Абсолютные пороги чувствительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолютные пороги чувствительности



ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЯ

Понятие об ощущениях

Ощущение – это простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, а также внутреннего состояния организма при воздействии раздражителей на рецепторы. С помощью ощущений человек отражает такие свойства предметов, как: вкусовые, звуковые характеристики (высота звука и т.д.), температуру и т.д. Ощущения, отражающие внутренние состояния организма, включают в себя чувство голода, сытости, давления и др.

Основу ощущений составляет работа анализаторов. Анализаторы расчленяют предметы и явления на отдельные свойства и отражают их (анализ – это расчленение целого на части). Каждый анализатор состоит из трех звеньев.

1. Рецептор – преобразует энергию раздражителя в энергию нервного импульса. При этом частота нервного импульса пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Различают три вида рецепторов в зависимости от места их расположения:

- интерорецепторы – размещены во внутренних органах и сосудах и воспринимают раздражители из внутренней среды организма.

- проприорецепторы – размещены в мышцах, связках и в вестибулярном аппарате. Они несут информацию о движении и положении нашего тела.

- экстерорецепторы – размещены на поверхности тела. Они воспринимают раздражители из внешней среды (глаза, уши, язык, нос, кожа).

2). Проводящие нервные пути. Их два вида:

- афферентные – проводят нервные импульсы от рецепторов в ЦНС.

- эфферентные – проводят нервные импульсы от ЦНС к эффекторам, то есть рабочим органам (поперечно-полосатым мышцам, сосудам, железам внутренней секреции).

3. Мозговой центр анализатора, состоящий из подкорковых и корковых отделов, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Его высший отдел корковый. В этом центре происходит переработка нервных импульсов, поступающих от рецепторов. Переработанные импульсы направляются к эффекторам.

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Ощущение является для человека единственным источником информации об окружающем мире. Иначе, как через ощущения человек не может познавать окружающий мир. Ощущение является условием нормальной психической деятельности человека. Для нормальной психической деятельности необходим определенный уровень возбуждения ЦНС. Этот уровень обеспечивается благодаря ощущениям, которые имеют в своей основе поток нервных импульсов, идущих от рецепторов к ЦНС. Чем сложнее задача, которую решает человек, тем выше требуемый уровень возбуждения нервной системы, то есть его тонус. Ощущение составляет предмет потребности человека. Человек нуждается в получении новых впечатлений.

 

Свойства ощущений.

 

1. Объективированность – вынесенность ощущений вовне и отнесенность их к определенному объекту, то есть ощущения пространственно локализованы не внутри человека, а в том месте окружающего мира, в котором находится объект, вызывающий конкретное ощущение.

2. Качество ощущений– это свойство, которое отличает ощущения одной модальности друг от друга. (Зрительные ощущения отличаются друг от друга яркостью, контрастностью, цветом. Слуховые ощущения отличаются друг от друга громкостью, высотой звука).

3. И нтенсивность – ощущения могут быть более сильными и более слабыми.

4. Временная структура ощущений характеризуется следующими показателями.

Латентное время ощущений. Ощущения возникают не сразу после начала действия раздражителя. Требуется некоторое время для возникновения ощущений. Время между началом действия раздражителя и моментом появления ощущений называют латентным (в переводе с латинского - скрытым) периодом.

Время инерции ощущений. Ощущение исчезает не сразу после прекращения действия раздражителя. Отрезок времени между моментом действия раздражителя и моментом прекращения раздражителя называют временем инерции ощущения. Благодаря инерции, ощущения человека продолжает видеть образ объекта после того, как объект пропадет из поля зрения. Это явление называют послеобразом. Послеобразы могут быть позитивными и негативными. В позитивных послеобразах сохраняются те же самые яркостные и цветовые характеристики, которые были у объекта. Позитивный послеобраз возникает при переводе взора на темный фон. Негативный послеобраз заключается в том, что яркостные и цветовые характеристики образа становятся противоположными. Светлые места луч становятся темными, а темные – светлыми. Цвет меняется на дополнительный, например, зеленый на розовый и наоборот. Благодаря инерционности ощущений существует человек не видит разрывов между отдельными кадрами при просмотре кинокартин и телепередач.

 

Виды ощущений.

