Часть вторая: Философия восстановления, восстановительные беседы и разрешение конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть вторая: Философия восстановления, восстановительные беседы и разрешение конфликтов



В конце 1990-х мы получили – и с радостью приняли – приглашение на рабочий семинар по школьным восстановительным собраниям в Университете Вайкато (Drewery, 2004). Университетская группа, к работе которой мы впоследствии присоединились, финансировалась Министерством в рамках Программы сокращения количества временных исключений из школы. Команда разрабатывала пилотный проект восстановительных собраний («конференций») в школах региона Вайкато (Группа разработки восстановительных практик, 2004).
Интерес к школьным восстановительным собраниям сопутствовал у нас интересу к восстановительному правосудию в Новой Зеландии. В качестве основной проблемы на тот момент рассматривалось большое число временных исключений из школ, рост количества правонарушений среди несовершеннолетних, систематические прогулы и низкая успеваемость.

Ожидалось, что введение восстановительных собраний уменьшит число временных исключений из новозеландских школ путем решения проблем силами самого школьного сообщества. Восстановительные собрания предполагают совместную работу людей, окружающих «проблемного» ребенка или детей. Эти люди вместе участвуют в разговоре, где проблема называется и рассматривается отдельно от человека; далее выявляется то, как проблема влияет на всех участников ситуации; отыскиваются ситуации, не затронутые проблемой; и, наконец, вырабатывается план, снижающий шанс повторного возникновения проблемы. Поскольку основная задача таких собраний – заглаживание вреда, причиненного человеческим отношениям, восстановление связей через новое понимание, – они часто снимают необходимость исключения учащегося.


Поскольку Рон был раньше координатором по семейным конференциям и восстановительному правосудию в Департаменте Детства и Молодёжи, мы имели представление о том, каковы функции примирительных семейных встреч и чем занимается развивающаяся система восстановительного правосудия. Занимаясь организацией таких собраний, Рон не раз сталкивался с ситуациями, где семьи были фактически парализованы или полностью захвачены возникшими проблемами. У них не было ресурса для изменения проблемной истории или создания плана действий, которые предотвратили бы повторение проблемы. Другими словами, фокус вопроса сразу перемещался с проблемы на создание плана действий. Интерес Рона к модели восстановительного консультирования, разрабатываемой в Университете Вайкато, был сосредоточен на «альтернативной истории», или тех областях жизни, где проблема отсутствует. Отделение человека от проблемы и обеспечение ему контакта с собственными сильными сторонами создавало основу для изменений (White, 2007).

Группа из Университета Вайкато заимствовала принципы восстановительного правосудия, идеи уи-собраний маори (общинных собраний), а также концепции нарративной терапии, чтобы разработать схему восстановительных бесед. В этой системе прослеживаются элементы других моделей. Так, людям дается возможность обсудить то, что именно составляет проблему. Затем предлагается подумать о том, как данная ситуация воздействует на других людей, а ближе к концу разговора вырабатывается план по восстановлению того, что оказалось повреждено, и заглаживанию причиненного вреда.

Однако следует отметить, что в нарративном направлении философии восстановления любой метод или инструмент целенаправленно используется для роста и развития отношений, а восстановительные беседы имеют свою специфику (Drewery & Winslade, 2005). Людям помогают при этом понять, что проблемы – это проблемы, а сами люди никогда не являются проблемами. Участникам помогают иначе взглянуть друг на друга и на то, какими они сами предпочли бы быть (White, 2007).

Слушать и говорить с уважением к собеседнику – это важное подспорье на пути к желаемому результату. Нарративный подход к философии восстановления ведет к развитию отношений, а не только к их «реставрации». Обе стороны при этом имеют возможность признать свою роль в создании проблемной истории, никого при этом не обвиняя. Искренний интерес к тому, что создало проблему, часто обеспечивает пространство, где люди имеют возможность по-новому познакомиться друг с другом.

Цель восстановительной беседы, с нашей точки зрения, всегда состоит в улучшении качества отношений – а отнюдь не в поиске виноватого или контроле чьего-либо поведения. Именно это различие и обеспечивает продвижение вперед. В основе нового плана действий – ориентация на «сильные стороны» участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.59 (0.006 с.)