Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема «Формы организации учебного процесса»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Смотреть Приложение (презентация «Типы уроков естествознания») и документ «Книга «Проектируем урок». Экскурсии в природу Экскурсия – (от лат. еxcursio – поездка является такой формой организации учебно – воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. В современной науке выделяют разновидности учебной экскурсии по следующим признакам, основаниям (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, В.П. Герасимов, В.Ф. Гетьман, И.Д. Зверев, З.А. Клепинина). 1. По отношению учебному процессу, программам: общеобразовательные, учебные; программные (рекомендуются курсами), внепрограммные (выходят за рамки курсов); урочному времени: учебные и внеклассные (экскурсии-походы, экспедиции, в том числе для учащихся 1-3 классов – игры-экспедиции). 2. По содержанию: тематические)одно-/многотемные), комплексные (обзорные). 3. По объему задач: со строго намеченными вопросами, группой вопросов, программой в общих чертах. 4. По длительности: от нескольких минут до нескольких дней. 5. По месту экскурсий в учебном процессе (по дидактической цели): вводные (с целью выявить у детей интерес к изучению темы, желание проводить наблюдения); сопутствующие, текущие (организованные в процессе работы по теме, чтобы проверить старые и новые знания, знакомство с конкретными объектами и явлениями природы); заключительные, обобщающие (суммирующие материал по теме или ее части и предполагающие конкретизацию, систематизацию, обобщение пройденного, максимальную самостоятельную работу детей по поиску обозначенных в классе явлений). 6. По дидактическим целям: познавательные, закрепляющие, дополняющие. 7. По месту проведения: в естественную природу (лес, луг, водоем, парк), искусственно созданные комплексы (музей, ботанический сад, зоопарк). 8. По методам проведения: иллюстративные, исследовательские. При этом на современном этапе следует проводить четкую грань между такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов; важнейшее предназначение второй – релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений (конкретно-объектный характер) и решением соответственно небольшого объема задач, что в целом обуславливает использование ими различных видов работы (1 – исследовательско - поисковая деятельность, 2 - игровая). Хотя в то же время данные формы имеют близкую структуру, прогулка в природу предполагает соблюдение этапов: 1) предварительное определение взрослым маршрута (изучение местности, объектов для промежуточных заданий, подготовка оборудования) и проведение с детьми установочной беседы (выявление имеющихся у них представлений об изучаемом объекте, ознакомление с задачами, припоминание правил поведения на улице и в общественных местах); 2) организационный момент (одевание, инструктаж); движение по намеченному маршруту с целью изучения конкретного объекта (например, в 1 классе – облаков, что предполагает: рассказ детей о том, где и когда они видели разнообразные облака → установление связей с погодой →объяснение учителем причин их различий→проведение опыта («Круговорот воды в природе») →зарисовка облаков в настоящий момент на небе и создание «своего» облака (эмоционально-творческий уровень) →игра по типу «пятна Роршаха» →беседа о значении облаков в жизни природы и человека); краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора (подготовка рапортов о маршрутах); 3) возвращение в школу (при разработке, в том числе для учащихся прогимназий и 1, 2 классов, можно воспользоваться методикой М.О Коннор). Это дает возможность некоторым методистам относить экскурсию к разновидностям прогулки наряду с прогулкой-наблюдением, прогулкой-практикумом, прогулкой с заданиями, творческой прогулкой, развлечением на воздухе (по Г.С. Усыскину). Вместе с тем существуют общие требования к ведению любого типа экскурсий в рамках естествознания: а) темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов; б) тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков; в) наличие четкого пална проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении; г) ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать; д) материал экскурсий должен опираться на известные детям теоретические факты; е) учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте; ж) важно точно рассчитать время экскурсии во избежания перегруза детей; з) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках. Выделяют следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения на экскурсии; максимальное использование принципа наглядности; отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний; четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове; воздействие на мышление и чувства. На современном этапе природно-социальные экскурсии все чаще стали приобретать экологическую (в содержании акцент на установление причинно-следственных связей между природными явлениями и объектами, экомониторинг состояния последних, изучение влияния антропогенных факторов и т.д.) и самостоятельно-поисковую направленность, т.е. проводиться в виде мини-исследований (А.А. Вахрушев) с мини-экспериментами, например по оценке состояния снежного покрова в парке и в городе; выявлению причин быстрого таяния, обусловленных особенностями условий среды. Вместе с тем сведения об экскурсии как одной из распространенных и сложноорганизуемых форм работы в начальной школе были бы неполными в отсутствии важного ее аспекта – краеведческого, поскольку она зародилась именно в рамках экскурсионно-краеведческой работы в церковных школах первоначально как разновидность паломничества к святым местам. Краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо края «во всем многообразии тематики. «Краеведение» знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не только географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое». Одновременно оно является одной из основ формирования историко-культурных, экономических и географических представлений и изучения конкретного населенного пункта как единого, целостного организма (такого рода методика была разработана еще в 20-е годы XX в.), его прошлого и настоящего, взаимодействия его жизни с окружающей средой. Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.136 (0.005 с.) |