Теория перцептивных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория перцептивных действий



 

Отечественные психологи, разрабатывающие деятельностный подход к изучению психики, разработали свою теорию восприятия. В соответствии с этой теорией восприятие вплетено в деятельность и является действием в ее структуре. Оно призвано обеспечить построение адекватного образа, на основе которого осуществляется регуляция любой выполняемой деятельности. Таким образом, восприятие является лишь элементом более широкой деятельности. Требования к восприятию со стороны практической деятельности называются перцептивными задачами. Воспринимать – значит решать ту или иную перцептивную задачу. Поэтому восприятие представляет собой систему перцептивных действий.

Каждая перцептивная задача реализуется с помощью различных операций. Перцептивные действия имеют активный саморегулирующийся характер. Эта активность проявляется в движениях рецепторных аппаратов, перемещениях его частей в пространстве. Исследования Б.Ф. Ломова движений руки при осязательном восприятии и исследования В.П. Зинченко движений глаз при зрительном восприятии показали, что эти движения делятся на два класса.

1. Поисковые и установочные движения. С их помощью производится обнаружение объекта в поле восприятия и установка рецепторов в положение, обеспечивающее удобство восприятия. К этим движениям относятся движения головы в сторону звука, следящие движения глаз и другие. Эти движения не только обеспечивают лучшее восприятие объекта, но также участвуют в восприятии его пространственного положения.

2. Гностические (познавательные) движения. С их помощью происходит выделение свойств объекта и коррекция образа объекта при несоответствии этого образа оригиналу. Благодаря этим движениям, происходит своего рода уподобление субъекта объекту (движение руки, ощупывающей предмет; движение глаз, обводящих контур предмета; движение гортани, воспроизводящей слышимый звук). Роль гностических движений в восприятии доказывается следующими опытами: если положить монету на руку, то субъект не может опознать объект без ощупывающих движений. Опыты со стабилизацией изображения на клетчатке показали следующее: когда испытуемые держат глаза неподвижными, они не могут решить перцептивную задачу – узнать букву или цифру, которые светятся перед глазами. Когда они двигают глазами, то у них возникает ощущение того, что глаза движутся по изображению предмета и перцептивная задача решается. Сопоставление движения глаз при стабилизации изображения на сетчатке и свободном рассматривании объекта показали, что они одинаковы по количеству и характеру траектории.

Таким образом, движения глаз при стабилизации как бы замещают движения глаз при свободном рассматривании, подобные движения получили название викарные (с лат. замещающие). Благодаря викарным движениям осуществляется анализ различных участков последовательного образа. Викарные движения были обнаружены в опытах, когда изображение предъявлялось на такое короткое время, что глаз не успевал совершать поисковые движения. Здесь викарные движения обеспечивают анализ следа изображения. Аналогичные движения глаз наблюдаются у людей во время сновидений. Таким образом, движение глаз выполняет не только функцию изменения зрительной стимуляции, но и функцию анализа.

В восприятии участвуют сенсорные эталоны – общественно выработанные системы сенсорных качеств. К ним относятся: шкала музыкальных звуков, фонемы родного языка, геометрические формы и так далее. Ребенок усваивает систему сенсорных эталонов с помощью взрослых и использует ее в качестве чувственных мер. С их помощью ребенок осуществляет анализ окружающей действительности и систематизирует свой сенсорный опыт. Сенсорные эталоны являются результатом общественно–исторического развития человека, результатом его деятельности по выделению и созданию систем сенсорных качеств, необходимых для ориентировки в окружающем мире. Результат индивидуального усвоения сенсорных эталонов называют оперативными единицами восприятия (ОЕВ). ОЕВ – содержание, выделяемое субъектом при выполнении перцептивных задач. Развитие восприятия связано со сменой оперативных единиц восприятия. В результате группа случайных и частных признаков структурируется и образуется целостный признак. Оперативными единицами восприятия становятся образы предметов и даже перцептивные модели целых ситуаций. Это создает возможность одномоментного восприятия, независимо от количества признаков, содержащихся в предмете или ситуации. Например, при обучении чтению вначале оперативной единицей восприятия является буква, затем – слово, затем – словосочетание, фразы и смысл целого абзаца.

