Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника»



Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника»

Широкое применение восстановительных методов

Философия восстановления – это теория, предназначенная отнюдь не только для решения дисциплинарных вопросов и не только для школ, решающих проблемы с учебой или поведением. Философия восстановления ориентирована на формирование отношений; она включает одновременное развитие «академического», социального и эмоционального интеллекта молодёжи, которая в этом случае вырастает образованной в полном смысле этого слова. Новозеландская учебная программа диктует, чтобы образовательная система формировала «цельных» людей, а не просто людей с академическими знаниями. Для этого школам необходимо принять тот факт, что именно они могут оказаться теми важнейшими местами, где «хранятся» и «передаются» важнейшие ценности и принципы человеческих отношений – как исправлять причиненный вред, как уважительно относиться друг к другу, как проявлять эмпатию, сострадание, как быть честным и как разрешать конфликты. Необходимо, чтобы работающие в школах взрослые, принятые там методики и схемы делали такую передачу ценностей возможной и явной. Мы полагаем, что главное в хорошей школе – это хорошие отношения.

Приглашая в школу семьи и работая с ними и с детьми в восстановительном ключе, выслушивая их истории о том, какие ресурсы они в себе нашли, мы можем дать им новый,позитивный опыт взаимодействия с системой образования. Многие, имевшие когда-то отрицательный школьный опыт, или чувствовавшие себя в роли обвиняемых из-за поведения своих детей, сообщали нам, что восстановительное общение вернуло им веру в образование. Они говорили нам, что эти разговоры дали им доступ к собственным ресурсам, и они теперь хотят работать вместе, в партнерстве с нами, чтобы помочь своему ребенку. Таким образом, члены более широкого сообщества приобретают свой первый восстановительный опыт.

День первый

Первый день трёхдневного тренинга посвящён философии отношений и восстановления, важности обеспечения человеческого контакта в школьном сообществе. Первый день посвящён «взрослым» формам взаимоотношений между людьми и тому, как это проявляется в школьных условиях. Учителя и другие работающие в школах люди получают возможность обратиться к собственным представлениям о «хорошей работе». Людям предлагается подумать, как они могут объединить личное и профессиональное в своих отношениях в школе. У них появляется возможность для рефлексии, возможность подумать о «само собой разумеющихся» вещах – тех давно привычных школьных взаимодействиях, которые с наибольшей вероятностью дадут положительные результаты. Подчеркивается важность того, чтобы возникающие проблемы в отношениях решались именно там, где они возникли. Это – время подумать о необходимом и положительном в области отношений и восстановления.

День второй

Во второй день мы рассматриваем важность того, как мы говорим: как это формирует наш мир, как влияет на наши представления и занимаемые нами позиции. С нашей точки зрения, позиционирование (Drewery & Winslade, 1997) – и на уровне частной жизни, и на уровне коллектива – формируется из того, что мы узнаем: из дискурсов, переживаний и жизненного опыта. Второй день посвящён размышлению о том, как мы говорим; он посвящён тому, как дискурсы, позиционирование, язык, предположения и суждения влияют на то, как мы слушаем и что слышим, а также на наше дальнейшее общение. Этот день посвящён лучшему осознанию того, что и как мы сообщаем, возможным интерпретациям сказанного – и нашим намерениям в отношениях.

В течение этого второго дня мы знакомим участников с восстановительными методами и пятиэтапной структурой восстановительной беседы. Последняя дает людям возможность обсудить, что же пошло не так, используя в разговоре экстернализацию. Затем ставится вопрос о том, как возникшие проблемы влияют на других, а ближе к концу разговора вырабатывается план по восстановлению поврежденного. Но в нарративном направлении философии восстановления каждый метод намеренно используется для улучшения отношений и роста. Сама беседа помогает людям познакомиться с новым взглядом друг на друга и с тем, какими они предпочли бы быть (White, 2007). Обе стороны при этом могут признать свой вклад в проблемную историю, избегая обвинений. Когда люди проявляют искреннее любопытство к тому, что вызвало проблему, часто возникает возможность взглянуть на собеседника совершенно по-новому.

День третий

Во многих школах мы слышим, что дискурсивный контекст школьного образования усложняет преподавание и обеспечение дисциплины. По-видимому, многие социальные и культурные представления, плюс различия в идеях, привычках и опыте в рамках одного класса могут обеспечить очень проблемные и неустойчивые учебные условия (Monk, Winslade, Crocket, & Epston, 1997).

Третий день посвящён использованию восстановительных процессов для того, чтобы в рамках ежедневной школьной рутины транслировать ценности и добродетели, характерные для культуры данной школы. При этом предлагаются особые системы и пути реализации этого для детей разного возраста, как в масштабах класса, так и в масштабах всей школы. Особенный упор делается на «выстраивании истории» о пока ещё неизвестном или отсутствующем в опыте – перед тем, как «пересочинять историю» того, что пострадало. Хотя у всех людей есть множество своих историй, многие аспекты нашей жизни могут ещё не быть встроенными в истории, и может быть необходимо создать эти истории, прежде чем пытаться разобраться, что же в классе пошло не так.

