Тема великой отечественной войны в Русской литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема великой отечественной войны в Русской литературе



Терминологический минимум:периодизация, очерк, «генеральская» проза, «лейтенантская» проза, мемуары, роман-эпопея, «окопная» литература, писательские дневники, воспоминания, жанр документальной прозы, историзм, документальность.

План

1. Общая характеристика литературного процесса периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

2. Тема войны как основная в развитии литературного процесса конца 1940 – начала 1960 гг. (оппозиция «генеральской» и «лейтенантской» прозы).

3. «Окопная правда» о войне в русской литературе.

4. Мемуарные записи и художественный вымысел в литературе о Великой Отечественной войне.

 

Литература

 

Тексты для изучения

1. Астафьев, В. П. Прокляты и убиты.

2. Бондарев, Ю. В. Горячий снег. Берег. Батальоны просят огня.

3. Быков, В. В. Сотников. Обелиск.

4. Васильев, Б. Л. Завтра была война. В списках не значился.

5. Воробьев, К. Д. Это мы, Господи!

6. Гроссман, В. С. Жизнь и судьба.

7. Катаев, В. П. Сын полка.

8. Леонов, Л. М. Нашествие.

9. Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда.

10. Симонов, К. М. Живые и мертвые. Русский характер.

11. Твардовский, А. Т. Василий Теркин.

12. Фадеев, А. А. Молодая гвардия.

13. Шолохов, М. А. Они сражались за Родину. Судьба человека.

Основная

1. Горбачев, А. Ю. Военная тема в прозе 1940–90-х гг. [Электронный ресурс] / А. Ю. Горбачев. – Режим доступа: http://www. bsu.by>Cache /219533/.pdf (дата обращения: 04.06.2014)

2. Лагуновский, А. Общая характеристика литературы периода Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / А. Лагуновский. – Режим доступа: http://www. Stihi.ru /2009/08/17/2891 (дата обращения: 02.06.2014)

3. Русская литература XX века / под ред. С. И. Тиминой. – М.: Академия, 2011. – 368 с.

 

Дополнительная

1. Быков, В. «Эти молодые писатели видели пот и кровь войны на своей гимнастерке»: переписка Василия Быкова и Александра Твардовского / В. Быков; вступ. ст. С. Шапрана // Вопросы литературы. – 2008. – № 2. – С. 296–323.

2. Кожин, А. Н. О языке военно-документальной прозы / А. Н. Кожин // Филологические науки. – 1995. – № 3. – С. 95–101.

3. Чалмаев, В. А. Русская проза 1980–2000 гг.: На перекрестке мнений и споров / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2002. – № 4. – С. 18–23.

4. Человек и война: Русская художественная литература о Великой Отечественной войне: библиографический список / под ред. С. П. Бавина. – М.: Ипно, 1999. – 298 с.

5. Ялышков, В. Г. Военные повести В. Некрасова и В. Кондратьева: опыт сопоставительного анализа / В. Г. Ялышков // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1993. – № 1. – С. 27–34.

1. Великая Отечественная война – неисчерпаемая тема в русской литературе. Меняются материал, авторская тональность, сю­жеты, герои, но память о трагических днях живет в книгах о ней.

Более 1000 писателей ушли на фронт во время войны. Многие из них непосредственно участвовали в схватках с врагом, в партизанском движении. За боевые заслуги 18 писателей получили звание Героя Советского Союза. Около 400 членов Союза писателей не вернулись с полей сражений. Среди них были и молодые, выпустившие по одной книге, и опытные литераторы, известные широкому кругу читателей: Е. Петров, А. Гайдар
и др.

Значительная часть профессиональных писателей работала в газетах, журналах, массовой печати. Военный корреспондент – вот самая распространенная должность представителей художественной литературы.

