Информационные процессы, ресурсы и системы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные процессы, ресурсы и системы



Информационные процессы

Информацию можно:

· создавать; · передавать; · воспринимать; · использовать; · запоминать; · принимать; · копировать; · формализовать; · распространять; · преобразовывать; · комбинировать; · обрабатывать; · делить на части; · упрощать; · собирать; · хранить; · искать; · измерять; · разрушать; · и др. ·

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Информатика как наука возникла в результате целенаправленного изучения информационных процессов.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.

Информационные ресурсы

Информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в ин­формационных системах (з-н «Об информации, информатизации и защите информации»).

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационные системы, услуги

Информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (з-н «Об информации, информатизации и защите информации»).

Под информационной системой (ИС) понимают систему, организующую, хранящую и преобразующую информацию, то есть систему, основным предметом и продуктом труда в котором является информация.

Информационная услуга –деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации (з-н «Об информации, информатизации и защите информации»)

Информационная технология

Информационную технологию можно рассматривать как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяю­щей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия (удовлетворение информационной потребности)

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресур­су, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для техно­логии переработки информации.

Информационная технология (ИТ) – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (з-н «Об информации, информатизации и защите информации»).

В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

Этапы развития ИТ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций (переворотов) — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Перевороты в информационной сфере:

1. Появление языка как средства общения (несколько млн. лет назад – десятки тыс. лет назад). Язык и речь – природная информационная технология, самая древняя, которой каждый человек овладевает в первые годы после появления на свет. Для сознательных процессов в мозгу каждого человека эта технология является внутренней, а для передачи своих мыслей другим – внешней.

Первая информационная технология заключалась в передаче знаний устно по наследству. Хранители знаний - жрецы, духовенст­во. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли су­щественно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручным, производство ремесленным, уникаль­ным, мелкосерийным. Темпы роста производства и номенклатуры изде­лий невелики.

2. Возникновение письменности (ок.7 тыс. лет назад).

Речь закреплялась сначала в памяти человека и передавалась устно из поколения в поколение, а затем возникла письменность – знаковая система фиксации речи. Она позволила закреплять мысли во времени и передавать их на расстояние с помощью графических элементов, которые называются письменами. С возникновением письменности стало возможным передавать информацию не только устно или жестами. Умение читать и выражать свои мысли в письменной форме стало признаком грамотности людей. Она дала возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и тем самым передавать произведения человеческой мысли от одного поколения к другому. Письмена - это графические знаки, придуманные людьми для того, чтобы запечатлеть и передать свои мысли. Зачатки письма - зарубки и метки, бирки, узелки на веревках, бусы, раковины.

Знания стали специфически фиксироваться и распространяться в пространстве и во времени. Появилась документированная информация и ее накопительные центры – архивы и библиотеки.

3. Появление книгопечатания (XI в. – Китай, XV в. – Западная Европа).

В средние века развитие торговли вызвало спрос на книги. Однако рукописные книги были слишком редки и дороги и не могли удовлетворить этот спрос. Нужда в книгах, которые можно было бы изготовлять целыми тиражами, привела к изобретению книгопечатания. Сначала печатали книги с целых деревянных досок, на которых вырезался рельефный текст. Первая такая ксилографическая книга появилась в Корее в IX веке. Опыты книгопечатания в Китае предпринял Би Шэн в 1041-1048 гг. Но деревянные доски для всех страниц любой новой книги приходилось делать заново. В 1438 г. Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных литер.

Книжно-журнальная индустрия, индустрия документооборота. Знания стали тиражироваться. Они уже могли влиять на произ­водство. Появились станки, паровые машины, фотография, телеграф, радио. Производство стало промышленным, средне и крупно серийным. Темпы роста производства и номенклатуры изделий выросли. Если до конца XIX в. примерно 95 % трудового населения работало в сфере ма­териального производства и только 5 % - в сфере обработки информа­ции, то к середине XX столетия примерно 30 % трудового населения развитых стран занималось обработкой информации.

Появление телеграфа, телефона, радио, телевидения, авто- и воздушного транспорта привело к интенсификации информационных потоков и процессов коммуникации. Но возможности восприятия и обработки информации ограничивались физиологическими возможностями человека.

4. Противоречие было снято созданием новых ИТ, компьютеризированных в области переработки и использовании знаний: создание ЭВМ (40-е гг. ХХ в.) привело к перевороту в информационной сфере, ее индустриализации на базе ЭВМ. Впер­вые в истории человечества был создан способ записи и долговремен­ного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудо­вания. Процесс записи ранее формализованных профессиональных зна­ний в готовой для непосредственного воздействия на машины и меха­низмы форме получил название программирования.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ (в зависимости от средств (инструментария) ИТ).

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология, инстру­ментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель тех­нологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии: акцент в информационной технологии начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг. XX в.) — "электронная" технология, основным инструмента­рием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные сис­темы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжес­ти технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информа­ции для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг. XX в.)— "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стан­дартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Начинают широко использоваться в различных областях гло­бальные и локальные компьютерные сети.

