Принципы уголовно-исполнительного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы уголовно-исполнительного права



Вы изучали в общей теории права, что такое принципы. И все говорили, что это основные идеи, которые лежат в основе права. Многие не очень понимают зачем они нужны. Принципы – это инструменты правового регулирования, то чем может и должен пользоваться юрист в своей практической деятельности. Есть понятия аналогия закона и аналогия права (здесь пользуемся принципами). Принципы более важны для правотворческой деятельности, нежели правоприменительной – будучи закрепленными в общей части любого законодательного акта (в том числе и в УПК), они обязательны к учету в особенной части, они обязательны для подзаконных нормативных актов и они обязательных для политики, для принятия решения в сфере политической деятельности в области исполнения уголовных наказаний. Законопроект о переходе на тюремное содержание (начиная с 2013 года) проходит согласование в министерствах и ведомствах. Исходно напоминала пельсильванскую систему в 18 веке в США – обсуждали на прошлой лекции. Ответственность за отход от принципов – за нарушение принципа работника наказать нельзя, должна быть вменена конкретная норма. Принципы сами за себя стоят. Причем иногда через несколько десятков или даже сотен лет могут отомстить за то, что от них отходили. Репрессии 30-х годов. Они создают негативное мнение о той системе, которая не придерживается этих принципов, а иногда ведет к разрушению этой системы.

 

Первый принцип – статья 8 УИП – принцип законности.

Он относится к общеправовым принципам, базируется на положениях конституции РФ, для России имеет первостепенное значение, так как Россия относится к континентальной системе права, романо-германская семья, она ориентирована на закон, на верховенство закона и большинство отношений регламентируется законами, нормативными правовыми актами, превалирует писанное право, в отличие от прецедентов.

Законность, как принцип УИП, его формы выражения разнообразны. Остановимся до некоторых из них.

Статья 7 УИК – указаны основания исполнения наказания и применение иных мер уголовно-правового характера. Единственное основание – приговор суда, также принятые на основе приговора суда вносящие какие-либо изменения иные решения судов (решение о замене наказания иным, более мягким, акт помилования, акт амнистии). Это выражение принципа законности, так как приговор суда выносится на основании УП-законодательства, гарантирующее что невиновный не будет привлечен к ответственности.

Заключенный – нет такого слова в УИК, в УИК – осужденный. И другое слов, не использующееся – спецконтингент.

Второе проявление принципа законности – обращение с осужденными осуществляется на основе норм федерального законодательства, не может быть региональных законов, которые регламентировали бы исполнение наказания.

Третье проявление – положения особенной части УИК должны соответствовать общей части УИК. Таким образом выстаивается иерархия: особенная общей, подзаконные акты должны соответствовать УИК, и деятельность администрации персонала должна соответствовать и подзаконным нормативным актам и законодательству.

 

Следующий принцип – принцип демократизма. Тоже общеправовой принцип.

Реализуется в том, что народ (население, граждане России) должны знать в каком порядке исполняется наказание, должны контролировать процесс исполнения наказания (это контроль за государственной властью, все граждане являются налогоплательщиками). Первая форма – контроль общества за условиями отбывания наказания и соответственно за всеми решениями которые принимаются в сфере исполнения уголовных наказаний. Субъекты общественного контроля (будет лекция), но не президент РФ (он высшее должностное лицо). Вторая форма – ранее проявлялся в том, что в процессе исполнения наказания (в местах лишения свободы) были зачатки самоуправления осужденных, это проявлялось через деятельность самодеятельных организаций осужденных (секции дисциплины и правопорядка, санитарно-бытовая, секция культурно-массовой, физкультурно-спортивной работы, чтобы сами осужденные могли помогать администрации организовывать их досуг и проведение культурно-воспитательных и иных мероприятий). Сначала отменили секцию поддержания дисциплины и правопорядка, так как она стала перерождаться в такое звено, которое брало на себя полномочия администрации и поддерживало дисциплину и правопорядок, а поскольку законных средств у этой секции особенно не было, то она поддерживала эту дисциплину с помощью кулака. Затем ФЗ от 9.12.2011 года отменили полностью самодеятельные организации осужденных. И в настоящее время остался начальник отряда, у которого 100, иногда 150 осужденных и никаких помощников у него нет. Но вакуума власти быть не может (придут «смотрящие» за зонами, отрядами). Президиум попечительского совета уголовно-исполнительной системы (В.Селиверстов и А.Карпов)