Самым «мобильным» родом литературы оказалась лирика. Приведем перечень публикаций, вышедших уже в первые дни войны: 23 июня на первой странице «Правды» появилось стихотворение А. Суркова «Присягаем победой», на второй – Н. Асеева «Победа будет за нами»; 24 июня «Известия» публикуют «Священную войну» В. Лебедева-Кумача; 25 июня «Правда» печатает «Песню смелых» А. Суркова; 26 июня газета «Красная звезда» начинает печатать серию очерков И. Эренбурга; 27 июня «Правда» статьей «Что мы защищаем» открывает публицистический цикл
А. Толстого. Такая динамика показательна и отражает востребованность художественного материала.

Примечательно, что тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, патриотизм, верность идеалам, вера в победу – вот что было лейтмотивом всех стихотворений, баллад, поэм, песен.

Показательными стали строки из стихотворения А. Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!» «Священная война» Василия Лебедева-Кумача передавала обобщенный образ времени:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,

– Идет война народная,

Священная война![с.87]7

Одические стихи, выразившие гнев и ненависть советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, отражали внутреннее состояние миллионов советских людей.

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели, так необходимые для поднятия боевого духа: «Слово о России» М. Исаковского, «Русь» Д. Бедного, «Дума о России»
Д. Кедрина, «Поле русской славы» С. Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как «Родина», «Русь», «Россия», «русское сердце», «русская душа», нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину и силу, поэтическую объемность и образность. Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, О. Берггольц констатирует:

Ты русская – дыханьем, кровью, думой.

В тебе соединились не вчера

Мужицкое терпенье Аввакума

И царская неистовость Петра[с.104].

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился, к семье, которая осталась далеко, к тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль, надежду, радость («Родина» К. Симонова).

Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт братьев, мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы, лишения и невзгоды, но не потерявшей веру, посвящены самые трогательные строки многих писателей этого времени.

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Они делили с нами хлеб –

Пшеничный ли, ржаной, –

Они нас выводили в степь

Тропинкой потайной.

Им наша боль была больна, –

Своя беда не в счет [с.72].

В той же тональности звучат стихи М. Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Правда времени, вера в победу пронизывают стихи А. Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А. Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, лирика А. Ахматовой отражает высокую гражданственность поэтессы, патриотическое звучание получали сугубо личные переживания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем.

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки! [с.91].

Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности. Примеры тому – стихотворения К. Симонова «Убей его!», «Жди меня, и я вернусь…», А. Прокофьева «Товарищ, ты видел…», его поэма «Россия», исполненная любви к Родине.

Особое место в истории развития русского стиха занимают фронтовые песни. Мысли и чувства, положенные на музыку, создают особый эмоциональный фон и как нельзя лучше раскрывают ментальность нашего народа («Землянка» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Огонек»
М. Исаковского, «Вечер на рейде» А. Чуркина, «Дороги» Л. Ошанина, «Вот солдаты идут» М. Львовского, «Соловьи» А. Фатьянова и др.).

Воплощение социально-нравственных, гуманистических идеалов борющегося народа мы находим в таком крупном эпическом жанре, как поэма. Годы Великой Отечественной войны стали для поэмы не менее плодотворным периодом, чем эпоха 1920-х гг. «Киров с нами» (1941) Н. Тихонова, «Зоя» (1942) М. Алигер, «Сын» (1943) П. Антакольского, «Февральский дневник» (1942) О. Берггольц, «Пулковский меридиан» (1943)
В. Инбер, «Василий Теркин» (1941–1945) А. Твардовского – вот лучшие образцы поэтического творчества того периода. Отличительной чертой поэмы как жанра в это время является патетика: внимание к конкретным, легко узнаваемым деталям, синтез личных раздумий о семье, любви и большой истории, о судьбах страны и планеты и т. д.

