Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Методы отбора проб, исследования и гигиеническая оценка питьевой воды и воды водоисточников
Цель занятия. Ознакомиться с влиянием качества воды на здоровье населения, гигиеническими принципами нормирования качества питьевой воды, правилами выбора источников водоснабжения, методами отбора проб воды для исследования. Практические навыки. Уметь проводить органолептическое и химическое исследование воды, составлять санитарно-гигиенические заключения о качестве питьевой воды и источниках хозяйственно-питьевого водоснабжения по результатам анализов. ?? 1. Гигиеническое значение органолептических свойств и химического состава воды. 2. Эпидемиологическая и радиационная безопасность питьевой воды. 3. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. 4. Краткая сравнительная характеристика источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. 5. Методы отбора проб воды, льда и атмосферных осадков. 6. Гигиеническая оценка качества питьевой воды и воды источников водоснабжения. 7. Основные методы улучшения качества питьевой воды. ": перечислить 1) органолептические, биологические, химические показатели загрязнения воды; 2) перечислить нормативные документы по оценке качества питьевой воды и воды источников водоснабжения. &: приложения 21 – 23, 64, 66, 67.
Работа на занятии: 1. Под руководством преподавателя ознакомиться с устройством и правилами работы батометра Молчанова ГР-18. 2. Провести лабораторное исследование воды, взятой из крана в учебной комнате. Оценить ее органолептические свойства, определить общую жесткость и содержание хлоридов. По результатам исследования дать гигиеническую оценку качества данной пробы. Методика работы: 1.1. Определение температуры воды. Питьевая вода хорошо утоляет жажду и обладает освежающими свойствами при температуре в пределах 7-12°С. Для измерения температуры в стакан с исследуемой водой поместить термометр. Через 5 мин вынуть и записать показания в градусах С. 1.2. Определение прозрачности. Исследуемую нефильтрованную воду перемешать и налить (100 мл) в химический стакан или цилиндр. Во второй стакан налить такое же количество дистиллированной воды. Оба стакана рассматривают над листом белой бумаги. Для характеристики прозрачности пользуются следующими терминами: прозрачная, слабоопалесцирующая, опалесцирующая, слабо мутная, мутная.
1.3. Определение запаха. Запах воды определяется в широкогорлой колбе (100-200 мл), которую заполняют до 2/3 объема испытуемой водой. Колбу закрыть стеклом, поставить на плитку и нагреть воду до 40-50°С. После этого встряхнуть колбу, снять стекло и определить при помощи обоняния характер и интенсивность запаха в баллах (таблица 1). Допустимый предел запаха для питьевой воды при температуре 20°С – не более 2-х баллов. Запахи воды характеризуются следующими терминами: землистый (влажной почвы), болотный (торфа), аптечный (йодоформа), углеводородный (нефти), хлорный, гнилостный, затхлый, навозный, рыбный, сероводородный и т.д.
1.4. Определение цвета/цветности воды. Цвет воды определяется качественно или количественно. В первом случае профильтрованная испытуемая вода сравнивается с дистиллированной водой. Для этого 40 мл анализируемой воды наливают в бесцветный цилиндр, в другой цилиндр наливают 40 мл дистиллированной воды. Сравнение цветов производится на белом фоне. Возможная оценка: бесцветная вода, светло-желтая, желтая, темно-желтая, бурая и т.д. Количественно цветность определяют сравнением со стандартными растворами (эталонами) платиново-кобальтовой или хромово-кобальтовой шкал в условных градусах данной шкалы. 1.5. Определение общей жесткости трилонометрическим методом. Принцип: трилон Б, являющийся двузамещенной натриевой солью этилендиаминтетрауксусной кислоты, образует прочные комплексы с ионами двухвалентных металлов, в частности, с ионами кальция и магния. Если в раствор, содержащий ионы кальция и магния, ввести индикатор, дающий цветные соединения с этими ионами, то при добавлении трилона Б к такому окрашенному раствору произойдет изменение окраски в эквивалентной точке, соответствующей связыванию трилоном Б всех ионов кальция и магния в комплекс. В качестве индикатора берется кислотный хром темно-синий. Цвет индикатора в присутствии ионов кальция и магния винно-красный, при их отсутствии – синевато-сиреневый. Методика определения: в колбу наливают 100 мл исследуемой воды, добавляют 5 мл аммиачно-буферного раствора, 6-7 капель индикатора – хрома темно-синего. Окрашенную жидкость титруют из пипетки 0,1-N раствором трилона Б до перехода винно-красного цвета в синевато-сиреневый. Расчет производиться по формуле:
Х = (0,1 · А · К · 1000) / V, где Х – искомая общая жесткость в мг-экв/л, А – расход раствора трилона Б в мл, К – коэффициент поправки (равен 1), V – объем исследуемой воды в мл, 1000 – перевод на литр воды. 1.6. Определение хлоридов. Принцип: хлористые соли воды осаждаются титрованным раствором азотнокислого серебра (AgNO3) с образованием хлористого серебра (AgCl). По количеству израсходованного раствора азотнокислого серебра вычисляется содержание хлоридов в воде. В качестве индикатора применяется хромовокислый калий (K2Cr2O4), который начинает вступать в реакцию с азотнокислым серебром лишь после осаждения всех хлористых солей. Методика определения: в колбу наливают 100 мл исследуемой воды, добавляют 0,5-1,0 мл хромовокислого калия и титруют из пипетки раствором азотнокислого серебра до изменения зеленовато-желтой окраски на желтовато-оранжевую. По количеству израсходованного на титрование азотнокислого серебра рассчитывается количество хлоридов в 1 л воды: Х = (N · К · 1 · 1000) / V, где Х – количество хлоридов в 1 литре воды в мг, N – количество мл раствора AgNO3 пошедшего на титрование, К – поправочный коэффициент раствора AgNO3 (равен 1,0), 1 – количество мг хлора, эквивалентное одному мл титрованного раствора AgNO3, V – объем воды в мл, взятой для титрования. 3. Решить ситуационные задачи. Оценить качество воды по результатам исследований, приведенным в таблице 2. В заключении указать название нормативного документа. При решении задач использовать приложения 22, 23.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.008 с.) |