Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Императивные прямые формы воздействий

Поиск

К императивным прямым формам воздействия относятся приказы, требования, запрещения и принуждение.

 

Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности—неконструктивности[1] 1
Весьма спорное утверждение, опровергаемое спортивной практикой.


 

10. Позиции партнеров в контакте

При деловых переговорах так же как и при любой другой форме коммуникации (даже при взаимодействии с материальными предметами) каждая сторона может занимать одну из трех следующих позиций:

1. Пристройка сбоку: партнеры находятся на равных условиях, взаимно нуждаются друг в друге, в этом случае возможно плодотворное взаимовыгодное и удобное для обеих сторон сотрудническтво.

2. Пристройка снизу: первый партнер находится в роли просящего, он очень нуждается в том, чтобы склонить второго партнера на свою сторону, но не уверен в том, что и он может в ответ принести значительную пользу их союзу.

Людям в такой позиции свойственны неуверенное, суетливое, заискивающее поведение, излишняя вежливость. У них немного сгорбленная осанка, направленный вниз взгляд, если же он смотрит на вас, то смотрит как будто снизу вверх.

3. Пристройка сверху: первый партнер считает, что именно он является более значимым во взаимоотношениях, и что не собирается предпринимать значительных усилий по налаживанию сотрудничества, а также что не думает, что второй партнер может принести ему значительную пользу.

10.2 Воздействие (или влияние) на партнеров общения может осуществляться преднамеренно и непреднамеренно (человек оказывает влияние на других только фактом своего присутствия). Преднамеренное влияние, как пишет Е. В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то, т. е. имеет цель, а непреднамеренное – почему-то, т. е. имеет только причину (например, обаяние человека).

По существу любое влияние – это напряжение той нашей способности, которая может проявляться и совершенно спонтанно, без всякого усилия с нашей стороны. Это способность психологического излучения. Способность создавать вокруг себя индивидуальное неповторимое поле со своеобразным распределением сил притяжения и отталкивания. Согревания и охлаждения, облегчения и отягощения, успокоения и напряжения. Это поле может электризовать и замораживать других, придавать им энергию или усыплять, вызывать в их душе ощущение блаженства или непреодолимое стремление немедленно уйти.

11. Б. Ломов, выделяет следующие уровни общения:

  • макроуровень (человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, что сложились);
  • мезауровень (общение происходит в рамках содержательной темы);
  • микроуровень (это акт контакта: вопрос - ответ).

Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный.

Каждый из указанных уровней автор рассматривает в контексте четырех фаз поведения индивида:

  • первая фаза - направленность на партнера;
  • вторая - психическое отражение партнера;
  • третья - информирование партнера;
  • четвертая - отключение от партнера, если побудительные мотивы с ним исчезли, или возврат ко второй фазе, если они сохранились.

Стили общения

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

  • авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);
  • демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);
  • либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

12. Коммуникация

Коммуникация — (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) —смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.)

13. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информа­цией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Есте­ственно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

14. Стили общения

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.

Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):

  • авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);
  • демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);
  • либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).

Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.

Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.

Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.

При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Руководитель с либеральным стилем общения характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале, можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия, типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.

Для описания указанных стилей используются и другие названия:

  • директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);
  • коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);
  • либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально);

Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.

Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

  • стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
  • стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
  • описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
  • социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
  • стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

15. Веселье

Такое поведение связано с юмором, т. е. беззлобно насмешливым отношением к кому- или чему-нибудь.

Веселое настроение выражается кроме упоминавшегося смеха в об­щем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

7.2. Смущение

Сущность понятия. Смущение (состояние застенчивости) определя­ют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним не­знакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся за мать. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их челове­ка. Характерным для смущения считается закрывание лица руками или наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обы­денной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение

может вызываться как неудачей в ка­ком-нибудь деле, так и удачей.

