Тема 5. Эколого-правовой статус человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Эколого-правовой статус человека



Тема 5. Эколого-правовой статус человека

Экологические права граждан.

2. Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений,
осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Гарантии соблюдения прав граждан в области охраны окружающей среды.

Общественные экологические объединения.

5. Эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.

 

Основным правом каждого человека является право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Оно основано на положениях Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах. Право на жизнь лежит в основе существования всего человечества. Из этого права человека вытекают все остальные его права, в т. ч. и экологиче­ские. Ст. 42 Конституции Российской Федерации закрепляет три экологических права человека:

— право на благоприятную окружающую среду;

— право на достоверную информацию о ее состоянии;

— право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст. 11 Закона Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. «Об охране окружающей среды».

Под благоприятной окружающей средой следует понимать такую среду, параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкое, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

В систему нормативов качества окружающей среды входят:

— основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20);

— нормативы качества окружающей среды (ст. 21);

— нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22);

— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23);

— лимиты на их размещение (ст. 24);

— нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст. 25);

— нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26);

— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27).

Экологические права граждан

Экологические права человека можно рассматривать как:

1) составную часть экономических, социальных, культурных, политических прав;

2) одну из самостоятельных категорий прав человека;

3) индивидуальное, естественное право каждого пользоваться в определенных пределах окружающей средой независимо от правоустановлений государства;

4) коллективные права, отличительным признаком которых является то, что они могут осуществляться общностью, ассоциацией.

 

Исходя из принятой в международном праве классификации право на благоприятную окружающую среду включают в третье поколение прав человека (к первому поколению причисляют гражданские и политические права, ко второму – социальные, экономические, культурные).

В качестве правовой и организационной основы реализации права граждан на благоприятную окружающую среду выступают регламентированные НПА функции экологического управления: экологический мониторинг, нормирование воздействий на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, лицензирование воздействий на окружающую среду, экологический контроль, реализуемые системой органов экологического управления.

Помимо названных организационно-правовых мер, защита окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности обеспечивается посредством правовой регламентации этих видов деятельности. Соответствующие правила установлены в гл. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды». Их можно подразделить на несколько групп.

В первую группу правил включены общие экологические нормативно-правовые требования, предъявляемые к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые прямо или косвенно могут оказать негативное воздействие на окружающую среду. Закон предъявляет унифицированные требования ко всем объектам, которые могут причинить вред окружающей среде, независимо от вида деятельности и характера экологического вреда.

К этой же группе требований можно отнести нормативно-правовые установления, содержащиеся в ФЗ №116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов».

Вторая группа правил связана с установлением требований к обращению с определенными видами экологически опасных веществ и микроорганизмов, а также требований к вредным физическим воздействиям. Ряд общих правил закреплен в ФЗ «Об охране окружающей среды»; в частности, это касается охраны окружающей среды: при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в т.ч. радиоактивных веществ и ядерных материалов, иных веществ и микроорганизмов; от негативного биологического воздействия. Более подробная правовая регламентация содержится в специальных законодательных и подзаконных актах, например в ФЗ №109 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ №170 «Об использовании атомной энергии» и др.

Третья группа правил связана с требованиями к определенным видам хозяйственной и иной деятельности. Определенные нормативно-правовые установления регулируют охрану окружающей среды в сельском хозяйстве, на транспорте, экологические требования, предъявляемые к энергетическим объектам, к военной деятельности.

Особая группа норм, направленная на уменьшение вероятности причинения вреда здоровью людей, среде обитания растений, животных, регулирует отношения по созданию защитных зон вокруг объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Правовые меры защиты граждан, минимизацию имущественных и экологических последствий регулируют ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Право собственности на леса

В федеральной собственности согласно ст.8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находится в сфере гражданско-правового регулирования.

Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юр.лицам в аренду.

Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст.44-46ЛК РФ).

Тема 5. Эколого-правовой статус человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)