Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Северо-осетинская государственная↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра поликлинической педиатрии И детских болезней лечебного и стоматологического факультетов Зав.кафедрой – проф., д.м.н. КАЛОЕВА З.Д. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для внеаудиторной самостоятельной работы для студентов 4 курса лечебного факультета Владикавказ, 2010 г.
Печатается по решению ЦКМС СОГМА (протокол № от 2010 г.) Составители: Д.м.н., проф. З.Д.Калоева, к.м.н. К.М.Дзилихова, к.м.н. Созаева З.Ю., к.м.н. Джагаева З.К., Каряева С.К., Чихтисова Р.А., Атаева М.В., Туаева Н.О.
Рецензенты: Зав.кафедрой детских болезней медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета д.м.н., проф. М.Н.Якушенко. Проф. кафедры госпитальной педиатрии Северо-Осетинской государственной медицинской академии д.м.н. Д.В.Албегова
Занятие№1 Тема: «Физическое, психомоторное и половое развитие детей. Диспансеризация детей с распределением по группам здоровья». I. Базовые знания 1.Анатомо-физиологические особенности нервной системы детей по периодам жизни; 2. Основные этапы и механизмы полового развития детей; 3. Периоды жизни детей, анатомо-физиологические особенности возрастной патологии;
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение: Акселерация - это
2. По каким показателям оценивают физическое развитие: А) Б) В) Г)
3. Для расчета долженствующей массы тела в первом полугодии используют формулы:
А) Б)
5. Для расчета долженствующей массы тела во втором полугодии используют формулы: А) Б)
6. В первом квартале жизни помесячная прибавка в росте составляет ____ см.
7.Окружность головы в среднем при рождении равна ________см.
8. Окружность груди при рождении равна ________см
9. Для определения долженствующих параметров окружности головы ребенка на первом году жизни используется формула:
10. Для определения долженствующих параметров окружности груди ребенка на первом году жизни используется формула:
11.Какие параметры оцениваются для определения полового развития у девочек (приведите формулу)
12. Какие параметры оцениваются для определения полового развития у мальчиков (приведите формулу).
13. Перечислите физиологические рефлексы периода новорожденности.
14. Что включает в себя морфологическая зрелость?
15. Что включает в себя функциональная зрелость?
16. Опишите нервно-психический статус ребенка на первом году жизни:
17.Дайте определение основных групп здоровья. I группа - IIА группа - IIБ группа - III группа - IV группа - V группа -
18.Решите задачи: А. Оцените уровень и гармоничность ФР у девочки 8 мес. (масса 8000 г, длина тела 68 см, окр. гол. – 47 см, окр.гр. - 48 см)
Б. Оцените уровень и гармоничность ФР мальчика 7 лет. (масса – 17 кг. Рост – 115 см, окр.гол. – 53 см, окр.гр. – 60 см)
20. Решите тестовые задания, проверьте ваши ответы по приведенным эталонам: 1. Средняя длина тела новорожденного ребенка составляет: а) 30 см б) 40 см в) 45 см г) 50 см 2. Средний вес новорожденного составляет: а) 2500 гр б) 3500 гр в) 4500 гр г) 5000гр 3. По каким параметрам производится оценка физического развития новорожденного ребенка? а) антропометрическим б) степени зрелости организма в) состоянию питания в) наличию врожденных пороков г) все выше перечисленное 4.В каком возрасте в среднем появляются первые молочные зубы? а) 3 мес б) 5 мес в) 8 мес г) 6 мес д) 10 мес 5. По каким признакам оценивается уровень полового развития девочек? а) рост б) вес в) оволосение подмышечной впадины г) начало менструаций д) изменение тембра голоса е) развитие молочной железы ж) все выше перечисленное 6. По каким признакам оценивается уровень полового развития мальчиков? а) рост б) вес в) оволосение подмышечной впадины г) развитие кадыка д) изменение тембра голоса е) оволосение лица ж) все выше перечисленное 7. С какого возраста ребенок может самостоятельно переворачиваться со спины на живот? а) с 2 мес б) с 3 мес в) с 5 мес г) с 7 мес д) с 9 мес 8. С какого возраста ребенок самостоятельно стоит и делает первые шаги без поддержки? а) с 12 мес б) с 6 мес в) с 10 мес г) с 11 мес д) с 8 мес 9. В каком возрасте ребенок начинает отличать чужих от своих? а) с 5 мес б) с 1 мес в) с 3 мес г) с рождения д) с 7 мес а) с 1 года б) с 4 лет в) с 2 лет г) с 3 лет д) с 5 лет 10. Группа здоровья, к которой можно отнести ребенка перенесшего в течение года два ОРВИ и два обострения хронического тонзиллита: а) I б) II в) III г) IV д) V
Ответы на тестовый контроль
Занятие № 2 по теме: «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной, мышечной систем. Семиотика нарушений».