Развитие восприятия связано также с освоением перцептивных действий. Вначале они выполняются развернуто во внешней форме, затем они сокращаются, изменяются и приобретают форму мгновенного акта усмотрения предмета в целом.

Исследования В.П. Зинченко и А.Г. Рузской показали, что в структуру перцептивных действий входят следующие операции.

1. О бнаружение объекта. С помощью этой операции осуществляется поиск и обнаружение объекта в поле восприятия.

2. Р азличение. Представляет собой выделение в объекте свойств, необходимых для решения стоящей перед субъектом задачи.

3. О познани е. Включает в себя 2 операции:

а) идентификация – соотнесение воспринимаемого объекта с эталоном, извлекаемым из памяти и отождествление с ним;

б) категоризация – отнесение воспринимаемого объекта к определенному классу и называние его словом.

В процессе развития восприятия у человека складывается целый алфавит оперативных единиц восприятия, отличающихся друг от друга содержанием и уровнем обобщенности. С помощью этих оперативных единиц восприятия человек создает образ объекта на языке, наиболее понятном ему самому. А.В. Запорожец назвал этот процесс уподоблением объекта субъекту.

 

Тема 6. Свойства восприятия

Предметность восприятия

 

Предметность восприятия – отнесенность, полученных с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире к самим предметам.

Предметность восприятия выражается в том, что перцептивный образ осознается как образ материального предмета, независимого от нас. Эта отнесенность перцептивного образа к определенному предмету определяет сам процесс восприятия. Эта связь исследована эмпирически с помощью самых различных опытов. Прежде всего, это опыты, проведенные методом оптических искажений, которые осуществлялись с помощью специальных очков. При этом использовались следующие виды искажения:

- инверсия (смена ориентации верх - низ)

- реверсия (смена ориентации право - лево)

- переворачивание (инверсия + реверсия)

- смещение сетчаточного изображения на определенный угол

- обращение глубины (выпуклость, вогнутость).

Первые опыты на инверсию провел на себе английский психолог Дж. М. Стрэттон в 1896году. В течение недели он носил очки, переворачивающие видимую картину мира сверху вниз и слева направо. В первый день наблюдался феномен удвоения мира, то есть образы памяти не соответствовали перцептивным образам. На пятый день происходила моторная адаптация, действия становились менее осознаваемыми. На шестой день мир воспринимался как стабильный, предметы встали на свои места. Седьмой день характеризовался наличием лишь малозаметных искажений восприятия. На восьмой день после снятия очков возникало ощущение нереальности мира. Некоторые фрагменты образа казались инвертированными. В опытах с инверсией обнаружилось, что если в поле восприятия находились объекты, которые по своим свойствам не могут находиться «вверх ногами» (горящая свечка), то картина приобретала правильное положение.

Другой опыт – опыт с обращением глубины. Для обращения глубины используется прибор псевдоскоп. В нем то, что предназначено правому глазу, передается в левый глаз, а то, что левому – в правый. Обращению глубины нужно специально учиться и оно получается не всегда. Обнаружилось, что хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. Показано, что предплечье обращается, а кисть – нет. В эксперименте В.В. Столина установлено, что если наблюдать миску с подкрашенной жидкостью, то миска обращается, но если в миску положить предмет, то обращения не происходит.

Формирование предметности восприятия связано с практическими действиями. Совершая практические действия с предметами, ребенок приспосабливает их к особенностям, местоположению, форме предметов. В дальнейшем восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему действий, которые продолжают подчиняться практике.

Практическая деятельность ставит перед восприятием различного рода перцептивной задачи и всегда требует адекватного отражения действительности. Адекватность отражения и означает предметность восприятия.

 

Целостность восприятия

 

Восприятие целостно, потому что оно отражает не отдельные изолированные свойства объекта, а отношения между ними. На целостность восприятия первыми обратили внимание гештальтпсихологи, которые установили большинство фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия.