 

Ощущения различаются по своей модальности, то есть в зависимости от того, в каком анализаторе они возникают. С древних времен известны пять видов ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные.

В XIX в. исследования в области физиологии органов чувств и экспериментальной психологии привели к открытию новых видов ощущений:

- ощущения равновесия и ускорения, вестибулярный аппарат (лабиринт)

- кинестетические ощущения, возникающие вследствие раздражения нервных окончаний, расположенных внутри мышц (мышечные веретена) и сухожилий (рецепторы Гольджи).

Был обнаружен сложный состав осязательных ощущений, внутри которых были выделены тактильные, температурные и болевые ощущения. Также были открыты так называемые ноцицептивные органы кожи, представляющие собой свободные нервные окончания, которые могут быть возбуждены разнообразными физическими и химическими раздражителями такими, как лучистая энергия, механические раздражения, кислота, щелочь, электрический ток).

Интермодальные ощущения. Типичным примером интермодальных ощущений являются вибрационные ощущения, отражающие колебания с частотой ниже 20 гц. Вибрации отражаются с помощью кожно-мышечной системы. Раздражения передаются по костям и распространяются по всему телу, достигая вестибулярного аппарата. У людей, потерявших слух, вибрационные ощущения приобретают настолько важное значение, что вибрационную чувствительность называют «слухом глухих». Другой пример интермодальных ощущений – так называемое «шестое чувство слепых». Благодаря этому чувству, слепые с детства люди способны на расстоянии обнаруживать препятствия и обходить их. Считается, что они очень хорошо улавливают звук своих шагов, отраженный от предметов, находящихся на пути следования.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон в 1906 предложил различать ощущения в зависимости от того, какие рецепторы лежат в их основе, и выделил три класса ощущений.

1. Экстероцептивные ощущения – в их основе лежит работа экстерорецепторов (зрительные, слуховые, обонятельные, слуховые ощущения, ускорение и равновесие, вибрация). Экстероцептивные ощущения делятся на две группы в зависимости от наличия или отсутствия контакта рецептора с отражаемым объектом:

- дистантные ощущения – не требуют контакта объекта с рецептором.

- контактные ощущения – возникают при контакте объекта с рецептором.

2. Интероцептивные ощущения – возникают благодаря работе интерорецепторов, в число которых входят механорецепеторы и хеморецепторы, которые реагируют на изменение химического состава и давления крови, температуры тканей, наполнение желудка и т.д. (жажда, голод, боль, давление, распирание, сытость).

3. Проприоцептивные ощущения – это результат работы проприорецепторов. В них отражаются положение и движение всего тела и его частей в пространстве. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, Ч. Шерринтон назвал кинестезией.

Ощущения различают по времени возникновения:

- протопатические – древний, наиболее рано возникший в развитии человека вид ощущения, который обеспечивает лишь смутное отражение свойств объекта;

- эпикритические – более поздний вид ощущения, который отражает свойства объект более детально.

 

Закономерности ощущений

 

Адаптация.

В зависимости от условий, в которых происходит восприятие, применяются абсолютные и разностные пороги чувствительности. Чувствительность меняется, прежде всего, при изменении интенсивности раздражителя. Приспособительные изменения чувствительности в зависимости от условия восприятия раздражителя называются адаптацией. В основе процесса адаптации лежит целый ряд центральных и периферических механизмов.

В зрительной системе различают световую и темновую адаптацию. Различают периферические и центральные механизмы адаптации. Обнаружены следующие периферическими механизмами адаптации.

1. Процесс разложения и восстановления светочувствительного вещества, находящегося в рецепторах «родопсина» (витамина А). Под действием света он разлагается, а в темноте восстанавливается. Чем больше родопсина, тем выше чувствительность.

2. Механизм пигментной защиты или ретиномоторный эффект. Он получил развитие только у беспозвоночных животных. При переходе к яркому свету, границы темного пигмента перемещаются к наружному светочувствительному слою и образуют своеобразный экран, защищающий рецепторы от излишнего света.

3. Переключение в темноте с малочувствительных рецепторов дневного зрения (колбочек) на высокочувствительные ночные рецепторы (палочки).

4. Изменение площади рецептивных полей, то есть числа активных рецепторов сетчатки. Этот механизм выражается в том, что на свету усиливается тормозное взаимодействие между элементами сетчатки, в результате чего число активных рецепторов снижается. В темноте тормозное влияние снимается. Это явление получило название явление мобильной сетчатки.

