Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия о базах данных и системах управления ими. Классификация баз данных

Поиск

Понятия о базах данных и системах управления ими. Классификация баз данных

 

Базы данных являются одним из основных компонентов современных информационных систем. Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации.

Цель любой информационной системы – обработка информации конкретной предметной области.

Под предметной областью понимается совокупность связанных между собой функций, задач управления в некоторой области деятельности предприятия, с помощью которых достигается выполнение поставленной цели.

База данных – это информационные структуры, содержащие взаимосвязанные данные о реальных объектах.

Особенностями такой совокупности данных являются:

· достаточно большие объемы информации;

· максимально возможная компактность хранения данных;

· возможность извлечения из базы данных разнообразной информации в определенной предметной области;

· удобные для пользователя вид и форма извлекаемой информации;

· высокая скорость доступа к данным;

· надежность хранения информации и возможность предоставления санкционированного доступа к данным для отдельных пользователей;

· удобство и простота конструирования пользователем запросов, форм и отчетов для выборки данных.

Создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляется с помощью специального программного инструмента – системы управления базами данных.

Система управления базами данных (СУБД) - это программное обеспечение для создания и редактирования баз данных, просмотра и поиска информации в них.

По технологии обработки базы данных делятся на централизованные и распределенные.

Централизованная база данных хранится в памяти одной машины.

Распределенная база данных состоит из нескольких частей, хранимых на нескольких машинах вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных - СУРБД.

Централизованные базы данных по способу доступа делятся на:

· базы данных с локальным доступом (данные и процедуры их обработки хранятся на одной машине);

· базы данных с удаленным (сетевым) доступом. СУБД с удаленным доступом могут быть построены с использованием архитектур файл-сервер и клиент-сервер.

Архитектура файл-сервер:

Принцип организации: одна машина выделена в качестве центральной (сервер файлов), на ней хранится централизованная БД. Остальные машины сети выполняют функции рабочих станций. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами рабочих станций передаются на эти станции и там обрабатываются. Производительность такой системы падает, если требуется интенсивный одновременный доступ к одним и тем же данным.

Архитектура клиент-сервер:

Принцип организации: центральная машина (сервер базы данных) хранит централизованную БД и процедуры обработки. Клиент посылает запрос, он обрабатывается сервером, и данные, полученные по запросу, передаются клиенту.

 

Сравнение моделей данных

Достоинства реляционного подхода:

- простота. В реляционной модели всего одна информационная структура, которая формализует табличное представление данных, привычное для пользователей-экономистов;

- теоретическое обоснование. Наличие теоретически обоснованных методов нормализации отношений и проверки ацикличности структуры позволяет получать базы данных с заданными характеристиками;

- независимость данных. Кода необходимо изменить структуру реляционной БД, это, как правило, приводит к минимальным изменениям в прикладных программах.

Недостатки реляционной модели:

- низкая скорость при выполнении операции соединения;

- большой расход памяти для представления реляционной БД (несмотря на минимальную избыточность, в такой БД в каждой записи хранятся значения атрибутов, а не адреса полей связи).

Достоинства иерархической модели данных:

- простота. Иерархический принцип соподчиненности понятий является естественным для многих экономических задач;

- минимальный расход памяти. Для задач, допускающих реализацию с помощью любой из трех моделей данных, иерархическая модель позволяет получить представление с минимально требуемой памятью.

Недостатки иерархической модели:

- неуниверсальность. Многие важные варианты взаимосвязи данных невозможно реализовать средствами иерархической модели, или реализация связаны с повышением избыточности в базе данных;

- допустимость только навигационного принципа доступа к данным;

- доступ к данным производится только через корневое отношение.

Преимущества сетевой модели данных:

- универсальность. Выразительные возможности сетевой модели данных являются наиболее обширными в сравнении с остальными моделями;

- возможность доступа к данным через значения нескольких отношений (например, через любые основные отношения).

Недостатки сетевой модели данных:

- сложность. Обилие понятий, вариантов их взаимосвязей и особенностей реализации;

- допустимость только навигационного принципа доступа к данным.

На окончательный выбор модели данных влияют многие дополнительные факторы, например, наличие хорошо зарекомендовавших себя СУБД, квалификация прикладных программистов, размер БД и т.д.

В последнее время реляционные СУБД заняли преимущественное положение, как средство разработки экономических информационных систем. Недостатки реляционной модели компенсируются ростом быстродействия и ресурсов памяти современных ЭВМ. Вследствие процессов децентрализации управления в экономике многие БД экономических информационных систем имеют простую структуру, которая легко трансформируется в понятные системы таблиц (отношений).

Структура отчета.

