Тема 3. Методы измерения и гигиеническая оценка микроклимата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Методы измерения и гигиеническая оценка микроклимата



 

Цель занятия. Ознакомиться с влиянием на организм человека микроклиматических факторов, методами их определения и принципами нормирования отдельных факторов.

Практические навыки. Уметь определять основные параметры микроклимата, а также давать комплексную гигиеническую оценку совокупности факторов микроклимата и разрабатывать рекомендации по его оздоровлению.

 

??

1. Тепловой и радиационный обмен организма со средой. Механизмы тер­морегуляции человека. Особенности терморегуляции детей, больных, работающего человека.

2. Микроклимат, определение. Показатели микроклимата, их гигиеническое значение.

3. Классификация микроклимата.

4. Влияние микроклимата на тепловой обмен организма со средой и здоровье.

5. Методы измерения температуры, влажности и подвижности воздуха в помещениях. Основные приборы (метеоскоп и аспирационный психрометр Ассмана): назначение, принцип работы, устройство, диапазон измерений, правила работы.

": указать все возможные сочетания физических свойств воздуха, в комплексе составляющие дискомфортный микроклимат.

&: приложения № 5-7, 64-67.

Работа на занятии:

1. Ознакомиться с устройством приборов, предназначенных для изучения физических свойств воздуха:

1) метеоскоп (приложение 5); 2) аспирационный психрометр Ассмана (приложение 5); 3) барометр-анероид; 4) кататермометр 5) анемометр; 6) самопишущие приборы

2. Провести исследование микроклимата в учебной комнате по карте санитарного обследования:

1) ознакомиться с картой обследования, занести в тетрадь форму протокола (табл. 1);

 

Таблица 1 Протокол исследования микроклимата в учебной комнате № _____ от ________ 20__ г.
Наименование параметров микроклимата Высота от пола, м Результаты измерений*
у нару-жной стены в центре помеще-ния у внут-ренней стены
  Температура воздуха,° С 0,1      
1,0      
  Относительная влажность воздуха, % 1,0      
  Скорость движения воздуха, м/с 0,1      
1,0      
  Атмосферное давление, мм.рт.ст 1,0      
  Тепловое облучение, Вт/м2 0,5      
1,0      
  ТНС–индекс, ° С 0,1      
1,0      
* – измерения проводятся по противоположной от двери диагонали помещения

Таблица 2

2) измерить микроклиматические параметры, используя аспирационный психрометр Ассмана и метеоскоп; по мере исследований заполнять протокол (табл. 1);

3) провести опрос о теплоощущениях всех присутствующих с оформлением протокола результатов опроса (табл. 2);

4) дать гигиеническую оценку микроклимата в учебной комнате.

Таблица 2 Протокол опроса присутствующих о теплоощущениях
Теплоощущения жарко тепло ком-фортно про-хладно хо-лодно всего
Число лиц, абс.            
Число лиц, %.           100,0

роро

3. Решить ситуационные задачи.

а) Построить розу ветров рабочего поселка Черлак по данным таблицы 3, используя масштаб 1% – 1 мм. На рисунке указать место строительства цементного завода по отношению к селитебной зоне.

Таблица 3 Удельный вес повторяемости ветров в течение года
Румбы СЗ С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З Штиль
Повторяе-мость, %                  

 

б) Оценить микроклимат жилища в районе, где температура наиболее холодной пятидневки составляет -32°С (табл. 4). Исследования проводились в ноябре. Установлено, что рабочее место для ребенка 12 лет (письменный стол и компьютер) находится в жилой комнате у окна. Указать нормативный документ для оценки микроклимата в этих помещениях. Сформулировать последствия влияния микроклимата на здоровье и меры их профилактики.

Таблица 4 Параметры микроклимата в жилище
Наименование помещения Температура воздуха, °С Относительная влажность воздуха, % Скорость движения воздуха, м/с
Жилая комната:      
– у окна     0,3
– в центре комнаты     0,2
Кухня     0,2
Совмещенный санузел   0,1
Вестибюль   0,2

 

Тема 4. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВОЗДУХООБМЕНА, ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУХА

 

Цель занятия. Ознакомиться с влиянием на организм человека воздушной среды, с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к вентиляции помещений, методами ее оценки и нормированием воздухообмена, методами исследования и оценки ионизации воздуха в помещении.

Практические навыки. Уметь оценивать эффективность воздухообмена и качество воздуха, разрабатывать мероприятия по улучшению воздухообмена в помещении.

??

1. Состав атмосферного воздуха. Влияние воздуха на здоровье человека.

2. Изменения газового состава, физических, химических и биологических свойств воздуха помещений в связи с жизнедеятельностью человека. Углекислый газ как косвенный показатель качества воздуха помещений.

3. Ионизация воздуха. Влияние аэроионов на здоровье человека. Интенсивность ионизации. Ионизационный режим. Коэффициент униполярности.

