Особенности уголовно-исполнительных норм и уголовно-исполнительных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности уголовно-исполнительных норм и уголовно-исполнительных правоотношений



 

Характерно деление норм на различные виды:

– технические (закрепляются какие-то количественные нормы);

– логические (не полная конструкция «гипотеза-диспозиция-санкция», нормы регулирующие поведение осужденных и персонала в различных источниках – УИК и ФЗ «О службе в органах внутренних дел»).

 

Уголовно-исправительные нормы должны иметь психолого-педагогическое содержание, и они гарантируются повышенными санкциями.

 

Элементы правоотношения: субъект, объект, содержание, юридический факт.

 

Основной юридический факт – вступление приговора в законную силу.

Содержание – права и законные интересы, обязанности осужденных

Субъекты – осужденный и администрация (это основные), а также суд, прокуратура, родственники лиц отбывающих наказание, Президент РФ (акты и помиловании).


Лекция 4 от 15.03.12г
(Чернигова)

Тема: Правовое положение лиц, отбывающих наказание.





Вопросы:



1. Понятие и содержание правового положения осужденных



2. Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве



3. Основные права и обязанности осужденных





 

1. Понятие и содержание правового положения осужденных. 



Правовое положение – юридически закрепленное положение личности в обществе. 

Различают несколько уровней закрепления (видов правового положения): 

1) общеправовой статус 

2) специальный правовой статус (их достаточно большое число)

3) индивидуальный правовой статус.





Правовое положение лиц отбывающих наказание - это разновидность специального статуса (т.е. правового статуса определенной группы лиц, объединенных по какому-либо признаку, в данном случае по признаку отбывания уголовного наказания). Однако этот спец. правовой статус тесно связан и базируется на общем правовом статусе гр-на, так как наказание и его исполнение не может полностью блокировать действие общего статуса гражданина, на осужденных распространяется ряд конституционных прав и обязанностей.

Нужно отличать правовое положение от фактического положения (которое связано с реализацией прав, обязанностей и законных интересов), отличается от юридического. Юр положение это положение на бумаге, бумажное положение. Фактическое положение – это то, как мы существуем в реальной действительности. И фактическое положение осужденных отличается от юридического.

Таким образом, правовое положение осужденных - это юридически закрепленное положение лиц, отбывающих тот или иной вид уголовного наказания.





По поводу содержания правового положения существуют разные позиции. Часть ученых включает в это понятие большое количество правовых категорий, иногда до 20 (не только права, обязанности, но и гарантии, ответственность, принципы правового регулирования и т.д.) Напр. Кучинский, Матузов.

В прикладных отраслях права (в т.ч. в УИП) преобладает понимание правового положения осужденных в узком смысле слова, как совокупности прав, обязанностей и законных интересов. 





Когда говорят о субъективных (статусных) правах, то обычно выделяют 3 правомочия:

1. право пользоваться каким-либо благом(или отказаться пользоваться данным благом)

2. право требовать от иных лиц соблюдения права (т.е. выполнения обязанностей, которые обеспечивают пользование этим благом

3. обращаться за защитой нарушенного права.

Осуждённый тоже субъект этих правомочий.

Например, осужденный может отказаться идти на свидание, право требовать от администрации соблюдения его прав.

Субъективное право в нашей стране только приближается к уровню субъективного права, каким оно должно быть в правовом государстве. Однако у нас есть отдельные правомочия, которые в большинстве государств реализуются как субъективное право, а в нашей пеницитарной системе они таковыми не признаются. Например, право на пеницитарную эвтаназию. Напр. право на голодовку - у них признается, у нас нет. Голодовка ирландских осужденных-террористов в 80-е гг. чтобы им позволили носить др. одежду, т.к. считали себя политическими осужденными. 16 из 24 умерли. У нас при голодовке после истечения некоторого времени если врач дает заключение, что голодовка угрожает жизни и здоровью осужденного, то его кормят принудительно.

