Тема «Формирование естествоведческих представлений и понятий» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Формирование естествоведческих представлений и понятий»



Смотреть Приложение (презентация «Формирование понятий»).

Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005

Тема «Методы и приемы обучения естествознанию»

Тема «Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию».

В науке не существует однозначного подхода к трактовке понятия «метод». В переводе с греческого methodos – путь к достижению чего-либо, исследования, теория, учение. Под методом подразумевают: а) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (наиболее распространенная интерпретация); б) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания действительности; в) определенным образом упорядоченная деятельность.

В современной общей и частной дидактике (методике) существуют различные подходы к классификации методов обучения.

1. В зависимости от источника получения знаний (деятельности учителя и учащихся) выделяют методы:

А) словесные (рассказ, беседа, семинар, лекция, инструктаж, работа с детской литературой и учебником);

Б) наглядные (демонстрация опытов, объектов, пособий);

В) практические (лабораторно-практические работы, деятельность в природе, моделирование, выполнение упражнений.

2. В зависимости от дидактических целей рассматривают методы изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний, проверки знаний; классифицируют методы изложения, разъяснения учебного материала с целью восприятия и запоминания (устное изложение - рассказ, объяснение, лекция, инструктаж, показ, самостоятельная работа); закрепления полученных знаний (обсуждение изученного – беседа, семинар; самостоятельная работа); закрепления умений и навыков - показ (демонстрация), упражнения (игры, самостоятельная работа); применения знаний, умений и навыков на практике (практическая и самостоятельная работа).

3. По характеру стимулирования, организации и контроля учебной деятельности различают методы стимулирования и осуществления учебно - познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; дедуктивные. Индуктивные; репродуктивные, поисковые); стимулирования и мотивации (игры, диспуты); контроля и самоконтроля (устные и письменные работы).

4. Классифицируют методы и в зависимости от источника получения информации: методы изложения учителем, методы самостоятельной работы учащихся.

5. В зависимости от характера познавательной (мыслительной) деятельности учащихся: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

6. В зависимости от выявленной сущности и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса существует система способов: формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, диспут, работа с книгой, лекция, метод примера); организация деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы); стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самоконтроль).

Традиционно используется классификация в зависимости от источника получения знаний, деятельности учителя и учащихся.

 

 

Таблица. Методы обучения естествознанию

Основная классификация Группа методов
словесные наглядные практические
Источник знаний Слово Модель Система операций
Деятельность учителя Говорение и слушание Показ Инструктаж
Деятельность учащихся Говорение и слушание Наблюдение Самостоятельная работа
Традиционно используемые методы Рассказ, объяснение, беседа (инструктаж), учебная дискуссия (полилог), работа с детской научно-художественной литературой и учебником Демонстрация опытов, натуральных объектов, использование различных изобразительных пособий Деятельность в природе (наблюдение с фиксацией его результатов, распознавание признаков), лабораторные опыты, практические работы, моделирование, эксперимент