Стыд

Одним из проявлений смущения является стыд. О нем писал еще Ари­стотель в «Риторике» (гл. VI, §1): стыд — это такое неприятное чув­ство, которое ведет к дурной славе. Он отметил важный момент в по­нимании природы стыда: никто не стыдится младенцев и животных, и стыд, ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряет­ся с тем уважением, которое мы имеем к их мнению. Известно, что римляне и римлянки не стыдились своих рабов. Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своем действии

Презрение как эмоциональное состояние

Презрение как эмоциональное состояние — это социально обуслов­ленное отвращение к человеку, совершившему недостойный посту­пок. При этом человек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает его в действиях, полных сарказма (злой иронии) или не­нависти. Спецификой такого состояния является то, что, возникнув ситуативно, оно не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоцировавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство презрения.

Влюбленность как состояние

Влюбленность как состояние — страстное влечение к кому-нибудь. Это явно доминантное относительно устойчивое состояние. Влюблен­ный хочет постоянно находиться рядом с обожаемым объектом и ради этого может забросить все свои дела. Воображение влюбленного пе­реполнено объектом влюбленности до такой степени, что он переста­ет замечать не только окружающих, но и самого себя.

В период влюбленности ее объект кажется прекрасным и недости­жимым. Человек рисует в своем воображении красочный и прекрас­ный образ, который может вовсе не соответствовать действительности.

Со временем влюбленность из остро переживаемого состояния ли­бо превращается в любовь, т. е. в положительное, но лишенное страс­ти отношение к возлюбленному как ценному для него объекту, либо исчезает вообще.

Состояние ревности

Состояние ревности — это сложное мучительное эмоциональное со­стояние, связанное с подозрительным отношением человека к объек­ту обожания, с сомнением в его верности либо знанием о его неверно­сти. Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер (Hatfield, Walster, 1977) считают ущемленную гордость и осознание нарушения прав собственности.

Ревность — самая исключительная страсть в мире

16. Коммуникативная толерантность —

это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность — одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления — культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

17

 