5. Механизм зрачкового рефлекса, который ведет к изменению диаметра зрачка (на свету диаметр зрачка уменьшается, а в темноте увеличивается и может изменяться в 15 – 16 раз).

К центральным механизмам адаптации относятся:

1. Механизм ориентировочной реакции, которая имеет безусловный и условный характер. Ориентировочная реакция возникает при появлении нового раздражителя. Его появление приводит к мобилизации центральных механизмов и повышению их чувствительности. Привыкание к повторяющимся раздражителям введет к угасанию ориентировочной реакции и изменению абсолютной чувствительности.

2. Изменение интенсивности постоянного по величине раздражителя длительно действующего на анализатор. В основе этого эффекта лежит как центральные факторы (угасание ориентировочной реакции), так и периферические реакции в виде адаптации рецепторов.

3. Механизм отражения значимости действующего раздражителя (человек более чувствителен к запаху пищи, когда голоден).

 

Сенсибилизация.

Это повышение чувствительности анализаторов в результате упражнения и взаимодействия анализаторов. Путем упражнения можно повысить как абсолютную, так и разностную чувствительность. Взаимодействие анализаторов имеет в своей основе связь между ними, которая осуществляется через кору головного мозга.

Сенсибилизация обусловленная взаимодействием анализаторов заключается в том, что при воздействии раздражителя на рецептор одного анализатора происходит изменение чувствительности другого анализатора. Установлено, что слабые раздражители одной модальности повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов других модальностей.

Сенсибилизация обусловливается возрастными изменениями. Чувствительность анализаторов повышается к 20 годам, плавно снижается к 60 годам, а после снижается резко. Сенсибилизация может быть вызвана также действием фармакологических средств. Некоторые средства повышают, а другие – снижают чувствительность (например, атропин расширяет зрачки, повышая чувствительность зрения).

Чувствительность связана с типом нервной системы. При сильной нервной системе наблюдается более низкий уровень чувствительности, а при слабой высокая.

 

Синестезия.

Синестезия выражается в том, что при воздействии раздражителя одной модальности также возникают ощущения другой модальности. В ее основе лежит взаимодействие анализаторов. Синестезия может быть явной и неявной (скрытой). В явной форме она встречается примерно у 50% детей и 15% взрослых. В неявной форме синестезия имеется у всех людей. Подтверждением являются выражения типа «теплый оттенок», «высокий тон» и т.п.. Исследования немецкого психолога Э.М. Хорнбостеля, проведенные 1920-х годах, показали, что светлыми и темными могут быть не только зрительные ощущения, но и осязательные, обонятельные, вкусовые и органические ощущения. Ощущения голода, прикосновения гладким и твердым предметом испытуемыми оценивались как светлые, а ощущения сытости, прикосновения к шершавым и мягким предметом – как темные. При характеристике незнакомых запахов испытуемые называли запах духов светлым, а дегтя – темным.

 

Психофизика Фехнера.

 

Методы шкалирования ощущений, предложенные Густавом Фехнером, представляют собой косвенные методы измерения ощущений. Г. Фехнер опирается на закон Бугера–Вебера. Он сделал три важных предположения, получивших название постулатов Фехнера. 1. Интенсивности раздражителя и интенсивности ощущений можно выразить количественно с помощью чисел. Соответственно, психофизический закон представляет собой функцию, выражающую зависимость между интенсивностью раздражителя и интенсивностью ощущения. 2. Нулевая интенсивность ощущения соответствует нижнему абсолютному порогу чувствительности. 3. Едва заметное изменение ощущения, равное разностному порогу, представляет собой постоянное единичное ощущение, которое не зависит от абсолютной величины раздражения. Таким образом, Фехнер принял за единицу ощущения едва заметные различия ощущений (сокращенно - езр). Отсюда величина ощущения равна числу едва заметных различий ощущений, находящихся между нулевым ощущением и ощущением, вызываемым данной интенсивностью раздражителя.. Эта величина равна числу разностных порогов от нижнего абсолютного порога до величины раздражителя, вызывающего данное ощущение.