Словесные методы обучения

Метод Структура и технология использования Характеристика словесного метода
Рассказ Предварительная подготовка к рассказу предполагает: 1) определение цели, тематики и места рассказа на уроке; 2) сбор информации из различных первоисточников, проверка фактов по справочникам; 3) подбор отрывков из художественной литературы, рассмотрение возможности использования сведений из личного опыта учителя; 4) продумывание зрительного ряда – использование фотографий, репродукций, иллюстраций из фото, энциклопедических словарей, раскрасок, детских книг со стихотворениями и т.д.; 5) запись плана рассказа, продумывание методических приемов, способствующих наиболее эффективному запоминанию информации (сравнения, ассоциации, сопоставления, выделения главного, аналогии; постановки проблемных вопросов) и во избежании быстрой утомляемости при восприятии монолога возможностей чередования («переключения» детей) его с другими приемами работы, сочетания с различными методами обучения: беседой, демонстрацией наглядных пособий, фрагментов учебных фильмов; 6) составление конспекта. Строение рассказа: 1) создание проблемной ситуации (завязки); 2) раскрытие основного содержания (кульминационный момент); 3) разрешение проблемы (развязка). Монологический способ, представляющий собой связное, последовательное, устное изложение нового учебного материала, используется при отсутствии у учащихся сведений по изучаемому вопросу. Рассказ всегда связан с личностью учителя (эмоциональностью, уровнем подготовки и осведомленности в изучаемом вопросе, умением создать образ и т.д.). Возможности его использования на уроке достаточно широки: в процессе подготовки к наблюдению, проведению опытов, во время экскурсии, прогулки и т.д., когда необходимо в сжатой форме сообщить малоизвестный ребенку, значительный по объему материал. Общие требования: научность (использование справочников и энциклопедий); воспитывающий характер (природосберегающие и патриотические моменты); простота (доступность. Но не упрощенность); интересный, яркий (красочно – эмоциональный, образный), сопровождающийся иллюстрированием и создающий у ребенка положительный, эмоциональный фон, формирующий умение слушать; стилистически грамотный; лимитированный по продолжительности (краткий - за 5-10 мин максимум информации; 1-2 классы – 8-10 мин; 3-4 классы – не более 15 мин; в 1-4 классах метод лекций неуместен). Различают следующие виды рассказов: 1) по способу мышления: а) индуктивный (на основе фактов делается обобщение); б) дедуктивный (общее положение подтверждается конкретными сведениями); 2) по дидактическим целям: а) рассказ-вступление (цель – подготовка детей к изучению нового материала); б) рассказ-повествование (детальное изложение намеченного содержания); в) рассказ-заключение (обобщение изученного); 3) по характеру изложения изученного материала: а) рассказ-повествование, представляющий собой сообщение сведений от лица очевидцев; б) рассказ-описание, нацеленный на создание образного представления предмета, явления природы (это характеристика конкретного природного объекта в сумме его существенных и второстепенных признаков для создания его образа; различают художественное описание, создаваемое в опоре на эмоционально-образный мир ребенка при помощи иллюстраций, репродукций и т.п. (с использованием эпитетов, метафор, сравнений, иносказаний), и деловое- выделение фактических знаний на основе проведенного научного исследования (наблюдения, эксперимента, например в процессе изучения состояния водоемов края); в) рассказ-характеристика (разновидность предыдущего, предполагает выделение наиболее существенных признаков; г) рассказ-объяснение нацелен на изучение сущности явлений, выявление причинно-следственных связей и закономерностей. Например, при объяснении тем «План и карта», «Вращение Земли вокруг Солнца» (предполагает введение новых понятий в строгой логической последовательности изложения материала, чередование с беседой, параллельное иллюстрирование – демонстрация таблиц и др., иллюстраций, постановка демонстрационных опытов, чтение дополнительного материала); д) рассказ-рассуждение (последовательное развитие положений и доказательств, приводящих к выводам, например при выявлении влияния погоды на состояние растительного мира). На этом фоне выделяется разновидность – объяснение как инструкция, которое в силу сжатости, информативности, программированного характера нередко рассматривается как самостоятельный словесный метод.
