Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи изучения естествознания в начальной школе.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи, соответствующие названным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 г: - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; - в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и другие с получением информации из разных источников); - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию. Решению поставленных задач способствуют структура содержания курса «Окружающий мир» и организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных организационных форм. Характеристика учебника «Окружающий мир» (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). 2 класс. Система Л.В.Занкова.
Так, в первой главе, с одной стороны, ученики обобщают и осмысливают с новой точки зрения знания, полученные в 1 классе, о природе, человеке и обществе, а с другой – все затронутые в этой главе вопросы находят свое развитие в следующих главах данного учебника. От класса к классу в учебниках прослеживается усложнение содержания предмета, а также усложнение видов учебных заданий. Если в 1 классе большая часть учебного материала представлена в виде иллюстративного материала, его познание опирается на личный опыт учеников, то на следующем этапе – во 2 классе – ученики имеют дело с учебником обычного формата, в котором почти на каждой странице есть иллюстративный материал для его анализа, но существенное место занимает текст. Так осуществляется постепенный переход к обобщенному теоретическому представлению материала, что и требуется по окончании начальной школы. Основное содержание курса 2 класса – изучение отдельных компонентов неживой природы, их свойств и взаимозависимостей – подводит учащихся к осознанию условий, которые сложились на Земле. Именно в этих условиях зародилась и развивалась живая природа. В последней главе рассматриваются четыре царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии. Содержание в учебнике представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом. При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения учащихся. Учитывая возрастные особенности детей, учебный материал со 2 по 4 классы авторы построили на основе гипертекстовости, которая ориентирована на послойное прочтение текста, каждый текст разбит заданиями вопросами на смысловые части.
Задания, нацеленные на осмысление нового материала. Они представлены сразу после введения знания, умения и рассредоточиваются во всему учебнику, вплетаясь в вопросы к новому материалу. Так, в главе «Взаимодействие сил природы», где дети знакомятся со свойствами воды, ставится вопрос: «Когда и как человек использует свойство воды растворять разные вещества?» (ч.2,с.19). Далее, в главе «Живая природа» при изучении растений ученики возвращаются к осмыслению свойств воды при подтверждении гипотезы, что растениям для нормального развития необходимы свет, вода. Тепло, воздух (практическая работа, ч.2, с.60-62). При разговоре о гигиене человека естественны будут вопросы: «Как вы следите за чистотой своего тела? Какое это имеет значение? Какое свойство воды помогает вам в этом?» На самом деле таких возвратов при рассмотрении данного вопроса гораздо больше. Тесно связаны с первой группой, но выделены в связи с их общепредметной значимостью задания на усвоение приемов работы с текстом. Во 2 классе на понимание текста нацелены следующие задания: - выделение главного в устной и письменной речи; - выделение в тексте имен, названий, понятий, которые следует запомнить; - сравнение научного определения понятия с другими значениями слова; - инсценирование; - анализ предлагаемого плана текста с точки зрения его полноты и правильности порядка его пунктов; - подбор информации на заданную тему. Задания на самостоятельное осмысление понятий с опорой на жизненный опыт детей, рисунки, литературные произведения, карту. Например, после чтения отрывка из стихотворения Ю.Мориц «Это очень интересно» детям предлагается попытаться найти ответы на поставленные в стихотворении вопросы. В данном случае помогут ответить на эти вопросы коллективное обсуждение, жизненный опыт, смекалка и чувство юмора. Научное осмысление значения органов чувств в познании окружающего мира предусмотрено в следующей, второй главе. Еще пример. Самостоятельно анализируя рисунки животных (утки, жирафы) (ч.2,с.39), дети на основе рассуждения делают выводы о среде обитания, о питании, о способе их передвижения. Рассматривая рисунок человека, они делают предположения о его принадлежности к русской дружине. Доля подобных заданий в рисунках достаточно велика в учебнике для 2 класса, так как позволяет ребенку выходить на теоретический уровень решения задачи с опорой на наглядно-образный уровень. Задания – загадки каких-либо объектов (явлений) по их существенным признакам. Например, какие это материки: - Я – самый маленький материк, нахожусь полностью в Южном полушарии. (Австралия) - И я нахожусь в Южном полушарии, но люди почему-то не спешат заселять меня. (Антарктида) - А я большой, и меня почти посередине пересекает экватор. (Африка)». К ним же относятся кроссворды и самостоятельное придумывание подобных загадок. Юмористические вопросы, позволяющие на эмоциональном уровне пристальнее вглядеться и глубже понять изучаемое. Например: «Как влияет рельеф на течение рек? – С горы реки текут быстро, а в гору медленно», «Как отличить съедобный гриб от ядовитого? – По вкусу!» и т.