Северо-осетинская государственная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северо-осетинская государственная



СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра поликлинической педиатрии

И детских болезней лечебного

и стоматологического факультетов

Зав.кафедрой – проф., д.м.н. КАЛОЕВА З.Д.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для внеаудиторной самостоятельной работы для студентов

4 курса лечебного факультета

Владикавказ, 2010 г.

 

 

Печатается по решению ЦКМС СОГМА (протокол № от 2010 г.)

Составители:

Д.м.н., проф. З.Д.Калоева, к.м.н. К.М.Дзилихова, к.м.н. Созаева З.Ю., к.м.н. Джагаева З.К., Каряева С.К., Чихтисова Р.А., Атаева М.В., Туаева Н.О.

 

Рецензенты:

Зав.кафедрой детских болезней медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета д.м.н., проф. М.Н.Якушенко.

Проф. кафедры госпитальной педиатрии Северо-Осетинской государственной медицинской академии д.м.н. Д.В.Албегова

 

Занятие№1

Тема: «Физическое, психомоторное и половое развитие детей. Диспансеризация детей с распределением по группам здоровья».

I. Базовые знания

1.Анатомо-физиологические особенности нервной системы детей по периодам жизни;

2. Основные этапы и механизмы полового развития детей;

3. Периоды жизни детей, анатомо-физиологические особенности возрастной патологии;

 

Студент должен знать: Рекомендуемая литература:
§ основные показатели нервно-психического развития детей в возрастном аспекте; соматометрические и соматотоскопические критерии физиологического развития и современные требования к их оценке; § варианты (физиологические и патофизиологические) физического и полового развития подростков.   1.Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2.Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3.Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А.Баранова, Л.А.Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 432 с. 4.Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. -1998. 5.Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 6.Журнал «Педиатрия». 7.Журнал «Вопросы современной педиатрии». 8.Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь:
  • на основе объективного осмотра дать оценку нервно-психическому (интеллектуальному) уровню развития пациента любого возраста (соответствие, отставание, опережение по отношению к паспортному возрасту) по следующим критериям:
- двигательно-статические реакции, органы чувств; - условные, безусловные рефлексы, развитие речи, памяти, способности к мышлению, неврологический статус (сухожильные рефлексы, менингеальные симптомы);
  • провести общий объективный осмотр и определить тип соматической конституции;
  • провести основные антропометрические исследования и дать индивидуальную оценку физического развития (уровень, степень гармоничности);
  • определить «зубной» возраст (соответствие, отставание, опережение паспортного возраста);
  • дать комплексную оценку уровня сомато-биологической зрелости (хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный);
  • в пубертатном возрасте на основе объективного осмотра дать оценку полового развития по отношению к паспортному возрасту;
  • выявить пограничные с нормой патофизиологические признаки, составляющие варианты пубертатного периода, дать им клиническую оценку, определить врачебную тактику;
  • определить группу здоровья на основе комплексной оценки результатов объективного осмотра;
  • выявить факторы риска по показателям физического, полового развития, определить общую врачебную тактику диспансерного наблюдения.
 
1.Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2.Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3.Физиология роста и развития детей и подростков 4.(теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. А.А.Баранова, Л.А.Щеплягиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 432 с. 5.Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. -1998. 6.Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.  

 

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Дайте определение:

Акселерация - это

 

2. По каким показателям оценивают физическое развитие:

А)

Б)

В)

Г)

 

3. Для расчета долженствующей массы тела в первом полугодии используют формулы:

А)

Б)

 

5. Для расчета долженствующей массы тела во втором полугодии используют формулы:

А)

Б)

 

6. В первом квартале жизни помесячная прибавка в росте составляет ____ см.

 

7.Окружность головы в среднем при рождении равна ________см.

 

8. Окружность груди при рождении равна ________см

 

9. Для определения долженствующих параметров окружности головы ребенка на первом году жизни используется формула:

 

10. Для определения долженствующих параметров окружности груди ребенка на первом году жизни используется формула:

 

11.Какие параметры оцениваются для определения полового развития у девочек (приведите формулу)

 

 

12. Какие параметры оцениваются для определения полового развития у мальчиков (приведите формулу).

