Общественные наблюдательные комиссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные наблюдательные комиссии



Они созданы и действуют в соответствии со ст. 23 УИК и ФЗ об общественых наблюдательных комиссиях №76 от 10.06.2008

В каждом субъекте РФ Общественная палата РФ образует общественные наблюдательные комиссии. Кандидатов для придания статуса члена общественной наблюдательной комиссии выдвигают общественные объединения, которые должны соответствовать определенным требованиям: должны иметь определенный стаж работы в качестве общественного организации и у них в уставе должна быть функция защиты прав человека. К кандидатам тоже предъявляются определенные требования: должны быть граждане РФ, у них не должно быть непогашеной судимости и они должны соответствовать определенному возрастному цензу - 21 год.

 

Полномочия ОНК:

· В составе не менее 2х членов безпрепятственно посещать исправительные учреждения и другие места принудительного содержания. Они должны заранее предупредить о своем посещении (но в законе не указан срок). Беспрепятственно означает, что администрация не в праве отказать им в посещении исправительного учреждения. Если есть эпидемия, то об этом ставятся в известность члены ОНК и берут этот риск на себя. Если режим особых условий, когда есть угроза массовых беспорядков и неповиновений, то они не допускаются.

Возможен отказ, если у члена ОНК находится близкий родственник в этой колонии или если он проходит свидетелем или потерпевшим по уголовному делу по которому осуждено лицо, которое находится в этой исправительной колонии.

 

При проверке они вправе посещать любые помещения, помещения штрафного изолятора, помещения камерного типа, жилые помещения, пищеблок, камеры хранения и тд. Единственное, они не вправе посещать учреждения охраны, тк это не входит в их компетенцию.

 

· Беседовать с осужденными. При чем в условиях когда администрация может их видеть, но не слышать (для отбывания наказания). В следственных изоляторах беседуют в услових, когда администрация и видит и слышит, так как речь идет о тайне следствия.

 

· Имеют право знакомиться с документами и истребовать документы у администрации, которые касаются соблюдения прав и законных интересов осужденных. По результатам проверки они составляют заключение, которое может направляться Уполномоченному по правам человека, в органы прокуратуры и вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, которые обязаны дать мотивированный ответ по результатам проверки.

Как правило, члены ОНК ездят вместе с сотрудниками аппарата уполномоченных по

правам человека в субъектах РФ.

 

В функции ОНК входит не только контроль и проверка, но и оказание содействия,

координация содействия тем лицам, которые отбывают наказание, в тч и в материальном плане и с поиском работы, социальная реабелитация после освобождения. Они координируют деятельность всех общественных образований в субъекте РФ для оказания содействия.

Они избираются на 3 года. Существует очень большой дефицит людей, которые хотят работать в этих комиссиях; в некоторых субъектах не смогли образовать ОНК, тк нет кандидатов.

 


Лекция № 8 (Мшвилдадзе)

 

Мы с вами остановились на общественном контроле, соответственно охарактеризовали в общих чертах такую форму общественного контроля как доля общественных наблюдательных комиссий. В работе общественных наблюдательных комиссий в специальном законе указано могут принимать участие только граждане РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют право осуществлять общественный контроль за деятельностью государственных органов. Ёще одно положение которое имеет важное значение в деятельности общественных наблюдательных комиссий – это то, что выполняют они свои функции на общественных началах. В нормах закона указано, что за свою деятельность они не получают вознаграждения и не могут быть даже премированы за общественную работу со стороны государства. В связи с этим возникают определенные трудности с выполнением этих функций. В условиях, когда большинство людей смотрят на то где бы заработать выполнение общественной работы без материального вознаграждение – довольно сложное, а потому возникает вопрос: как будут финансироваться эти комиссии. Вышли пока из этого положения тем, что Президент РФ выделяет гранты на развитие общественных самодеятельностей. Вот один из грантов дается Общественной палате, дается неправительственным общественным организациям, которые помогают в становлении общественных наблюдательных комиссий. И старая форма – уполномоченный по правам человека в субъектах РФ взяли под контроль становление этой формы общественной самодеятельности и нередко вместе выезжают и осуществляют контроль.