4. Воздухообмен в помещениях, определение, виды.

5. Естественный воздухообмен: инфильтрация, проветривание, аэрация. Воздушный куб.

6. Искусственный воздухообмен: системы. Кратность воздухообмена.

7. Гигиеническая оценка эффективности воздухообмена и качества воздуха. Прибор для измерения концентрации аэроионов: устройство, принцип и порядок работы.

8. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений, нормирование.

": перечислить нормируемые показатели аэроионного состава воздуха.

&: приложения № 8–11, 64-67.

Работа на занятии :

1. Оценить организацию воздухообмена в учебной комнате по карте санитарного обследования:

1) ознакомиться с картой обследования, занести в тетрадь форму протокола (табл. 1) и начать его заполнение – внести в протокол № учебной комнаты, дату исследования;

2) измерить в центре помещения на уровне 1,0 м от пола параметры микроклимата и концентрации аэроионов обеих полярностей и коэффициент униполярности в начале занятия, перед перерывом и после перерыва (сквозного проветривания), используя метеоскоп и малогабаритный аэроионный счетчик МАС-01;

3) сравнить нормативные и фактические величины параметров микроклимата и концентраций аэроионов в учебной комнате;

4) отметить наличие устройств для побуждения притока воздуха в помещение (форточки, фрамуги), механизмов для их открытия;

5) рассчитать коэффициент аэрации по формуле: КА = S1 / S2, где S1 - суммарная площадь всех форточек; S2 – площадь пола (КА должен составлять не менее 1/50);

6) рассчитать необходимый объем вентиляции данного помещения по углекислоте: L = (k*n) / (Р – Р1), где L – объем вентиляции, м3/ч; k – количество углекислоты, выдыхаемое человеком в 1 час (22,6 л), n – число людей в помещении; P – максимально допустимое содержание углекислоты в помещении (1,0 л/м3, что соответствует 0,1%), P1 – содержание углекислоты в атмосферном воздухе (0,4 л/м3, что соответствует 0,04%);

7) рассчитать объем воздуха, поступающего в учебную комнату фактически через форточку при десятиминутном проветривании, по формуле: L = v*S*600, где L – объем поступающего через форточку воздуха, м3/час; v – скорость движения воздуха в проеме форточки, м/с (для измерения скорости движения воздуха в проеме форточки использовать метеоскоп); S – площадь форточки, м2; 600 – время проветривания, с. Таблица 1 Протокол исследования воздухообмена и качества воздуха в учебной комнате № ___________ от ____________ 20__ г.
Время исследования Параметры микроклимата Концентрация аэроионов, см–3 Коэффициент униполярности, У Коэффициент аэрации Объем воздуха, поступающего через форточку при проветривании, м3 Субъективная оценка качества воздуха, чсило чел. с жалобами на духоту и посторонние запахи
Температура, оС Влажность, % Скорость движения воздуха, м/с ρ+ ρ-
Начало занятия                  
Перед проветриванием              
После проветривания              
Нормативные величины               необходимый объем вентиляции ……….    
Заключение:
Рекомендации:
Исследование проводил:

 

8) сравнить полученные величины необходимого объема вентиляции и объема воздуха, поступающего в учебную комнату фактически при десятиминутном проветривании; отметить, сколько времени нужно проветривать комнату при данных условиях;

9) отметить наличие и функционирование шахт, побуждающих естественную вытяжку;

10) отметить наличие механической вентиляции;

11) отметить изменения в субъективной оценке качества воздуха в течение занятия и эффективности проветривания (количества человек с жалобами на духоту и посторонние запахи);

12) дать гигиеническую оценку организации и сформулировать меры по оптимизации воздухообмена в учебной комнате.

 

 

Тема 5. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ШУМА, УЛЬТРАЗВУКА, ИНФРАЗВУКА

 

Цель занятия. Ознакомиться с воздействием на организм человека шума, ультразвука, инфразвука, принципами их гигиенического нормирования, с устройством и принципом работы шумо- виброизмерительной аппаратуры, системой профилактических мероприятий.

Практические навыки. Уметь измерять и давать гигиеническую оценку механических колебаний.

 

??

1. Шум, ультразвук, инфразвук, определения, основные параметры. Источники в быту и на производстве.

2. Классификация шума: по этиологии, по частотной характеристике, по спектру, по распределению энергии во времени, ультразвука – по частоте.

3. Восприятие шума: порог слышимости и порог осязания (болевой порог).

4. Действие шума, ультразвука и инфразвука на организм. Слуховая адаптация и слуховое утомление. Явление резонанса, его значение.

5. Система мероприятий для борьбы с неблагоприятным действием шума, ультразвука и инфразвука.

6. Приборы для измерения механических колебаний.