I. Базовые знания. 1. Морфологические особенности кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной, мышечной систем у детей раннего возраста; 2. Особенности функции кожи и лимфатической системы у детей раннего возраста; 3. Влияние морфофункциональных особенностей кожи, подкожной клетчатки, лимфатической, костной и мышечной систем на патологию раннего возраста;
Задания для самостоятельной работы: 1.Кожа состоит из ___основных слоев. Назовите обозначенные на схеме морфологические элементы кожи: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8-
2. Перечислите слои эпидермиса. 1- 2- 3- 4- 5- 6- 3. Какие особенности имеет эпидермис у детей раннего возраста?
4. Перечислите придатки кожи и особенности их развития у детей:
5.Заполните таблицу "Функциональные особенности кожи"
6. Семиотика поражения кожи. (Заполните таблицу)
7. Подкожно – жировая клетчатка хорошо развита на ______________ и хуже на ___________. 8. Перечислите элементы сыпи.
9. Дайте определение: А) Склерема – это…
Б) Склередема – это…
В) Анасарка – это …
10. Перечислите морфологические особенности детской кости.
11. Перечислите особенности детского скелета.
12. Когда появляются физиологические изгибы позвоночника? Заполнить таблицу:
13.Укажите сроки закрытия родничков: Большой – Малый – Боковые - 14. Приведите формулу для определения числа молочных зубов:
15. Когда происходит смена молочных зубов и в какой последовательности?
16. Решите ситуационную задачу. Ребенок 4 месяцев в последнее время стал беспокоен, раздражителен, сон поверхностный, неглубокий. Выражены потливость. На затылке – облысение. Отмечается размягчение затылочной кости, краниотабес. Края большого родничка мягкие, податливы. Вопросы: А) Нарушения каких систем и тканей описаны в задаче? Б) С чем эти нарушения связаны? В) Какие биохимические исследования подтвердят ваше предположение?
17. Перечислите основные группы региональных лимфатических узлов.
18. Обозначьте на схеме морфологические элементы лимфатического узла. 1- 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 –
19. Перечислите особенности строения и функционирования л/у у детей.
20. Назовите лабораторные методы обследования, применяемые для выявления патологии костной и мышечной систем.
21. Критерии оценки лимфатических узлов (заполните таблицу).