 

 

13. Перечислите физиологические рефлексы периода новорожденности.

 

14. Что включает в себя морфологическая зрелость?

 

 

15. Что включает в себя функциональная зрелость?

 

16. Опишите нервно-психический статус ребенка на первом году жизни:

 

 

17.Дайте определение основных групп здоровья.

I группа -

IIА группа -

IIБ группа -

III группа -

IV группа -

V группа -

 

18.Решите задачи:

А. Оцените уровень и гармоничность ФР у девочки 8 мес. (масса 8000 г, длина тела 68 см, окр. гол. – 47 см, окр.гр. - 48 см)

 

Б. Оцените уровень и гармоничность ФР мальчика 7 лет. (масса – 17 кг. Рост – 115 см, окр.гол. – 53 см, окр.гр. – 60 см)

 

20. Решите тестовые задания, проверьте ваши ответы по приведенным эталонам:

1. Средняя длина тела новорожденного ребенка составляет:

а) 30 см б) 40 см в) 45 см г) 50 см

2. Средний вес новорожденного составляет:

а) 2500 гр б) 3500 гр в) 4500 гр г) 5000гр

3. По каким параметрам производится оценка физического развития новорожденного ребенка?

а) антропометрическим б) степени зрелости организма

в) состоянию питания в) наличию врожденных пороков

г) все выше перечисленное

4.В каком возрасте в среднем появляются первые молочные зубы?

а) 3 мес б) 5 мес в) 8 мес г) 6 мес д) 10 мес

5. По каким признакам оценивается уровень полового развития девочек?

а) рост б) вес в) оволосение подмышечной впадины

г) начало менструаций д) изменение тембра голоса

е) развитие молочной железы ж) все выше перечисленное

6. По каким признакам оценивается уровень полового развития мальчиков?

а) рост б) вес в) оволосение подмышечной впадины

г) развитие кадыка д) изменение тембра голоса

е) оволосение лица ж) все выше перечисленное

7. С какого возраста ребенок может самостоятельно переворачиваться со спины на живот?

а) с 2 мес б) с 3 мес в) с 5 мес г) с 7 мес д) с 9 мес

8. С какого возраста ребенок самостоятельно стоит и делает первые шаги без поддержки?

а) с 12 мес б) с 6 мес в) с 10 мес г) с 11 мес д) с 8 мес

9. В каком возрасте ребенок начинает отличать чужих от своих?

а) с 5 мес б) с 1 мес в) с 3 мес г) с рождения д) с 7 мес

а) с 1 года б) с 4 лет в) с 2 лет г) с 3 лет д) с 5 лет

10. Группа здоровья, к которой можно отнести ребенка перенесшего в течение года два ОРВИ и два обострения хронического тонзиллита:

а) I б) II в) III г) IV д) V

 

Ответы на тестовый контроль

1) г 2) б 3) г 4)г 5) в, г, е
6) в, г, д, е 7) б 8) д 9) а 10) в

 

Занятие № 2

по теме: «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной, мышечной систем. Семиотика нарушений».

I. Базовые знания.

1. Морфологические особенности кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной, мышечной систем у детей раннего возраста;

2. Особенности функции кожи и лимфатической системы у детей раннего возраста;

3. Влияние морфофункциональных особенностей кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной и мышечной систем на патологию раннего возраста;

Студент должен знать: Рекомендуемая литература:
§ методы инструментальных и лабораторных исследований кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной, мышечной систем у детей; § механизмы регуляции фосфорно-кальциевого обмене у детей; § основные симптомы поражения кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной, мышечной систем у детей; § подростков.   1.Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: Питер, 1999. 2.Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 3.Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. -1998. 4.Справочник педиатра / Под ред. М.Я.Студиникина.- М.: Издатель ПРЕСС, - 1997. 5.Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 6.Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь:
  • собрать анамнез жизни, выявляя при этом наличие у ребенка патологии кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной и мышечной систем;
  • провести объективное исследование:
а) кожи; б) подкожной клетчатки; в) лимфатической системы; г) костной системы; д) мышечной системы;
  • при наличии у ребенка патологии со стороны указанных выше систем обратить внимание на нее и дать оценку.
 