Показательна эволюция поэтов П. Антакольского и В. Инбер. От перенасыщения ассоциациями и реминисценциями предвоенной поэзии
П. Антакольский переходит от размышлений о судьбе конкретного человека до всего человечества в целом. Поэма «Сын» подкупает сочетанием лиризма с высокой патетикой, проникновенной задушевности с гражданским началом. Здесь щемяще-личное превращается в общее. Высокий гражданский пафос, социально-философские раздумья определяют звучание военной поэзии В. Инбер. «Пулковский меридиан» – это не только поэма о гуманистической позиции русского народа, это гимн чувствам и подвигу каждого воюющего за Родину и свободу человека.

Поэма военных лет отличалась разнообразием стилевых, сюжетно-композиционных решений. Она синтезирует принципы и приемы повествовательного и возвышенно-романтического стиля. Так, поэма М. Алигер «Зоя» отмечена удивительной слитностью автора с духовным миром героини. В ней вдохновенно и точно воплощены нравственный максимализм и цельность, правда и простота. Московская школьница Зоя Космодемьянская без колебаний, добровольно выбирает суровую долю. Поэма «Зоя» – не столько жизнеописание героини, сколько лирическая исповедь от имени поколения, юность которого совпала с грозной и трагической порой в истории народа. Вместе с тем трехчастное построение поэмы передает основные этапы становления духовного облика героини. В начале поэмы легкими, но точными штрихами только намечен облик девочки. Постепенно в прекрасный мир ее юности («Жилось нам на свете светло и просторно…») входит большая социальная тема, чуткое сердце вбирает тревоги и боль «потрясенной планеты». Апофеозом короткой жизни становится завершающая часть поэмы. О нечеловеческих пытках, которым подвергают Зою в фашистском застенке, сказано скупо, но сильно, публицистически остро. Имя и образ московской школьницы, жизнь которой так трагически рано оборвалась, стали легендой.

Мировую известность получила поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» – крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной войны. У Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ Родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны. В бессмертном образе Василия Теркина с особой силой воплотились черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народно-поэтического творчества, строй его мыслей и чувствований родственен миру образов русского фольклора.

Эпоха Великой Отечественной войны породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.

За годы войны было создано свыше 300 пьес, но немногим посчастливилось пережить свое время. Среди них: «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова, «Офицер флота» А. Крона, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и др.

Пьесы – не самый мобильный жанр того времени. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год.

Драма Л. Леонова «Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город, где развертываются события пьесы, – символ всенародной борьбы с захватчиками. Значительность авторского замысла состоит в том, что конфликты местного плана осмысливаются им в широком социально-философском ключе, вскрываются истоки, питающие силу сопротивления. Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова. Неожиданно для всех из заключения возвращается сын Таланова Федор. Почти одновременно в город вступают немцы. А вместе с ними появляется бывший владелец дома, в котором живут Талановы, купец Фаюнин, ставший вскоре городским головой. От сцены к сцене нарастает напряженность действия. Честный русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в стороне от борьбы. Рядом с ним его жена Анна Павловна и дочь Ольга. Не стоит вопрос о необходимости борьбы в тылу врага и для председателя горсовета Колесникова: он возглавляет партизанский отряд. Это один – центральный – пласт пьесы. Однако Леонов, мастер глубоких и сложных драматических коллизий, не довольствуется только таким подходом. Углубляя психологическую линию пьесы, он вводит еще одно лицо – сына Талановых. Судьба Федора оказалась запутанной, непростой. Избалованный в детстве, эгоист, себялюбец, он возвращается в отчий дом после трехлетнего заключения в наказание за покушение на жизнь любимой женщины. Федор угрюм, холоден, насторожен. Сказанные в начале пьесы слова его отца о всенародном горе не трогают Федора: личные невзгоды заслоняют все остальное. Его мучает утраченное доверие людей, потому-то Федору неуютно на свете. Умом и сердцем мать и няня поняли, что под шутовской маской Федор спрятал свою боль, тоску одинокого, несчастного человека, но принять его прежнего не могут. Отказ Колесникова взять Федора в свой отряд еще больше ожесточает сердце молодого Таланова. Потребовалось время, чтобы этот живший когда-то только для себя человек стал народным мстителем. Схваченный гитлеровцами Федор выдает себя за командира партизанского отряда, чтобы умереть за него. Психологически убедительно рисует Леонов возвращение Федора к людям. В пьесе последовательно раскрыто, как война, общенародное горе, страдания зажигают в людях ненависть и жажду мщения, готовность отдать свою жизнь ради победы. Именно таким мы видим Федора в финале драмы.

