Свойства нервной системы и типы темперамента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства нервной системы и типы темперамента.



 

И.П. Павлов обратил внимание на то, что собаки, отличающиеся особенностями высшей нервной деятельности, также отличаются типами темперамента. Он предположил, что между особенностями высшей нервной деятельности, которая обусловливается свойствами нервной системы, и типом темперамента существует связь. По Павлову, нервная система характеризуется тремя свойствами:

1. Сила нервной системы, которая характеризует интенсивность протекания процессов возбуждения и торможения. По этому признаку отличают сильный и слабый тип нервной системы. Сильная нервная система обладает высокой работоспособностью и способна переносить длительное время протекание процессов возбуждения и торможения высокой интенсивности. Сильная нервная система обладает большой выносливостью и помехоустойчивостью.

2. Уравновешенность нервных процессов по силе, то есть баланс процессов возбуждения и торможения. Павлов различал уравновешенный тип нервной системы, который характеризуется наличием указанного баланса, и неуравновешенный – тип, в котором такой баланс отсутствует (один из процессов протекает сильнее, чем другой).

3. Подвижность нервных процессов, которая характеризует скорость смены одного нервного процесса другим. Павлов различал подвижный и инертный тип нервной системы. В подвижном типе процессы воздействия и торможения быстро сменяют друг друга, а в инертном типе эти процессы происходят медленно.

Своеобразное сочетание свойств нервной системы Павлов назвал общим типом нервной системы. Проявление общего типа нервной системы в поведении, а именно – в силе, динамике и тонусе реакций на воздействие внешних раздражителей, Павлов назвал типом темперамента. На практике наиболее часто встречаются четыре общих типа нервной системы, которым соответствуют известные с древних времен четыре типа темперамента:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы Павлов назвал живым типом. Он соответствует сангвиническому темпераменту.

2. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы Павлов назвал безудержным типом. Он соответствует холерическому темпераменту.

3. Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы Павлов назвал медлительным типом. Это – флегматичный темперамент.

4.Слабый тип нервной системы Павлов назвал чувствительным. Это – меланхоличный темперамент.

Свойства темперамента.

В отечественной и зарубежной психологии существуют разные подходы к определению темперамента и его свойств.

1. По В.С. Мерлину, темперамент характеризуется восемью свойствами:

1. Сензитивность (чувствительность). Определяется порогами чувствительности. Чувствительность зависит от силы нервной системы. Установлено, что при сильной нервной системе наблюдается пониженная чувствительность, а люди со слабым типом нервной системы обладают повышенной чувствительностью. Считается, что высокая чувствительность является компенсацией слабости нервной системы. Она позволяет более эффективно обнаруживать возникновение опасных ситуаций и избегать их, поскольку люди со слабым типом нервной системы не могут эффективно действовать в таких ситуациях. Высокой чувствительностью обладают меланхолики. Низкой – сангвиники, флегматики и холерики.

2. Темп и ритм реакции. Характеризует силу и скорость протекания реакции человека на какие – либо раздражители. Самой высокой скоростью обладают холерики.

3. Реактивность. легкость возникновения непроизвольных реакций, при воздействии каких – либо раздражителей. Наиболее легко реакции возникают у меланхоликов. Затем – у сангвиников, холериков. Менее реактивны флегматики.

4. Активность. проявляется в энергичности, с которой человек ставит и преследует сознательные цели. Наиболее активными являются холерики, далее – сангвиники, далее – флегматики (делают столько, сколько нужно), далее – меланхолики (легко опускают руки, когда на пути встречаются трудности).

5. Соотношение активности и реактивности. Сначала флегматики (активность преобладает над реактивностью – делают все по намеченному плану). Второе место у холериков, потом -сангвиники и затем – меланхолики (реактивность преобладает над пассивностью).

6. Экстраверсия. ориентация человека на внешний мир, общительность, необязательность, рискованность. Экстраверты – сангвиники и холерики. Интроверты – ориентируются на внутренний мир, замкнутые, необщительные, ответственные – флегматики, меланхолики.