Юридическая обязанность - это мера должного, необходимого поведения. Выражается в двух формах: запреты, которые установлены для осужденных (напр. запрет иметь деньги в местах лишения свободы) или позитивные обязанности (обязанность трудиться). Основные обязанности перечислены в статье 11 УИК.

Законные интересы осужденных (отличается новизной, лет 20) - правовые возможности, которые реализуются не на основе собственного усмотрения осужденных, а на основе усмотрения иных органов (администрация, суд, прокуратура). Благо это не пожелание осужденных, предоставляется по решению иных субъектов уголовно-исполнительных отношений. Напр. усл-досрочное освобождение - это законный интерес (это не субъективное право). Если суд разрешает, то у осужденного на индивидуальном правовом статусе появляется субъективное право освободиться. 

Выезд за пределы исправительного учреждения в отпуск, для свидания с ребенком-инвалидом для женщин - администрация решает, давать или не давать.

Виды законных интересов:

1) проистекающий из поощрительных норм (оцениваются заслуги, например, выезд за пределы исправительного учреждения).


2) проистекающий из норм, устанавливающих льготы для осужденных (поощрение всегда зависит от поведения, а льготы зависят от др. факторов, например, инвалидам предоставляются дополнительные посылки).



3) проистекающие из иных норм. Различные приемы законодателя - "по возможности", "как правило", "с учетом". При появлении этих оговорок субъективное право превращается в законный интерес. 





 

2. Закрепление в законодательстве.



В ст.10 - основные принципы правового положения лиц, отбывающих наказание. Первый принцип - п1ст.10

1)РФ уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Государство будет это обеспечивать. В соответствии в этим принципом - 7 видов государственного контроля сейчас (уполномоченный по правам человека в РФ - у нас это государственные орган - защита прав граждан от неправомерных действий гос. органов. У него есть право беспрепятственного посещения исправительных учреждений, последнее изменение – такое же право у уполномоченного по правам ребенка). Региональные уполномоченные по правам человека. Уполномоченному по правам ребенка предоставили это право посещать воспитательные учреждения и колонии для несовершеннолетних+ женские колонии где существуют дома ребенка. Они в т.ч. защищают права осужденных.





Второй принцип - п2ст10

2)За осужденными сохраняется правовой статус гражданина РФ и гражданство РФ. 

В законодательстве о гражданстве РФ установлено, что если лицо обращается к президенту РФ с просьбой о выходе из гражданства, то такой выход возможен лишь после того, как он отбудет наказание. Осужденные не могут выйти из гражданства по собственному желанию. И государство не может лишить гражданства осужденного в не зависимости от того какое именно преступление он совершил.(Существует международный стандарт, который запрещает это).

Такое положение было не всегда, если мы заглянем в историю, то увидим, что:

Англия ссылала своих осужденный в Австралию с лишением подданства. Франция в Новую Каледонию. В СССР до 1958 было наказание в виде лишения гражданства с высылкой за пределы СССР(применялось избирательно, не всех лиц высылали).применялось до 1958 г. До принятия законодательства уголовного.В настоящее время такое наказание невозможно,так как все территории уже поделены(высылать особо некуда) в т.ч. потому что есть Междунар. конвенции, которая препятствуют образованию лиц без гражданства. И закреплено у нас в Конституции. Обращение к гражданским чувствам при разборе завалов.

 В одной из колоний начальник ввёл правило, что когда открывается дверь штрафного изолятора осужденные должные должны исполнять гимна РФ.(Нарушение законодательства, так как это не добровольное пение, а обязательное, тк если они не пели начальник их наказывал). Прокуратура сообщила, что такая практика запрещена. шутить с государственными силами нельзя.(это всё искажение чувства гражданства!!!!)



3) Ограничение правового статуса гражданина могут быть закреплены только законодательством, в данном случае федеральным законом. Не могут устанавливаться законодательством субъектов РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами. Тем более не могут устанавливаться указаниями руководителей исправительных учреждений или вышестоящих руководителей. Министр юстиции не может дать указание о том, чтобы изменить условия отбывания наказания осужденным (например, ограничить их в большей степени, что закреплено законом).