Беседа Дискуссия Работа с книгой Беседа проводится при наличии у детей определенного минимума исходных сведений по изучаемому вопросу (в том числе на основе рассказа учителя. Работы с учебной литературой, изучения иллюстраций, просмотра кинофильма и т.д.) и предполагает дробное сообщение информации (по частям) с периодическим переключением внимания. Этапы подготовки к проведению беседы: 1) подготовительный: четкое определение темы и цели беседы, составление ее плана (в том числе возможностей чередования с другими методами, приемами, например иллюстрирования);.формулирование основных и вспомогательных вопросов (четких, кратких, конкретных; тщательное продумывание их последовательности, логической связи друг с другом, нацеленной на установление причинно-следственных связей); продумывание методики организации, подбор наглядных пособий; 2) беседа; 3) итог.   Этапы проведения учебной дискуссии: 1) подготовительный: обнаружение проблемы и уточнение учебной задачи (сравнение различных теорий образования Вселенной, представления формы Земли и т.д.); определение цели и идеального результата обсуждения, выбор его формы; планирование хода обсуждения (тематика выступлений, рассматриваемые вопросы, подбор справочного материала); отбор участников (4-6 человек) и распределение ролей, например, по М.И. Кларину: «ведущий, генератор идей, аналитик, протоколист, эксперт». На данном этапе важно продумать возможности введения управляющих вопросов на стимулирование мышления («Как…почему…зачем…отчего?», «Что было бы, если?...»), вариативность хода дискуссии («Какие сведения (методы, приемы, доказательства) можно использовать?»), уточнения формулировок («Что вы имеете ввиду?»)и идей («Какие факты в защиту вашей теории можно привести?»), оценку («Ваша оценка представленной теории?»; 2) проведение: формулировка проблемы и цели обсуждения (достигается через изложение проблемы, описание случая, инсценировку, демонстрацию фрагмента кинофильма); анализ проблемы в малых группах (цель- выявить связанные с ней факты и обстоятельства, раскрытие темы, детализация, выявление позиций участников); представление результатов работы перед всем классом (межгрупповое обсуждение, принятие единого решения), формулировка выводов и проверка, оценка результатов обсуждения (высказывание своего мнения, анализ хода дискуссии с акцентом на конструктивные решения); 3) закрепление (использование полученных результатов в новой ситуации).     Технология обучения приемам работы с учебником: 1) введение приема: объяснение его значения, ознакомление с его сутью (составом). Основными действиями, показ образца выполнения; 2) усвоение: выполнение ряда заданий на использование приема с постоянным контролем со стороны учителя; задания на воспроизведение последовательности операций приема (Что надо сделать, чтобы найти необходимый материал на тему «Тела, вещества? С чего надо начать?); 3) закрепление: самостоятельное применение детьми приема при выполнении сначала аналогичных заданий, затем сложных, в новой ситуации; 4) постзакрепление: самостоятельную работу дома необходимо начинать с воспроизведения полученных на уроке знаний и умений. Этапы организации работы с учебником: А) прогнозирования: прочитать название темы и попытаться по нему представить, о чем пойдет речь; Б) установления связи с предыдущим материалом: вспомнить (бегло просмотреть) ранее изученный материал, вспомнить его содержание и попытаться определить связь с изучаемой темой; В) работы с данным текстом: прочесть внимательно текст, параллельно выписывая непонятные слова и рассматривая иллюстрации; выделить главное, основные тематические блоки и составить по ним план текста; Г) лингвистического анализа: попытка объяснить новые, непонятные слова самостоятельно, с помощью словаря (допускается параллельное комментирование с чтением текста для улучшения усвоения прочитанного); Д) вторичного прочтения: чтение текста с параллельным его соотнесением с пунктами плана; Е) закрепления: воспроизведение смысла текста по плану, затем без него вслух, про себя (для этого рекомендуется составлять план – алгоритм ответа, используя опорные образные схемы); Ж) вторичного закрепления: ответ на вопросы после текста, приведение своих примеров к прочитанному; З)сопоставление прочитанной информации с имеющейся ранее и полученной на уроке. Варианты работы с дополнительной учебной литературой: 1) чтение учащимися или учителем отрывков, статей на этапе изучения нового материала или обобщения; 2) устное сообщение детей о прочитанных фактах и явлениях, в том числе устное «реферирование» - подготовка детьми сообщения – «выжимки» по прочитанному; 3) краткая запись содержания книги (конспектирование); 4) составление справки по персонажу (объекту природы, историческому деятелю) на основании прочитанного; 5) подготовка докладов-сообщений по заданной теме по нескольким первоисточникам; 6) фиксирование определений основных понятий в словаре; 7) зарисовка из первоисточников в тетрадях схем, иллюстрирующих изучаемые явления (например, высотную поясность). Технология работы с детской научно- популярной литературой: а) определение темы литературного