7. Пластичность, ригидность. Пластичность – гибкость поведения, проявляющаяся в способности человека быстро менять свое поведение при изменении условий жизни и деятельности. Наибольшей пластичностью поведения обладают сангвиники, затем – меланхолики, холерики и флегматики. Ригидность – негибкость поведения, неспособность человека быстро изменить свое поведение при изменении условий жизни и деятельности.

8. Эмоциональная возбудимость. Проявляется в легкости возникновения эмоциональных реакций, в силе и длительности их протекания, а также характере протекания. Наиболее высокой эмоциональной возбудимостью обладают холерики. У них часто возможно состояние агрессии. На втором месте стоят сангвиники – чаще всего у них оптимистичный настрой. Легко эмоциональные реакции возникают у меланхоликов, внешне это не проявляется, но внутри они сильно переживают. У них обычно пессимистичный настрой. Флегматики эмоционально тупые люди, их трудно рассмешить, разозлить, но они очень привязаны к людям, которых любят.

 

Темперамент и деятельность.

 

 

Практика показывает, что люди с разным типом темперамента могут выполнить одни и те же виды деятельности. Возникает вопрос, каким образом устанавливается гармония между определенными жесткими традициями деятельности и неизменными стабильными особенностями темперамента. Требуемая гармонизация между темпераментом и требованиями деятельности достигается путем выработки индивидуального стиля деятельности. Понятия индивидуального стиля деятельности ввел Е.А. Климов. Под индивидуальным стилем деятельности он понимал индивидуальные своеобразные способы выполнения деятельности, обусловленные требованиями деятельности и особенностями темперамента. Индивидуальный стиль деятельности проявляется в следующем:

1. В скорости вырабатывания.

2. В темпе работы. Холерики – имеют рваный, цикличный тип работы, бурная деятельность сменяется отдыхом. Сангвиники – работают в хорошем темпе только тогда, когда им интересно. Флегматики – вработавшись, могут работать в хорошем темпе долго.

3. В целях, которые человек ставит. Холерик ставит высокие цели. Сангвиники – ставят высокие цели, но более объективные. Флегматики – делают ровно столько, сколько от них требуют. Холерики чувствуют себя хорошо в доброжелательной обстановке.

4. В планировании. Наибольшее внимание планированию уделяют флегматики. Сангвиники и холерики не любят планировать.

 

Темперамент и личность.

 

Темперамент является природной основой формирования характера. Тот или иной темперамент создает определенные предпосылки для формирования определенной личности.

Холерический темперамент способствует формированию черт:

- настойчивость

- целеустремленность

- агрессивность

- глубина познания (постичь все досконально)

- смелость.

Сангвинический темперамент:

- легкомысленность

- поверхностность

- отсутствие глубины интереса

- увлекаемость

- отсутствие устойчивых интересов

- чувство юмора

- сообразительность.

Флегматический темперамент:

- отсутствие честолюбия

- консерватизм

- слабость чувства юмора

- плохая сообразительность, тугодумие

- целеустремленность

- настойчивость, тщательность

- легко переносят монотонную работу.

Меланхолический темперамент:

- осторожность

- трусость

- сентиментальность

- тонко чувствующие натуры

- при наличии способностей – поэты, живописцы и так далее.

В целом хороших и плохих темпераментов нет. Не зависимо от типа темперамента можно достичь чего угодно.

 

ТЕМА 2. ХАРАКТЕР.

Понятие о характере

 

Характер – это совокупность устойчивых свойств, черт людей, в которых выражается отношение человека к другим людям, к самому себе и вещам и которые определяют типичные способы поведения человека в типичных ситуациях.

1. Проявление характера в отношении к другим людям выражается следующим образом:

- в уважении к людям.

- в заботе о людях.

- в манере держаться с людьми.

2. Характер в отношении человека к самому себе проявляется в самоуважении или неуважении себя, в эгоизме, в самолюбовании или самокритичности.

3. Человек может выполнять свою деятельность небрежно или добросовестно, одни люди предпочитают сложные виды деятельности, а другие предпочитают более простые, легкие виды деятельности. Для одних важно выполнять работу лучше других, то есть они честолюбивы, а другим это безразлично или важно только справиться с работой.