1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: Питер, 1999. 2. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 3. Вельтищев Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция. -1998. 4. Справочник педиатра / Под ред. М.Я.Студиникина.- М.: Издатель ПРЕСС, - 1997. 5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.  

Задания для самостоятельной работы:

1.Кожа состоит из ___основных слоев.

Назовите обозначенные на схеме морфологические элементы кожи:

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8-

 

2. Перечислите слои эпидермиса.

1-

2-

3-

4-

5-

6-

3. Какие особенности имеет эпидермис у детей раннего возраста?

 

 

4. Перечислите придатки кожи и особенности их развития у детей:

Придатки кожи Анатомо-физиологические особенности Клиническое значение АФО
Ногти   Волосы   Потовые железы   Сальные железы        

5.Заполните таблицу "Функциональные особенности кожи"

Название функции Особенности у детей
1. Защитная   2. …….   3. ……..   4. ………   5. ………   6. ……… 7. ……….   8. ………..   Выражены слабо, т.к. роговый слой тонкий, а его кератинизация и связь с дермой недостаточны.    

 

6. Семиотика поражения кожи. (Заполните таблицу)

Вид патологии Характер высыпаний
Ветряная оспа   Корь   Скарлатина   Менингококковая инфекция   Краснуха   Стрептодермия   Геморрагический васкулит   Тромбоцитопеническая пурпура   Системная красная волчанка   Однокамерные везикулы расположены на всей поверхности кожи в том числе и на волосистой части и слизистых оболочках. Пузырьки быстро лопаются и подсыхают, образуя корочки, которые через 1.5-2 недели отслаиваются. Оставляя рубцы.

 

 

7. Подкожно – жировая клетчатка хорошо развита на ______________ и хуже на ___________.

8. Перечислите элементы сыпи.

Первичные Вторичные
   

 

9. Дайте определение:

А) Склерема – это…

 

Б) Склередема – это…

 

В) Анасарка – это …

 

10. Перечислите морфологические особенности детской кости.

 

 

11. Перечислите особенности детского скелета.

 

 

12. Когда появляются физиологические изгибы позвоночника? Заполнить таблицу:

Физиологические изгибы Время появления
     

 

13.Укажите сроки закрытия родничков:

Большой –

Малый –

Боковые -

14. Приведите формулу для определения числа молочных зубов:

 

 

15. Когда происходит смена молочных зубов и в какой последовательности?

 

16. Решите ситуационную задачу.

Ребенок 4 месяцев в последнее время стал беспокоен, раздражителен, сон поверхностный, неглубокий. Выражены потливость. На затылке – облысение. Отмечается размягчение затылочной кости, краниотабес. Края большого родничка мягкие, податливы.

Вопросы:

А) Нарушения каких систем и тканей описаны в задаче?

Б) С чем эти нарушения связаны?

В) Какие биохимические исследования подтвердят ваше предположение?

 

17. Перечислите основные группы региональных лимфатических узлов.

 

 

18. Обозначьте на схеме морфологические элементы лимфатического узла.

1-

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

 

 

19. Перечислите особенности строения и функционирования л/у у детей.

АФО лимфоузлов Клиническое значение
   

 

20. Назовите лабораторные методы обследования, применяемые для выявления патологии костной и мышечной систем.

 

 

21. Критерии оценки лимфатических узлов (заполните таблицу).

Признак Показатели в норме
1. Локализация 2. Размеры 3. 4. 5. 6. 7. Подчелюстные, паховые, подмышечные

 

22. Решите тестовые задания, проверьте ваши ответы по приведенным ниже эталонам.

