Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль общественного мнения через его функции на различных этапах выработки и реализации политики социальной политики

Поиск

Нормой взаимоотношений, взаимодействия общественного мнения и власти является включенность общественного мнения в процесс социального управления на всех его стадиях.

Основные этапы управленческого цикла

1.Этап подготовки управленческого решения:

1.1. Анализ (описание проблемной ситуации)

1.2. Диагноз (объяснение развития проблемной ситуации посредством сравнения фактического состояния с нормативным, должным)

1.3. Прогноз (предвидение будущего развития проблемной ситуации)

1.4. Целеполагание

II.Этап разработки управленческого решения:

2.1. Программирование (определение стратегической концепции основных направлений развития организации)

2.2. Планирование (разработка директивных предписаний, связанных с определением конкретных мер, сроков, исполнителей, конкретизирующих программу)

2.3. Проектирование (создание конкретных образцов, конкретных деталей планов и программ дна основе определения средств совершенствования деятельности организации)

III.Этап организации исполнения принятого решения:

3.1. Реализация решения

3.2. Мотивация персонала

3.3. Координация деятельности

IV. Этап контрольно-коррекционной деятельности за принятым решением:

4.1. Обобщение результатов выполнения управленческого решения,

4.2. Анализ результатов выполнения управленческого решения

4.3. Учет его «полезного коэффициента»

4.4. Учет его корректирующего воздействия (между реальным управленческим мероприятием и его проектным образцом).

Так, на этапе выработки решений могут быть востребованы следующие функции общественного мнения: информационная, целеполагающая, консультативная, оценочная, директивная (реже);

· на этапе принятия решения - функция легитимации (обнародования, одобрения), номенклатурная функция (отчасти);

· на этапе реализации социальной политики - оценочная функция, контрольная, регулятивная.

Исходя из этого, общественное мнение по отношению к системе власти может выступать в двойном статусе.

С одной стороны, общественное мнение, как социальный институт, в качестве партнера других социальных институтов, может:

· способствовать и препятствовать функционированию властных институтов;

· одобрять и осуждать их решения;

· претворять в жизнь и активно противодействовать решениям.

С другой стороны, общественное мнение способно обособляться от своего субъекта, переходить в сферу власти и управления и самостоятельно там функционировать в качестве особого института элемента политической системы (например, статус общественного мнения в период избирательной компании).

Взаимодействие общественного мнения и власти должноносить систематический характер и осуществляется в разных формах, начиная от использования его в качестве фона для выработки решения и кончая полным включением в управленческие решения. Прямым следствием этого является сознательная поддержка населения проводимых преобразований.

 

Тема 5. Формирование и функционирование общественного мнения

(4 часа)

1. Охарактеризуйте стадии становления общественного мнения.

2. Каковы основные условия формирования и механизмы функционирования общественного мнения. Концепция “спирали молчания” (Э. Ноэль-Нойман)

3. Каковы особенности механизма функционирования общественного мнения?

4. В чем заключается основное содержание концепции “спирали молчания” (Э. Ноэль-Нойман)?

5. Каковы особенности проявления факторов, детерминирующих формирование и функционирование общественного мнения на современном этапе развития российского общества? Приведите примеры.

6. Каковы методы и границы манипулирования общественным мнением?

7. В чем проявляется роль средств массовой информации (в т.ч. прессы) как основных каналов формирования и выражения общественного мнения?

Практические задания для подготовки к занятию:

1. Составьте таблицу взаимодействия объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование общественного мнения.

2. На конкретном примере проанализируйте факторы, влияющие на становление общественного мнения (например, на материалах публикаций в местной печати, связанных с формированием общественного мнения вокруг кандидата в члены какого-либо представительного органа).

Литература

Андрющенко Е. Право говорить от имени народа. Социология общественного мнения, выборов и власти. М.: Современный гуманитарный ун-т, 2005.

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб: Питер, 1995.

Зверева Г. Как «нас» теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России // Вестник общественного мнения. 2009. № 2.

Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Конспект лекций. М.: Издательство Михайлова В.А., 2000.

Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. - СПб. [и др.]: Питер, 2010.

Лапина-Кратасюк Е. Политика и медиареальность: формирование общественного мнения о последней кавказской войне // Вестник общественного мнения. 2009. № 2.

Науменко Т. В. Социология массовой коммуникации: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2005.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. М.: Академия, 1998.

Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие идентичностей // Вестник общественного мнения. 2009. № 2.

Тихонова Е.В. Общественное мнение в управлении социальными процессами: концептуальный подход. М.: Дело, 2000.

Шарков Ф.И. Коммуникология: Энциклопедический словарь- справочник. М.: Дашков и Ко, 2009.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.006 с.)