Тест «Исследование тревожности» (Спилбергер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Исследование тревожности» (Спилбергер)



Измерение тревожности как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желанный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состоя­ние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышен­ной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страха­ми, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тре­вожности: личностной и ситуационной.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизнен­ные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уров­ня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревож­ность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется как временное, ус­тойчивое только в определенных жизненных ситуациях состоя­ние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как пра­вило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возни­кает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть перегово­ры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзамена­ционные испытания, общение с незнакомыми людьми противо­положного пола или иного, чем данный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностная и ситуацион­ная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

Представленная далее методика, разработанная Спилберге-ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тре­вожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.

Перед началом исследования испытуемые получают следую­щую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суж­дений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго ду­мать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

Суждения Выбираемые ответы
почти никогда иногда часто почти всегда
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в состоянии напряжения        
4. Я внутренне скован        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я ощущаю душевный покой I      
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности и напряжения        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбуждён и мне не по себе        
19. М не радостно        
20. Мне приятно        
21. У меня бывает приподнятое настроение        
22. Я бываю раздражительным        
23. Я легко могу расстроиться        
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
26. Я чувствую прилив сил, желание работать        
27. Я спокоен, хладнокровен, собран        
28. Меня тревожат возможные трудности        
29. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30. Я бываю вполне счастлив        
31. Я всё принимаю близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности в себе        
33. Я чувствую себя беззащитным        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций        
35. У меня бывает хандра        
36. Я бываю доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником        
39. Я – уравновешенный человек        
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

С 1 по 20 вопрос – ситуативная тревожность (СТ). С 21 по 40 вопрос – личностная тревожность (ЛТ).

Обработка результатов:

При анализе результатов самооценки надо иметь ввиду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапозоне от 20-80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (Общ.=СТ+ЛТ/20). При интерпритации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Так лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, требуется пробуждение активности, подчеркивание мативационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.007 с.)