Целостность восприятия обнаруживается уже у животных, так как и они живут в мире предметов. Экспериментально это доказал В. Келлер. В его опыте использовались две кормушки для кур темно–серого и светло–серого цвета. К темно–серой кормушке зерна приклеивались и куры не могли склевать их, а на светло–серой кормушке зерна лежали свободно. Отсюда куры приучились кормиться из светло–серой кормушки. После этого темно–серую кормушку убирали и заменяли ее почти белой. Куры шли к белой кормушке. В третьей серии опыта предъявлялись темно–серая и черная кормушки. Куры шли к темно–серой кормушке. Таким образом, они реагировали не на абсолютный цвет кормушки, а на отношение между цветами, они шли к более светлой кормушке.

Целостность восприятия лежит в основе некоторых иллюзий. Перцептивные операции, лежащие в основе восприятия отношений, позволяют отражать наиболее общие особенности организации внешнего мира. Благодаря целостности, мир воспринимается не хаотическим скоплением цветовых пятен, звуков, а как определенным образом организованное целое. Благодаря целостности восприятия, музыкальные звуки складываются в мелодию, которою мы узнаем, когда она исполняется в разных тональностях.

 

 

Константность восприятия

 

Константность восприятия – это относительная независимость воспринимаемых свойств объекта от изменений в условиях восприятия, то есть это независимость перцептивного образа от проекции объекта на рецепторы. Таким образом, благодаря константности предметы воспринимаются относительно постоянными по величине, форме, цвету и так далее.

Виды константности восприятия.

Стабильность видимого мира. Существует множество видов константности восприятия. Наиболее важным является стабильность видимого мира, или константность зрительного направления. Она заключается в том, что при движении глаз наблюдателя (или его самого), движущимся воспринимается сам человек, а окружающий мир неподвижным. Существуют два подхода к объяснению данного механизма константности:

Первый подход объясняет стабильность видимого мира, наличием в зрительной системе информации о собственном движении глаз наблюдателя. В рамках этого подхода разработаны несколько теорий стабильности видимого мира.

1. Р еафферентная теория фон Хольста. Фон Хольст предположил, что смещение сетчаточного изображения на некоторый угол, порождающее афферетный сигнал, может быть результатом двух событий: смещения глаз и смещения объекта. Смещение глаз дает зрительной системе реафферентный сигнал, а смещение объекта – эксафферентный сигнал. Зрительная система при смещении сетчаточного изображения каждый раз решает задачу – было ли перемещение объекта, равен или не равен нулю эксафферентный сигнал? Эта задача решается путем вычитания из всего смещения сетчаточного изображения той ее части, которая обусловлена движением глаз, то есть вычитанием из афферентного сигнала его реафферентной части. Фон Хольст предположил, что источниками информации для зрительной системы о реафферентном сигнале являются копии моторных команд, хранящиеся в ЦНС. Этот реафферентный сигнал вычитается из афферентного сигнала и результат определяет наше восприятие.

Эта теория подтверждается иллюзией смещения зрительного пространства, когда глаз смещается механически (пальцами), а во время произвольного скачка глаза такое смещение отсутствует. В пользу этой теории говорит также факт возникновения иллюзорного смещения объекта при попытке переместить взор, когда человек страдает от частичного паралича глазных мышц. Здесь видимый мир перемещается в направлении, противоположном тому, в котором человек пытался совершить движения глаз.

2. Реафферентная теория Хелда. Он уточнил теорию Хольста. Предположил, что моторная копия поступает в некоторое гипотетическое устройство – коррелятивный накопитель, который играет роль своеобразной памяти. В этом накопителе запоминаются все сочетания моторных копий и сопутствовавших им реафферентных сигналов. Когда в коррелятивный накопитель поступает текущая моторная копия, то выбирается одни из реафферентных сигналов, который посылается в следующее устройство – компаратор, где происходит вычитание этого реафферентного сигнала из афферентного. Выбор реафферентного сигнала из накопителя осуществляется на основе частоты и временной близости. Выбирается тот реафферентный сигнал, с которым чаще всего встречалась данная моторная копия. Теория Хелда позволяет объяснить прижизненное научение зрительной системы.