Комиссии по вопросам помилования создаются на основе указа Президента РФ №1500 от 2001 года. Этим указом предусмотрено, что такие комиссии создаются в каждом субъекте РФ. Состоят они из представителей ветеранских организаций, науки бизнеса образования ассоциаций различных ветеранов правоохранительных органов, правозащитных организаций. И они осуществляют первичное рассмотрение материалов по заявлению осужденных, когда они обращаются к Президенту РФ о помиловании. Но рассмотрение - это одна из функций, а ещё одна функция, которая закреплена указом Президента – это осуществление общественного контроля за условиями отбывания наказания в местах лишения свободы. Когда они рассматривают материалы, посещают исправительные учреждения; нужно чтобы они не были в стороне, если они заметят какие-нибудь недостатки и могли в своих отчетах донести до Президента и администрации президента приняты ли меры по установлению нарушений. В 2009 году были внесены изменения в указ Президента и функция контроля была оставлена, Президент подчеркнул, что эти комиссии не выпадают из функции общественного контроля за условиями отбывания наказаний.

 

Третий субъект общественного контроля – это Общественная палата РФ (ОП)и общ палаты субъектов РФ. Общественная палата действует на основе ФЗ. Одной из функций ОП является осуществление контроля за органами исполнительной власти, не только продвижение общественных инициатив, связанных с совершенствованием госвласти. Для этого созданы специальные комиссии в составе ОП. Одну из этих комиссий возглавляет адвокат Анатолий Кучерена, он возглавляет комиссию по контролю за деятельностью правоохранительных… а в составе этой комиссии создана подкомиссия по контролю за деятельностью органов, которые исполняют наказания. В рамках контрольных полномочий ОП может обратиться с ходатайством о рассмотрении тех или иных жалоб, которые поступают в ОП, доставляют эти жалобы и в прокуратуру и уполномоченным по правам человека и в другие госорганы. Может инициировать общественные слушания в ОП на которых присутствуют представители госорганов. Аналогичные ОП в субъектах РФ, которые также ставят вопросы совершенствования исполнения наказания, контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных, когда осуществляют проверки или рассматривают обращения осужденных.

Четвертый субъект – Общественный совет (ОС) при Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИП). Он был создан в январе 2007 года, соответственно определены полномочия ОС, они в своей основе определены приказом директора ФСИП однако есть статья посвященная ОС и в фз «об Общественном совете". Предусмотрено создание при органе исполнительной власти общественных советов и они созданы при всех органах госвласти, которые непосредственно подчиняются как Президенту, так и Правительству РФ.

 

Функции ОС: аккумулирование общественных инициатив в области исполнения уголовных наказаний, взаимодействие с неправительственными общественными организациями, оказание помощи учреждениям, исполняющим наказание, в том числе благотворительной помощи (бизнесмены), рассмотрение обращений осужденных, принятие мер по данным обращениям.

 

Общественные правозащитные организации (ОПО): форма деятельности заключается в постановке проблем соблюдения прав человека, соблюдения международных стандартов, изменения конституционных и правовых форм исполнения наказаний, ставят эти вопросы перед госорганами, ставят вопросы о совершенствовании исполнения наказаний. Людмила Михайловна Алексеева, Борщов Валерий Васильевич, Абрамкин входят в ОС при Президенте РФ по развитию Гражданского общества и правам человека. Международные органы общественного контроля заказывают альтернативные доклады у ОПО.

 

СМИ как важное средство общественного контроля – не обладают властными полномочиями, но могут акцентировать внимание общественности на тех или иных недостатках и в этом их большая сила. (В Красноярской колонии заключенных кормили только квашеной капустой – статья в Российской газете: начальника колонии уволили, всех замов поувольняли)

 

Граждане РФ. Родственники осужденных, граждане которые сталкиваются с этой системой, другие граждане, которые могут посещать исправительные учреждения. Когда были беспорядки в Львовской колонии, когда избивали осужденных, и когда колония поднялась, выгнала администрацию и решался вопрос, что туда введут спецназ для наведения порядка - вокруг колонии собралась большая толпа близких родственников и иных граждан, которые пришли, чтобы осуществить функцию общественного контроля, и пока эти граждане не ушли спецоперацию не проводили. А ушли они, после того как был достигнут компромисс между осужденными и администрацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.01 с.)