Иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды



Права граждан в области охраны окружающей среды подразделяются на индивидуальные и коллективные. Последние реализуются через различные формы ассоциаций граждан и в конечном счете представляют собой экологические права общественных формирований.

Индивидуальные права детализируются в отраслевой экологическом законодательстве, они могут реализовываться не только самостоятельно, но и через общественные объединения.

Экологические права граждан конкретизируются в ФЗ «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», а также в Лесном кодексе РФ и других нормативно-правовых актах.

Экологическим правам граждан корреспондирует ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды» перечисляет полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды, т. е. конкретно называет их обязанности и права.

Граждане обязаны:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

— соблюдать иные требования законодательства (соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды);

— постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру;

— содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Граждане имеют право:

— создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

— принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения;

— требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

 

Эта норма развивается и реализовывается в НПА, составляющих экологическое законодательство и содержащих конкретные правила, которые должны соблюдаться. Речь идет об исполнении требований, предъявляемых лицам, осуществляющим общее и специальное природопользование.

Некоторые правила законодатель устанавливает как для юридических лиц, так и для граждан независимо от титула пользования. Это касается общих для всех субъектов правил, запрещающих, например, загрязнение и засорение водных объектов, предусматривающих Водным кодексом РФ.

ФЗ «О радиационной безопасности населения» определяет, что граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, обязаны:

¾ соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;

¾ проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

¾ выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.

Обязанность по охране природных объектов гарантируются государством путем установления юридической ответственности за нарушение правил природопользования. Наиболее распространенный вид ответственности — административная, где в качестве субъектов административных правонарушений наряду с должностными и юридическими лицами названы граждане. Граждане являются субъектами и уголовной ответственности за преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ, за исключением тех преступлений, которые могут быть совершены только специальными субъектами.

 

5.2. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих
объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

 

Правовое положение, общие права и обязанности общественных объединений определяются ФЗ «Об общественных объединениях».

Специальные экологические права и обязанности общественных объединений закреплены в ФЗ «об охране окружающей среды» и отраслевых актах закрепляющих право:

¾ разрабатывать и реализовывать программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

¾ за счет собственных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

¾ оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов окружающей среды;

¾ организовывать собрания, митинги, демонстрации в соответствии с законодательством РФ;

¾ организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

¾ предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

¾ обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, и к должностным лицам о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и фактах хозяйственной и иной деятельности;

¾ осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

В соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» организации и граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.

Организации, в т.ч. общественные, имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов их хранения на стадии размещения, проектирования и вывода из эксплуатации.

Информация федерального и регионального характера распространяется также чз. Интернет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.24.147 (0.196 с.)