Следующая форма принципа демократизма – закон подходит к осужденным как гражданам РФ, он не исключает их из граждан РФ. Он оставляет за ними правовой статус гражданина РФ. Они в определенной степени участвуют в решении общегосударственных дел. Особенно осужденные к наказанию без изоляции от общества (выборы президента РФ). Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно КРФ лишены права голосовать и быть избранными (лишены и активного, и пассивного избирательного права). В будущем мы возможно получим иную ситуацию – так как недавно было решение ЕСПЧ, но по правовой системе Великобритании, где признали несоответствующим европейской конвенции о защите прав и свобод человека, то что осужденные лишены избирательного права (полностью лишены), ЕСПЧ указал, что это решение - лишение избирательных прав - должно применяться только против лиц, совершивших преступление против интересов государства и тем самым противопоставили себя государству.

 

Следующий принцип – принцип гуманизма

Основополагающий принцип, он исходит из уважения к человеческой личности, из необходимости развития человека, как сказал Солженицын: «сбережение народа»

Формы проявления его различны – такая форма как цели уголовно-исполнительного законодательства (на первом месте – задача исправления осужденных), под эти цели – основные средства исправления (дать профессию, образование, дать трудовые навыки, социальная работа, обеспечить паспортом, иными документами). Принцип гуманизма реализуется в отношении социально-незащищенных слоев как инвалиды, престарелые, больные (инфекционными заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией). Проявляется в том, что устанавливаются дополнительные льготы женщинам, беременным, имеющим детей. Осужденные, если они имеют ребенка в возрасте до 3 лет и нет условий для его проживания у родственников, то осужденный может его оставить в доме ребенка при исправительном учреждении.

Еще – оказание социальной помощи и поддержке при освобождении из мест лишения свободы (например, осужденный освобождается в первой половине дня (не досидел до 24 часов), если окончание срока на праздничный и выходной день – он освобождается накануне).

Этот принцип есть почти в каждой норме УИК (выезды осужденных за пределы мест лишения свободы, льготные условия несовершеннолетних, когда они могут проживать за пределами зоны).

 

Принцип равенства осужденных перед законом (общеправовой принцип), реализуется довольно своеобразным путем. Он является конституционным принципом, все равны перед законом, независимо от пола, расы, национальности, социального, должностного, имущественного положения. УИК реализует эту норму конституции своеобразным путем, здесь нет ни одной нормы, которая бы поставила бы в неравное положение осужденных в зависимости от их признаков, за исключением пола – для женщин льготы (объяснения – действие принципа гуманизма и второе объяснение – устанавливая льготы для женщин мы тем самым их выравниваем с мужчинами и нет нарушения принципа равенства). Еще один нюанс – для наших правоохранительных органов (осужденных сотрудников) созданы отдельные колонии (нет отхода – так как условия отбывания там те же самые, как и для других осужденных и обеспечение безопасности).

 

Специальные принципы:

1) Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания. Дифференциация означает разделение осужденных на отдельные какие-либо группы и определение их правового статуса. Индивидуализация означает индивидуальный подход к каждому осужденному и принятие решения с учетом интересов личности этого осужденного (если у осужденного нет семьи и никто не приезжает на свидание – его нельзя поощрять дополнительным свиданием).

Дифференциация - до 40 закрепленных в законе признаков по которым дифференцируются заключенные (мужчины и женщины, несовершеннолетние и взрослые, больные и здоровые, инвалиды, лица, старше 60 лет, женщины старше 55 лет, злостные нарушители режима, просто нарушители режима, положительно-характеризующиеся осужденные и «болото» - те кто не положительно и не отрицательно, их большинство), это не означает от отступления от принципа равенства (равенство обеспечивается в зависимости от тех признаков, которые установлены КРФ, а в зависимости от поведения, тяжести совершенного преступления равенство не допускается).

2) Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения
Речь идет о том, чтобы в реализации этого принципа в большей степени использовать меры позитивного стимулирования поведения осужденных. Это педагогический принцип.

3) Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
Этот принцип отражает (когда говорили о предмете УИП) – наказание соединяется в обязательном порядке с мерами исправительного воздействия и что перспективы развития системы наказания заключаются в том, чтобы расширять не карательные элементы, а меры воспитательного воздействия. Чтобы осужденный в меньшей степени испытывал трудности, когда будет выходить из исправительного учреждения или освобождаться от других видов наказания, чтобы меньше было рецидива преступления. В перспективы ждет сочетание еще и с мерами медицинского воздействия (генетического воздействия).


 

Лекция 3 (Анненкова)

Уголовно-исполнительное законодательство в РФ

 

  1. Цели уголовно-исполнительного законодательства
  2. Структура
  3. Особенности уголовно-исполнительных норм и уголовно-исполнительных правоотношений

 

Цели

 

На первом месте – исправление осужденных.

В отличие от уголовного процесса здесь нет цели «восстановление социальной справедливости». Потому что справедливость осуществляется приговором суда.

 

Концепция примата цели исправления, т.е. первостепенной роли. При этом она труднодостижима.

 

У нас нет системы учета рецидивной преступности. В СССР она была, а в РФ от неё отказались, и до настоящего времени она не восстановлена. Но исследования проводятся, и недавно было установлено, что в течение первых трёх лет после освобождения из исправительных колоний строго режима повторно совершают преступления 29,6% осужденных, а из колоний общего режима – 55%. В среднем получается 33-35%. При этом в зарубежных странах рецидив составляет порядка 60%.

Самые опасные для рецидива – именно первые три года, дальше интенсивность падает.

 

Можно подумать, что эта цель изжила себя, что это «советская» цель. Как правило, она не достигается, поэтому от неё пора отказаться. В Советское время цели исправления действительно придавали гипертрофированный вид. Считалось, что воспитание в исправительных учреждениях является частью коммунистического воспитания и как-то в одной из методичек была поставлена цель – воспитывать в исправительных учреждениях строителей коммунизма, людей с качествами строителей коммунизма. Мы тогда пошутили, что чтобы построить коммунизм, нам надо всех граждан пропустить через исправительную систему, и тогда мы получим строителей коммунизма. Так что преувеличение цели было.

Но и сейчас отказываться нельзя, и несмотря на то, что она труднодостижима, это не значит, что от неё надо отказываться. На то она и цель. Если мы откажемся от этой цели и оставим только целью предупреждение преступлений, мы места лишения свободы и другие наказания превратим в технологию. Не работа с этим лицом, а содержание. А зачем ему библиотека в местах лишения свободы? Кормим, спит, гуляет на воздухе – и достаточно. А зачем его учить? Эти вопросы сразу встанут.

 

И если государство поставит такую цель, то мгновенно уменьшит расходы на такие учреждения. И, кстати, некоторые западные страны идут по такому пути – у них есть технологическое камерное содержание, а всё что с связано с работой «для души» - это общественные организации, благотворительные фонды, бизнес, который выделяет деньги и проводит множество курсов: по обучении, по избавлению от различных зависимостей (алкоголизма, наркомании, токсикомании). У нас сейчас нет такого среднего класса, который мог бы это всё профинансировать. У нас государственная идеология, и отказываться от неё рано.

Ведь, например, цель у больницы – вылечить. Но разве эта цель достигается сейчас. Однако, это не значит, что мы будем убирать эту цель у больницы.

Да и международные стандарты (Международный пакт о гражданских и политических правах) прямо указано, что целью пенитенциарного учреждения является исправление осужденного.

Так что эту цель необходимо оставить, более того, она должна иметь приоритетное значение.

