Тема 25-26. Итоговое занятие за VI семестр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 25-26. Итоговое занятие за VI семестр



 

Цель занятия. Закрепить знания и умения, полученные при изучении общей гигиены (VI семестр).

 

??

1. Питание как фактор укрепления здоровья населения и здорового образа жизни. Адекватность питания. Понятие об алиментарно-обусловленных заболеваниях человека.

2. Основные определения и понятия гигиены питания (рациональное питание, сбалансированное питание, энергетический баланс, макронутриенты, микронутриенты, незаменимые (эссенциальные) вещества, режим питания, экспертиза продуктов питания). Нормативные документы.

3. Рациональное и сбалансированное питание, его принципы, значение в жизнедеятельности человека. Энергетический баланс. Факторы, определяющие потребность организма в энергии. Качество питания.

4. Основные макро- и микронутриенты: значение для организма, продукты-источники.

5. Режим питания. Гигиеническая оценка способов кулинарной обработки пищи и консервирования пищевых продуктов.

6. Понятие о безвредности и безопасности продуктов питания. Классификация продуктов по происхождению, по преимущественному назначению в организме, по качеству. Экспертиза продуктов питания, определение, значение, основные методы.

7. Пищевые отравления – определение, классификация, причины и условия возникновения. Расследование пищевых отравлений. Основные направления профилактики.

8. Гигиена труда, основные определения и понятия (гигиена труда, условия труда, профессиональные заболевания, профессионально-обусловленная патология, тяжесть труда, напряженность труда, трудоспособность, работоспособность). Классификация факторов рабочей среды и трудового процесса.

9. Биологические и социальные аспекты труда. Влияние неблагоприятных условий труда на работающих. Особенности трудовой деятельности в современных условиях.

10. Физиология труда. Факторы, определяющие работоспособность человека.

11. Система оздоровительных мер на производстве.

12. Радиационная гигиена, основные определения и понятия (мощность дозы, загрязнение радиоактивное, радиационная безопасность населения, активность, экспозиционная доза, поглощенная доза, эквивалентная доза, эффективная доза). Влияние ионизирующей радиации и облучения на организм. Детерминированные и стохастические нарушения здоровья.

13. Условия жизни в населенных местах как основа формирования здоровья и образа жизни.

14. Городское поселение. Гигиенические проблемы крупных городов: изменение окружающей среды. Экологическая ситуация мегаполисов. Заболеваемость и смертность населения в городах.

15. Градообразующие факторы и структура современного города. Функциональные зоны городов. Санитарное состояние почвы населенных мест. Гигиенические проблемы обеспечения населения крупного города доброкачественной питьевой водой, санитарной очистки города и охраны почвы от загрязнения.

16. Гигиена села. Основные условия, способствующие развитию села. Принципы планировки и зонирование сельских населенных пунктов. Современное состояние благоустройства и экологическая ситуация на селе. Качество жизни и заболеваемость сельского населения

17. Здоровый образ жизни: определение. Условия, определяющие образ жизни. Гиподинамия как гигиеническая и социальная проблема. Роль физической культуры в решении проблемы гиподинамии.

18. Личная гигиена: определение, значение для здоровья. Уход за кожей, за зубами. Вредные привычки, их влияние на здоровье.

19. Активный и пассивный отдых, психогигиена и психопрофилактика, сон как основные факторы укрепления здоровья населения и здорового образа жизни.

20. Гигиеническое воспитание: определение, юридические основы, методы проведения. Методы оценки эффективности личной гигиены, образа жизни и гигиенического воспитания.

21. Здоровье, определение, признаки, критерии, группы здоровья.

22. Физическое развитие детей и подростков, определение, показатели. Исследование физического развития: методы и требования к проведению.

 

!: к занятию 1:

1. Подготовиться к контрольному тестированию (вопросы №№ 57-137).