4. По отношению к вещам человек может быть аккуратным, бережливым или наоборот, может быть жадным и щедрым.

Черты характера можно поделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют и поддерживают деятельность человека, его поведение. Инструментальные придают деятельности или поведению человека определенный стиль. Если материальные черты определяют содержание деятельности и поступков, то инструментальные черты определяют манеру поведения, выполнения деятельности.

 

Структура характера

 

Характер представляет собой совокупность не изолированных друг от друга черт, а взаимосвязанных друг с другом черт, образующих целостную систему. В ней выделяют доминирующие и второстепенные черты характера.

Доминирующие черты характера проявляются во всех видах деятельности, при любом общении человека с другими людьми. Они определяют психологический облик личности. Второстепенные черты характера обычно является дополнением к доминирующим чертам и подчинены им. Между доминирующими и второстепенными чертами может быть гармония, следовательно, характер цельный, непротиворечивый. Если наблюдаются противоречия, то он называется противоречивым.

Если в характере человека отсутствуют доминирующие черты, то такой характер называется неопределенным. В зависимости от того, к какой сфере психики относятся черты характера, в структуре характера выделяют четыре группы черт:

1) интеллектуальные черты характера (легкомысленный, вдумчивый и так далее).

2) нравственные черты характера (принципиальность, доброта и так далее).

3) волевые черты характера (настойчивость, выдержанность, мужество, смелость).

4) эмоциональные черты характера (сентиментальность и другие).

Своеобразное сочетание этих групп свойств образует некоторый тип характера (личности).

 

Строение тела и характер

 

Ученые пытались составить типологию характера на протяжении всей истории психологии. Наиболее ранняя типология предложена немецким психиатром Э. Кречмером (20 век). Позднее попытку предпринял В. Шелдон. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения человека, с которыми он связал особые типы характера. Тип строения человека обозначается понятием конституция человека:

1. Астенический тип. Характеризуется небольшой толщиной тела в профиль. Рост средний или выше среднего. Он характеризуется худобой человека, в результате чего человек кажется выше, чем на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка. Мускулатура слабо развита, мало жировых накоплений. Женщины астеники часто малорослы.

2. Атлетический тип. Хорошо развит скелет и мускулатура. Рост средний или высокий, широкие плечи, мощная грудная клетка, плотная и высокая голова.

3. Пикнический тип. Сильно развитые внутренние полости тела – голова, грудь, живот. Склонен к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно–двигательном аппарате. Рост средний, шея короткая.

Кречмер связывал строение тела со склонностью к определенным психическим заболеваниям. Астенический и атлетический типы он связывал со склонностью к шизофреническим заболеваниям, а пикники склонны к маниакально–депрессивным психозам. Тип нормальных людей, которые по своим психологическим особенностям напоминают шизофреников, Кречмер назвал шизотимными, а тех, кто напоминает больных маниакально–депрессивным психозом, – циклотиниками.

Шизотимикам свойственны аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям, отчужденность и холодность, эгоцентричность и властность, сухость и отсутствие эмоций.

Циклотимики отличаются веселостью, болтливостью, беспечностью, задумчивостью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Типология Кречмера подтверждается жизненными наблюдениями, но она умозрительна.

 

Акцентуации характера

 

Акцентуация характера – э то чрезмерное усиление черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы отклонения в психике поведении человека, граничащие с патологией. Обычно акцентуация характера представляет собой временные состояния психики. Она чаще всего наблюдается подростковом и раннем юношеском возрасте. Однако акцентуация характера может наблюдаться и у взрослых.

Акцентуация характера означает, что в психике человека имеется какое-либо слабое звено. При действии психических факторов, затрагивающих это звено, могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения поведения. Акцентуация характера – норма, но если выше, то это патология.

Отечественный психолог А.Е. Личко выделяет 11 типов акцентуации характера у подростков.

1. Гипертимный. («Над», «сверх» – указывает на превышение нормы, «тимос» - переживание, эмоции). Характеризуется хорошим, приподнятым настроением, высокая подвижность, склонность к озорству, конфликты со взрослыми, много увлечений. Подростки данного типа акцентуации характера зачастую переоценивают свои способности, слишком самоуверенны, стремятся произвести впечатление на других.