д. Наблюдения в природе, опыты, моделирование явлений. Задания такого рода способствуют освоению детьми естественно-научного метода познания действительности. Одним из важнейших методов осознания и добывания знаний является метод непосредственного наблюдения. Например, столь далекие, но заманчивые для ребенка астрономические знания приблизятся к нему при наблюдениях за видимым движением Солнца и Луны, длины тени от предметов, разной освещенности Земли (глобуса). Особое место в познании окружающего мира занимают наблюдения, организованные во время экскурсий. Рекомендуемые экскурсии представлены в программе. Практические работы, опыты сопровождают в книге теоретический материал, относящийся к темам «Вода», «Воздух», «Растения». Они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер. В современной практике начального обучения получил распространение проектный метод обучения, который предполагает использование уже имеющихся предметных навыков и умений как средств реализации проекта. Проектная деятельность способствует развитию инновационного, исследовательского поведения младших школьников. Она осуществляется на учебном и внеучебном материале. Приведем примеры соответствующих заданий из учебника для 2 класса: «О каких планетах вы хотите узнать подробнее? Где вы найдете такую информацию?»; «Найдите информацию о каком-нибудь удивительном животном, его изображение. Подготовьте сообщение о нем». Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, помогают ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Направленность учебного процесса на развитие рефлексивных умений заложена в дидактических и методических основах системы Л.В. Занкова, поэтому является неотъемлемой частью структурирования учебника. Этому способствуют вопросы, предваряющие изучение нового материала, требующие активизации имеющихся знаний и выявляющие знания, недостающие для ответа. Например, главу «Органы чувств человека» предваряет репродукция картины И. Шишкина «Сосновый бор» и задание: «Вы очень тихо вошли в лес. Остановились. Расскажите, что вы можете узнать о жизни леса с помощью органов чувств». Перед главой «Строение Земли» ученики обсуждают толкование слов Земля и земля: «Объясните разницу выражений: «Мы живем на Земле», «Мы копаем землю».
Постоянно должны обсуждаться современные проблемы мира, Земли, разных стран и народов и, конечно же, проблемы России, родного края. Следует пробудить интерес к подобной информации, рассказывая о значительных событиях, удивительных явлениях, о которых учитель узнает из книг, журналов, газет, телевизионных и радиопередач. Необходимо отмечать источник информации, особенно, если он доступен ученикам. При этом надо соразмерять силы детей. Работа с дополнительными источниками должна быть добровольной, приносящей радость, удовлетворение. И только добровольно детям могут помогать родители. Материал для само- и взаимоконтроля есть в учебнике (см. рубрику «Проверь себя») и в конце рабочей тетради. Поясним принцип организации самоконтроля в рабочей тетради. В условиях стремления российского образования выйти на безотметочную форму обучения, а также особое значение адекватной самооценке для саморазвития школьника, авторы в конце рабочей тетради представили раздел «Что я знаю.Что я умею» (с.56), где ученики оценивают выполнение тех заданий, которые в тетради отмечены звездочкой. В этот раздел внесены основные вопросы программы в начале их изучения, через некоторое время и в конце года. Большинство из этих вопросов будет предметом рефлексии детей при изучении материала и в 3 классе. Таблицу дополняет строка «Оценка учителя», которая фиксируется теми же знаками, что и самооценка ребенка. Разница в том, что ребенок оценивает свое состояние при выполнении задания, а учитель – правильность выполнения: + - выполнено правильно; ┴ - допущены некоторые ошибки; __ - допущено много ошибок, с заданием не справился (не справилась). При этом учитель ничего не исправляет в работе ученика. При расхождении оценки ученика и оценки учителя или при совпадении оценок (┴ и -) ситуация обсуждается обеими сторонами. Для учителя показательно следующее: находит ли ребенок ошибки самостоятельно, какова его самооценка (заниженная, завышенная или адекватная), может ли он обсуждать данную тему. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 4 класс. Система Л.В.Занкова. В учебном курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизнью человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Интегрированный подход к структурированию курса является не только следствием мировых культурно-исторических изменений, но также следствием познания законов развития детской психики. Известно, что младшему школьнику свойственен синкретизм – целостность, слитность мышления. Следовательно, на начальном этапе обучения следует предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую и создают интегрированные курсы. Они в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и требованиям современного информационного общества. Прежде чем складывать из пазлов картинку, ребенку надо ее увидеть. Учебно – методический комплект для 4 класса является продолжением интегрированного курса предыдущих лет и подчинен, как уже говорилось, логике исторического развития природы Земли, человека и общества в их