Рассмотрим вывод формулы, связывающей силу ощущения с интенсивностью раздражителя. Пусть величина действующего раздражителя равна I, нижний абсолютный порог чувствительности - I0, относительный разностный порог – k, число едва заметных различий ощущений равно S.

Из рисунка 3 видно, что

I 1 = I0 + D I 1 (2)

Из закона Бугера – Вебера можно следует, что

DI 1 = I 0 • k

 

Подставим D I 1 в выражение(2): I 1 = I0 + I0k = I0 (1 + k) = I0 (1 + k)1.

Далем определим, чему равен I 2.

I 2= I1 + D I 2

D I 2 = I1k = I0 (1 + k).

На втором шаге: I 2= I1 + I1k = I1 (1 + k) = I0 (1 + k)(1 + k) = I0 (1 + k)2

 

На третьем шаге получим:

I3 = I0 (1 + k)3 и т.д..

Если число таких шагов n, то на последнем шаге получим выражение:

In = I = I0 (1 + k) n.

Прологарифмируем обе части этого уравнения и получим: lg I = lg I0 + n lg (1 + k).

Отсюда: n = lg Ilg I0 / log (1 + k).

Обозначим через K = 1/ log (1 + k), следовательно:

 

S = Klg (I / I0)(3)

 

Полученная формула выражает закон Фехнера, который гласит, что сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Справедливость этого закона была эмпирически показана для целого ряда ощущений. Правомерность закона Фехнера определяется постоянством относительного разностного порога k. Так как это постоянство соблюдается только в средней области зоны подлинных ощущений, закон Фехнера в области абсолютных порогов нарушается.

 

Закон С.С. Стивенса

 

Г. Фехнер использовал косвенный метод шкалирования ощущений. После него был предложен и прямой метод шкалирования. Впервые его применил бельгийский психолог Плато (1872). Он просил испытуемых расположить между черным и белым цветами серию серых тонов так, чтобы они были разделены субъективно равными интервалами. Оказалось, что величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего, возведенной в некоторую степень. Отсюда был сделан вывод, величина ощущений представляет собой степенную функцию от величины раздражителя.

Американский ученый С. Стивенс в 1956 году использовал другую разновидность этого метода. Он исходил из предположения о том, что для ощущений, или сенсорного пространства, характерно то же отношение, что и для пространства стимулов. Данная закономерность может быть представлена следующим математическим выражением:

где Е — первичное ощущения, А£ — минимальное изменение ощущения, которое возникает при изменении воздействующего стимула на минимальную величину, заметную для человека. Таким образом, из данного математического выражения следует, что соотношение между минимально возможном изменение наших ощущений и первичным ощущением есть величина постоянная — К. А если это так, то соотношение между пространством стимулов и сенсорным пространством (нашими ощущениями) может быть представлено следующим уравнением:

Данное уравнение получило название закона Стивенса. Решение этого уравнения выражается следующей формулой:

S = KxRn,

где S — сила ощущений, К — константа, определяемая избранной единицей измерения, п — показатель, зависящий от модальности ощущений и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током, R — значение воздействующего раздражителя.

Американские ученые Р. и Б. Тетсунян попытались математически объяснить смысл степени п. В результате они пришли к выводу, что значение степени п для каждой модальности (т. е. для каждого органа чувств) определяет соотношение между диапазоном ощущений и диапазоном воспринимаемых стимулов. Наблюдатель должен был изменять параметры раздражителя таким образом, чтобы получить 1/2, 1/5 или какую – либо другую часть яркости, громкости, насыщенности и т.п. эталона. Исследования в этом направлении привели к построению степенных психофизиологических шкал для десятков модальностей и качеств ощущений.

Зависимость степенного вида между силой ощущения и силой раздражителя получило название «закон Стивенса»:

 

S = К • (I – I0)n,

где: S - сила ощущения

I – интенсивность раздражителя

I0 – нижний абсолютный порог чувствительности

К и n – константы

n зависит от модальности и качества ощущений. n < 1 при восприятии яркости, n = 1 при восприятии длины прямых отрезков, n > 1 при восприятии силы электрического удара.

 

Теория обнаружения сигналов

 

Классическая психофизика столкнулась с феноменом, который она не могла объяснить – феноменом ложной тревоги. Он состоит в том, что испытуемый дает ответ, что есть сигнал, когда после предупредительного сигнала раздражитель не подается. Исследователи не знали, что делать с этими ложными тревогами. Они пытались использовать испытуемых, дающих мало ложных тревог, просто исключали их из обработки.

