По лечебному уходу за детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По лечебному уходу за детьми



С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ

ПАРАЛИЧАМИ

В ДОМА ШНИХ УСЛОВИЯХ


Лечение детей с церебральными параличами продолжается много лет и не ограничивается пребыва­нием ребенка в стационаре, сана­тории или приемом отдельных процедур в поликлинике. Повсе­дневная организация жизни боль­ного ребенка способствует пра­вильному развитию его движений, психики и речи. Первыми помощ­никами врача в организации ле­чебного ухода в домашних усло­виях являются родители. Врач должен объяснить им, в результа­те чего возникла патология, как проводить занятия с ребенком и почему важна активная терапия в раннем возрасте, когда нервная система обладает большими ком­пенсаторными возможностями и еще не выработался и не закре­пился патологический двигатель­ный стереотип, который трудно преодолеть.

Родители должны знать, на­сколько важен тесный контакт с ребенком, начиная с рождения. В процессе повседневного ухода создается положительный эмоцио­нальный комплекс на лицо, го­лос, прикосновение матери, ребе­нок чувствует безопасность, ком-


форт. Общение с матерью способ­ствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию-окружающего. При недостаточном контакте со взрослыми ребенок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотип­ные движения, формируется вто­ричная задержка психического раз­вития. При общении с другими детьми и взрослыми он приобре­тает жизненный опыт, учится под­ражать, устанавливать социаль­ные контакты.

Родителям следует объяснить, что наряду с постоянной заботой о ребенке нужно максимально развивать в нем самостоятель­ность, необходимую для социаль­ной адаптации в зрелом возрасте. Родители не должны изолировать­ся от друзей, родственников, сосе­дей, которые охотно помогут в уходе за ребенком и сделают их жизнь более полноценной. Мать, находящаяся после рождения ре­бенка в течение 1,5—2 лет дома, может оказать существенную по­мощь в проведении терапевтиче­ских мероприятий. С этой целью ее необходимо обучить методам лечебного ухода и тренировки



двигательных, психических и рече­вых навыков, доступным в домаш­них условиях.

Как одеть ребенка. Одежда для детей с церебральными паралича­ми должна быть простой, свобод­ной, не вызывающей дополнитель­ных затруднений при одевании. Одевать ребенка, особенно ранне­го возраста, удобнее всего в поло­жении на животе на коленях у ма­тери, при котором максимально выражена флексия конечностей (рис. 293). Если ребенка одевают в положении на спине, голову и

.293. Одевание в положении на животе

.294. Одевание в позе сидя:

а) на полу, б) на низком стуле, в) дер­жась за спинку стула

295. Ребенок одевается, держась за перекладину

296. Удобный способ самостоятель­ного одевания при гипер-кинезах


плечи следует приподнять, поло­жив под них жесткую подушку, что создает условия для выведе­ния рук вперед и сгибания бедер. При выраженном.^кстензорном тонусе ребенка можно одевать в положении на боку; при этом уменьшается приведение бедер, облегчается сгибание стоп и оде­вание штанишек, обуви. Лежа на боку, ребенок видит, что с ним происходит, действия взрослых стимулируют его к самостоятель­ной активности. В более старшем возрасте жела-

тельно одевать ребенка в положе­нии сидя перед зеркалом, чтобы он мог наблюдать за этим процес­сом. Мать при этом называет ча­сти тела, предметы одежды и про­изводимые действия. Если ребе­нок самостоятельно не сидит, его сажают спиной к себе и слегка наклоняют, при этом выдвижение рук вперед и разведение ног ста-


новится более свободным. Ребенка можно также посадить на малень­кий стул спереди от сидящей ма­тери, лицом к спинке стула или в угол комнаты (рис. 294, а, б, в).

При недостаточном равновесии в положении стоя ребенок в про­цессе одевания может держаться за шведскую стенку, перекладину или спинку утяжеленного стула (рис. 295). Самостоятельное оде­вание детей с гиперкинезами об­легчается посредством опоры сто­пами о стену (рис. 296); такая по­за более стабильна и уменьшает гиперкинез.

Начинают одевание с более по­раженной стороны. Не следует распрямлять конечности насильно. Спастически согнутую руку внача­ле выпрямляют потряхивающими движениями, а затем продевают в рукав. Ребенок не должен во время одевания держать что-либо в руке, это усиливает ее сгибание. Прежде чем одеть ботинок, ногу сгибают, так как в выпрямленном состоянии стопа ригидна.

В процессе одевания ребенок должен научиться соотносить час­ти тела с одеждой. Мать сопро­вождает свои действия инструк­цией: «Просовывай руку через ру­кав, голову через ворот, одень бо­тинок на ногу» и т. д. Когда ре­бенок начинает говорить, его про­сят сопровождать все действия словами. Родители должны знать, что формирование навыка само­стоятельного одевания — длитель­ный процесс, связанный с устойчи­вым контролем головы, сохранени­ем равновесия, координированны­ми движениями рук. Даже у здоро­вых детей автоматизм одевания вырабатывается в течение 4—5 лет.