3. Т еория нулевой гипотезы Мак–Кейя. Английский кибернетик Мак-Кей (1956) считает, что в основе стабильности видимого мира не может лежать вычитание моторной команды из афферентного сигнала, так как для этого недостаточна точность произвольных глазодвигательных реакций и недостаточна скорость переработки информации в зрительной системе. Он считает, что зрительная система решает эту задачу более экономным способом. Зрительная система принимает стабильность видимого мира за нулевую гипотезу. Проблема для зрительной системы состоит не в том, чтобы определить когда объект неподвижен, а в том, чтобы выявить его движение. Основанием для этого может служить отсутствие движения глаз при смещении сетчаточного изображения или наличие информации о движении глаз при отсутствии смещения сетчаточного изображения.

Второй подход к изучению стабильности видимого мира развивается американским ученым Дж. Гибсоном (1988). Он считает, что у зрительной системы нет необходимости привлечения информации о движении глаз для различения движений, вызванных собственными перемещениями и движениями, вызванными перемещениями объектов. Такая информация имеется на сетчатке, ее несут стимулы высшего порядка. Простые стимулы - яркость, цветовой тон, длина и так далее. Стимулы более высокого порядка – некоторые инварианты оптической стимуляции, соответствующие тому или иному свойству внешнего объекта. Гибсон отмечает, что трансформация, которую претерпевает стимул при смещении глаза очень отличается от трансформаций, возникающих при смещении самого стимула. Такое отличие и позволяет зрительной системе распознавать эти два вида смещений.

Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту же форму, что и объект, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взора. В повседневной жизни объекты располагаются под разными углами к направлению взгляда. Но все равно их форма воспринимается верно. В этом и проявляется константность формы.

Решающим для константности восприятия формы является наличие информации о наклоне объекта. Если эта информация отсутствует, то объект воспринимается неоднозначно. Помимо этого важна также информация о различной удаленности сторон объекта.

Константность видимой величины. Видимая величина определяется скорее физической величиной объекта, чем величиной сетчаточного изображения. Зрительная система точно реагирует на 1% изменения видимой величины, а, с другой стороны, при удалении объекта мы не замечаем уменьшения объекта, хотя его угловая величина уменьшается обратно пропорционально удаленности. Можно предположить, что зрительная система учитывает изменение удаленности объекта и компенсирует уменьшение его проекций на сетчатку. Опыты показывают, что уменьшение числа признаков абсолютной удаленности приводят к исчезновению константности величины объекта.

Константность нейтрального цвета. Формула константности. Один из первых экспериментов по определению величины константности цвета провел психолог Э. Брунсвик (1929). Схема опыта и способ представления данных являются типичными и могут использоваться для исследования других видов константности. На определенном расстоянии перед испытуемым, сидевшим спиной к окну, предъявлялась карточка серого цвета, выполнявшая функцию эталона. Затем, на более далеком расстоянии, показывалась серия карточек от светло– до темно–серого цвета. Среди них испытуемый должен был найти такую, которая имела ту же насыщенность серого, что и эталонная карточка. Так как освещенность объекта меняется обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света (окна), то при объективном равенстве альбедо (коэффициент отражения) данный объект отбрасывает меньше света, чем близкий эталон. Э. Брунсвик предложил формулу, позволяющую определить коэффициент константности восприятия:

К = В - С 100 %,
А – С

здесь: В – альбедо подобранного испытуемым объекта;

А – альбедо эталона;

С –альбедо объекта, который был бы подобран, если бы оценки определялись физической яркостью эталона и сравниваемого объекта.

Таким образом, коэффициент константности показывает, какую долю изменения воспринимаемого свойства объекта, компенсирует человек при восприятии. Результаты исследования показали, что обычно К = 10 – 70 %. К > 0 наблюдается уже у детей трех лет. Развитие константности восприятия продолжается до 10–12 лет.