2. Подготовиться к собеседованию с преподавателем по методам исследования, изученным в VI семестре (методы изучения функционального состояния человека: пробы Мартине-Кушелевского, Генчи, Штанге, корректурная; тесты САН, Люшера; методика оценки адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по Баевскому; методы исследования физического развития: измерение длины тела, окружностей головы и грудной клетки, массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы рук, артериального давления, оценка костяка, формы стопы, индивидуального физического развития методом индексов; методика составления плана медосмотра; методика оценки пищевого статуса человека; методика расследования случая пищевого отравления).

к занятию 2:

1. Решить проблемно-ситуационные задачи по одному из вариантов, указанному преподавателем.

2. Подготовиться к собеседованию с преподавателем по контрольным вопросам.

&: приложения № 34-60, 62 - 64, 66, 67.

 

Проблемно-ситуационные задачи:

Вариант 1

1. Дать гигиеническую оценку обеда для школьников младших классов по данным таблицы 1.

Таблица 1

Обед школьников младших классов

  Меню Масса порции, г* Усвояемые вещества, г Калорий ность, ккал
белки жиры углеводы
Тертая морковь со сметаной 45 / 5 0,6 1,4 5,7  
Суп крестьянский с крупой   2,0 6,3 15,2  
Котлета из говядины с картофелем 75 / 100 / 20 17,6 18,5 22,8  
Кисель молочный   6,0 6,3 37,4  
Хлеб пшеничный и ржаной 50 / 50 5,9 0,7 48,5  
Итого:   32,1 33,2 129,6  

*- основное блюдо / гарнир / подлив, соус

2. Установить диагноз. Расследовать пищевое отравление. Наметить профилактические мероприятия.

6 октября 2010 г. с 9 до 11 часов в детском образовательном учреждении (ДОУ) у четырех детей средней интернатной группы (М. Иванова, 5 лет; С. Комкова, 5 лет; Г. Сидорова, 4-х лет; И. Петрова, 5 лет) отмечены признаки острого заболевания. Клиническая картина: тошнота, неукротимая рвота, общая слабость, головная боль, повышение температуры до 38,6°.

При опросе воспитателя Н.А. Жуковой установлено, что 15 октября на ужин детям был дан бисквитный торт, доставленный гражданкой С.З. Ивановой, матерью одного из пострадавших, на день рождения. Порционирование торта производила утром няня средней группы Т.А. Погорелова. У нее при осмотре обнаружена на указательном пальце правой руки гноящаяся резаная рана.

Пищеблок ДОУ состоит из овощного цеха, кухни, моечной, двух складских помещений: одно – для сухих продуктов, второе – для хранения скоропортящихся продуктов. Холодильный шкаф для хранения скоропортящихся продуктов в течение последних двух дней не работает. Сыпучие продук­ты хранятся правильно. Санитарно-эпидемиологические заключения имеют не все пищевые продукты. В меню запрещенных блюд нет.

Результаты бактериологических исследований. Из гнойной раны на пальце Т.А. Погореловой, остатков бисквитного торта, в промывных водах и рвотных массах больных выделена культура стафилококка, дающего реакцию плазмокоагуляции: лизис (+) с фагом 42 Е.

3. Дать гигиеническую оценку пастеризованного молока в потребительской таре: цвет молочный, запах кисло-молочный, вкус кисло-молочный, консистенция нормальная, кислотность – 27ºТ; плотность– 1,027 г/см3; жирность – 3,2 %; содержание свинца – 0,06 мг/кг; содержание цезия 137 – 8,0 Бк/кг; КМАФАнМ – 3 ´ 105 КОЕ/г; БГКП (коли-формы) – 0,001.

4. Составить план проведения периодического медицинского осмотра рабочих производства ацетальдегида согласно приказа МЗМП РФ от 14 марта 1996г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

5. Рассчитать и оценить адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы учащегося первого класса Евгения Т.