1. Физиологическими особенностями кожи детей раннего возраста являются:

А) хорошо развита защитная функция

Б) хорошо развита резорбция через кожу

В) несовершенная регуляция температуры тела через кожу

Г) недостаточно развита выделительная функция

Д) низкая интенсивность дыхания через кожу

2. Укажите особенности потовых желез у детей раннего возраста:

а) усиленное потоотделение в подмышечных впадинах, паховых складках;

Б) начинают функционировать внутриутробно

В) достаточно выраженное функционирование с 3-4 мес

Г) при рождении отсутствуют

Д) при рождении количество такое же, как и у взрослых

Ж) недоразвитие выводных протоков

3. Особенности подкожно-жировой клетчатки у грудных детей являются:

а) жировые клетки крупные, не содержат ядра

б) относительная масса подкожной жировой клетчатки больше, чем у взрослых

в) отсутствие бурой жировой ткани

г) жировые клетки мелкие, содержат ядра

4.Большой родничок у детей закрывается в возрасте

А) 6 мес

Б) 1-2 мес

В) 12-18 мес

Г) к рождению

Д) 8 мес

5.Малый родничок у доношенных детей закрывается в возрасте:

А) 6 мес

Б) 1 мес

В) 12-18 мес

Г) к рождению

Д) 8 мес

6. Физиологическая желтуха у доношенных новорожденных в среднем:

а) появляется на 1-2, исчезает на 5-7 день жизни

б) появляется на 2-3, исчезает на 7-10 день жизни

в) появляется на 4-5, исчезает на 10-14 день жизни

7. Закрытие швов черепа у доношенных детей происходит к:

а) 1 мес

б) 2-3 мес

в) 3-4 мес

г) 4-6 мес

8. Количество молочных зубов у ребенка рассчитывается по формуле (n – возраст в месяцах)

а) n – 2

б) n – 4

в) n – 6

г) n – 8

9.Первые постоянные зубы появляются в возрасте:

а) 3 – 4 года

б) 4 – 5 лет

в) 5 – 6 лет

г) 7 – 8 лет

10. У новорожденного ребенка состояние мышц характеризуется:

а) мышечной гипотонией

б) преобладанием тонуса мышц-сгибателей конечностей

в) преобладанием тонуса мышц-разгибателей конечностей

г) во время сна мышцы расслабляются

 

Ответы на тестовый контроль
1) б, в, г 2) в, д, ж 3) б, г 4) в 5) б 6) б 7) г   8) б 9) в 10) б, г  

 

 

Занятие №3

по теме: «Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения органов дыхания и кровообращения у детей».

 

I. Базовые знания.

1. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы (носа, придаточных пазух, глотки, гортани, трахеи, бронхов, легких) у детей.

2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

3. Особенности ЭКГ и артериального давления у детей разного возраста.

 

Студент должен знать: Рекомендуемая литература:
  Ø методы объективного, клинико-лабораторного и инструментального исследования детей с бронхолегочной патологией; Ø дифференциально-диагностические критерии функциональных и органических шумов;   1. Педиатрия: Руководство для врачей и студентов /Под ред. Н.Н.Володина. – М., 1996. 2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 3. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 4. Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В.К.Таточенко. - М., 2000. 5. Справочник педиатра / под ред. М.Я.Студиникина. – М.: Издатель ПРЕСС, 1997. 6. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002. 7. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. болезни сердца и сосудов у детей. – М., 1987. 8. Рентгенодиагностика в педиатрии: Руководство для врачей в 2 тт. / Под ред. В.Ф.Баклановой, М.А.Филиппкина. – М.: Медицина. 1988. 9. Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь:
  • собрать анамнез у ребенка с заболеванием дыхательной системы;
  • провести перкуссию и аускультацию легких у детей различных возрастов;
  • на основании объективного обследования выделить симптоматику, характерную для синдрома крупа, бронхиальной обструкции, пневмонии, плеврита;
  • дать оценку дополнительным методам исследования ЭКГ, ЖЕЛ, спирографии, рентгеноскопии и рентгенографии;
  • собрать анамнез у ребенка с заболеванием сердечно-сосудистой системы;
  • на основании анатомо-физиологических особенностей органов кровообращения сделать клинические выводы о состоянии органов кровообращения;
  • при общем осмотре отметить признаки поражения сердечно-сосудистой системы;
  • произвести пальпацию, перкуссию, аускультацию сердца и крупных сосудов, дать оценку полученным данным;
  • определить и оценить пульс, АД, функциональные пробы, данные рентгенографии, ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ.
 