Как накормить ребенка. Трудно­сти кормления детей с церебраль­ными параличами связаны с дис-координацией дыхания, сосания н глотания, нарушениями контро­ля головы, реакций равновесия, зрительно-моторной координации, невозможностью удерживать туло­вище в вертикальном положении, недостаточной функцией оральных


и артикуляционных мышц, чрез­мерной выраженностью тониче­ских шейных и лабиринтного ре­флексов.

При кормлении грудного ребен­ка необходимо следить за тем, чтобы он не запрокидывал голову во избежание разгибания тулови­ща еще до того, как соску или ложку поднесут ко рту. Не следу­ет насильно исправлять положе­ние головы при помощи руки, по­ложенной под затылок. Это уси­лит разгибательную позу. Чтобы препятствовать запрокидыванию головы, мать заводит свою руку сзади вокруг плеч ребенка, выдви­гая их вперед и внутрь. Удобно для кормления положение спереди от матери лицом к ней. Ребенка располагают на специальном си­дении либо под спину подклады-вают клин, подушку (рис. 297). Такая поза симметрична, что ис­ключает влияние АШТ-рефлекса, обеспечивает хороший зрительный контакт с матерью и освобождает ее руки для кормления. Ребенка с достаточным контролем головы можно кормить, держа на коле­нях; при этом мать одну ногу ста­вит на подставку, чтобы согнуть бедра ребенка и тем самым пред­упредить разгибание ног. Если во время еды ребенок сидит на стуле,, следят, чтобы спина была выпрям­лена. При «круглой» спине подбо­родок выдвигается вперед, затруд­няя глотание. В положение сидя бедра и колени должны быть под прямым углом, ноги слегка раз­ведены.

Во время кормления дополни­тельно контролируют область рта. Руку располагают таким образом, чтобы подбородок находился меж­ду указательным и средним паль­цами, большой палец — на челю-стно-лицевом суставе (рис. 298, а). Давление указательного пальца способствует открыванию рта, дав­ление среднего пальца на диа­фрагму рта облегчает глотание. При другом расположении пальцев (рис. 298, б) давление на под­бородок наряду с облегчением




глотания предотвращает разгиба­ние головы. Чтобы заставить ребен­ка с церебральным параличом при­нимать полутвердую пищу с лож­ки, нужно оказывать давление лож­кой на язык. Это препятствует его выталкиванию вперед и способству­ет захвату пищи верхней губой. Как только ложка вынута изо рта, следят, чтобы ребенок закрыл рот.

При обучении питью из чашки ре­бенок должен сидеть с небольшим наклоном головы и туловища впе­ред; кружку подносят спереди и чуть снизу, а не сверху. Чтобы из­бежать запрокидывания головы в конце питья, в пластмассовой кружке вырезают треугольник, в который во время наклона круж­ки входит нос (рис. 299). Удобно пользоваться чашкой с двумя руч­ками (рис. 300). Обучая ребенка самостоятельно есть, следят за правильной позой, контролируя положение плеч, головы, и учат его супинировать кисть, поворачи­вая ее у основания большого пальца.

У детей с церебральными пара­личами часто открыт рот, слюна


вытекает изо рта. Если мать в те­чение дня периодически оказыва­ет давление пальцем между носом и верхней губой, ребенок посте­пенно научится закрывать рот и проглатывать слюну. Аномальный способ приема пищи, начиная с рождения, препятствует формиро­ванию предречевых и речевых на­выков.

297. Положение лицом к матери облегчает процесс кормления

298. Контроль области рта при кормлении:

а) 1 способ, б) 2 способ

299. Кружка с вырезом удобна для
питья

300. Чашка с двумя ручками
облегчает захват

Как носить ребенка. Если ребе­нок в положении на спине нахо­дится в разгибательной позе, то прежде чем поднять его, ему при­дают симметричную сгибательную позу сидя, держа под мышки и разводя своими локтями его коле­ни (рис. 301). Затем ребенка бе­рут на руки, лицом к себе, ноги вокруг талии (рис. 302). Как толь­ко он научится удерживать равно­весие, поддержка матери должна быть минимальной. Детей с пре­обладанием сгибательного тонуса следует носить спиной к себе на боку с разведенными ногами и ру­ками или лицом вниз, привлекая внимание интересными предмета-


ми, игрушками (рис. 303, а, б). Такое положение помогает разо­гнуть голову, верхнюю часть туло­вища и конечности. Ребенка также можно носить вертикально спиной к себе, разводя руками его бедра (рис. 304). Старших детей, у ко­торых преобладает флексорная поза, могут носить двое взрослых: один из них разводит бедра и ро­тирует их кнаружи, при этом боль­шими пальцами надавливает на ягодицы, стимулируя активное раз­гибание спины и головы (рис. 305). Разгибание можно активизиро­вать и другим способом ношения (рис. 306).