Раньше в советское время до принятия УИК был закреплен иной режим- ограничения могут вытекать из режима отбывания наказания или решения(приговора) суда. И такие факты были, это не было только словесно (Например, в местах лишения свободы до 1974г было установлено ограничение на вступление в брак. Считалось, что оно вытекает из режима, в законодательстве не было закреплено. Когда в 1976 г, когда наступила волна демографического спада и на уровне Центрального комитета партии задумались о том, как это компенсировать. Посмотрите, в местах лишения свободы 1 200 000 мужчин и им в брак запрещено вступать, вот где рождаемость нужно поднимать. Ну давайте в кодексе запишем тогда, что брак разрешается. Чтобы искоренить эту практику, была издана инструкция МИНЮСТА о порядке заключения брака. и получилось так, что раньше они в течении 40 лет не пользовались этим правом, потому что не было инструкции о порядке заключения брака. Соответственно, сделали инструкции и осужденные начали регистрировать брак.(Перепись фиксирует, что около 2% осужденных на пожизненное лишение свободы зарегистрировали свой брак. А так в местах лишения свободы до 15% осужденных заключают брак.)



Все должно быть закреплено в законе – все это установлено в Ст.10 – здесь также регламентируется правовой статус ин гр-н - отсылочная норма. 

ФЗ о правовом полож-и ин гр-н и лиц без гр-ва. 





3. Основные права и обязанности осужденных.





Основные обязанности осужденных- ст.11 УИК.

1) Обязаны соблюдать обязанности граждан РФ

Освобождены от обязанности служить в армии!

Осужденные платят все налоги. 

Обязанность соблюдать законы РФ и законы о порядке и условиях отбывания наказания.

Беречь окружающую среду, экологию.

2) Обязаны выполнять законные требования администрации исправительных учреждений и других органов, исполняющих наказания.

3)Обязаны вежливо относиться к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Установлены правила обращения осужденных: к персоналу должны обращаться с добавкой слова "гражданин" или по званию или по должности (это правило очень критикуют обычно, но никаких предложений как называть по-другому не поступало). По имени-отчеству к персоналу можно только в детских колониях, а к детям - по имени. А так, осужденные называют друг друга по фамилии(элемент вежливости). Запрещено давать и присваивать клички, употреблять жаргонные слова (так как за этим сразу может последовать реакция, которая может перерасти в преступление - расправиться с осужденным, кто дал кличку).

4) Обязаны являться по вызову администрации исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание. 

Процедура достаточно проста, либо осужденный является добровольно по вызову администрации, либо осуществляется его принудительный привод.

5) Обязаны соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Это обязанность применима к тем осужденным, которые отбывают наказание в условиях изоляции и вот эти требования они как раз характерны в условиях изоляции, массового проживания людей. Если осужденный не будет этого соблюдать, то могут последовать эпидемии, будет не опрятный вид у этого человека, соответственно, другие осужденные будут издеваться над ним, могут быть эксцессы с его стороны или со стороны других осужденных.

Нравственные нормы поведения - запрет играть в карты, наносить себе татуировки, давать клички и т.д.

Основные права осужденных - ст.12-15 УПК.

1) Право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Это конституционное право на информацию. Формы информирования: путем наглядной агитации, ознакомление с самими нормативными правовыми актами (в библиотеке - УИК, правила внутреннего распорядка), занятия с осужденными (правовая подготовка, правовое воспитание), памятки для осужденных. Памятки для осужденных есть в Дании, там похвастались, что даже есть на русском языке. В памятке 16 пунктов (например, если у вас заболел зуб - нажмите кнопку охранника).

В УПК закреплена также обязанность администрации знакомить осужденных с техническими охранными средствами, которые представляют угрозу жизни и здоровью осужденных в случае побега (под расписку). Например, собаки.



2) Право на вежливое отношение(обращение) со стороны персонала.

3) Осужденные не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытание лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований,

4) см. П4 ст.12.