1.Педиатрия: Руководство для врачей и студентов /Под ред. Н.Н.Володина. – М., 1996. 2.Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999. 3.Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 4.Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В.К.Таточенко. - М., 2000. 5.Справочник педиатра / под ред. М.Я.Студиникина. – М.: Издатель ПРЕСС, 1997. 6.Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002. 7.Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. болезни сердца и сосудов у детей. – М., 1987. 8.Рентгенодиагностика в педиатрии: Руководство для врачей в 2 тт. / Под ред. В.Ф.Баклановой, М.А.Филиппкина. – М.: Медицина. 1988. 9.Лекции по педиатрии.  

 

Задания для самостоятельной работы:

I. Базовые знания

1. Анатомо-физиологические особенности кроветворной, мочевыделительной

систем у детей.

2. Основные этапы становления кроветворения анте- и постнатально;

4. Физиологическую роль морфологических элементов крови;

5. Основные механизмы гемостаза с современных позиций;

6.Группы крови. Основные эритроцитарные антигены крови, практическое значение.

7.Лейкоцитарные антигены крови: общее понятие, роль.

8.Гемостаз (определение, основные механизмы).

9. Лабораторные методы исследования в гематологии.

10. Строение и функции нефрона. Физиология процесса мочеобразования и мочевыделения.

11. Методы исследования мочевыделительного тракта.

Студент должен знать: Рекомендуемая литература:
· анатомо-физиологические особенности кроветворной, пищеварительной систем у детей; · основные этапы становления кроветворения анте- и постнатально; · физиологическую роль морфологических элементов крови; · методы объективного, клинико-лабораторного и инструментального исследования пациентов с заболеваниями крови; · нормативы показателей периферической крови и миелограммы у детей различного возраста; · основные механизмы гемостаза с современных позиций; · особенности мочеиспускания и мочи у детей; · семиотику болезней крови и мочевыделительной системы; 1. Детские болезни. Под ред. проф. Л.А.Исаевой. М., «Медицина», 1986 2. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999 З. Шабалов Н.П. Детские болезни. –СПб.: Питер, 1999. 4. Педиатру на каждый день: Руководство по практической медицине. – М.: Новая слобода, 1993. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров'я, 1984. 6.Гематологические болезни у детей /Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996 7. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 8. Уиллоуби М.И. Детская гематология. – 1981. 9. Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь:  
собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез; - провести антропометрическое обследование ребенка, дать оценку его физического развития; - провести клиническое обследование гематологического, нефрологического больного; - составить план необходимого дополнительного обследования; - оценить результаты клинического и биохимического анализа крови, миелограммы, анализов мочи, инструментальных методов исследования; - выписать рецепты на противоанемические препараты, антибиотики, детям разных возрастных групп.   1. Детские болезни. Под ред. проф. Л.А.Исаевой. М., «Медицина», 1986 2. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999 З. Шабалов Н.П. Детские болезни. –СПб.: Питер, 1999. 4. Педиатру на каждый день: Руководство по практической медицине. – М.: Новая слобода, 1993. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров'я, 1984. 6.Гематологические болезни у детей /Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996 7. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002.  

 

Задания для самостоятельной работы:

Заполните таблицу

Клинические симптомы анемии Гемолитическая Пост- геморрагическая ЖДА Апластическая
Цвет кожных покровов          
Кровоизлияния          
размеры л/узлов          
Размеры печени, селезенки        
Гемартроз          

 

Заполните таблицу

"Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования"

отдел форма размеры топография функциональные особенности
Почки   Мочеточники     Мочевой пузырь   Мочеиспускательный канал            

 

 

15. Заполните таблицу функциональных особенностей почек у детей:

 

Функция Степень выраженности Возраст достижения показателей взрослого.
Фильтрация     Канальцевая реабсорбция и секреция     Концентрация      

 

I. Базовые знания.

1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.

2. Значение естественного вскармливания для нормального развития ребенка.

3. Состав молозива и зрелого женского молока.