Отчет может состоять из следующих разделов:

- Заголовок отчета – отображается только на первой странице и определяет высоту области заголовка отчета, который может содержать текст, графику и другие элементы управления;

- Верхний колонтитул – выводится наверху каждой страницы; как правило, содержит заголовки столбцов;

- Заголовок группы – печатается перед первой записью, входящей в группу; обычно содержит итоговые данные по записям, входящим в группу;

- Область данных – предназначена для отображения записей источника данных отчета;

- Область примечания группы – отображается после обработки последней записи группы; обычно содержит итоговые данные по записям, входящими в группу;

- Нижний колонтитул – выводится внизу каждой страницы; содержит, например, номер страницы отчета, дату печати отчета и т.д.;

- Раздел примечаний - отображается только внизу последней странице; помещают поля с итоговыми значениями по всем записям, включенным в отчет.

Отчет может быть создан с помощью пиктограмм группы Отчеты вкладки СОЗДАНИЕ:

- пиктограммы Отчет – создать можно простой отчет на основе данных текущего запроса или таблицы, к которому можно добавить дополнительные компоненты, например группы или итоги;

- пиктограммы Пустой отчет – создать можно пустой отчет в который можно добавить поля и элементы управления;

- пиктограммы Мастер отчет – программное средство, которое позволяет создавать отчет в диалоге с пользователем;

- пиктограммы Конструктора – создание нового пустого отчета в режиме конструктора.

Обычно при создании отчета используют следующие способы: Мастер отчетов позволяет ускорить процесс создания отчета, работа в нем производится в пошаговом режиме в диалоге с пользователем и доработать созданный мастером отчет можно в режиме Конструктора.

Раздел Область данных может содержать вычисляемые поля, предназначенные для отображения в отчетах значений выражений на основе исходных данных.

В режиме Конструктора доступны такие свойства отчета как группировка, сортировка и поиск данных, которые вызываются пиктограммой Группировка группы Группировка и итоги. В диалоговом окне Группировка,Сортировкаиитоги можно определить поле или выражение, по которому будут сгруппированы данные, а также сгруппированные данные можно отсортировать по возрастанию или убыванию (рис. 10.10). Access позволяет группировать данные двумя способами – по категориям и по диапазону значений, которое может быть как числовым, так и алфавитным.

Рис. 10.10. Диалоговое окно Группировка, Сортировка и итоги

Понятия о базах данных и системах управления ими. Классификация баз данных

 

Базы данных являются одним из основных компонентов современных информационных систем. Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации.

Цель любой информационной системы – обработка информации конкретной предметной области.

Под предметной областью понимается совокупность связанных между собой функций, задач управления в некоторой области деятельности предприятия, с помощью которых достигается выполнение поставленной цели.

База данных – это информационные структуры, содержащие взаимосвязанные данные о реальных объектах.

Особенностями такой совокупности данных являются:

· достаточно большие объемы информации;

· максимально возможная компактность хранения данных;

· возможность извлечения из базы данных разнообразной информации в определенной предметной области;

· удобные для пользователя вид и форма извлекаемой информации;

· высокая скорость доступа к данным;

· надежность хранения информации и возможность предоставления санкционированного доступа к данным для отдельных пользователей;

· удобство и простота конструирования пользователем запросов, форм и отчетов для выборки данных.

Создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляется с помощью специального программного инструмента – системы управления базами данных.

Система управления базами данных (СУБД) - это программное обеспечение для создания и редактирования баз данных, просмотра и поиска информации в них.

По технологии обработки базы данных делятся на централизованные и распределенные.

Централизованная база данных хранится в памяти одной машины.

Распределенная база данных состоит из нескольких частей, хранимых на нескольких машинах вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных - СУРБД.

Централизованные базы данных по способу доступа делятся на:

· базы данных с локальным доступом (данные и процедуры их обработки хранятся на одной машине);

· базы данных с удаленным (сетевым) доступом. СУБД с удаленным доступом могут быть построены с использованием архитектур файл-сервер и клиент-сервер.

Архитектура файл-сервер:

Принцип организации: одна машина выделена в качестве центральной (сервер файлов), на ней хранится централизованная БД. Остальные машины сети выполняют функции рабочих станций. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами рабочих станций передаются на эти станции и там обрабатываются. Производительность такой системы падает, если требуется интенсивный одновременный доступ к одним и тем же данным.

Архитектура клиент-сервер:

Принцип организации: центральная машина (сервер базы данных) хранит централизованную БД и процедуры обработки. Клиент посылает запрос, он обрабатывается сервером, и данные, полученные по запросу, передаются клиенту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.012 с.)