право обращаться в различные государственные и общественные органы – администрация учреждений исполняющих наказание, вышестоящие органы, суд, прокуратура, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии и общественные объединения, межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (раньше была дописка - "если исчерпаны все национальные средства"). Норма об исчерпывании национальных средств оказалась не соответствующей международным стандартам и её убрали.

В Европейский суд по правам человека можно обращаться не дожидаясь исчерпывания всех национальных средств защиты прав человека - после кассации, не дожидаясь надзора. Не все межгосударственные органы могут защищать права осужденных. 

5) см. П5 ст.12.

У нас в Конституции - право обращаться на родном языке. В УИП - на гос. языке или гос языке субъекта. При подготовке кодекса шло бурно обсуждение этого, так как нельзя гарантировать во всех субъектам в местах лишения свободы обращаться на родном языке, так как есть еще и иностранные граждане. (Например, башкир отбывает наказание в Якутии, естественно обращается на своем родном языке, соответственно, нужно обеспечить переводчика. Можем мы это гарантировать? в России существует 400 языков, мы не можем гарантировать это.) Соответственно, это ограничение решено было записать в виде прав осужденных. А вот осужденным иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется обращение на родном языке!


 

Лекция 5 – 22.03.2012 (Буренкова)

Права и обязанности осужденных были предусмотрены и в предыдущих УИК, однако, в каком виде они сейчас предусмотрены и закреплены – это делается впервые, потому что Россия признала целый ряд международных конвенций, в том числе и по защите прав осужденных и соблюдения минимальных правил соблюдения наказания, отсюда и статьи, которые предусматривают такие права осужденных. Здесь надо заметить, что есть статьи, которые посвящены основным правам осужденных, и есть иные права, которые даже не формулируются как права, а формулируются как обеспечение некоторых прав осужденных. Есть две позиции – если статья формулирует права осужденных, значит, осужденные имеют право требовать исполнения и обеспечения, если же статья называется «обеспечение» некоторых прав, то это обязанность администрации в меру возможностей (материальных, физических, кадровых) обеспечить эти права осужденным. Отношение к тем правам, которые есть и закреплены в действующем УИК вызывает разные эмоции. Прежде всего, стоит отметить, что все основные права, которые есть, напрямую вытекают из Конституции и представляют собой те же самые права, которые относятся к любому гражданину РФ или иностранцу, проживающему на территории РФ. Однако, в связи с тем, что осужденный отбывает наказание, эти права могут быть в определенной мере ограничены, в зависимости от вида наказания, но, тем не менее, называются основными, поскольку практически не ограничиваются. Это первая предпосылка. Вторая – признавая международные и, в частности, европейские нормы содержания осужденных, по существу меняется отношение к ним. Если раньше мы говорили о каких-то минимальных правилах и нормах, которые надо обеспечить, сегодня мы говорим о минимальных социальных нормах, которые следует обеспечивать и это совершенно разные подходы, к осужденным в частности. Например, если раньше мы говорили о требованиях и правилах отношения к осужденным, то мы имели ввиду прежде всего исполнение тех правил, которые предусмотрены внутренним распорядком отдельных исправительных учреждений. Когда мы говорим о социальных минимальных нормах и правилах, мы говорим о том, что осужденный также должен обеспечиваться пенсией и теми социальными пособиями, отпуском, в частности по уходу матери за своим ребенком до трех лет и так далее. Эти социальные пособия, предусмотренные для всех граждан РФ, распространяются в том числе и на осужденных и, таким образом, отношение к ним сегодня совсем иное, чем это было до 1996 года. Хотим мы этого или нет, это надо осознавать, когда мы говорим о уг-исп законодательстве и правах осужденных.

См. статьи 12,13,14

Разберем некоторые нормы.

Право осужденных на информацию – этой нормы раньше не было закреплено в законодательстве, осужденному говорили, какой у него внутренний распорядок дня, по какой причине бывает досмотр, выемки ненужных предметов и т.д. и, независимо от того, было это известно осужденному или нет, его всегда можно было наказать. Теперь осужденного нельзя наказать за проступок, о котором он не знал. Администрация должна проинформировать осужденного о правилах и нормах. С 1998 года, когда вся система исполнения наказаний была переведена из органов внутренних дел в министерство юстиции, эта позиция стала действовать. Органы внутр дел, как силовые структуры, никогда не относились к осужденному как к гражданину, который тоже может иметь право на что-то. Пришлось перевести всю систему исполнения наказаний в гражданское учреждение.