4. Оценка физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Студент должен знать: Рекомендуемая литература:
· технику проведения естественного вскармливания; · причины гипогалактии и методы лечения; · виды искусственных смесей; · технику искусственного и смешанного вскармливания; · способы расчета суточного питания детей первого года жизни; · суточные потребности в основных инградиентах питания и калориях при разных типах вскармливания ребенка на первом году жизни; · правила введения прикорма; особенности вскармливания детей с аномалиями конституции, рахитом, анемией.   1. Детские болезни. Под ред. проф. Л.А.Исаевой. М., «Медицина», 1986 2. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999 З. Шабалов Н.П. Детские болезни. –СПб.: Питер, 1999. 4. Педиатру на каждый день: Руководство по практической медицине. – М.: Новая слобода, 1993. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров'я, 1984. 6. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 7. Лекции по педиатрии.    
Студент должен уметь: Рекомендуемая литература:
· оценить питание ребенка первого года жизни; · рассчитать суточный объем питания и количество молока (смеси) на одно кормление, составить примерное меню на один день; · рассчитать суточную потребность в основных инградиентах питания и калориях ребенку первого года жизни; · провести контрольное кормление; · провести коррекцию питания ребенка первого года жизни; · назначить лечение при гипогалактии; · рассчитать потребности в основных пищевых инградиентах и калориях в сутки, составить примерное меню на один день ребенку старше года; · составить рацион питания детям с рахитом, аномалиями конституции и анемией.   1. Детские болезни. Под ред. проф. Л.А.Исаевой. М., «Медицина», 1986 2. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 1999 З. Шабалов Н.П. Детские болезни. –СПб.: Питер, 1999. 4. Педиатру на каждый день: Руководство по практической медицине. – М.: Новая слобода, 1993. 5. Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. – Киев.: Здоров'я, 1984. 6. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002.  

 

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите основные этапы закладки органов пищеварения.

 

 

2. Заполните таблицу: Функции различных отделов пищеварительной системы человека

 

Отдел Функция
Ротовая полость    
Глотка    
Пищевод    
Желудок  
Двенадцатиперстная кишка  
Печень  
Поджелудочная железа    
Подвздошная кишка  
Толстая кишка  
Прямая кишка Анальное отверстие    

 

3. Перечислите особенности желудочного сока ребенка грудного возраста:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

4.Перечислите этапы заселения кишечника.

I –

II –

III –

 

5. Какие функции выполняет сапрофитная флора?

 

6. Какие методы дополнительного обследования больного проводятся для уточнения диагноза гастроэнтерологического больного?

А)

Б)

В)

Г)

 

7. Продолжите фразу: "Изжога возникает в результате………………………………………………………………….".

 

8. Обозначьте на схеме зоны кожной болезненности при панкреатите:

А –

Б –

1 –

2 –

3 –

4 –

 

 

9. Заполните таблицу с описанием пузырных симптомов:

Название симптома по автору Описание симптома
Георгиевского-Мюсси Болезненность при надавливании между ножками грудинно-ключично-сосцевидной мышцы справа
Мерфи  
Ортнера  
Кера  

 

10. Перечислите варианты естественного вскармливания.

 

11. Перечислите преимущества естественного вскармливания

 

 

12. Что такое лактационный криз, время его возникновения и пути преодоления?

 

 

13. Степени дефицита молока:

Первая –

Вторая –

Третья –

Четвертая –

 

14. Проведите сравнительный анализ женского и коровьего молока по основным нутриентам:

Показатель Женское молоко Коровье молоко
Белки Количество   Качественный состав   А/Г коэффициент Жиры Количество   Качественный состав   Углеводы Количество   Качественный состав   Соотношение кальция и фосфора      

 

15. Решите задачу:

Ребенку 6 месяцев. Находится на естественном вскармливании. До настоящего времени прикорм не вводили, т.к. молока у матери было достаточно. Ребенок хорошо прибавлял в весе. Психомоторное развитие соответствует возрасту. В последнее время мать отмечает, что ребенок стал беспокоен, промежутки между кормлениями не выдерживает.

Вопрос: Какие рекомендации следует дать матери по вскармливанию ребенка?