 

Это приоритетное значение и обусловливает то, что мы ставим вопрос о расширении средств исправления осужденных. Это и психологи, и социальная работа.

 

 

Вторая цель – предупреждение преступлений со стороны осужденных.

 

Осужденный не должен иметь возможности (в пределах разумного) совершить преступление. В метах лишения свободы это и обыски, и осмотр помещений, и цензура корреспонденции, и изъятие запрещенных предметов, и режим особых условий, и меры безопасности, технические средства надзора и контроля.

 

Большой упор на технические средства. Поэтому их труд – очень дорогой. Это для самих осужденных труд дешевый, а в целом это получается дорого.

 

 

Третья цель – предупреждение преступлений со стороны иных граждан (общее предупреждение)

 

Эта цель должна воздействовать на всех граждан, а не только на «неустойчивых».

Не должно представляться каких-то привилегированных условий отбывания наказаний, не должно быть отступлений.

Правда, иногда практика преподносит нарушения этого принципа. Например, показывают, как в исправительном учреждении есть компьютеры – а те, кто на свободе, говорят: «Как же так, а я нас нет такого». И получается, что на территории, допустим, колонии, жить можно, жить интереснее, чем в «обычной» жизни.

 

Мы переходим от доктрины «клетки» (где неуютно находиться, и соответственно люди не будут совершать преступления, чтобы не попасть в такие условия) к доктрине «золотой клетки».- всё очень хорошо, но это клетка. Раньше всё было так, чтобы на территории было очень неуютно (ни деревьев, кустов, комфортной краски на стенах), чтобы это всё давило на психику. И американцы, кстати, использовали этот фактор, чтобы вычислить количество осужденный в СССР. Они со спутника сфотографировали все секретные объекты (которых было много, так как ещё военные, атомные объекты), а потом отобрали по принципу – если на территории нет растительности, то это колония. И так высчитали – 1,2 млн. осужденных. Они ошиблись на 300 тыс. чел (1,5 млн. Чел.). Но они ошиблись не за счёт того, что что-то не сфотографировали, а потому что рассчитывали исходя из норм потребления. А у нас было переполнение, и многие получали довольствие ниже нормы.

 

 

Структура

 

1) Согласно п. «о» Конституции РФ уголовно-исполнительная система – в ведении Федерации. А это значит, что действуют только федеральные акты, и нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут устанавливать условия отбывания уголовных наказаний и применения мер исправительных воздействий.

 

2) В отличие от УК РФ, где только один акт, в уголовно-исполнительном законодательстве существует большое число нормативно-правовых актов, которые содержат нормы уголовно-исполнительного права.

 

Источники:

а) Конституция РФ (п.3 ст.32) лишает осужденных права избирать и быть избранными.

б) ФКЗ («Об уполномоченном по правам человека в РФ» - например, определяет порядок направления жалоб лиц, отбывающих наказание, в адрес уполномоченного по правам человека)

в) ФЗ: УИК РФ (он впервые в истории нашего государства урегулировал исполнение всех видов наказаний, были закреплены достаточно прогрессивные принципы, появилась отсрочка отбывания наказания, выезды появились осужденных за пределы исправительного учреждения, отменил ограничения в переписке, отменил конфискацию – чтобы не плодить нищих), Семейный кодекс (упрощенный порядок развода с осужденным), «Об оружии» (нельзя иметь оружие лицам, которые отбывают наказание), «О гражданстве» (если лицо отбывает уголовное наказание, то его ходатайство о выходе из гражданства РФ рассматривается после отбытия наказания).

г) Законы РФ (законы, которые были приняты до 1993 г.) «Об учреждениях и органах, исполняются уголовное наказание в виде лишения свободы» (авг. 1993 г.)

д) подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ (например, №1500 «О комиссиях по вопросам помилования» 2001 г.), постановления правительства РФ (о нормах питания, вещевого довольства, воспитательных центрах)

е) ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты (Минюст и Минобороны): например, Правила распорядка в исправительном учреждении, нормы оказания медицинской помощи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.047 с.)