Для Леонова закономерен интерес к человеческому характеру во всей сложности и противоречивости его натуры, складывающейся из социального и национального, нравственного и психологического. Сценическая история произведений Леонова периода Великой Отечественной войны (кроме «Нашествия», широкой известностью пользовалась и драма «Ленушка», 1943), обошедших все основные театры страны, лишний раз подтверждает мастерство драматурга.

Если Л. Леонов раскрывает тему героического подвига и несокрушимости патриотического духа средствами углубленного психологического анализа, то К. Симонов в пьесе «Русские люди» (1942), ставя те же проблемы, использует приемы лирики и публицистики открытой народной драмы. Действие в пьесе развертывается осенью 1941 г. на Южном фронте. В фокусе авторского внимания как события в отряде Сафонова, находящегося неподалеку от города, так и ситуация в самом городе, где хозяйничают оккупанты. «Русские люди» – пьеса о мужестве и стойкости простых людей, владевших до войны очень мирными профессиями: о шофере Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале Анощенко, возившей председателя горсовета, фельдшере Глобе. Им бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но жестокое слово «война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки, надевают шинели, идут в бой.

Пьеса «Русские люди» уже летом 1942 г., в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров. Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врага не как примитивного изувера и садиста, а как изощренного, уверенного в своей безнаказанности покорителя Европы и мира.

Темой ряда интересных драматических произведений стала жизнь и героические деяния нашего флота. Среди них: психологическая драма
А. Крона «Офицер флота» (1944), лирическая комедия Вс. Азарова,
Вс. Вишневского, А. Крона «Раскинулось море широкое» (1942), оратория Б. Лавренева «Песня о черноморцах» (1943).

Определенных достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как трагедия В. Соловьева «Великий государь», дилогия А. Толстого «Иван Грозный» и др. Переломные этапы, трудные времена русского народа – вот основная составляющая таких драм.

Однако наибольшего расцвета в период Великой Отечественной войны достигает публицистика. Крупнейшие мастера художественного слова – Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов – стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И. Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А. Фадеев, В. Вишневский, Н. Тихонов.

А. Н. Толстому (1883–1945) принадлежат более 60 статей и очерков, созданных за период 1941–1944 гг. («Что мы защищаем», «Родина», «Русские воины», «Блицкриг», «Почему Гит­лер должен потерпеть поражение» и др.). Обращаясь к истории родины, он убеждал современников, что Россия справится с новой бедой, как это не раз было в прошлом. «Ничего, мы сдюжим!» – таков лейтмотивпуб­лицистики А. Толстого.

Л. М. Леонов также постоянно обращался к национальной истории, но с особой остротой он говорил об ответственности каждого граждани­на, ибо только в этом видел залог грядущей победы («Слава России», «Твой брат Володя Куриленко», «Ярость», «Расправа»,«Неизвестному американскому другу» и др.).

Центральной темой военной публицистики И. Г. Эренбурга является защита общечеловеческой культуры. Он ви­дел в фашизме угрозу мировой цивилизации и подчеркивал, что за ее сохра­нение борются представители всех национальностей СССР (статьи «Ка­захи», «Евреи», «Узбеки», «Кавказ» и др.). Стиль публицистики Эренбурга отличался резкостью красок, внезапностью переходов, метафорич­ностью. При этом писатель умело сочетал в своих произведениях докумен­тальные материалы, словесный плакат, памфлет, карикатуру. Очерки и публицистические статьи Эренбурга составили сборник «Война».