 

Вежливое обращение со стороны персонала – это право очень трудно требовать и не всегда получается, можно сказать только, что, если бы эта норма работала, то, наверное, у нас не умирали бы в следственных изоляторах, в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Это право пока обозначено и идти к нему, конечно, долго. Те, кто работает в местах лишения свободы – их специально обучают смотреть на осужденного как на гражданина.

 

Право обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами к администрации. Раньше говорили только о жалобах. Осужденный может жаловаться, может обращаться с заявлениями. Сегодня появилась еще одна форма обращения – предложения. Осужденный может обратиться и предложить, что изменить в условиях, отношении и т.д. Сегодня перестраиваются здания, в которых осужденные живут и работают, с целью улучшения условий.

 

Право на получение юридической помощи – это право ранее не было предусмотрено, сегодня оно имеет место быть. Это означает, что осужденный имеет право пользоваться услугами адвоката в той мере, в которой считает нужным. Адвокат по требованию осужденного может приехать и работать с ним, но только в рабочее время. Это говорит о том, что осужденный сегодня, независимо от того, насколько он владеет нормами права, может вызвать к себе профессионала и получить юридическую помощь.

 

Осужденный обязан трудиться, но может отказаться от работы, которая не подходит ему по тем или иным показателям, администрация тогда обязана предложить ему работу на выбор с учетом психо-физиологических особенностей, интеллектуальных особенностей и т.д. в конечном итоге осужденный должен выбрать из совокупности предложенных работ. Сегодня в местах лишения свободы работает немного людей, по разным исследованиям – от 25% до 60%. Работают только в колониях общего режима.

 

Особое положения иностранцев-осужденных. Иностранному гражданину, совершившему преступление на территории РФ, будет ограничен выезд из РФ до того момента, пока с ним не разберется следственный комитет и не установит, что это лицо может выехать. если не разрешит – будет отбывать здесь. Если это лицо занимается предпринимательской деятельностью, имеет долги, кредиты, то, пока не погасит все, не уедет. Отбывание наказания иностранцами: осужденный имеет право говорить на родном языке или любом другом, которым он может воспользоваться и знает лучше, чем свой родной. Предлагается переводчик. С учетом этого, такой осужденный может обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на том языке, который ему ближе. Он также имеет право поддерживать связь с консульскими и дипломатическими представительствами, расположенными на территории РФ. Хотя бы для того, чтобы сообщить на родину. Ранее было предусмотрено право осужденного на один звонок домой, чтобы сообщить о приговоре. Если таких учреждений на территории РФ нет, то может обратиться в любое другое представительство, через которое будет иметь связь с домом. Осужденные иностранцы отбывают наказание отдельно от граждан РФ, там работают переводчики, знающие не один язык, для иностр граждан создаются специальные условия, чтобы они имели связь с внешним миром. Это отдельные колонии. Ближайшая колония для иностранцев находится в Мордовии.

 

Ст.13 – право осужденных на личную безопасность. Это новая статья. Если осужденному при попадании в учреждении грозит опасность, предлагают перевести в другое учреждение. Осужденный сам решает, переводиться или нет, также может подать заявление, что ему грозит опасность. Его могут срочно изолировать, если нужно.

 

Ст.14 - Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания. Говорить о том, что это право осужденного было бы утопией, но сегодня стараются выделять специальные помещения. Священника также могут пригласить к больному.

 

Государство сегодня предпринимает максимум усилий и затрат для изменения условий отбывания наказаний в лучшую сторону.

 

Была принята реформа о развитии уголовно-исполнительной системы и сегодня реализуется. У нас сегодня в стране 2 вида колоний -поселений: для тех, кого перевели в качестве смягчения и для тех, кого сразу определили в колонию. В каждый год по 100тыс. чел планируется переводить в колонии-поселения из других исправительных учреждений.