Константность связна с целостностью восприятия. Это доказывается опытами, в которых объекты предъявлялись на фоне, лишенном ориентиров. Здесь затрудняется оценка величины, удаленности предмета, если они не были известны из прошлого опыта.

Константность имеет большое биологическое значение. Если бы восприятие не отражало стабильные свойства и отношения в окружающей среде, адаптация и выживание были бы невозможными, поэтому константность восприятия наблюдается и у животных.

Источником константности восприятия человека являются его активные перцептивные действия. С их помощью в потоке ощущений человек выделяет относительно неизменные структуры свойств предметов. В результате формируются соответствующие оперативные единицы восприятия, которые позволяют учитывать изменение проекционных свойств предмета и компенсировать их.

 

Осмысленность восприятия

 

Воспринимая предмет, человек отражает не только его физические характеристики, но также его предметное значение. Предметное значение - это выработанное в практической деятельности предшествующих поколений, способы использования данного предмета. Воспринимая предмет, человек осознает, осмысливает его функциональные свойства, назначение.

Осмысливая функциональные свойства предмета, человек относит этот предмет к определенному классу и называет его словом, то есть категоризует. Благодаря этому, восприятие становится обобщенным и категоризованным. Предметное осмысление образа восприятия дает возможность познать действительность глубже, чем при простом отражении физических свойств предметов и отношений между ними.

Большую роль в осмысленности восприятия играет речь. С ее помощью происходит обобщение и категоризация информации, поступающей от органов чувств, а также выделяются те стороны предмета, которые обычно не воспринимались бы. Осознаваемое значение предметов, принимая участие в процессе восприятия, составляет один из важных его компонентов. Эти значения определяют характеристики перцептивных действий, формирует оперативные единицы восприятия. Таким образом, восприятие связано с мышлением. Мышление выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации полученных данных.

Роль осмысленности восприятия особенно ярко видна на примере восприятия иноязычной речи, когда оперативные единицы еще не сформированы. Эта речь кажется бесформенным потоком звуков. По мере изучения языка, начинается понимание отдельных слов. Этот процесс опирается на общий смысловой контекст разговора.

Важность смысла воспринимаемой ситуации видна из опытов с искажающими очками. Вначале восприятие происходит в соответствии с искажением. Позднее, по мере формирования оперативных единиц восприятия, предметы начинают восприниматься не в соответствии с искажением, а в соответствии с их смыслом. После нескольких дней ношения очков, переворачивающих мир, человек начинал правильно видеть свечку, когда ее зажигали. Роль значения предмета для его адекватного восприятия была показана Компанейским. С помощью устройства, обращающего глубину зрительного образа, он провел опыты. Оказалось, что эффект обращения наблюдался, когда испытуемому давали для восприятия маску, а при предъявлении человеческого лица, достичь такого обращения было невозможно.

 

Апперцепция

 

Апперцепция – это зависимость восприятия от опыта субъекта, его мотивов, целей, установок. Повседневная жизнь и опыты показывают, что один и тот же объект воспринимается по–разному разными людьми, имеющими разный опыт, знания.

О влиянии прошлого опыта субъекта на его восприятие говорят факты, связанные с восстановлением зрения у слепорожденных. Несмотря на восстановление оптического аппарата, больные не способны к зрительному восприятию и различению предметов. Лишь через месяцы они начинают воспринимать внешний мир, но тускло и расплывчато. Р. Грегори наблюдал человека, которому в 52 года было возвращено зрение (ослеп он в 10-месячном возрасте). Долгое время зрительное восприятие этого человека было ограничено теми предметами, которые он узнал ранее путем ощупывания. Он так и не научился пользоваться зрением. В своих рисунках он не мог воспроизвести что–либо, чего не знал через осязание.

Апперцепция широко используется в психодиагностике. Восприятие определяется от особенностей субъекта, а различие восприятий одного и того же объекта объясняется личностной особенностью испытуемых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.048 с.)