 

16. Решите задачу:

Врач на жалобу матери, что ребенок находится на естественном вскармливании, стал беспокоен, жадно сосет грудь, назначил проведение контрольного взвешивания.

Как оно проводится? Какую информацию дает этот метод?

 

17. Перечислите основные правила искусственного вскармливания:

А)

Б)
В)
Г)
Д)

 

18. Перечислите десять принципов поддержки грудного вскармливания.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

19. Заполните таблицу:

противопоказания к грудному вскармливанию Относительные Абсолютные
со стороны ребенка        
со стороны матери        

 

 

20. Заполните таблицу поквартальной потребности ребенка в ккал

Возраст ребенка в мес. Потребности в ккал/кг
1-3 мес  
3-6 мес  
6-9 мес  
9-12 мес  

 

 

21. Заполните таблицу по способам расчета количества молока, необходимого ребенку

Способ расчета Формулы расчета
Формулы для первых дней жизни   Калорийный способ     Объемный способ      

 

22. Заполните таблицу по суточному и разовому объему питания детей на 1-ом году жизни

Возраст Суточный объем Разовый объем
0-2 недели    
2 нед.-2 мес    
2-4 мес    
4-6 мес    
7-12 мес    

 

23. Перечислите потребности ребенка в жирах на кг массы:

I кв. -

II кв. -

III кв. -

IV кв. -

 

24. На протяжении 1-го года жизни потребности ребенка в углеводах колеблется

в пределах ________.

 

25. Профилактика гипогалактии включает следующие мероприятия:

__
__

__

__

 

26.Укажите сроки введения прикорма при смешанном вскармливании, какие продукты используются в качестве первого прикорма?

 

27. Решите тестовые задания для самопроверки:

1.Основным источником энергии для новорожденного является:

А) белок

Б) глюкоза

В) жир

2. Содержание жира в молозиве по сравнению с со зрелым молоком:

А) выше

Б) ниже

В) такое же

3. Соотношение кальция и фосфора в женском молоке составляет:

А) 1:2

Б) 1:1

В) 2:1

Г) 3:1

4. Различают следующие формы гипогалактии:

А) первичная

Б) ранняя

В) хроническая

Г) вторичная

Д) поздняя

Е) затяжная

5.Потребность в белках на 1 кг массы тела в первом полугодии жизни по сравнению со вторым:

А) больше

Б) меньше

В) такая же

6. Потребность в жирах на 1 кг массы тела в первом полугодии жизни по сравнению со вторым:

А) больше

Б) меньше

В) такая же

7.Склонность детей первого года жизни к срыгиваниям объясняется:

А) желудок расположен вертикально

Б) желудок расположен горизонтально

В) хорошо развита запирательная функция нижнего пищеводного сфинктера

Г) слабо развит кардиальный отдел желудка

Д) хорошо развит пилорический отдел желудка

8. В процессе усвоения пищи у детей первых недель жизни важную роль играют:

А) мембранное пищеварение

Б) полостное пищеварение

В) аутолиз

Г) пиноцитоз

Д) микрофлора кишечника

9. Особенности тонкой кишки у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми:

А) слизистая оболочка тоньше

Б) проницаемость слизистой выше

Г) кишечные железы мельче

Д) мало лимфатических сосудов

Е) лимфоидная ткань не сгруппирована

10. Особенности толстой кишки у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми:

А) слепая кишка расположена выше

Б) слепая кишка хорошо фиксирована

В) восходящая ободочная кишка длиннее

Г) нисходящая ободочная кишка более узкая

Д) сигмовидная кишка расположена выше, подвижная

 

Ответы на тесты

1.в 2.б 3.в 4.а,б,г,д 5.а 6.б 7.б,г,д 8.а,в,г 9.а,б 10.а,г,д

 

Модуль II

тема: Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия

Базовые знания:

1. Анатомо-физиологические особенности костной ткани у детей.

2. Особенности обмена фосфора и кальция в детском организме.

3. Фармакологические свойства витамина Д.

4. Особенности обмена витамина Д в организме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.343 с.)