 

Осужденный может тратить половину своих заработанных денег в магазине на территории учреждения, также есть минимум продуктов которые осужденный имеет право приобретать. В учреждениях также есть библиотеки.

 

Учреждения и органы, исполняющие наказание.

 

Существует две группы органов, исполняющих наказание: министерство обороны и министерство юстиции. Военнослужащие, отбывающие наказание, подчиняются органам министерства обороны. Все граждане не военнослужащие и не военнообязанные отбывают наказание в органах, подчиняющихся министерству юстиции.

имеют место две пирамиды, они объединяются в рамках верховного Суда РФ, поскольку там находится и военный трибунал и суды общей юрисдикции. Общие вопросы по исполнению и мере наказаний они между собой уже согласовывают. Поскольку и те, и другие являются гражданами РФ, отсюда и наказания должны быть соразмерными. Но лишение званий, должностей у военных – это первоочередные меры, на которые воздействует судебная или исполнительная система.

 

Органы, исполняющие наказание не для военных.

 

Этапы: Органы внутр дел – след комитет – суд – отбывание наказания. При этом прокуратура надзирает. Пройдя эти этапы попадает в ФСИН. Попадая в систему исполнения наказания, главное, чтобы из этой системы осужденный вышел «исправленным» человеком. То есть, это звено, которое опять выпускает человека в общество.

 

Различают несколько групп исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание:

 

  1. Центральные органы исполнения наказаний: федеральные органы исполнения наказаний (ФСИН, главное управление исполнения наказаний).
  2. Территориальные органы управления, создаются при субъектах федерации и осуществляют управление всеми учреждениями исполнения наказаний на территории субъекта.
  3. Учреждения, в которых осуществляется исполнение наказания.
  4. Органы-учреждения, созданные для обеспечения деятельности учреждений, выполняющих наказание.
  5. Иные учреждения, которые не входят в систему исполнения наказаний, но так или иначе привлекаются к исполнению наказаний.

 

ФСИН и главное управление исполнения наказаний – это органы федерального значения. Их деятельность регулируется специальным положением о федеральном органе уг-исп системы. Подчиняются министерству юстиции и выполняют управленческую функцию. Все вопросы, связанные с идеологией, организацией, управлением, изменением системы, лежат на этих учреждениях.

Территориальные органы управления – их деятельность заключается в обеспечении согласованной деятельности органов, расположенных на территории субъекта. С принятием действующего уг-исп закона существует территориальный принцип отбывания наказания – отбывает там, где осужден или проживал (если рядом). Есть исключение – при опасности для жизни осужденного переводят, если нет свободных мест, то переведут в ближайшее учреждение. Нельзя содержать вместе осужденных, вместе совершивших преступление. Существует перечень статей, по которым не могут отбывать по месту жительства, например теракт, диверсионные действия.

Учреждения, в которых осуществляется исполнение наказания: уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии.

Колонии-поселения: в населенных пунктах, где создается исправительное учреждение, строят забор и отмечают кто пришел и ушел, если работают и живет за пределами колонии, отмечают на работе. Многие колонии-поселения не огорожены, перемещения осужденных возможны в пределах административной терр единицы. если нужно выехать за пределы, ставит в известность администрацию.

Исправительные колонии: Общий, строгий и особый, отбывают осужденные в зависимости от степени общественной опасности.

Воспитательные колонии: только для несовершеннолетних.

Лечебно-исправительные учреждения, тюрьмы, СИЗО. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы.


 

Лекция 6 (Езерский)

Применение оружия

Закон позволяет применять оружие при побеге с помощью ТС (автомашина, вертолет). Можно применять оружие и по человеку причастному к организации побега, и по вертолету на поражение. Так как применение оружия - это обязанность персонала охраняющего заключенных.

Принципы предъявляющиеся к учреждения исполняющим наказания

1. Эти учреждения - государственные органы, функция исполнения наказания - тоже государственная. Есть в проекте возможность создания частных органов - даже существует модель, созданная в Подмосковье - но не введенная в действие.

