Экономическая сущность и функции налогового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность и функции налогового менеджмента



Экономическая сущность и функции налогового менеджмента

Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их.

Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель — максимизация ценности фирмы.

Функции налогового менеджмента - это определенный вид деятельности в управлении, отделившийся в процессе специализации управленческого труда. К ним относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.

Исторические аспекты возникновения и развития налогов.

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части. История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.

Классификация налогов

1. По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

федеральные (общегосударственные) налоги;

региональные налоги;

местные налоги.

3. По целевой направленности введения налогов:

абстрактные (общие) налоги;

целевые (специальные) налоги.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с юридических лиц;

смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

закрепленные налоги;

регулирующие налоги

6. По порядку введения:

общеобязательные налоги;

факультативные налоги.

7. По срокам уплаты:

срочные налоги;

периодично-календарные налоги.

8. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

включаемые в себестоимость;

уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);

удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

 

Налог на доходы и прибыль

Плательщиками налогов на доходы (прибыль) являются юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход (прибыль) в финансовом году.

Под юридическими лицами в целях налогообложения понимаются все виды предприятий и организаций, имеющие в собственности имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

Не уплачивают налог на доход (прибыль): плательщики налога на валовой доход; юридические лица, зарегистрированные в качестве субъектов малого предпринимательства, являющиеся плательщиками единого налога; сельхозпроизводители – плательщики единого земельного налога; индивидуальные предприниматели, плательщики фиксированного налога.

Объектом обложения налогом на доход (прибыль) является: налогооблагаемый доход (прибыль), исчисленный как разница между совокупным доходом и вычетами, определяемыми в соответствии с законодательством.

Налог на доход (прибыль) является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.

 

Акцизы

Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу.

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили.

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Земельный налог

Введение платы за землю преследует такие цели:

√ обеспечение экономическими методами рационального использования земли;

√ формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству;

√ повышение качества земли;

√ социальное развитие территории.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов и собственников земли. Размер платы за землю зависит от двух факторов: качества земли и местонахождения земельного участка.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании и собственности.

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

 

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы – это такие виды налогов и сборов, которые устанавливаются с правовыми нормативными актами органов местного самоуправления. Данные виды налогов и сборов устанавливаются только в соответствии с законами субъектов РБ и НК РБ.

Местные налоги и сборы являются обязательными к уплате на территории местонахождения объекта уплаты налогов.

Существуют следующие виды местных налогов и сборов: земельный налог; налог на имущество с физических лиц, налог на строительство объектов, которые возводятся в курортной зоне, сюда относится курортный сбор.

Кроме того, существует также регистрационный сбор с тех физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью.

При установлении местных налогов и сборов определяются соответствующие элементы налогообложения: налоговые ставки, которые установлены НК РБ, а также сроки уплаты налога и формы отчетности.

Кроме того, при установлении местных налогов и сборов предусматриваются основания для использования налоговых льгот и соответственно сами налоговые льготы.

Все конкретные размеры налоговых ставок, устанавливаются местными органами самоуправления и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом строго учитываются предельные налоговые ставки, которые предусмотрены федеральным законом.

Местные налоги и сборы зачисляются во внебюджетные фонды (местные бюджеты) и являются их источниками доходов.

Налог на продажу.

1. Налогоплательщики

Плательщиками налога на продажу являются юридические лица,

включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные

юридические лица, филиалы, представительства и другие структурные

подразделения юридических лиц, участники договора о совместной

деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие

выручку от реализации налогооблагаемой продукции, а также

предприниматели, осуществляющие деятельность без образования

юридического лица.

2. Объект налогообложения

Является выручка от реализации в розничной.

Не облагается выручка от реализации указанных товаров

(продукции), полученная налогоплательщиком, уплачивающим сбор за

оказываемые услуги.

Предприятия обязаны обеспечить раздельный учет выручки от

реализации товаров, облагаемых налогом на продажу. При отсутствии

раздельного учета налог исчисляется по выручке от реализации

продукции (товаров) по всей торговой деятельности.

3. Налоговая база

Налог на продажу устанавливается как надбавка к цене,

исчисляется с выручки, полученной от реализации в розничной сети

продукции (товаров).

4. Налоговые ставки

Ставка налога устанавливается в размере 5,0% от налоговой базы.

Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок

отдельным категориям налогоплательщиков.

5. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

Сумма налога включается в цену реализуемых товаров (продукции).

 

Налог на недвижимость.

Налог на недвижимость введен для решения следующих задач:

√ мобилизации средств в бюджет;

√ экономического стимулирования более эффективного использования основных производственных и непроизводственных фондов и ускорения их ввода в эксплуатацию.

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный счет. Плательщиками этого налога являются также физические лица.

Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, т.е. бюджетные организации и учреждения, плательщиками налога на недвижимость не являются.

В качестве объекта налога на недвижимость выступают:

√ стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков;

√ стоимость объектов незавершенного строительства;

√ стоимость принадлежащих физическим лицам зданий.

Налог на доходы.

Субъектами налога на доходы являются организации(предприятия, банка, страховой компании и т.д.). Объектом налогообложения являются доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов.

 

Дивиденды — любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) соответственно его долям (паем, акциям) в порядке распределения прибыли. К ним приравниваются доходы, полученные по соглашениям (договорным обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Налогоплательщики- Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, Физические лица, получающие доходы от источников и не являющиеся налоговыми резидентами

Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

Налоговые вычеты- Стандартные налоговые вычеты

Социальные налоговые вычеты

Имущественные налоговые вычеты

Профессиональные налоговые вычеты

Вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

Налог на прибыль.