2. Циклоидный тип (круговой). Здесь происходит циклическое изменения настроения: от приподнятого, до подавленного с периодами 2 – 3 недели. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Предпочитают одиночество дома общению со сверстниками. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Замечания их раздражают.

3. Лабильный (неустойчивость, изменчивость). Настроение непредсказуемо. Изменяется по ничтожному поводу. Легко погружаются в уныние даже при отсутствии больших неприятностей и неудач. Поведение зависит от настроения. Настоящее и будущее оценивают в зависимости от настроения радужно или мрачно. Такие подростки, находящиеся в подавленном состоянии, нуждаются в помощи. Этот тип хорошо понимает отношение к себе других.

4. Астеноневротический тип. Отличается неустойчивостью настроения, непереносимостью сильных раздражителей (света, звука), повышенной мнительностью, раздражительностью.

5. Сензитивный тип. Отличается повышенной чувствительностью ко всему, что радует, огорчает или пугает. Характерны застенчивость, робость. Не любят шумных азартных игр, сторонятся больших компаний, предпочитают общаться с малышами и взрослыми. Сильно привязаны к родителям, послушны. В юношеском возрасте бывают трудности в адаптации к кругу сверстников. Может развиться комплекс неполноценности. У них рано формируется чувство долга, высокие моральные требования к себе и другим, привязаны в дружбе, к людям старше себя.

6. Отличается ранним интеллектуальным развитием, склонностью к самоанализу и оценкам поведения других людей. Более сильны на словах, чем на деле. Самоуверенность сочетается с нерешительностью, безапелляционность суждений со скоропалительностью в действиях.

7. Шизоидный тип. Замкнутость. Предпочитают находиться одни или в компании взрослых людей. К сверстникам не тянутся, безразличны к другим. Плохо понимают людей, не умеют сочувствовать. Внутренний мир наполнен фантазиями, странными увлечениями. Сверстники их не понимают и не любят.

8. Эпилептоидный тип. Часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве, любят мучить животных, издеваться над беспомощными. Жестоки, властны, себялюбивы. В детских компаниях ведут себя как диктаторы, устанавливают жесткие порядки. Хорошо чувствуют себя в условиях жесткой дисциплины. Угрожают начальству, добиваясь преимуществ перед сверстниками, власти перед ними.

9. Истероидный тип. Отличают эгоцентризм, жажда внимания к себе. Тяжело переживают, когда хвалят других. Являются зачинщиками, заводилами, но будучи неспособными быть лидерами, часто терпят фиаско. Стремятся любыми способами привлечь к себе внимание, получить в свой адрес восторги и похвалы.

10. Неустойчивый тип. Слабовольный, плывущий по течению человек. Тяга к безделью, развлечениям. Отсутствуют серьезные интересы, совсем не думают о будущем.

11. Конформный тип (сходный). Бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Склонность к консерватизму, морализаторству. Это приспособленцы, готовые предать товарища ради собственных интересов. Своему поступку всегда находят моральное оправдание.

Классификация характеров, предложенная А.Е. Личко, построена на основе наблюдений и не имеет под собой теоретической основы.

Существует промежуточная группа людей, которая не попадает ни в один из названных типов. Она составляет до 50% всех людей.

Близкую классификацию предложил Карл Леонгард (немец). Она основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. В ней выделяется 12 типов акцентуации характера:

- гипертимный

- дистимный

- циклоидный

- возбудимый

- застревающий

- педантичный

- тревожный

- эмотивный

- демонстративный (истероидный)

- экзальтированный

- экстравертированный

- интровертированный.

 

 

ТЕМА 3. СПОСОБНОСТИ

 

Понятие о способностях

 

Способности – индивидуально психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности и успешность овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Б.М. Теплов выделяет три главных признака способностей:

1. Способности – это индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способности имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Между знаниями, умениями, навыками и способностями существует двусторонняя связь. С одной стороны, для овладения знаниями, умениями и навыками необходимы соответствующие способности. С другой стороны, формирование способностей к какой-либо деятельности предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками.