22. Решите тестовые задания, проверьте ваши ответы по приведенным ниже эталонам. 1. Физиологическими особенностями кожи детей раннего возраста являются: А) хорошо развита защитная функция Б) хорошо развита резорбция через кожу В) несовершенная регуляция температуры тела через кожу
Г) недостаточно развита выделительная функция Д) низкая интенсивность дыхания через кожу 2. Укажите особенности потовых желез у детей раннего возраста: а) усиленное потоотделение в подмышечных впадинах, паховых складках; Б) начинают функционировать внутриутробно В) достаточно выраженное функционирование с 3-4 мес Г) при рождении отсутствуют Д) при рождении количество такое же, как и у взрослых Ж) недоразвитие выводных протоков 3. Особенности подкожно-жировой клетчатки у грудных детей являются: а) жировые клетки крупные, не содержат ядра б) относительная масса подкожной жировой клетчатки больше, чем у взрослых в) отсутствие бурой жировой ткани г) жировые клетки мелкие, содержат ядра 4.Большой родничок у детей закрывается в возрасте А) 6 мес Б) 1-2 мес В) 12-18 мес Г) к рождению Д) 8 мес 5.Малый родничок у доношенных детей закрывается в возрасте: А) 6 мес Б) 1 мес В) 12-18 мес Г) к рождению Д) 8 мес 6. Физиологическая желтуха у доношенных новорожденных в среднем: а) появляется на 1-2, исчезает на 5-7 день жизни б) появляется на 2-3, исчезает на 7-10 день жизни в) появляется на 4-5, исчезает на 10-14 день жизни 7. Закрытие швов черепа у доношенных детей происходит к: а) 1 мес б) 2-3 мес в) 3-4 мес г) 4-6 мес 8. Количество молочных зубов у ребенка рассчитывается по формуле (n – возраст в месяцах) а) n – 2 б) n – 4 в) n – 6 г) n – 8 9.Первые постоянные зубы появляются в возрасте: а) 3 – 4 года б) 4 – 5 лет в) 5 – 6 лет г) 7 – 8 лет 10. У новорожденного ребенка состояние мышц характеризуется: а) мышечной гипотонией б) преобладанием тонуса мышц-сгибателей конечностей в) преобладанием тонуса мышц-разгибателей конечностей г) во время сна мышцы расслабляются
Занятие №3 по теме: «Анатомо-физиологические особенности и семиотика поражения органов дыхания и кровообращения у детей».
I. Базовые знания. 1. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы (носа, придаточных пазух, глотки, гортани, трахеи, бронхов, легких) у детей. 2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. 3. Особенности ЭКГ и артериального давления у детей разного возраста.
Задания для самостоятельной работы: I. Базовые знания 1. Анатомо-физиологические особенности кроветворной, мочевыделительной систем у детей. 2. Основные этапы становления кроветворения анте- и постнатально; 4. Физиологическую роль морфологических элементов крови; 5. Основные механизмы гемостаза с современных позиций; 6.Группы крови. Основные эритроцитарные антигены крови, практическое значение. 7.Лейкоцитарные антигены крови: общее понятие, роль. 8.Гемостаз (определение, основные механизмы). 9. Лабораторные методы исследования в гематологии. 10. Строение и функции нефрона. Физиология процесса мочеобразования и мочевыделения. 11. Методы исследования мочевыделительного тракта.
Задания для самостоятельной работы: Заполните таблицу
Заполните таблицу "Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования"
15. Заполните таблицу функциональных особенностей почек у детей:
I. Базовые знания. 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. 2. Значение естественного вскармливания для нормального развития ребенка. 3. Состав молозива и зрелого женского молока. 4. Оценка физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
Задания для самостоятельной работы 1. Назовите основные этапы закладки органов пищеварения.
2. Заполните таблицу: Функции различных отделов пищеварительной системы человека
3. Перечислите особенности желудочного сока ребенка грудного возраста: 1. 2. 3. 4. 5. 6.
4.Перечислите этапы заселения кишечника. I – II – III –
5. Какие функции выполняет сапрофитная флора?
6. Какие методы дополнительного обследования больного проводятся для уточнения диагноза гастроэнтерологического больного? А) Б) В) Г)
7. Продолжите фразу: "Изжога возникает в результате………………………………………………………………….".
8. Обозначьте на схеме зоны кожной болезненности при панкреатите: А – Б – 1 – 2 – 3 – 4 –
9. Заполните таблицу с описанием пузырных симптомов:
10. Перечислите варианты естественного вскармливания.
