомление со всеми документами, включая секретные

· Личный прием прокурором осужденных

· Постановления прокурора, например, постановление об освобождении осужденного из исправительного учреждения. Прокурору дано право, если он обнаружит человека, который незаконно содержится в местах лишения свободы, он своим постановлением освобождает это лицо. Администрация обязана его выпустить.

Прокурор может приостановить дисциплинарное взыскание и освободить осужденного из штрафного изолятора или из помещения камерного типа, перевести его в обычные жилые помещения.

· Согласование ведомственных НПА, которые имеют важнейшее значение для обеспечения законности и соблюдения прав осужденных. Например, правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (приняты в 2005 г). Они принимаются Министерством Юстиции РФ, но по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Также правила внутреннего распорядка воспитательных колоний (приняты в 2006 г). Не будет согласования, акт не будет действовать. Согласование закреплено в нормах УИК.

· Санкционирование отдельных действий администраций. Например, введение в исправительном учреждении режима особых условий. Вводится либо руководителем территориального органа, который исполняет наказание в субъекте РФ, но с согласия санкции прокурора субъекта РФ. Либо руководителем федерального органа, исполняющего наказание, но с согласия Ген. прокурора РФ.

Обязательно согласование для обеспечения законности действий, тк в результате режима особых условий ограничиваются не только права осужденных, но и их родственников, например, прекращаются свидания, прием посылок и передачь.

 

Прокурор считается одним из наиболее действенных форм контроля за соблюдением прав законных интересов осужденных.

 

 

VI. Судебный контроль

 

Формы:

· Судебный контроль при рассмотрении гражданских дел. Одним из субъектов является или осужденный или администрация. Например, осужденный обратился с иском в суд о признании факта утраты трудоспособности и о взыскании причиненного ущерба со стороны администрации. В решении указываются факты нарушения исполнения наказания и это является основанием для действия прокуратуры и иных гос. органов.

· Судебный контроль при разрешении уголовных дел. Либо привлекается к ответственности осужденный либо персонал за допущенные по службе нарушения.

· Судебный контроль при рассмотрении жалоб и заявлений осужденных, которые поданы в порядке ст. 12 УИК

Жалоба идет к председателю суда как к должностному лицу, а не органу правосудия.

· Обращения с жалобами на действия администрации в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

Любое действие любого должностного лица может быть обжаловано в суде.

Эта форма контроля приближает нас к введению должности пенициарного судьи.

В настоящее время эта форма довольно редка. На 18 ноября 2009 у 52.2% осужденных на лицевом счете 0.010 копейки; у 18% осужденных на лицевом счете до 200 руб.

· Решение вопросов об изменении условий отбывания наказаний. Решается судом. Например, перевод из колонии-поселения в обычную колонию или наоборот, перевод в тьрьму, освобождение, условно-досрочное освобождение и тд. Фактически дается оценка действиям администрации.

· Суду сообщается о месте, начале и окончании отбывания наказания.

 

В поселке в Зубово-Поляновском районе в Мордовии несколько лет назад стояло в очереди на условно-досрочное освобождение 1100 осужденных, тк на территории этого района 17 исправительных колоний. В 30-е годы Мордовия была "великой топкой" Москвы - лесозаготовительная кузнеца для Москвы.

 

VII. Ведомственный контроль

Осуществляется ведомствами. Приминительно к большинству учреждений - это Федеральная служба исполнения наказаний и территориальные органы, созданные в субъектах РФ. Приминительно к службе судебных приставов - это федеральная служба судебных приставов. Применительно к военнослужащим - это Министерство обороны.

 

Формы:

 

· Беспрепятственное посещение ст. 24 УИК

· Проверки (инспекции или инспекторские проверки). Их особенность в том, что деятельность персонала проверяется всесторонне и за определенных период времени.

Есть внеплановые целевые проверки. Проверка приезжает по какому-то обращению.

· Назначение и освобождение руководителей от должностей

· Финансовый контроль

 

VIII. Общественный контроль

 

Субъекты:

Президент не является субъектом общественного контроля

1. Общественные наблюдательные комиссии

2. Комиссии по вопросам помилования в субъектах РФ

3. Общественная палата РФ

4. Общественные палаты субъектов РФ (там где они созданы)

5. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти

6. Общественные правозащитные организации

7. Граждане

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.021 с.)