О выраженности способностей можно судить на основе:

- результативности деятельности

- скорости и успешности овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками

- оригинальности и самобытности выполнения работы

- степени легкости преодоления неблагоприятных условий среды.

Различают следующие уровни развития способностей.

1. Неспособность к определенному виду деятельности. Неспособность – это не только отсутствие способностей, а это некоторая отрицательная способность, имеющая определенную структуру свойств личности. Она включает в себя отрицательные для данной деятельности черты. Например, эмоционально-моторная неустойчивость приводит к напряженности во время работы и к снижению эффективности ее выполнения.

2. Способности характеризуются наличием индивидуально-психологических особенностей, составляющих содержание способностей к той или деятельности. Способность позволяет успешно овладевать данной деятельностью и выполнять ее.

3. Одаренность – совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется в разносторонних наклонностях.

4. Талант – владение сложной системой способностей, которая позволяет человеку оригинально и самобытно выполнять какой-либо сложный вид творческой деятельности. Таким образом, талант проявляется в высоком уровне творчества при выполнении деятельности.

5. Гениальность – высшая степень развития способностей. Она похожа на талант, но творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности личности, сколько в получаемых результатах. Гений создает эпоху своей деятельностью.

 

Виды способностей

общая структурно-уровневая организация системы способностей включает в себя пять основных макроуровней -макроуровни метаспособностей, общих способностей, интегральных способностей, частных (специальных) способностей и задатков.

Выраженность у личности способности к рефлексии во многом определяет уровень, стратегии и эффективность произвольной психической регуляции деятельности и поведения.

В частности, представленные материалы дают основания для выделения трех иерархических соподчиненных уровней в общей организации способностей - макроуровня (общие способности), мезоуровня (интегральные способности) и микроуровня (частные, специальные способности).

Действительно, как уже отмечалось, в настоящее время общепризнанной и традиционной является дифференциация способностей на две основные категории - частные (специальные) и общие. Первые также могут дифференцироваться в двух формах - в зависимости от принимаемого общего подхода - либо личностно-деятельностного, либо функционально-генетического [48,89,200,215]. В соответствии с первым, они подразделяются по видам и типам деятельности, а в соответствии со второй - по основным психическим функциям и по соответствующим им основным психическим процессам.

Так, в классе общих способностей, могут, например, дифференцироваться интеллект, креативность и обучаемость; вместе с тем, вопрос о составе и, главное, о критерии дифференциации общих способностей остается до сих пор нерешенным.

Класс специальных (частных) способностей также подлежит дифференциации; при этом существуют два альтернативных подхода к их дифференциации и последующему изучению, обозначаемые понятиями личностно-деятельностной и функционально-генетической парадигм [78]. Согласно первой из них, способности подразделяются по видам и типам деятельности, а согласно второй,- по основным когнитивным психическим функциям и соответствующим им основным когнитивным психическим процессам. точки зрения функционально-генетической парадигмы способности дифференцируются на основе критерия их соответствия с базовыми когнитивными психическими функциями и соответствующими им когнитивными психическими процессами. В результате этого выделяются сенсорные, перцептивные, имажинативные, аттенционные, мнемические и мыслительные способности. Они и образуют «ядро» специальных способностей; играют важнейшую и, более того, - определяющую роль во всей системе способностей личности.

класс интегральных психических процессов (целеобразование, антиципация, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль, самоконтроль). По отношению к традиционно выделяемым психическим процессам (процессам «первого порядка» или - «первичным процессам») они выступают в качестве «вторичных» психических процессов, локализуются на ином - более высоком, нежели они, уровне в общей структурно-уровневой организации системы психических процессов Итак, в системе интегральных процессов представлены такие процессы, которые: 1) ортогональны по отношению ко всем иным процессуальным образованиям психики (хотя, конечно, и тесно взаимосвязаны с ними и, более того, - производны от них); 2) дифференцируются по критерию объективного соответствия с какой-либо регулятивной функцией; 3) имеют индивидуальную меру выраженности, независимую от вида и типа деятельности, реализуемой субъектом. На основе этого можно высказать предположение, что в системе интегральных процессов проявляется столь же специфическая, как и сами они, категория способностей - интегральные способности личности

специфика природы и статуса интегральных способностей состоит в том, что они локализуются между уровнями частных (специальных) и общих способностей; они образуют поэтому ме-зоуровень в структуре способностей личности. Он расположен в континууме между макроуровнем общих способностей личности и микроуровнем ее частных, специальных способностей.