Вторым по мобильности после публицистической статьи был воен­ныйочерк. Документализм стал залогом популярности публикаций
В. Гроссмана, А. Фадеева, К. Симонова – писателей, слова которых, созданного по горячим следам, ждали читатели на фронте и в тылу. Ему принадлежат описания боевых операций, портретные путевые очерки.

Ленинград стал главной темой очеркового творчества В. Гроссмана. В 1941 г. он был зачислен в штат газеты «Красная звезда». Всю войну Гроссман вел записи. Его сталинградские очерки, суровые, лишенные патетики («Глазами Чехова» и др.), составили основу замысла большого произведения, каковым стала впоследствии дилогия «Жизнь и судьба».

Поскольку большинство рассказов, повестей, немногочисленных в те годы строилось на документальной основе, авторы чаще всего прибегали к психологическим характеристикам героев, описывали конкретные эпизоды, часто сохраняли фамилии реальных людей. Так, в дни войны в русской литературе появилась некая гибридная формаочерка-рассказа. К этому типу произведений можно отнести «Честь командира» К. Симонова, «Науку ненависти» М. Шолохова, циклы «Рассказы Ивана Сударева»
А. Толстого и «Морская душа» Л. Соболева.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно-рационалистическая манера, зачастую отвлеченно-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 г. публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста звучат и митинговая нота, и обращение к душевному миру человека. Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально-политического рассмотрения фашистского фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и неотвра-тимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.

На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в «Окнах ТАСС» наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства.

Публицистика военных лет – качественно иной по сравнению с предшествующими периодами этап развития этого боевого и действенного искусства. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу – вот что поддерживало публицистов даже в самые трудные времена. Особую мощь их выступлениям придавало обращение к истории, национальным истокам патриотизма. Важная особенность публицистики той поры – широкое использование листовки, плаката, карикатуры.

Уже в первые два года войны было опубликовано свыше 200 повестей. Из всех прозаических жанров только очерк и рассказ могли поспорить в популярности с повестью. Повесть – жанр, весьма характерный для русской национальной традиции. Хорошо известно, что в 1920–1930-е гг. доминировали психологически-бытовая, приключенческая и сатирико-юмористическая разновидности жанра. В годы Великой Отечественной войны (как и в годы Гражданской войны) на первое место вышла героическая, романтическая повесть.

Стремлением раскрыть суровую и горькую правду первых месяцев войны, достижениями в области создания героических характеров отмечены «Русская повесть» (1942) Петра Павленко и повесть В. Гроссмана «Народ бессмертен». Однако между этими произведениями есть различия в способах воплощения темы.

Характерная примета военной прозы 1942–1943 гг. – появление новелл, циклов рассказов, связанных единством действующих лиц, образом повествователя или лирической сквозной темой. Именно так построены «Рассказы Ивана Сударева» А. Толстого, «Морская душа» Л. Соболева, «Март – апрель» В. Кожевникова. Драматизм в этих произведениях оттеняется лирической и одновременно возвышенно-поэтической, романтической чертой, помогающей выявить душевную красоту героя. Углубляется проникновение во внутренний мир человека. Более убедительно и художественно совершенно раскрываются социально-этические истоки патриотизма.

К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности, что убедительно доказывается двумя известными писателями – М. Шолоховым (роман, который автору так и не удалось закончить, – «Они сражались за Родину») и А. Фадеевым («Молодая гвардия»). Романы отличаются социальной масштабностью, открытием новых путей в трактовке темы войны. Так, М. А. Шолохов делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты – хлебороба Звягинцева, шахтера Лопахина, агронома Стрельцова – свидетельствует о том, что писатель стремится показать различные слои общества, проследить, как воспринималась война разными людьми и какие пути вели их к огромной, поистине народной Победе.

