![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «Формы организации учебного процесса»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Смотреть Приложение (презентация «Типы уроков естествознания») и документ «Книга «Проектируем урок». Экскурсии в природу Экскурсия – (от лат. еxcursio – поездка является такой формой организации учебно – воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. В современной науке выделяют разновидности учебной экскурсии по следующим признакам, основаниям (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, В.П. Герасимов, В.Ф. Гетьман, И.Д. Зверев, З.А. Клепинина). 1. По отношению учебному процессу, программам: общеобразовательные, учебные; программные (рекомендуются курсами), внепрограммные (выходят за рамки курсов); урочному времени: учебные и внеклассные (экскурсии-походы, экспедиции, в том числе для учащихся 1-3 классов – игры-экспедиции). 2. По содержанию: тематические)одно-/многотемные), комплексные (обзорные). 3. По объему задач: со строго намеченными вопросами, группой вопросов, программой в общих чертах. 4. По длительности: от нескольких минут до нескольких дней. 5. По месту экскурсий в учебном процессе (по дидактической цели): вводные (с целью выявить у детей интерес к изучению темы, желание проводить наблюдения); сопутствующие, текущие (организованные в процессе работы по теме, чтобы проверить старые и новые знания, знакомство с конкретными объектами и явлениями природы); заключительные, обобщающие (суммирующие материал по теме или ее части и предполагающие конкретизацию, систематизацию, обобщение пройденного, максимальную самостоятельную работу детей по поиску обозначенных в классе явлений). 6. По дидактическим целям: познавательные, закрепляющие, дополняющие. 7. По месту проведения: в естественную природу (лес, луг, водоем, парк), искусственно созданные комплексы (музей, ботанический сад, зоопарк). 8. По методам проведения: иллюстративные, исследовательские.
При этом на современном этапе следует проводить четкую грань между такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов; важнейшее предназначение второй – релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений (конкретно-объектный характер) и решением соответственно небольшого объема задач, что в целом обуславливает использование ими различных видов работы (1 – исследовательско - поисковая деятельность, 2 - игровая). Хотя в то же время данные формы имеют близкую структуру, прогулка в природу предполагает соблюдение этапов: 1) предварительное определение взрослым маршрута (изучение местности, объектов для промежуточных заданий, подготовка оборудования) и проведение с детьми установочной беседы (выявление имеющихся у них представлений об изучаемом объекте, ознакомление с задачами, припоминание правил поведения на улице и в общественных местах); 2) организационный момент (одевание, инструктаж); движение по намеченному маршруту с целью изучения конкретного объекта (например, в 1 классе – облаков, что предполагает: рассказ детей о том, где и когда они видели разнообразные облака → установление связей с погодой →объяснение учителем причин их различий→проведение опыта («Круговорот воды в природе») →зарисовка облаков в настоящий момент на небе и создание «своего» облака (эмоционально-творческий уровень) →игра по типу «пятна Роршаха» →беседа о значении облаков в жизни природы и человека); краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора (подготовка рапортов о маршрутах); 3) возвращение в школу (при разработке, в том числе для учащихся прогимназий и 1, 2 классов, можно воспользоваться методикой М.О Коннор). Это дает возможность некоторым методистам относить экскурсию к разновидностям прогулки наряду с прогулкой-наблюдением, прогулкой-практикумом, прогулкой с заданиями, творческой прогулкой, развлечением на воздухе (по Г.С. Усыскину). Вместе с тем существуют общие требования к ведению любого типа экскурсий в рамках естествознания:
а) темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов; б) тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков; в) наличие четкого пална проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении; г) ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать; д) материал экскурсий должен опираться на известные детям теоретические факты; е) учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте; ж) важно точно рассчитать время экскурсии во избежания перегруза детей; з) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках. Выделяют следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения на экскурсии; максимальное использование принципа наглядности; отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний; четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове; воздействие на мышление и чувства. На современном этапе природно-социальные экскурсии все чаще стали приобретать экологическую (в содержании акцент на установление причинно-следственных связей между природными явлениями и объектами, экомониторинг состояния последних, изучение влияния антропогенных факторов и т.д.) и самостоятельно-поисковую направленность, т.е. проводиться в виде мини-исследований (А.А. Вахрушев) с мини-экспериментами, например по оценке состояния снежного покрова в парке и в городе; выявлению причин быстрого таяния, обусловленных особенностями условий среды. Вместе с тем сведения об экскурсии как одной из распространенных и сложноорганизуемых форм работы в начальной школе были бы неполными в отсутствии важного ее аспекта – краеведческого, поскольку она зародилась именно в рамках экскурсионно-краеведческой работы в церковных школах первоначально как разновидность паломничества к святым местам. Краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо края «во всем многообразии тематики. «Краеведение» знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не только географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое». Одновременно оно является одной из основ формирования историко-культурных, экономических и географических представлений и изучения конкретного населенного пункта как единого, целостного организма (такого рода методика была разработана еще в 20-е годы XX в.), его прошлого и настоящего, взаимодействия его жизни с окружающей средой. Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.254.182 (0.012 с.) |