Однако развитие радиолокации потребовало созданияе такой теории, которая учитывала бы ложные тревоги. Одна из таких теорий – теория обнаружения сигналов. Она была разработана в статистической радиотехнике и теории связи. Ее применили также и в области психологии, благодаря исследованиям целого ряда ученых, прежде всего, американских психологов — Таннера и Светса(W. Tanner, J. Swets). В соответствии с этой теорией сигнал всегда наблюдается на фоне шума. Шум возникает внутри самой сенсорной системы и создается внешними источниками. В зрительной системе шум возникает из–за собственного свечения сетчатки, в слуховой – из–за движении мышц при дыхании. Таким образом, сенсорная система вынуждена выделять сигнал из сенсорного шума. Величина шума воспринимаемая сенсорной системой, постоянно меняется, вызывая изменения сенсорного эффекта.

Обозначим зависимость плотности вероятности того или иного сенсорного эффекта (p), вызываемого шумом, от величины шума как функцию f (xn). Эта функция имеет нормальный вид (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Зависимость плотности вероятности сенсорного эффекта (p) от величины сенсорного эффекта (x), вызванного только шумом f (xn) и вызванного совместным действием сигнала и шума f (xs).

 

 

Если испытуемому предъявлять сигнал постоянной интенсивности, то вызванный им сенсорный эффект будет суммироваться с сенсорным эффектом от шума. Соответственно, функция плотности вероятности появления сенсорного эффекта той или иной величины от этого сигнала будет описываться той же функцией f (xn), но смещенной по оси «х» вправо на величину сигнала. Обозначим эту функцию как f (xs). Из рисунка видно, что кривые этих двух функций перекрываются. На этом участке сенсорный эффект одной и той же величины может быть вызван в результате действия как сигнала вместе с шумом, так и одного только шума. Наблюдатель должен решить, результатом чего является наблюдаемый сенсорный эффект – результатом действия сигнала вместе с шумом или результатом действие одного только шума. Для решения этой задачи он выбирает для себя критерий – некоторое значение сенсорного эффекта (xс). Если наблюдаемый эффект выше критерия, он решает, что сигнал есть, а если ниже критерия – что сигнала нет, есть только шум. Возможны четыре варианта сочетания ситуации наличия или отсутствия сигнала с ответами наблюдателя:

1. Y/s – испытуемый говорит «да», когда есть сигнал (попадание, обнаружение).

2. N/s – испытуемый говорит «нет», когда есть сигнал (пропуск сигнала).

3. Y/n – испытуемый говорит «да», когда нет сигнала (ложная тревога).

4. Nn – испытуемый говорит «нет», когда нет сигнала (покой).

Каждый из вариантов характеризуется своей условной вероятностью Р:

1. Ys – P (Ys), 2. Ns – P (Ns), 3. Y nP (Yn), 4. Nn – P (Nn).

Эти условные вероятности зависят от положения критерия xс на оси абсцисс. При стремлении снизить количество ложных тревог необходимо сместить xс вправо по оси абсцисс. Одновременно это приведет к увеличению числа пропусков и уменьшению числа обнаружений. Стремление к полному обнаружению сигнала приведет к увеличению ложных тревог.

Выбор критерия xс зависит от субъективной значимости каждого из четырех исходов. Если ни один из исходов не важнее, чем остальные исходы, то xс будет соответствовать точке пересечения кривых f (xn) и f (xs). Если наблюдателю надо избежать пропусков, то надо уменьшить xс, если нежелательны ложные тревоги, то надо увеличить xс. Оптимальное значение xс определяется из следующей формулы:

 

b = f (xs) | xc = P (n) V (Nn) – C (Yn) ,
f (xn) | xc P (s) V (Ys) – C (Ns)

 

Здесь: b - соотношение между уровнем сигнала и уровнем шума,

P (n) – априорные вероятности появления шума,

P (s) – априорные вероятности появления сигнала в смеси с шумом,

V (Nn) –премия за покой,

V (Ys) – премия за обнаружение сигнала,

C (Yn) – штраф за ложную тревогу,

C (Ns) – штраф за пропуск сигнала.