К ПРОБЛЕМЕ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
Сложной и значимой проблемой социальной психологии является про-блема затруднений в общении. Само явление трудностей понимания, интер-претации высказывания обсуждалось еще в риторике Древнего мира. Сего-дня в социально-психологической литературе можно встретить многочис-ленные термины, обозначающие трудности общения. Это коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, за-труднения, помехи и собственно трудности.
В целях терминологической упорядоченности В.Н.Куницына выделяет три основных понятия, располагая их по степени выраженности – нарушения, трудности и барьеры, говоря о том, что разграничение этих понятий является все же несколько искусственным. Различаются они, по мнению автора, по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовле-творенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возмож-ности и способам их устранения.
Несмотря на неоднозначную терминологию, авторы сходятся во мнении, что трудности общения имеют субъективный характер. Так, М.Т.Ногерова трактует затрудненное общение как субъективный феномен, представленный в сознании личности в виде эмоциональных переживаний, дискомфорта, воз-никающего в ситуации взаимодействия как на межличностном уровне, так и на межгрупповом. И.А.Зимняя определяет "затруднения", "барьеры общения" как субъективное образование, как переживание субъектом некоторой слож-ности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. А.К.Маркова под затруднением в общении понимает субъективно пережи-ваемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (плани-руемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения комму-никативной ситуации, собственного психического состояния и т.д.
По мнению В.Н.Куницыной, субъективно переживаемые, не всегда про-являющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера, -это только одна группа трудностей. Автором предложена общая классификация межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам, в ко-торой называется и вторая группа – трудности "объективные", то есть обна-руживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие ус-пешность общения и удовлетворенность его протеканием. Объективные трудности – это трудности коммуникативного и коммуникабельного харак-тера. В.А.Лабунская субъективность, заявляющую о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д., также считает только одной из плоско-стей рассмотрения затрудненного общения наряду с явлением объективным, представленным в несоответствии цели и результата, выбранной модели об-щения и реально протекающего процесса, и наряду с социально-психологическим феноменом, проявляющимся только в ситуации взаимодей-ствия, социального общения.
Говоря о барьерах общения, авторы называют их разные виды. Это со-циально-психологические барьеры личности и общества, социально-психологические барьеры деятельности, социально-психологические барье-ры общения (Б.Д.Парыгин); коммуникативные барьеры и психологические (В.Н.Куницына); коммуникативные барьеры (барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношений), смысловые барьеры, психологические барьеры (Е.И.Рогов). Коммуникативный барьер Е.В.Залюбовская определяет как абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутст-вующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся.
Причинами затруднений в общении также называются внешние ограни-чения общения – конвенциальные, ситуативные и эмоциональные (А.Б.Добрович); барьеры, обусловленные эмоциями, и барьеры восприятия (Н.И.Шевандрин); отдельные стратегии поведения в процессе взаимодейст-вия (Е.И.Рогов). Наиболее полно причины затрудненного общения класси-фицированы В.А.Лабунской.
В числе основных компонентов, из которых складываются противоречия человеческого общения, Б.Д.Парыгин называет уникальность и неповтори-мость самой личности в качестве субъекта общения, которое осуществляется типичным для данной личности образом и средствами (К.А.Абульханова-Славская). Т.е. можно говорить о том, что определенные стили общения про-дуцируют затруднения в общении. Так, например, непродуктивное общение, по мнению В.А.Горяниной, проявляется в разнообразных формах директив-ной, манипулятивной, агрессивной, угрожающей, силовой моделях подав-ляющей стратегии контакта, а также в многочисленных формах отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода. В исследовании Т.В.Экзакусто выделено 4 типа эмоционально-поведенческого реагирования в ситуациях делового взаимодействия: активный-стенический, активный-астенический, пассивный-стенический, пассивный-астенический.
Используя выделенные И.П.Шкуратовой и Л.И.Габдулиной стили обще-ния – коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный, можно предполагать, что затруднения в общении наступают при сбое хотя бы в од-ном из названных стилей. Т.е. нарушение устойчивых индивидуально-своеобразных приемов и способов передачи и восприятия информации в процессе общения вызывают трудности коммуникативного характера – на-пример, появление семантического барьеры, "эффекта смысловых ножниц" Т.М.Дридзе; различных, различающихся степенью прозрачности форм ком-муникативных барьеров, описываемых Б.Ф.Поршневым. Сбои интерактивно-го стиля общения дает фрустрация социальных потребностей партнера по общению (Ю.А.Менджерицкая), помехи в достижении целей (Ю.А.Менджерицкая, Н.В.Гришина), "неадекватное" ситуации общения и ха-рактеру деятельности поведение (Е.В.Цуканова). Устойчивые способы вос-приятия и оценки себя и других людей выступают в качестве социально-перцептивных причин затруднений в общении (А.А.Бодалев, В.А.Лабунская). В соответствии со сторонами, предложенными И.П.Шкуратовой, здесь мож-но говорить о причинах содержательного, уровнего и стилевого характера.
Таким образом, стиль общения может выступать основанием анализа за-труднений в общении.

20. Аффилиация — потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними. В аффилиации выделяют две стороны, одна из которых связана со стремлением к принятию (СП) — позитивная сторона аффилиации, или собственно аффилиация, а другая — со страхом отвержения (СО) — негативная сторона аффилиации. Причем основой этой потребности считается страх отвержения. Именно изFза него люди стремятся к принятию их другими людьми. Поэтому потребность в аффилиации (стремление к принятию) и страх отвержения связаны друг с другом. Однако эта связь не прямая, а обратная: чем меньше выражен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот.Другие исследователи говорят о самостоятельности этих двух сторон аффилиации, так как корреляты потребности в принятии и страха отвержения оказываются разными

23.Существенным условием успешного общения является взаимопонимание между общающимися. Взаимопонимание ведет к возникновению резонанса между ними в понимании одних и тех же действий, поступков, явлений. Отсутствие взаимопонимания приводит к конфликтам. Например, если проявление ребенком настойчивости расценивается родителями и учителями как упрямство, а проявление инициативы — как нарушение дисциплины, то взрослые сами будут препятствовать развитию тех волевых качеств, которые они стремятся сформировать у ребенка. Не повысит эффективность воспитания и расценивание детьми требовательности родителей и учителей как придирчивости.Для установления взаимопонимания между общающимися требуется наличие хотя бы одного из двух условий: либо совпадение оценки ситуации, либо, на худой конец, — при расхождении точек зрения — понимание и оправданность чужих оценок ситуации и поступков. Однако, чтобы прийти к этому, часто требуется длительный путь познания друг друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.011 с.)