Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие права собственности на природные ресурсы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право собственности на природных ресурсы – один из важнейших комплексных правовых институтов, регулирующих правой режим природных ресурсов, поскольку включает: — совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст.ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе Российской Федерации и других правовых актах (право собственности в объективном смысле); — совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле); — правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.
Природные ресурсы и объекты имеют нерукотворное происхождение и в силу этого выделяются из круга гражданско-правовых объектов в особую категорию. Природные объекты в системе гражданско-правовых объектов относятся к категории вещей и регулируются нормами и институтами вещного права. Ст. 130 ГК РФ относит эти объекты к недвижимым вещам, а ст. 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение прав в отошении этих объектов, их возникновение и прекращение, переход подлежат государственной регистрации. Круг природных объектов, подлежащих регулированию в рамках многообразию форм собственности разнороден. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Муниципальная форма собственности — новая форма собственности для российского законодательства. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной. Вместе с тем закон не относит ее к видам частной собственности. Субъектами права собственности, т. е. носителями прав и исполнителями обязанностей, являются граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они на территории Российской Федерации ведут инвестиционную деятельность путем создания или приобретения предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. В государственной и муниципальной собственности круг субъектов предопределен законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти Федерации, республик, входящих в состав Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Субъектами права муниципальной собственности выступают представительные и исполнительные органы самоуправления городов и районов. Под публичной собственностью понимается особая категория собственности – неделимый имущественный фонд общества, пользоваться которым может каждый член общества на возмездной или безвозмездной основе. Под осуществлением права публичной собственности понимается право народа непосредственно либо через органы государственной власти или местного самоуправления владеть, пользоваться или распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения публичных интересов. Содержание субъективных прав собственников определяется в природоресурсных кодексах и законах. Особенности правового режима природных объектов и ресурсов определяются как правило, отраслевым законодательством. Чрезвычайно важной особенностью природных объектов признается необходимость рационального использования природных объектов, установление строгого режима их охраны. В последние годы природоресурсное законодательство существенно изменило концепцию правового регулирования отношений собственности. Государственная форма собственности на землю и другие природные ресурсы лишилась своего монопольного положения, своей исключительности. Но она продолжает пока что сохранять свое господствующее положение в общем объеме земельной собственности и собственности на недра. Новый Водный и Лесной кодексы от 2006г. содержит ряд правовых норм, укрепляющих позиции федеральных органов власти как собственников природных ресурсов. Так Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в Федеральной собственности, устанавливая, что отчуждение этих объектов не допускается без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Эти земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Новеллой является положение о том, что подземные воды переводятся в систему горных отношений и формы собственности на подземные воды определяются законодательством о недрах. Ст. 10 ВК РФ разграничивает порядок прекращения прав пользования: для поверхностных вод по основаниям и в порядке, установленным ГК РФ, а для подземных вод – в порядке, предусмотренном законодательством о недрах. В новом Лесном кодексе основным объектом лесных отношений становится не «государственный лесной фонд» как было установлено ранее, а лесной участок. В статье 7 ЛК РФ устанавливается, что: ¾ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; ¾ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются соответствии с земельным законодательством.
Главной правовой структурной единицей становится понятие – лесной участок! Определение которого в ЛК РФ не содержится. Лишь сказано, что он является земельным участком, границы которого определяются в соответствии с ЛК РФ. При этом выделяют лесные участки двух категорий: лесные участки в составе земель лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности и др., в составе земель иных категорий, в отношении которых форма собственности определяется в соответствии с земельным законодательством. Новым ЛК РФ предусмотрен порядок предоставления прав на приобретение древесины через заключение договоров купли-продажи лесных насаждений на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Граждане или юр.лица, использующие леса в соответствии со ст. 20 ЛК РФ, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с ГК РФ. В соответствии с Законом «О недрах» недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр получают статус участков недр федерального значения в рамках государственного фонда обеспечивая государственные потребности РФ в стратегических и дефицитных ресурсах. Часть месторождений, в т.ч. освоенных и подготовленных к добыче, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Таким образом, право государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы и объекты распространяются на них до тех пор, пока они не идивидуализированы, либо не превращены в оборотоспособные объекты или товары. Извлеченные природные объекты и ресурсы становятся минеральным сырьем, древесиной, трофеями и переходят в разряд товаров, регулирующиеся гражданско-правовыми нормами. Гражданский кодекс в оном случае в ст.209 устанавливает возможность собственнику реализовывать свои правомочия, вместе с тем в ст. 129 подчеркивается, что осуществление правомочий собственника в отношении природных ресурсов не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц. Нормы гражданского права могут применяться к природным объектам лишь с учетом специфики их правового регулирования. Понятие и состав природных ресурсов раскрывается в федеральном законодательстве об отдельных видах природных ресурсов (Закон «О недрах», Водный кодекс РФ, ФЗ «О животном мире», ФЗ «О континентальном шельфе»). В законодательстве право государственной собственности установлено на землю, леса, воды, недра, объекты животного мира. Все эти объекты, кроме недр и объектов животного мира могут находиться и в муниципальной собственности. В гражданском обороте могут находиться индивидуально определенные части природных ресурсов. Их перечень приведен в ст. 130 ГК РФ. Исключение из состава собственников природных ресурсов и объектов физических и юридических лиц не исключает для них возможности пользоваться этими ресурсами и объектами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.107 (0.006 с.) |