источника и связи ее с содержание урока; б) характеристика содержания литературного произведения, определение возможностей его использования; в) учет объема текстового материала, времени его использования в учебном процессе; г) четкое определение цели применения произведения и соответствующего этапа урока; д) формулировка заданий детям до прослушивания произведения; е) его чтения учителем или школьниками (параллельно возможна драматизация, использование кукол и др. атрибутики); ж) беседа после работы с текстом с целью проверки усвоения; з) обобщения и выводы. Суть метода – посредством четко структурированной системы вопросов вызвать у детей интерес к усвоению и дополнению определенных знаний путем самостоятельных рассуждений, обобщений и выводов. Стержнем данного диалогического метода являются базовая тема и четко формулируемые вопросы учителя, удовлетворяющие требованиям: нацеленность на выявление полного содержания и подведение к выводу; активизация мысли ребенка и его самостоятельность в подходе к формулированию определенных заключений («Почему в тундре не растут высокие деревья?»); точность, краткость, доступность, адресованность всему классу (а не выборочная) с предоставлением времени на продумывание, поощрением дополнительных, уточняющих ответов и исправлением, комментированием неточных (неполных); определенная логическая последовательность в построении; отказ от элементарной (простой, содержащий готовый ответ), неопределенной формы вопроса («Что можно сделать?...»). Основные функции – информационная и поисково – эвристическая. Выделяют следующие виды бесед: 1)По дидактическим целям: а) вводная, нацеленная на актуализацию, систематизацию и обобщение опорных знаний и представлений, полученных ребенком самостоятельно. Стимулирование интереса к изучаемому явлению предваряет изучение нового курса, раздела, темы); б) сообщающая, предполагающая ознакомление детей с новыми сведениями, с параллельной конкретизацией и расширением имеющихся у них знаний (например, при изучении сезонных изменений в жизни природы, на экскурсиях и прогулках); в) повторительно – обобщающая, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной информации, ее систематизацией и установления связей с последующим материалом (проводится в конце изучения курса, раздела, темы); 2) по характеру познавательной деятельности учащихся; а) репродуктивная (воспроизведение и оперирование известными сведениями и приемами); б) поисковая (эвристическая), нацеленная на организацию поисково - исследовательской деятельности детей (использование проблемных вопросов, ситуаций, поисковых заданий на сравнение, выявление причинно – следственных связей, доказательство, поиск альтернативного решения задачи и т.д.); 3) по способу мышления: а) индуктивная (вывод на основе суммирования знаний близких природных предметов и явлений); б) дедуктивная (конкретизация исходного материала в виде иллюстрирующих его примеров); 4) по форме ведения: а) катехизическая (вопрос-ответ); б) развернутая (эвристическая). К положительным чертам данного метода относится повышенная активность класса, развитие речи; недочетам – длительность во времени и дробность полученного знания из-за вопросоответной формы его получения.     Суть метода полилога, активно используемого в системе развивающего обучения, - целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями и идеями по конкретной проблеме с целью принятия единого решения, т.е. на уроке естествознания учебная дискуссия имеет характер управляемого, целенаправленного, тематического, познавательного спора, требующего обязательной предварительной установки единого кодекса правил вежливого поведения, в том числе в процессе обсуждения, и его оттачивания с помощью игровых приемов, тренинга. Его организационной основой является самоорганизация учащихся. Различают формы дискуссии: 1)Круглые столы – обсуждение проблемы небольшой группой учащихся, во время которого происходит обмен мнениями с остальной частью класса: например, тема «Экология нашего края» предполагает наличие 6 дискутирующих групп (экологов, жителей, промышленников, работников сельского хозяйства, врачей и юристов) и сочувствующих, также высказывающих свою точку зрения с созерцательной позиции обывателя (возможно выведение проблемного обсуждения за уровень класса и проведение его в широком круге (на уровне одной/нескольких параллелей, школы) – «симпозиум», конференция); 2)дебаты – обсуждение проблемы участниками двух соперничающих команд, представляющих альтернативные точки зрения (например, в процессе изучения роли естественных и искусственных сообществ в жизни человека); 3)судебное заседание – дискуссия, носящая характер и форму судебного разбирательства (экологическое, естественно-историческое и другое судейство) (по М.