2. Специализированные органы - направленные только на исполнение наказания. Исключение: командование воинской части, командир подводной лодки итд.

Контроль за деятельностью учреждений исполняющих наказания.

Назначение контроля:

· для обеспечения законности в системе учреждений исполняющих наказания;

· идеологическое назначение - элемент идеологии государства (внешне и внутренне политический элемент). Выполнение международных соглашений, соблюдение международных стандартов - влияние на мнение международных организаций и зарубежных стран. Средства идеологического воспитания и снижения социальной напряженности - внутри страны (социально-правовое значение);

· эффективное расходование бюджетных средств на систему исполнения наказаний.

Понятие контроля:

· Проверка соответствия действий персонала положениям закона (УИК);

· Выявление нарушений закона, принятие мер по устранению последствий этих нарушений по привлечению лиц виновных в этих нарушениях к ответственности;

· Принятие мер по профилактики нарушений.

Виды контроля: международный (наднациональный), государственный и общественный (национальные).

Международный контроль

Международные акты: ООН и СЕ

ООН - Пакт о гражданских и политических правах (1964 г.), Конвенция о запрете пыток, других жестоких или бесчеловечных видов обращения и наказания (1984 г.)

Три формы международного контроля:

· Представление периодических докладов государствами участниками данных международных соглашений (1 раз в 5 лет). Готовятся МИД с участием МВД и Минюста. Обсуждаются в соответствующих комитетах ООН. Альтернативно неправительственные организации представляют параллельные доклады;

· Рассмотрение заявлений государств о применении пыток или о нарушении гражданских или политических прав на территории других государств;

· Рассмотрение индивидуальных обращений находящихся под юрисдикцией государства. Возможно обращение за третьих лиц по поводу пыток. Принимаются рекомендации. Проходят согласительные процедуры с лицами которые обратились с обращениями. Санкции не применяются.

 

Европейские механизмы реагирования более жесткие. В том числе санкции.

Формы европейского контроля:

· Обращение в ЕСПЧ о нарушении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписано Россией в 1996 году).

· Инспекции Европейского комитета против пыток (ЕКПП): беспрепятственное посещение учреждений, где содержаться лица лишенные свободы с 1998 года - по итогам посещение готовиться конфидециальный доклад и может быть опубликован только с согласия государства где проводится инспекция. По итогам презентации доклада и рекомендаций ЕКПП - готовится три доклада первоначальный, промежуточный и окончательный. Если рекомендации не удовлетворяются, то этот вопрос передается в Комитет министров Совета Европы.

Государственный контроль

Виды государственного контроля:

· Президентский контроль

· Парламентский контроль

· Правительственный контроль

· Правозащитный контроль

· Прокурорский надзор

· Судебный контроль

· Ведомственный контроль

Президентский контроль: Минюст находится в прямом подчинении президента как и Минобороны (дисциплинарные воинские части).

· Рассмотрение итогов деятельности системы учреждений исполнения наказаний. Ведет рассмотрение наиболее экстренных вопросов - оперативное реагирование (Магницкий).

· Рассмотрение заявлений, предложений и жалоб, как осужденных, так и их родственников (Главное управление администрации президента по рассмотрению заявлений, предложений и жалоб). При Президенте существует Совет по правам человека и гражданского общества (рассмотрение обращений).

· Непосредственное посещение учреждений (ст. 24 УИК).

· Рассмотрение вопросов о помиловании. Для предварительного решения о помиловании в каждом субъекте создан комиссии о помиловании (Указ президента о комиссиях 15.12.2001). Комиссии осуществляют контроль и пишут отчеты в департамент по помилованию Администрации Президента.

· Назначение, увольнение высшего состава системы учреждений исполнения наказаний.

Парламентский контроль:

· Рассмотрение обращений осужденных и их родственников на нарушении прав человека;

· Непосредственное посещение

· Проведение парламентских расследований. (ФЗ)


Лекция 7 (Щедрина)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.104 с.)