Классификация ИТ

По отношению к предметным областям информационные технологии можно классифицировать на:

· обеспечивающие информационные технологии.

· функциональные информационные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии -технологии обра­ботки информации, которые могут использоваться как инструмент в различных предметных областях для решения различных общих задач. Обес­печивающие технологии могут базироваться на разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и операционных систем и программных сред.

Функциональные информационные технологиипредставляют специфическую технологий, при которой реализуется какая-либо из пред­метных технологий.

Например, в арсенале менеджера могут находиться как обеспечивающие технологии, с которыми он постоянно работает – текстовые и табличные процессоры, так и специальные функциональные технологии – базы данных, экспертные системы, реа­лизующие конкретные предметные технологии.

Большинство обеспечивающих и функциональных информационных технологий могут применяться обычными пользователями без посред­ников-программистов. При этом пользователь сам может устанавливать последовательность применения тех или иных технологий.

По виду обрабатывай информации ИТ могут классифицироваться:

данные текст графика знания объекты
                   
СУБД, алгоритмические языки, табл. процессоры, статист. и финанс. пакеты Текстовые процессоры и гипертекст Графические процессоры Экспертные системы, СППР Средства мультимедиа
                   

 

Предлагаемая схема достаточно условна, поскольку большинство представленных ИТ позволяет обрабатывать и другие виды информации, а также объединяться в интегрированные технологии. Например, в текстовых процессорах преду­смотрены возможности выполнения расчетов, табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенными средствами графической поддержки. Тем не менее, каждая из этих технологий в большей степени сосредото­чена на обработке информации определенного вида.

II. Техническое обеспечение компью­терных информационных технологий

Техническое обеспечение компьютерных информационных технологийсовокупность технических средств, пред­назначенных для функционирования любой корпоративной информаци­онной системы.

Выбирается, исходя из объема и сложности решае­мых на предприятии (в организации) задач, уровня развития информаци­онных технологий в данной сфере человеческой деятельности (при нали­чии соответствующих денежных средств).

Можно предложить следую­щий подход к классификации технических средств, используемых в со­временном офисе:

1. компьютеры,

2. сетевое оборудование,

3. средства комму­никации и устройства ввода-вывода информации,

4. устройства хранения ин­формации,

5. устройства мультимедиа и виртуальной реальности,

6. другая оргтехника.

Под интерфейсом в общем случае понимается совокупность средств, связывающих два (или более) устройства, и алгоритмов, опре­деляющих порядок передачи информации между ними.

Пользовательский интерфейс– совокупность средств взаимо­действия между компьютером и пользователем.

Компьютер и его архитектура

Компьютер (англ. computer — вычислитель)представляет собойпрограммируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

Различают два основных класса компьютеров:

- цифровые компьютеры (компьютеры), обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов;

- аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.

Фундаментальным решением при проектировании компьютера является выбор, будет ли он цифровой или аналоговой системой. Если цифровые компьютеры работают с дискретными численными или символьными переменными, то аналоговые предназначены для обработки непрерывных потоков поступающих данных.

Разнообразие современных компьютеров очень велико. Но их структуры основаны на общих логических принципах, позволяющих выделить в любом компьютере следующие логические части:

· Устройства ввода информации.

· Устройства вывода информации

· Устройство обработки информации и управления

· Устройство хранения информации

Персональные компьютеры обычно проектируются на основе принципа открытой архитектуры.

Принцип открытой архитектуры заключается в следующем:

· Регламентируются и стандартизируются только описание принципа действия компьютера и его конфигурация (определенная совокупность аппаратных средств и соединений между ними). Таким образом, компьютер можно собирать из отдельных узлов и деталей, разработанных и изготовленных независимыми фирмами-изготовителями.

· Компьютер легко расширяется и модернизируется за счёт наличия внутренних расширительных гнёзд, в которые пользователь может вставлять разнообразные устройства, удовлетворяющие заданному стандарту, и тем самым устанавливать конфигурацию своей машины в соответствии со своими личными предпочтениями

При рассмотрении компьютерных устройств принято различать их архитектуру и структуру.

Архитектура компьютералогическая организация и структура аппаратных и программных ресурсов вычислительной системы. Архитектура заключает в себе требования к функциональности и принципы организации основных узлов ЭВМ.

Архитектурой компьютера,по-другому, называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.

Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) — одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд — программа. Это однопроцессорный компьютер.

Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.

По своим функциональным возможностям компьютеры подразде­ляют на следующие классы:

§ карманные компьютеры (pocket PC),

§ пере­носные компьютеры (notebook),

§ настольные персональные компьютеры,

§ рабочие станции, графические станции,

§ большие компьютеры (мэйн­фреймы),

§ суперкомпьютеры.

Первые ЭВМ были созданы в США в 40-е гг. ХХ в.

Основу компьютеров образуетаппаратура (HardWare),построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнениипрограмм (SoftWare)— заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.011 с.)