Богат и многообразен духовно-нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний – любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слезы, трагическое и комическое.

Если роман М. А. Шолохова не был дописан, то судьбы других произведений были примечательными, в них, как в зеркале, отразилась эпоха. Например, автобиографическая повесть К. Воробьева «Это мы, господи!» была написана в 1943 г., когда группа партизан, сформированная из бывших военнопленных, вынуждена была уйти в подполье. Ровно тридцать дней в литовском городе Шяуляй К. Воробьев писал о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. В 1946 г. рукопись поступила в редакцию журнала «Новый мир». В тот момент автор представил лишь первую часть повести, поэтому вопрос о ее публикации был отложен до тех пор, пока не появится окончание. Однако вторая часть так и не была написана. Даже в личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась, но отдельные ее фрагменты вошли в некоторые другие произведения Воробьева. Лишь в 1985 г. рукопись «Это мы, Господи!» была обнаружена в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, куда была сдана вместе с архивом «Нового мира». В 1986 г. повесть К. Воробьева наконец-то увидела свет. Главный герой произведения Сергей Костров – молодой лейтенант, в первый же год войны попавший в немецкий плен. Вся повесть посвящена описанию жизни советских военнопленных в немецких лагерях. В центре произведения – судьба главного героя, которую можно описать как «путь к свободе».

Если произведение К. Воробьева – калька его жизни, то А. Фадеев опирается на конкретные факты и документы. Вместе с тем «Молодая гвардия» Фадеева романтична и показательна, как и судьба самого автора произведения.

В первой главе звучит отдаленное эхо тревоги, во второй показана драма – люди покидают родные места, взрывают шахты, ощущение народной трагедии пронизывает повествование. Идет кристаллизация подполья, проявляются и крепнут связи юных бойцов Краснодона с подпольщиками. Идея преемственности поколений определяет основу фабульного построения книги и выражается в изображении подпольщиков (И. Проценко, Ф. Лютиков). Представители старшего поколения и комсомольцы-молодогвардейцы выступают единой народной силой, противостоящей гитлеровскому «новому порядку».

Первым завершеннымроманом об Отечественной войне стала «Мо­лодая гвардия» А. Фадеева, опубликованная в 1945 г. (вторая книга – в 1951 г.). После освобождения Донбасса Фадеев написал очерк о гибели краснодонской молодежи «Бессмертие» (1943), а затем провел исследование деятельности молодежной подпольной организации, самостоятельно действовавшей в оккупированном фашистами городке. Суровый и строгий реализм соседствует с романтикой, объективированное повествование перемежается взволнованной лирикой авторских отступлений. При воссоздании отдельных образов роль поэтики контраста тоже весьма значительна (строгие глаза Лютикова и задушевность его натуры; подчеркнуто мальчишеская внешность Олега Кошевого и совсем не детская мудрость его решений; лихая беспечность Любови Шевцовой и дерзкая смелость ее поступков, несокрушимая воля). Даже во внешнем облике героев Фадеев не отходит от излюбленного приема: «ясные синие глаза» Проценко и «бесовские искры» в них; «сурово-нежное выражение» глаз Олега Кошевого; белая лилия в черных волосах Ульяны Громовой; «голубые детские глаза с жестким стальным отливом» у Любови Шевцовой.

История существования в мировой литературе романа примечательна. Судьба произведения показательна для литературных образцов советского времени.

Применение технологии мозгового штурма

Инструменты: сетевой вариант автореферата Манукяна О. Г. «Две редакции романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Исторические и образные акценты» (М., 2005), Интернет, компьютер (ноутбук), таймер, интерактивная доска / маркеры.

Условия проведения: выполнение предлекционного задания, деление на группы (4–5 человек).