Критерии определенные по данной формуле обеспечивают наблюдателю величину наибольшего выигрыша. Американские психологи Таннер и Светс провели опыты в области слухового и зрительного обнаружения сигнала. До начала опыта испытуемым сообщались значения P (N) и P (S). Начисление премий и штрафов производилось с помощью платежной матрицы, которую показывали испытуемым:

    Ответ испытуемого
    Да Нет
Сигнал был? Да V (Ys) C (Ns)
Нет C (Yn) V (Nn)

 

Штрафы и премии оплачивались реальными деньгами. Эти опыты подтвердили теоретически предсказанные результаты.

Критерий напоминает сенсорный порог, но отличается от порога тем, что наблюдатель может изменять его произвольно, а порог изменять нельзя. Следовательно, критерий нельзя использовать для характеристики чувствительности сенсорной системы.

Из рисунка видно, чем меньше перекрываются кривые, тем меньше вероятность ошибки. А перекрытие кривых зависит от соответствующих средних значений mn и ms и размаха изменчивости величины сенсорного эффекта вокруг этих средних. Изменчивость сенсорных эффектов характеризуется дисперсией s2. Отсюда показателем возможности обнаружения может служить величина d’, которая вычисляется по формуле:

d’ = (ms - mn)/ s,

где: ms – математическое ожидание сенсорных эффектов, вызываемых действием сигнала + шум;

mn – математическое ожидание сенсорных эффектов, вызываемых шумом:

s - стандартное отклонение;

s2 - дисперсия.

 

Рис. 4. Зависимость области перекрытия кривых распределения от интенсивности сигнала (А) и дисперсии (Б)

 

Таким образом, возможность обнаружения сигнала на фоне шума зависит не только от принятого критерия, но и от свойств шума и сигнала.

Зависимость результатов наблюдения от этих свойств выражается с помощью кривых рабочей характеристики приемника (РХП).

РХП отражает зависимость вероятности обнаружения сигнала от вероятности ложных тревог.

Рис. 6. Кривые РХП при разных значениях d' (по Светсу, Таннеру, Бердсоллу, 1964)

 

Кривая РХП получается изменением величины критерия xс. При уменьшении величины xс вероятности P (Yn) и P (Ys) увеличиваются приближаясь к 1. Когда значения xс очень маленькие любой сенсорный эффект принимается как сигнал. При больших значениях критерия вероятности P (Yn) и P (Ys) стремятся к нулю и почти каждый сенсорный эффект принимается за шум. Кривая РХП отражает изменение критерия при постоянной величине d'. Но при изменении свойств сигнала и шума величина d' меняется и получается семейство РХП.

 

Тема. 2. ВОСПРИЯТИЕ

Тема 5. Теории восприятия

Гештальт-теория восприятия

Немецкие гешатальтпсихологи В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка и другие считали, что восприятие изначально целостно. Восприятие определяется не единичными элементарными стимулами, а комплексом действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Гештальтпсихологи противопоставили методу аналитической интроспекции – феноменологический метод, который состоит в описании наблюдателями своего восприятия. Они считали, что психология должна ответить на вопрос: «Почему мы видим мир таким, каким мы его видим?».

Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, из которых следовало, что целостность восприятия определяется особенностями воспринимаемой структуры объекта. Элементы, входящие в поле восприятия, объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, симметричность и др. Они открыли закон разделения зрительного поля на фигуру и фон. Они считали перцептивные процессы врожденными.

Они полагали, что между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным психическим полем существует отношение подобия (изоморфизма). Они объясняли целостность восприятия структурообразующими процессами, протекающими в мозге и имеющими электрохимическую природу. Гештальтпсихологи как и структуралисты изучали восприятие изолированно от его регулирующей функции образа, считали, что прошлый опыт не может изменить восприятие объекта, если объект образует «хорошую фигуру». Но они поставили важные проблемы восприятия, касающиеся природы целостности восприятия, физиологических механизмов восприятия, но не смогли их решить.

 

Тема 6. Свойства восприятия

Предметность восприятия

 

Предметность восприятия – отнесенность, полученных с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире к самим предметам.