единстве и взаимопроникновении. Он затрагивает исторический период с 17 века до наших дней. Когда потребности человека в расширении знаний толкнули его на открытие новых земель, на изучение их природы и населения. Это период научных и географических открытий и технических изобретений. Именно в это время на многовековые отношения: «человек-природа» все с большей и большей силой стала воздействовать вторая, искусственная природа – то, что изобретал и создавал человек. Благодаря этой искусственной природе человек стал относительно независимым от природы Земли и усиливал свое влияние на нее. В 4 классе к исследованию связей между человеком и природой, между объектами природы добавляются новые связи: человек - искусственная природа, искусственная природа – природа Земли. Четвероклассники узнают, какой мир окружал человека в последние почти четыреста лет, как он приспосабливался к нему и как влиял на него. Причем, чем быстрее росла численность человечества и все больший круг веществ и энергии вовлекал человек в жизнедеятельность общества, тем все более он вмешивался в природу Земли, все более и более усугубляя проблемы окружающей среды. Сейчас они порой приобретают характер экологических катастроф как для природы, так и для самого человека. Активизация в курсе связей разного уровня создает условия для организации творческой самостоятельной деятельности учащихся и, таким образом, для их развития. Л.В.Занков писал, что только тогда, когда ученик исследует не только факты и явления, а связи между ними, можно говорить о создании условий для их развития. Для современной культуры значимым становится не только ее интегрированный характер, но и гибкость мышления, его творческий характер, диалогичность (толерантность, т.е. терпимость) и теснейшая коммуникация на всех уровнях. И как самое главное, современная культура подчеркивает уникальность человека, его продуктивный, творческий потенциал. «Развитие личности – смысл и цель современного образования, - читаем в проекте Концепции государственного стандарта общего образования (2008). – Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Как видно, в настоящее время приоритетами образования призваны идеалы развивающего обучения. Их реализации в курсе «Окружающий мир, 4 класс» служат отбор и структурирование содержания образования, организация учебной деятельности учеников как самостоятельной, ее нацеленность на исследование связей между изучаемыми знаниями. Решению новых образовательных задач служит и организация проектно-исследовательской деятельности школьников. В учебнике предполагаются исследования как частных вопросов, так и по проблематике, требующий длительного сбора материала и времени для его оформления. Тем самым продолжается системная работа и по развитию информационной культуры младших школьников, которая поддерживается в учебнике заданиями по сжатию и расширению информации, по нахождению в тексте явной и скрытой информации, по анализу структуры текста, составлению его плана, по выявлению главной мысли, а также по составлению собственных текстов. Исследовательская работа в 4 классе связана с биологией, историей, культурой, искусством России и народов мира. Эта деятельность ученика предполагает формулировку конкретной темы исследования (общая формулировка дается в учебнике), составление плана работы, определение источников информации, отбор нужного материала и наглядного сопровождения,, оформление работы и составление сообщения. Подробная методика проведения исследовательских и проектных работ представлена А.И. Савенковым в «Методике исследовательского обучения младших школьников» и в рабочей тетради «Я – исследователь». В 4 классе продолжаются изыскания учеников, связанные с топонимическими названиями, относящимися к миру, России и, главное, к родному краю. На основе подобных материалов можно смонтировать выставку. На ней могут быть представлены фотографии, фотоальбомы, книги, рисунки детей и т.д. Запоминанию имен, названий и понятий может способствовать обсуждение в классе информации о современных событиях на Земле: об извержении вулканов, землетрясениях, об ураганах и смерчах, об удивительном мире растений и животных, строительстве крупных магистралей, городов, об открытиях месторождений и т.д. с названием и указанием на карте соответствующего района мира. Сколько же названий прозвучит за год! Еще несколько советов при работе с именами, названиями и понятиями: дети самостоятельно выделяют их из текста, четко проговаривают запоминаемые слова, включают их в кроссворды, в различные игры, сочинения, оперируют при классификации, при выявлении существенных признаков, при подведении единичных понятий под обобщенные и проч. Не забывайте о том неоспоримом значении для осмысления содержания курса, которое заключается в переводе информации из одной формы в другую – текста в схему или таблицу, или наоборот. Смотреть Приложение (презентация «Методика работы с учебниками «Окружающий мир» по системе Л.В. Занкова») Литература: 1) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 2 класс, 2012 2) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс, 2013 3) Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс, 2013 4) О.Г. Поглазова Методическое пособие, учебник «Окружающий мир» 5) Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс, 2012
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.225 (0.009 с.) |