 

Название технологии Варианты технологии Условия проведения / задание Прогнозируемый результат
Изменение точки зрения Точки зрения разных людей Сетевой вариант автореферата Выявление разности и общности взглядов литературоведов и общественных деятелей. Вывод о давлении на автора романа
Группировка вносимых изменений Знание текстов романа А. А. Фадеева «Разгром» и автореферата О. Г. Манукяна Закрепить представление о внутреннем мире писателей, сравнить разность восприятия писателя и критиков
Автописьмо   Письмо себе по поводу восприятия заложенной в автореферате информации Осознание позиции автора и выявление особенностей восприятия его взглядов ученым
Реверанс   Предполагает воспроизведение точной противоположности изложенной позиции в выводах автореферата Способствует гибкости ума, появлению оригинальных идей, пониманию авторской позиции и эмпатии

Если в редакции 1945 г. А. А. Фадеев не смел написать о существовании в Краснодоне еще одного – некомсомольского – антифашистского подполья, то в новой версии романа (1951 г.) к этому умолчанию прибавляется идеологически обусловленное лукавств: автор утверждает, что создателями и руководителями организации молодогвардейцев были коммунисты. Тем самым Фадеев отказывает любимым героям в важной инициативе. К тому же данная книга послужила основанием для уголовного преследования, нередко необоснованного, реальных людей, ставших прототипами отрицательных героев.

И все же, на наш взгляд, следует отметить, что до сегодняшнего дня этот роман не утратил свою актуальность, в том числе педагогическую.

 

2. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в российской многонациональной литературе. В 1940–1950-е годы в ней сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. При таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. На протяжении 1950-х гг. в литературе о войне явственно обнаруживается тяготение к панорамности изображения событий прошедшего в больших художественных полотнах. Появление романов-эпопей – одна из характерных черт русской литературы 1950–1960-х гг.

Перелом произошел лишь с началом «оттепели», когда увидели свет повести писателей-фронтовиков: «Батальоны просят огня» (1957) Ю. Бондарева, «Южнее главного удара» (1957) Г. Бакланова, «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) В. Быкова, «Звездопад» (1961) В. Астафьева, «Один из нас» (1962) В. Рослякова, «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьева и др. Такой всплеск интереса к военной теме предопределил появление целого течения, названного «лейтенантской прозой».

«Лейтенантская проза» – это произведения писателей, прошедших войну, выживших и вынесших на суд читателя свой боевой опыт в той или иной форме. Как правило, это художественная литература, в большинстве своем имеющая автобиографичный характер. Эстетические принципы «лейтенантской прозы» оказали заметное влияние на весь литературный процесс второй половины XX в. Тем не менее, на сегодняшний день нет общепринятого определения этого литературного течения. Оно интерпретируется по-разному: как проза, созданная фронтовиками, прошедшими войну в звании лейтенантов, или же как проза, главными героями которой являются юные лейтенанты. Аналогичным образом характеризуется и «генеральская проза», под которой подразумеваются произведения, созданные в «генеральском» (роман-эпопея) формате «генералами» литературы (например, К. Симонов).

Говоря о произведениях, созданных писателями-фронтовиками, исследующими становление юного участника войны, мы прибегнем к понятию «лейтенантская проза» как к получившему наиболее широкое распространение. У ее истоков стоял роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Автор, сам пройдя войну офицером саперного батальона, смог в художественной форме показать «окопную правду», в которой героями были простой солдат, простой офицер. И победу одержали простые люди – народ. Эта тема стала центральной в лучшей в военной прозе 1950–1960-х гг.

В связи с этим можно упомянуть следующих авторов и их произведения. Повесть К. Воробьева (1919–1975) «Убиты под Москвой» (1963) написана очень эмоционально, но реалистично. Сюжет: рота кремлевских курсантов под командованием стройного, подтянутого капитана Рюмина была направлена защищать Москву. Рота солдат и оборона Москвы! Рота погибла, а капитан Рюмин застрелился – он пустил себе пулю в сердце, как бы искупая свой грех за гибель неопытных мальчиков. Они, кремлевские курсанты, стройны, ростом один метр сто восемьдесят три сантиметра, все как на подбор и уверены, что командование дорожит ими, ведь они – особое подразделение. Но курсанты брошены своим командованием, и капитан Рюмин ведет их в заведомо неравный бой. Боя практически не было, была неожиданная и ошеломительная атака немцев, от которой нельзя было нигде спастись – сзади их контролировали войска НКВД.