Показатели для оценки адаптационного потенциала: длина тела (ДТ) – 110 см, масса тела (МТ) – 23 кг, частота сердечных сокращений (ЧСС) – 96 уд/мин, артериальное давление систолическое (САД) – 120 мм.рт.ст., диастолическое (ДАД) – 80 мм.рт.ст., возраст (В) – 7 лет.

6. Оценить физическое развитие студентки 3 курса медицинской академии (возраст 20 лет) по индексу Кетле.

Показатели физического развития студентки: длина тела – 160 см, масса тела – 53 кг.

Вариант 2

1. Дать гигиеническую оценку завтрака для школьников младших классов по данным таблицы 2.

Таблица 2

Завтрак школьников младших классов

Меню Масса порции, г Усвояемые вещества, г Калорий- ность, ккал
белки жиры угле-воды
Капустная запеканка с молочным соусом     150/30*     6,1     10,0     26,2    
Кофе с молоком   3,2 3,6 22,0  
Хлеб пшеничный   6,7 0,7 50,3  
Итого:   16,0 14,3 98,5  

* - основное блюдо / подлив, соус.

2. Составить план расследования случая и наметить профилактические мероприятия. Установить диагноз, причину и условия возникновения случая пищевого отравления.

20 июля 2010 г. в профилактории “Ласточка” речного порта произошло пищевое отравление. У 40 человек 23-34 лет в период с 20 до 24 часов появились боли в области живота, многократный понос, стул обильный, зловонный с пузырьками газа, у 12 человек – с примесью слизи, температура от 35,8° до 36,6°. Пищеблок размещен в приспособленном помещении, оборудован газовыми плитами. Склад хранения продуктов расположен напротив кухни, здесь же находится холодильник для скоропортящихся продуктов. Продукты хранятся правильно, уложены на стеллажах. Для разделочных досок отведено место в шкафу. На пищеблоке не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены: нет мыла, дезрастворов для обработки рук. Столовая и кухонная посуда обрабатывается с нарушениями инструкции. 20 июля, вследствие опоздания группы, находившейся на экскурсии, кастрюля со вторым блюдом (макароны с мясом) была снята с конфорки и поставлена на табурет рядом с плитой. Обедали отдыхающие с трехчасовым опозданием. Результат бактериологических исследований: из остатков пищи и испражнений больных выделена культура Cl. Perfringens.

3. Дать гигиеническую оценку пастеризованного молока в потребительской таре: цвет синеватый; запах молочный; вкус водянистый; консистенция жидкая; кислотность – 20ºТ; плотность – 1,026 г/см3; жирность – 0,3%; содержание свинца – 0,05 мг/кг; содержание цезия 137 – 75 Бк/кг; КМАФАнМ – 1,0 ´ 105 КОЕ/г; БГКП (коли-формы) – 0,02.

4. Составить план проведения периодического медицинского осмотра рабочих производства ацетона согласно приказа МЗМП РФ от 14 марта 1996г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

5. Рассчитать и оценить адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы учащегося первого класса Вани К.

Показатели для оценки адаптационного потенциала: длина тела (ДТ) – 112 см, масса тела (МТ) – 26 кг, частота сердечных сокращений (ЧСС) – 86 уд/мин, артериальное давление систолическое (САД) – 110 мм.рт.ст., диастолическое (ДАД) – 70 мм.рт.ст., возраст (В) – 7 лет.

6. Оценить физическое развитие студента 3 курса медицинской академии (возраст 20 лет) по индексу Кетле.

Показатели физического развития студента: длина тела – 180 см, масса тела – 90 кг.

Работа на занятии 1:

1. Ответить на вопросы тестового контроля.

2. Ответить на вопросы преподавателя по методам исследования, изученным в VI семестре.

Работа на занятии 2:

1. Доложить преподавателю результаты решения проблемно-ситуационных задач.

2. Ответить преподавателю на контрольные вопросы по темам VI семестра.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.014 с.)