": перечислить средства индивидуальной защиты от неблагоприятного действия шума, ультразвука и инфразвука.

&: приложения № 12, 13,15, 16, 64-67.

Работа на занятии:

1. Ознакомиться с основными нормативными документами:

· СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», стр. 7-8, гл. 3-4; стр. 8-9, пп. 5.1.-5.2., 6.1.-6.2., стр. 11-19, табл. 2-3;

· СанПиН 2.2.4./2.1.8.582-96 "Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения", с.7-9, 10-12;

· СН 2.2.4./2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки", с.7-9.

При этом освоить:

- основные термины и определения;

- классификацию шума, ультразвука и инфразвука;

- нормируемые параметры, допустимые величины;

- профилактику неблагоприятного действия.

2. Провести измерения уровней шума и инфразвука в учебной комнате:

a. определить количество точек замеров и количество измерений, необходимых для оценки шумового климата в учебной комнате, пользуясь приложением 13;

b. занести в рабочую тетрадь протоколы измерения шума и инфразвука с указанием выбранных точек замеров (приложение 16);

c. измерить в учебной комнате уровни шума и инфразвука шумомером-виброметром ШИ-01В (приложение 15), по мере выполнения исследований заполнять протоколы;

d. оценить уровни шума и инфразвука согласно соответствующим нормативам.

3. Решить ситуационную задачу. Дать заключение о соответствии санитарным нормам результатов замеров уровней контактного ультразвука на рукоятке дефектоскопа (при ультразвуковом сканировании небольших металлических изделий) с указанием нормативного документа. Наметить основные профилактические мероприятия для снижения неблагоприятного влияния ультразвука на здоровье. При решении заполнить предлагаемый протокол:

  Протокол замеров уровней контактного ультразвука на рукоятке дефектоскопа Нормативный документ ____________________________________  
Среднегеометрические частоты октавных полос, кГц 16,0-63,0 125,0-500,0 1´103 - 31,5´103
Фактические уровни виброскорости, дБ      
Нормативные уровни виброскорости, дБ      
Результаты оценки (соответствует / не соответствует)      

Тема 6: МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВИБРАЦИИ

 

Цель занятия. Ознакомиться с воздействием на организм человека вибрации, принципами ее гигиенического нормирования, с устройством и принципом работы шумо- виброизмерительной аппаратуры, системой профилактических мероприятий.

Практические навыки. Уметь измерять и давать гигиеническую оценку вибрации.

 

??

1. Вибрация, определение, основные параметры. Источники вибрации в быту и на производстве.

2. Классификация вибрации (по способу передачи человеку, по частотному составу.

3. Восприятие вибрации: порог восприятия вибрации и опорная виброскорость.

4. Действие вибрации на организм.

5. Система мероприятий для борьбы с неблагоприятным действием вибрации.

6. Приборы для измерения вибрации.

 

": Перечислить средства индивидуальной защиты от неблагоприятного
действия локальной и общей вибрации

&: приложения № 14, 17, 18, 64-67.

 

Работа на занятии:

1. Ознакомиться с основными нормативными документами:

· СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», стр.9, табл.1 или СН 2.2.4/2.1.8.566-96, стр.14, табл.3;

· СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий», стр. 7-10, гл. 3-4; стр. 24, приложение 1; стр. 10-12, пп. 5.2., 5.3., 5.4., 5.5. (первые абзацы в последних трех пунктах), стр. 15-22, табл. 4-10;

При этом освоить:

- основные термины и определения;

- классификацию вибрации;

- нормируемые параметры, допустимые величины.

2. Под руководством преподавателя измерить уровни вибрации от предложенного вибрирующего оборудования. Определить характер вибрации. Выбрать способ крепления вибродатчика на источнике вибрации. Результаты замеров занести в протокол измерения вибрации (приложение 18), дать оценку уровней вибрации в соответствии с СанПиН 2.2.2.540-96.

3. Решить ситуационную задачу. Жильцы дома, на первом этаже которого располагается продуктовый супермаркет, жалуются на вибрацию от технологического оборудования магазина. При обследовании специалистами Роспотребнадзора установлено, что источниками общей вибрации являются вентиляция и холодильное оборудование, работающие круглосуточно. Дайте заключение о соответствии санитарным нормам результатов замеров уровней виброскорости в жилом помещении. Наметьте основные профилактические мероприятия для снижения неблагоприятного влияния вибрации на жильцов дома. При решении заполните предлагаемый протокол:

 

Протокол замеров уровней виброскорости (LV) в квартире № 26 по вертикальной оси (Zо) Нормативный документ ____________________________________  
Частота, Гц         31,5   Эквивалентный корректированный уровень виброскорости, дБ
Фактический уровень виброскорости, дБ              
Нормативный уровень виброскорости, дБ              
Результаты оценки (соответствует / не соответствует)              

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.039 с.)