Ю. Бондарев в романе «Горячий снег» (1965–1969) попытался на новом уровне развить традиции «лейтенантской прозы», вступив в скрытую полемику с характерным для нее «ремаркизмом». Тем более к тому времени «лейтенантская проза» переживала определенный кризис, что выразилось в некотором однообразии художественных приемов, сюжетных ходов и ситуаций, да и в повторяемости самой системы образов произведений. Действие романа Ю. Бондарева укладывается в сутки, в течение которых оставшаяся на южном берегу батарея лейтенанта Дроздовского отражала атаки одной из танковых дивизий группы Манштейна, рвущейся на помощь попавшей под Сталинградом в кольцо окружения армии маршала Паулюса. Однако этот частный эпизод войны оказывается той переломной точкой, с которой началось победное наступление советских войск, и уже поэтому события романа разворачиваются как бы на трех уровнях: в окопах артиллерийской батареи, в штабе армии генерала Бессонова и, наконец, в ставке Верховного Главнокомандующего, где генералу перед назначением в действующую армию приходится выдержать труднейший психологический поединок с самим Сталиным. Комбат Дроздовский и командир одного из артиллерийских взводов лейтенант Кузнецов трижды лично встречаются с генералом Бессоновым.

Охарактеризовав войну как «проверку на человечность», Ю. Бондарев лишь выразил то, что определило собой лицо военной повести 1960–1970-х годов: многие прозаики-баталисты делали акцент в своих произведениях именно на изображении внутреннего мира героев и преломлении в нем опыта войны, на передаче самого процесса нравственного выбора человека. Однако писательская пристрастность к любимым героям подчас выражалась в романтизации их образов – традиция, заданная еще романом А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945). В таком случае характер персонажей не изменялся, а только предельно наглядно раскрывался в исключительных обстоятельствах, в которые их поставила война.

Наиболее ярко данная тенденция нашла свое выражение в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие» (1969) и «В списках не значился» (1975). Особенность военной прозы писателя в том, что он всегда выбирает эпизоды, незначительные с точки зрения глобальных исторических событий, однако много говорящие о высочайшем духе тех, кто не побоялся выступить против превосходящих сил врага и одержал победу. Критики увидели немало неточностей и даже «невозможностей» в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», действие которой развивается в лесах и болотах Карелии (так, Беломоро-Балтийский канал, на который нацелена диверсионная группа, с осени 1941 г. не действовал). Ho писателя интересовала здесь не историческая точность, а сама ситуация, когда пять хрупких девушек во главе со старшиной Федотом Басковым вступили в неравный бой с шестнадцатью головорезами.

Образ Баскова, по сути своей, восходит к лермонтовскому Максиму Максимычу – человеку, может быть, малообразованному, однако цельному, умудренному жизнью и наделенному благородным и добрым сердцем. Васков не разбирается в тонкостях мировой политики или фашистской идеологии, однако сердцем чувствует звериную сущность этой войны и ее причин и никакими высшими интересами не может оправдать гибель пяти девушек.

В образе девушек-зенитчиц воплотились типичные судьбы женщин предвоенных и военных лет: разного социального положения и образовательного уровня, разных характеров, интересов. Однако при всей жизненной точности эти образы заметно романтизированы: в изображении писателя каждая из девушек по-своему прекрасна, каждая достойна своего жизнеописания. И то, что все героини гибнут, подчеркивает бесчеловечность этой войны, затрагивающей жизни даже самых далеких от не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.3 (0.066 с.)