В третий день мы занимаемся «сигнальным» поведением, вербальным и невербальным, и выясняем, как так получается, взрослые не опознают в нем знак того, что с человеком что-то происходит, и это «что-то» зачастую становится преградой для формирования отношений, когда на него дается симметричный ответ. Мы внимательно рассматриваем поведение как язык, а также то, какие отклики могут способствовать пониманию, а не обрывать коммуникацию.

Восстановительное «я»

Особенно трудно на этих тренингах бывает понять, что философия восстановления не только предоставляет методы и инструменты решения дисциплинарных и иных проблем, в том числе тех, где есть «обидчики» и «жертвы». Восстановительные беседы, а также иные восстановительные практики, инструменты, пути и стратегии, позволяют людям взглянуть «наружу», за пределы локальной проблемной ситуации. И в то же самое время восстановительная философия – это взгляд внутрь, это обо «мне» и о «нас».

В школах объяснения «негативной культуры» варьируют в зависимости от того, кого вы спрашиваете. Учителя часто говорят нам, что проблема – это поведение учеников; руководство нередко сознается, что проблема заключается в поведении взрослых, работающих в школе. И чаще всего возникает одна и та же тема «Если начальство не хочет ничего улучшать, или не действует в восстановительном ключе, почему это буду делать я/мы?». Это отношение по-прежнему предполагает обвиняющее тыканье в нечто – или кого-то – вовне, кто объявляется проблемой; то есть «меня» проблема не касается. Восстановительная философия включает размышления на тему: «Что я могу сделать для этих школы/культуры/ отношений, в которые я вовлечен или с которыми у меня проблемы?». «Как я могу поддержать свои ценности, принципы и отношения, ориентированные на восстановление, когда я, как поначалу кажется, совсем один?». «Как я могу быть таким человеком, каким хочу, перед лицом критики и сопротивления коллег?». Здесь речь идет о восстановительном «я».

Философия восстановления – это образ жизни (Zehr, 2008). Это то, как «я» думаю, говорю и действую. Я хочу быть «человеком восстанавливающим», потому что это правильно – правильно лично для меня. Я хочу изменить к лучшему свои отношения с другими людьми, с более широким сообществом – ради моих и ваших детей и внуков.

Многие школы заинтересованы в восстановительных стратегиях, беседах и системах, поскольку стремятся исправить вред, нанесенный «жертвам» теми или иными действиями, а также научить персонал эффективно справляться с конфликтными ситуациями. Но наш тренинг предлагает всему сообществу сформировать здоровые, основанные на уважении человеческие отношения – и это может убрать саму необходимость серьезных вмешательств. Мы верим, что если люди от всего сердца стремятся восстанавливать, их действия, отношения и стиль поведения будут отражать эту философию. Все решения относительно учителей и учеников, расписания, дисциплины, окружающей среды – все они будут отражать эту позицию и позитивную школьную культуру, основанную на уважении и внимании. Мы смещаем фокус с размещения причины проблемных ситуаций в характере конкретных людей, на развитие хороших отношений (Drewery & Winslade, 2005).

Благодарности

Для нас было большой честью заниматься формированием философии восстановления в нашей школе – очень динамичной государственной средней школе. Мы хотели бы выразить благодарность за поддержку нашему директору, руководству и коллегам, которые вдохновляли нас, осваивая философию восстановления и разрабатывая восстановительные системы и методы. Они предоставили нам немало ценной и конструктивной обратной связи и собственных идей. Пастырская забота и окормление всегда была краеугольным камнем этого сообщества, и мы очень рады, что нам довелось работать в таком окружении. Мы также благодарны членам Группы Восстановительных Разработок Университета Вайкато за их руководство и поддержку.

Мы потрясены и смущены той щедростью, которую проявили люди, участвовавшие в наших тренингах по всей Новой Зеландии. Мы все больше и больше работаем со школами, которые хотят обратиться к философии восстановления, и тренинги занимают у нас все больше времени. Нам очень важно знать о всех трудностях школьной жизни и поверять знание опытом, чтобы мы могли продолжать двигаться вперед.

Нас очень тронуло стремление многих стать хорошими практиками восстановительной философии. Мы должны признать, что наша собственная решимость заниматься этой работой есть у нас благодаря всем тем замечательным людям, молодым и старым, которые сопровождали нас в этом «паломничестве». Наконец, мы благодарим нашу семью – в том числе расширенную за то, что они были так щедры и готовы восстанавливать отношения. Отношения с вами и друг с другом необходимы нам для нашей целостности.

Примечания

Дополнительную информацию о нашей работе можно найти на сайте: www.restorativepractices.co.nz

Наше понимание термина «паломничество» опирается на старый гимн:
Мы паломники на пути,
Мы пилигримы на дороге,
Мы здесь, чтобы помочь друг другу
Пройти ещё милю и пронести свою ношу.

 

 

Развитие восстановительной культуры школы: слияние личного и профессионального «пути паломника»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.008 с.)