И. Кларину). В процессе планирования работы необходимо предвидеть спонтанный характер возникновения такого рода обсуждения при выполнении элементарных заданий, связанных с аргументацией учащимися своей точки зрения. К положительным чертам метода относятся повышенная активность класса, развитие речи и образных репрезентантов, умение доказательно отстаивать свою позицию, развитие коммуникативных способностей (слышать и слушать, инициативности, познавательного интереса, критически-рефлексивного мышления), высокая эффективность при закреплении изученного материала и его творческого осмысления; к недочетам – менее эффективен, по сравнению с рассказом по передаче информации, требует высокой самоорганизации учащихся.   Цель самостоятельной работы с учебной книгой – ознакомление со структурой пособия, чтение текста, реферирование его частей. Сопоставление текстовой информации, составление плана текста, изучение иллюстративного материала, поиск ответов на конкретные вопросы и т.п. В процессе работы с книгой естествоведческой тематики формируются общие умения: свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, составлять опорные конспекты (структурно-логические схемы), пользоваться дополнительной справочной литературой, т.е. работа должна быть нацелена на смысловое освоение печатного материала ребенком. В начальной школе распространены две формы работы с книгой: под руководством учителя, воспитателя на уроке и во внеурочной работе и самостоятельно дома с целью закрепления, уточнения и расширения полученных на занятиях знаний. Работа с учебной литературой (печатными источниками) используется на различных этапах урока6 при изучении нового материала, закреплении, на стадии контроля. Со времен В.Ф. Зуева рекомендуется дробная, поэтапная, объяснительная форма работы: прочтение отрывка, остановка с последующим анализом прочитанного. Поскольку у детей младшего школьного возраста еще не сформированы читательские умения, в начале изучения курса естествознания рекомендуется предварительное их ознакомление с устройством учебника, основными элементами его содержания, со следующими приемами работы в процессе изучения учебного материала: 1)ориентирования (нахождение определенного текста, задания, иллюстрации); 2) работы с текстом (объяснительное и выборочное чтение, сопоставление текстовой информации, нахождение понятий, обобщение необходимой информации и формулирование вывода, выделение логических частей и др.); 3)работы с иллюстративным аппаратом (сравнение иллюстраций, их соотнесение с текстовой информацией, чтение плана и карты, составление рассказа – описания по рисунку); 4) с учебными заданиями и вопросами (самостоятельная работа, выборка ответов); 5)комбинированная – с несколькими компонентами (текстом и таблицами, схемами, заданиями, картой). При работе с учебником необходимо учитывать, что по выполняемым функциям все иллюстрации делятся на 3 группы: иллюстрации, раскрывающие содержание и заменяющие текст (сюжетные рисунки, фотосхемы); иллюстрации, равнозначные тексту: рисунки сюжетные и предметные, научно-прикладные, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации; иллюстрации, обслуживающие текст. Существуют следующие приемы для достижения лучшего понимания материала с целью его более прочного запоминания: 1) составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировку мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе существенное; 2) соотношение содержания текста с имеющимися знаниями, включающее новую систему знаний; 3) соотношение содержания разных частей текста друг с другом; 4) использование образов или наглядных представлений, занимательного материала; 5) изложение содержания текста на своем языке (по А.А. Смирнову). Использование на уроке данного метода нередко влечет за собой ряд проблем: а) недооценка значения учебника – отсутствие систематической работы с ним; б) неправильная оценка возможностей детей к самостоятельной работе, как следствие, невладение детьми приемами рационального чтения текста, выделения смысловых единиц и т.п., отсутствие систематического контроля за прочитанным, что снижает роль домашней самостоятельной работы; в) переоценка роли учебника: сведение уроков естествознания к объяснительному чтению, без использования других средств обучения; г) затруднения учителя в выборе рациональных способов работы с учебником – использование неэффективных приемов: заучить вывод, запомнить текст учебника, все приведенные в нем определения и тщательно его пересказать. Работа по естествознанию с печатными источниками знаний не ограничивается только прочтением текста. Обязательно эпизодическое использование и другой литературы: хрестоматий, тетрадей с печатной основой, учебных справочников, детской художественной и научно-популярной литературы.

Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.012 с.)