11. Перечислите преимущества естественного вскармливания
12. Что такое лактационный криз, время его возникновения и пути преодоления?
13. Степени дефицита молока: Первая – Вторая – Третья – Четвертая –
14. Проведите сравнительный анализ женского и коровьего молока по основным нутриентам:
15. Решите задачу: Ребенку 6 месяцев. Находится на естественном вскармливании. До настоящего времени прикорм не вводили, т.к. молока у матери было достаточно. Ребенок хорошо прибавлял в весе. Психомоторное развитие соответствует возрасту. В последнее время мать отмечает, что ребенок стал беспокоен, промежутки между кормлениями не выдерживает. Вопрос: Какие рекомендации следует дать матери по вскармливанию ребенка?
16. Решите задачу: Врач на жалобу матери, что ребенок находится на естественном вскармливании, стал беспокоен, жадно сосет грудь, назначил проведение контрольного взвешивания. Как оно проводится? Какую информацию дает этот метод?
17. Перечислите основные правила искусственного вскармливания: А) Б)
18. Перечислите десять принципов поддержки грудного вскармливания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 19. Заполните таблицу:
20. Заполните таблицу поквартальной потребности ребенка в ккал
21. Заполните таблицу по способам расчета количества молока, необходимого ребенку
22. Заполните таблицу по суточному и разовому объему питания детей на 1-ом году жизни
23. Перечислите потребности ребенка в жирах на кг массы: I кв. - II кв. - III кв. - IV кв. -
24. На протяжении 1-го года жизни потребности ребенка в углеводах колеблется в пределах ________.
25. Профилактика гипогалактии включает следующие мероприятия: __ __ __
26.Укажите сроки введения прикорма при смешанном вскармливании, какие продукты используются в качестве первого прикорма?
27. Решите тестовые задания для самопроверки: 1.Основным источником энергии для новорожденного является: А) белок Б) глюкоза В) жир 2. Содержание жира в молозиве по сравнению с со зрелым молоком: А) выше Б) ниже В) такое же 3. Соотношение кальция и фосфора в женском молоке составляет: А) 1:2 Б) 1:1 В) 2:1 Г) 3:1 4. Различают следующие формы гипогалактии: А) первичная Б) ранняя В) хроническая Г) вторичная Д) поздняя Е) затяжная 5.Потребность в белках на 1 кг массы тела в первом полугодии жизни по сравнению со вторым: А) больше Б) меньше В) такая же 6. Потребность в жирах на 1 кг массы тела в первом полугодии жизни по сравнению со вторым: А) больше Б) меньше В) такая же 7.Склонность детей первого года жизни к срыгиваниям объясняется: А) желудок расположен вертикально Б) желудок расположен горизонтально В) хорошо развита запирательная функция нижнего пищеводного сфинктера Г) слабо развит кардиальный отдел желудка Д) хорошо развит пилорический отдел желудка 8. В процессе усвоения пищи у детей первых недель жизни важную роль играют: А) мембранное пищеварение Б) полостное пищеварение В) аутолиз Г) пиноцитоз Д) микрофлора кишечника 9. Особенности тонкой кишки у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми: А) слизистая оболочка тоньше Б) проницаемость слизистой выше Г) кишечные железы мельче Д) мало лимфатических сосудов Е) лимфоидная ткань не сгруппирована 10. Особенности толстой кишки у детей раннего возраста по сравнению со взрослыми: А) слепая кишка расположена выше Б) слепая кишка хорошо фиксирована В) восходящая ободочная кишка длиннее Г) нисходящая ободочная кишка более узкая Д) сигмовидная кишка расположена выше, подвижная
Ответы на тесты
Модуль II тема: Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия Базовые знания: 1. Анатомо-физиологические особенности костной ткани у детей. 2. Особенности обмена фосфора и кальция в детском организме. 3. Фармакологические свойства витамина Д. 4. Особенности обмена витамина Д в организме.
|