Среди различных подходов к классификации и определению общих способностей заслуживает внимания трактовка общих способностей, данная В.Н. Дружининым [58]. Работая в рамках когнитивной парадигмы, объясняющей психические процессы в терминах процесса переработки информации, он выделяет три основных блока этого процесса: блок приема, переработки и применения информации. Соответственно трем указанным блокам, выделяются три общие способности - интеллект, обучаемость, креативность.

Виды способностей выделяются по двум критериям:

- степень сложности способностей,

- принадлежность определенному количеству людей.

На их основе выделяют четыре группы способностей:

1. Элементарные общие способности. Они присущи всем людям в разной степени. Это способности к основным формам психического отражения (способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решения).

2. Элементарные частные способности. Присущи не всем людям и не в одинаковой мере (музыкальный слух, критичность мышления, доброта и так далее).

3. Сложные общие способности. Они присущи всем людям в той или иной степени и представляют собой способности к общечеловеческим видам деятельности (труд, общение, эстетическая и нравственная деятельность, учеба). Эти способности представляют собой сложную структуру свойств личности, поэтому о ней говорят во множественном числе, например, способности к труду.

4. Сложные частные способности. Способности к отдельным видам профессиональной деятельности (специфические способности). Они присущи не всем людям и не в одинаковой мере.

 

Общие способности.

 

К общим способностям относят интеллект как некоторую способность, которая определяет общую успешность адаптации человека и животных к новым ситуациям путем решения задачи во внутреннем плане деятельности. Интеллект рассматривается как универсальная способность, влияющая на решение любых задач.

Модели интеллекта:

1. Модель Ч. Спирмена. Он занимался проблемой профессиональных способностей. При обработке результатов тестирования он обнаружил, что лица, успешно выполняющие тест на мышление, столь же успешно справляются с тестами на другие познавательные способности (память, восприятие и другие). Он предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяет:

- некоторый общий фактор (G) – общие способности

- фактор специфический для данной деятельности (S).

G – фактор он определял как общую умственную энергию. Далее между G и S факторами он выделил групповые факторы механических, лингвистических и арифметических способностей.

Для измерения генерального фактора используются тесты Айзенка, тесты интеллекта Кеттела.

2. Модель Л. Терстоуна. Л. Терстоун придерживался взглядов Торндайка, отрицавшего наличие общей основы интеллектуальных действий. Каждый интеллектуальный акт он рассматривал как результат взаимодействия множества отдельных факторов. Отсюда Л.Терстоун для изучения интеллекта использовал метод многофакторного анализа матриц интеркорреляций. Первоначально он вывел 12 факторов, но в исследованиях наиболее часто воспроизводились семь из них:

1. V - словесное понимание

2. W - речевая беглость

3. N - числовой фактор (скорость и тонкость арифметических вычислений)

4. S - пространственный фактор:

- успешность и скорость восприятия

- мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве

5. M - ассоциативная память (механическое запоминание ассоциативных пар)

6. P - скорость восприятии:

- вербальное восприятие

- образное восприятие

7. I - индуктивный фактор. Связан с нахождением закономерностей и правил.

Дальнейшие исследования показали, что эти факторы зависимы друг от друга, что говорит в пользу существования единого генерального фактора, от которого они отказались.

3. Модель Гилфорда. Она основана на необихевиористской схеме «стимул – латентная операция – реакция». Под стимулом понимается содержание, определяемое природой материала или информацией, которую преобразует человек. Содержание включает в себя:

- изображение,

- символы (буквы, числа),

- семантика (слова),

- поведение (сведения о людях).

