Факторы формирования общественного мнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы формирования общественного мнения



· экономические;

· политические;

· социально-психологические;

· духовно психологически;

· социальные нормы и традиции.

Предварительный анализ факторов позволяет утверждать, что мнение формируются благодаря потребностям, интересам, ценностным ориентациям.

Социально-психологические факторы

Потребности осознание необходимость испытываемая людьми в определенных условиях жизни

Интерес осознание потребности знать, что же стоит за этим явлением, устойчивое внимание людей к различным факторам и событиям

Ценностная ориентация – определенное отношение ОМ, к различным фактам и событиям

Установки – как предрасположенность субъекта ОМ к восприятию и выражению отношения к ним.

Стереотипы – укоренившаяся отношение людей к сходным объектам действительности, Он охватывает общее, можно понять как укоренившаяся отношение, которые зреют на основе однотипных, во многом схожих фактов прошлого, следовательно, можно наблюдать мгновенную реакцию ОМ, которые не предшествовали ни дискуссии, ни специальные формы на массовое сознание.

Такие стереотипы оживают в массовом сознании благодаря социальным понятиям, они содержаться в жатой форме – опыт, оценки прошлых событий, следовательно, стереотипы выливаются в мгновенную реакцию ОМ.

1. Цепочка от потребностей к стереотипам, ход формирования ОМ, строгая заданность.

2. В содержании и интенсивность протекания формирования ОМ вмешиваются в другие факторы.

Духовно-психологические факторы

Феномен массового общения приводит к движению формирования ОМ

Массовое общение – межличностное и межнациональное общение:

1) Тонус эмоциональной жизни общества:

- это совокупность социальных чувств, которые представляют собой переживания, социально-значимое состояние эмоциональной жизни.

- В отличии от человеческих чувств, социальные чувства, исторически-приходящие, т. е соответствуют периодам развития общества

- Социальные чувства отличаются широким содержанием.

- Социальные чувства несут качественные черты, которые сходны с чертами ОМ: понимание действительности, оценка, способность выступать в роли побуждения действия.

2) Социальное настроение – совокупность оттенков чувств, преобладающее состоящих чувств социальных групп.

1. Настроение выражает эмоции – окрашенное состояние волевых побуждений;

2. Настроение характеризует психику в целом, на базе возникновения чувства;

3. Относится к массовидным образованием сознания.

Различают оптимистические и пессимистические настроения

3) Духовная атмосфера – органический сплав идей и взглядов, социальных чувств, волевых побуждений, носящий на индивидуальный характер, свойственный обществу.

Эта идеи, которые созвучно преобладающим в обществе настроением (перестройка, оттепель)

Духовная атмосфера менее динамична и менее изменчива, по сравнению с ОМ, но отличаются большой эмоциональностью, однако более расплывчата.

Социальные нормы и традиции

Социальная норма форма требований, регулирующая поведение людей по средствам общих предписаний «запретов», это мера должного

Традиции исторически сложившаяся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, ценности.

Связь традиций и норм сформировалось еще на заре человечества. ОМ реализуясь в поступках людей, закрепляется в традициях. Традиция выступает опорой последующего проявления ОМ, следовательно, и ОМ и традиции испытывают влияние друг на друга.

Вывод:на процесс становления системы ОМ оказывает воздействие, совокупность порождающих и детерминирующих факторов. Факторы выступают в виде движущихся сил формирования общественного мнения. В жизни общества нет таких явлений, которые не оказали бы свое влияние на формирование ОМ.

Тема 6. Особенности и проблемы социологического изучения общественного мнения (4 часов)

1. В чем заключаются проблемы методической обоснованности в прикладных исследованиях общественного мнения?

2. Каковы особенности организации изучения общественного мнения (в формировании предметного поля, выборки, отбора единиц изучения, воздействия соц. исследования на общественное мнение)?

3. Определите и проанализируйте основные показатели общественного мнения. На чем основываются основные принципы их оценки и измерения?

4. В чем заключаются особенности опросов обогащенного общественного мнения

5. Каковы проблемы несовершенства методов и техники, используемых в опросах общественного мнения?

6. Каковы возможности и перспективы Интернет-опросов общественного мнения?

7. Каковы организационные проблемы социологических исследований избирательных кампаний?

8. Каковы особенности использования результатов опросов общественного мнения?

9. Можно ли доверять массовым опросам?

Литература

Андрющенко Е. Право говорить от имени народа. Социология общественного мнения, выборов и власти. М.: Современный гуманитарный ун-т, 2005.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

Докторов Б. Методология и практика опросов обогащенного общественного мнения // Социальная реальность. 2007. № 10. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://socreal.fom.ru/files.

Докторов Б.З. Пост-гэллаповские опросные технологии. К 200-летию опросов общественного мнения в США // Социологический журнал. 2005. №. 2. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://sj.obliq.ru.

Методология изучения общественного мнения. М.: Мысль, 1989.

Методика изучения общественного мнения. М.: Мысль, 1992.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. М.: Академия, 1998.

Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения: Учебно-методический комплекс для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки / Титаренко Л. Г., Волнистая М. Г. Рец. Е.М. Бабосов, О.Г. Слука; Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы". - Минск: РИВШ, 2009.

Фомичева И.Д. Социология общественного мнения. Учебно-методическое пособие. Конспект лекций для слушателей программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью и рекламе». М.: Факультет журналистики МГУ, 2009.

Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М.: ЦСП, 2006.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Общественное мнение величина изменяющаяся, на него можно повлиять, поэтому специалисты по паблик рилейшнз постоянно отслеживают его состояние при помощи опросов общественного мнения, проводимых социологами и СМИ. Каждый PR-менеджер должен знать основы особенности итехнологии изучения общественного мнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.006 с.)