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:производственные, коммерческие, транспортные издержки;

проценты по задолженности; расходы на рекламу и представительство;

Основные ставки налога на прибыль - 18 %.-12% - по дивидендам

-9% - ставка налога на прибыль, полученную от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории РБ.Налоговый период налога на прибыль - календарный год.Налоговым периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями - календарный месяц.

22. Налогообложение прибыли (дохода) иностранных юридических лиц.

У иностранного юридического лица, получающего доходы из

источников в Республике Беларусь, возникают обязательства по

внесению налогов в бюджет Республики Беларусь. Объем этих

обязательств зависит от вида деятельности, которую осуществляет

нерезидент в республике.

Налогообложению подлежат следующие доходы иностранных юридических лиц:

дивиденды по ставке налога 15%;

проценты по ставке налога 10%;

роялти, доходы от лицензионных соглашений по ставке налога 15%;

плата за перевозку, фрахт (примечание) в связи с осуществлением

международных перевозок по ставке налога 6%;

«другие доходы» по ставке налога - 15%.

Местные налоги и сборы.

Местные налоги и сборы – это такие виды налогов и сборов, которые устанавливаются с правовыми нормативными актами органов местного самоуправления. Данные виды налогов и сборов устанавливаются только в соответствии с законами субъектов РБ и НК РБ.

Местные налоги и сборы являются обязательными к уплате на территории местонахождения объекта уплаты налогов.

Существуют следующие виды местных налогов и сборов: земельный налог; налог на имущество с физических лиц, налог на строительство объектов, которые возводятся в курортной зоне, сюда относится курортный сбор.

Кроме того, существует также регистрационный сбор с тех физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью.

При установлении местных налогов и сборов определяются соответствующие элементы налогообложения: налоговые ставки, которые установлены НК РБ, а также сроки уплаты налога и формы отчетности.

Кроме того, при установлении местных налогов и сборов предусматриваются основания для использования налоговых льгот и соответственно сами налоговые льготы.

Все конкретные размеры налоговых ставок, устанавливаются местными органами самоуправления и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом строго учитываются предельные налоговые ставки, которые предусмотрены федеральным законом.

Местные налоги и сборы зачисляются во внебюджетные фонды (местные бюджеты) и являются их источниками доходов.

Подоходный налог.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Плательщики – физические лица, организации – налоговые агенты

Основные ставки налога:-12%, - 9% - резиденты Парка высоких технологий

-15% -индивидуальные предприниматели

Уплата: налоговыми агентами – при выплате дохода; физическими лицами, после подачи декларации – не позднее 15 мая;в фиксированных суммах – предварительно, до сдачи имущества в аренду

Отчетность-Декларация физических лиц не позднее 1 марта;

Налоговая база:

- Доходы, полученные плательщиком-резидентом как от источников на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами

- Доходы, полученные плательщиком-нерезидентом как от источников на территории Республики Беларусь

Стандартные налоговые вычеты:

-в размере 440 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 2 680 000 белорусских рублей в месяц;

-в размере 123 000 белорусских рублей в месяц на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца

-в размере 623 000 белорусских рублей в месяц для особых категорий плательщиков

Социальные налоговые вычеты:

-в сумме, уплаченной плательщиком за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей;

- в сумме, не превышающей 2 550 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Имущественные налоговые вычеты:

- в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей

Профессиональные налоговые вычеты:

- индивидуальные предприниматели (частные нотариусы, адвокаты) - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской (частной нотариальной, адвокатской) деятельности

 

Налоговый контроль

Налоговый контроль является одним из видов финансового контроля. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Плательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно: по месту нахождения организации; по месту жительства физического лица. Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу. Постановка на учет организации, индивидуального предпринимателя производится по их заявлению, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации. Самым распространенным и эффективным методом налогового контроля является налоговая проверка. НК РБ (ст. 69) подразделяет налоговые проверки по основанию назначения на плановые и внеплановые. Плановая проверка проводится на основании графиков проверок, которые утверждаются руководителем налогового органа. Графики проверок доводятся до плательщиков путем размещения их на стендах. Основанием для включения плательщика в графики проверок служат налоговые декларации, иные сведения, поступающие в налоговые органы, информация, поступающая от правоохранительных и иных органов. В график Включаются плательщики, проверки которых планируются Советом по координации контрольной деятельности, созданным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673. Плановые проверки одного и того же плательщика могут проводиться на более одного раза в год. По поручениям Главы государства, Правительства, КГК могут быть назначены внеплановые проверки. Особенностью внеплановой проверки является то, что она может быть проведена без предварительного уведомления плательщика. Внеплановые проверки при наличии определенных обстоятельств могут быть назначены руководителем налоговой инспекции. К таким основаниям относятся: поступление в налоговый орган сведений и фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства; непредставление плательщиком к установленному сроку налоговой декларации (расчета) или других документов, необходимых для налогообложения; реорганизация или ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

 

Экономическая сущность и функции налогового менеджмента

Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.

Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством.

Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их.

Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель — максимизация ценности фирмы.

Функции налогового менеджмента - это определенный вид деятельности в управлении, отделившийся в процессе специализации управленческого труда. К ним относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.059 с.)