Латентные операции – психические процессы, к которым Гилфорд отнес: понятие, память, дивергентную продуктивность, конвергентную продуктивность, оценивание.

Реакция – результат применения операции к материалу. Результат – форма, в которой информация обрабатывается. Этих форм шесть:

1) элемент (соловей),

2) классы (птицы),

3) отношение (больше - меньше, часть - целое, причина –следствие и др.),

4) системы,

5) типы преобразований,

6) выводы.

Факторы, входящие в модель, независимы. Каждый фактор сочетается с остальными факторами. Всего таких сочетаний получается 5 х 6 х 4 = 120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более ста факторов и для их диагностики разработаны соответствующие тесты. Эта модель используется в США при работе с одаренными детьми и подростками, создания программ обучения, направленных на развитие способностей учащихся.

Основным достижением Гилфорда считается разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Гилфорд рассматривает его как основу креативности. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата.

4. Модель Р. Кэттела. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные, факторы операций.

Два фактора он назвал связанным интеллектом и свободным или текучим интеллектом.

Связанный интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных в результате социализации. Он является мерой овладения культурой того общества и которому принадлежит индивид. Фактор связанного интеллекта коррелирует с вербальным и арифметическим факторами.

Свободный интеллект определяет первичное накопление знаний и, как предполагает Кэттел, не зависит от приобщенности к культуре. Он проявляется при решении перцептивных задач, требующих воспринять и найти отношения элементов.

Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Р. Кэттел выделил лишь один парциальный фактор – визуализацию. Он определяет манипулированиие зрительными образами.

Фактор операции он рассматривал в качестве отдельных навыков, необходимых для решения конкретных задач. Факторная проверка этой модели показала, что она недостаточно обоснованна.

Специальные способности

В зарубежной психологии выделяют четыре группы специальных особенностей:

1. Сенсорные способности. Способность человека отражать окружающий мир в форме ощущений (зрение и слух – через них поступают основные потоки информации). Наиболее важными визуальными способностями являются острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Для слухового восприятия важны острота слуха, выделение сигналов из шума, различение громкости, высоты, тембра звука.

2. Моторные (двигательные) способности. Способности к выполнению различных движений. Они характеризуются отсутствием некоторой общей моторной одаренностьи. Здесь выделяют ряд самостоятельных, не связанных друг с другом моторных способностей (точность, скорость выполнения движений, ловкость рук, твердость руки, время реакции, координация движений и так далее). Моторные способности отличаются своей высокой тренируемостью.

3. Технические способности. Способности, которые проявляются в работе с техническим оборудованием или его частями. В структуре технических способностей выделяют:

- технический опыт, приобретенный в работе с техникой (техническая одаренность),

- пространственные представления – способность оперировать зрительными образами,

- техническое понимание – способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их, узнавать одинаковые и находить разные.

4. Профессионализированные способности. Художественные, музыкальные, артистические и другие способности. Художественные включают продуктивность деятельности и понимание произведений искусства. Музыкальные – совокупность свойств, определяющих различение высоты, громкости, длительности, тембра звуков и тональную память.

 

Задатки и способности.

 

Способности формируются при жизни человека и не передаются по наследству. В основе способностей лежат задатки. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения нервной системы, органов чувств и органов движения, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Задатки являются врожденными особенностями, то есть они либо передаются по наследству, либо формируются в пренатальном периоде.

2. Задатки многозначны, то естьна основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.

Важным при изучении задатков является вопрос об их сущности, о том, что является задатком?

Существует целый ряд ответов на этот вопрос, но не все из них являются правильными.

1.Ф. Галль предположил, что существует связь между анатомическими особенностями мозга и способностями. Он полагал, что качества ума, таланты и способности имеют строгую локализацию в больших полушариях мозга. Но эта гипотеза была отвергнута наукой.

2. Способности человека зависят от величины мозга. Люди с высоким лбом наделялись умом, а низкий лоб считался признаком слабости умственных способностей. Как правило, эта предполагаемая связь не подтверждается на практике.

3. Задатки человека определяются числом извилин мозга. Исследования также не подтвердили это предположение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.12 с.)