Предметность восприятия выражается в том, что перцептивный образ осознается как образ материального предмета, независимого от нас. Эта отнесенность перцептивного образа к определенному предмету определяет сам процесс восприятия. Эта связь исследована эмпирически с помощью самых различных опытов. Прежде всего, это опыты, проведенные методом оптических искажений, которые осуществлялись с помощью специальных очков. При этом использовались следующие виды искажения:

- инверсия (смена ориентации верх - низ)

- реверсия (смена ориентации право - лево)

- переворачивание (инверсия + реверсия)

- смещение сетчаточного изображения на определенный угол

- обращение глубины (выпуклость, вогнутость).

Первые опыты на инверсию провел на себе английский психолог Дж. М. Стрэттон в 1896году. В течение недели он носил очки, переворачивающие видимую картину мира сверху вниз и слева направо. В первый день наблюдался феномен удвоения мира, то есть образы памяти не соответствовали перцептивным образам. На пятый день происходила моторная адаптация, действия становились менее осознаваемыми. На шестой день мир воспринимался как стабильный, предметы встали на свои места. Седьмой день характеризовался наличием лишь малозаметных искажений восприятия. На восьмой день после снятия очков возникало ощущение нереальности мира. Некоторые фрагменты образа казались инвертированными. В опытах с инверсией обнаружилось, что если в поле восприятия находились объекты, которые по своим свойствам не могут находиться «вверх ногами» (горящая свечка), то картина приобретала правильное положение.

Другой опыт – опыт с обращением глубины. Для обращения глубины используется прибор псевдоскоп. В нем то, что предназначено правому глазу, передается в левый глаз, а то, что левому – в правый. Обращению глубины нужно специально учиться и оно получается не всегда. Обнаружилось, что хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. Показано, что предплечье обращается, а кисть – нет. В эксперименте В.В. Столина установлено, что если наблюдать миску с подкрашенной жидкостью, то миска обращается, но если в миску положить предмет, то обращения не происходит.

Формирование предметности восприятия связано с практическими действиями. Совершая практические действия с предметами, ребенок приспосабливает их к особенностям, местоположению, форме предметов. В дальнейшем восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему действий, которые продолжают подчиняться практике.

Практическая деятельность ставит перед восприятием различного рода перцептивной задачи и всегда требует адекватного отражения действительности. Адекватность отражения и означает предметность восприятия.

 

Целостность восприятия

 

Восприятие целостно, потому что оно отражает не отдельные изолированные свойства объекта, а отношения между ними. На целостность восприятия первыми обратили внимание гештальтпсихологи, которые установили большинство фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия.

Целостность восприятия обнаруживается уже у животных, так как и они живут в мире предметов. Экспериментально это доказал В. Келлер. В его опыте использовались две кормушки для кур темно–серого и светло–серого цвета. К темно–серой кормушке зерна приклеивались и куры не могли склевать их, а на светло–серой кормушке зерна лежали свободно. Отсюда куры приучились кормиться из светло–серой кормушки. После этого темно–серую кормушку убирали и заменяли ее почти белой. Куры шли к белой кормушке. В третьей серии опыта предъявлялись темно–серая и черная кормушки. Куры шли к темно–серой кормушке. Таким образом, они реагировали не на абсолютный цвет кормушки, а на отношение между цветами, они шли к более светлой кормушке.

Целостность восприятия лежит в основе некоторых иллюзий. Перцептивные операции, лежащие в основе восприятия отношений, позволяют отражать наиболее общие особенности организации внешнего мира. Благодаря целостности, мир воспринимается не хаотическим скоплением цветовых пятен, звуков, а как определенным образом организованное целое. Благодаря целостности восприятия, музыкальные звуки складываются в мелодию, которою мы узнаем, когда она исполняется в разных тональностях.

 

 

Константность восприятия

 

Константность восприятия – это относительная независимость воспринимаемых свойств объекта от изменений в условиях восприятия, то есть это независимость перцептивного образа от проекции объекта на рецепторы. Таким образом, благодаря константности предметы воспринимаются относительно постоянными по величине, форме, цвету и так далее.

Виды константности восприятия.

Стабильность видимого мира. Существует множество видов константности восприятия. Наиболее важным является стабильность видимого мира, или константность зрительного направления. Она заключается в том, что при движении глаз наблюдателя (или его самого), движущимс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.134 с.)