Ребенка с мышечной гипотонией следует носить с приведенными ногами, стабилизируя нижнюю часть туловища рукой. Это способ­ствует более активному разгиба­нию головы и спины (рис. 307).

Ношение на руках должно быть сведено до минимума, так как оно ограничивает самостоятель­ность ребенка. В то же время сле­дует максимально стимулировать активное передвижение, поскольку только таким путем больной ребе­нок приобретает собственный опыт, жизненно необходимый для выра­ботки навыков.

Положение в кровати в период бодрствования и сна — важный этап лечебных мероприятий, осо­бенно в раннем возрасте. Располо­жение кровати ребенка зависит от характера двигательных наруше­ний. При преимущественном пово­роте головы вправо все стимулы (окно, свет, игрушки, цветы) дол­жны располагаться слева, родите­ли также подходят слева, и на­оборот. В противном случае ребе­нок фиксируется в патологической позе, развиваются спастическая кривошея, деформации позвоноч­ного столба и бедер. Дверь долж­на находиться спереди от кровати, чтобы ребенок, следя за входящи­ми взрослыми, не запрокидывал голову.

В период бодрствования детей с первых дней жизни следует при­учать лежать в кровати в различ-


ных положениях, не обязательно комфортабельных. Важна также правильная поза во время сна. Если в положении на спине преоб­ладает экстензорный тонус, под голову подкдадывают подушку. Это уменьшает разгибание бедер и стоп. При выраженном флексор-ном тонусе ребенка лучше класть в кровать без подушки. В случа­ях, когда переразгибание головы и верхней части туловища сопро­вождается запрокидыванием рук, пояс верхних конечностей следует обернуть пеленкой так, чтобы ру­ки были приведены и находились немного спереди от туловища (рис. 308). В течение дня таких детей укладывают в гамак, надув­ной круг, на губчатые поверхности (толстый поролон), которые при­дают ребенку легкое полусогнутое положение (рис. 309). В положе­нии на боку значительно снижает­ся тоническая активность, поэтому ребенок может согнуть голову, повернуть ее, приблизить руки к средней линии, манипулировать с предметами. Если поза асиммет­рична, больного кладут на тот бок, где больше выражена внутренняя ротация ноги. Начиная с периода новорожденности, детей следует приучать лежать на животе, по­скольку именно это положение оп­тимально для развития реакций выпрямления и равновесия. Много­кратное изменение позы ребенка в течение дня оказывает положи­тельное влияние на формирование психомоторных функций.

Обучение гигиеническим навы­кам. Лучший способ привития на­выков опрятности — регулярное вы­саживание ребенка на горшок че­рез строго определенные интерва­лы времени. Больные дети, сидя на горшке, плохо удерживают рав­новесие из-за недостаточного раз­ведения бедер, неполной опоры на стопы, общего мышечного напря­жения. Для предотвращения па­дения горшок помещают в дере­вянную коробку, внутрь перевер­нутого табурета (рис. 310). Осно­вание горшка должно быть широ-


 





301. Правильный способ поднимания ребенка

302. Ношение ребенка с раз веден-ными ногами предупреждает аддукторный спазм

303. Правильный способ ношения ребенка при выраженном сгибательном тонусе:

а) на боку, б) лицом вниз

304. Ношение ребенка с разведенными
ногами спиной к себе

ким, задняя часть приподнята в виде спинки, вокруг краев горш­ка можно расположить пористую резину или пенопласт, повысив тем


 

305. Взрослые активизирую! разгиба­ние туловища при ношении ребенка

306. Свободное свисание ребенка снижает сгибательный тонус

307. Способ ношения ребенка с мышечной гипотонией

308. Способ торможения разгиба-тельного тонуса в положении на спине

309. Сгибательная поза в гамаке тормозит разгибательный тонус

самым устойчивость ребенка в по­зе сидя.

Следует подчеркнуть, что

для правильного психосексуально-


го развития мальчики с самого на­чала воспитания навыка опрятно­сти должны мочиться стоя. Для этого можно использовать специ­альный горшок с поднятыми сто­ронами, держась за которые, ре­бенок чувствует себя более устой­чиво и преодолевает страх паде­ния. Доставать горшок, снимать и

надевать штаны удобнее, держась одной рукой за перекладину.

Взрослые должны обязательно похвалить ребенка, когда он про­явил навык опрятности, и не очень ругать, если этого не случит­ся. Грубость взрослых порождает у ребенка беспокойство и, вызывая эмоциональный стресс, разрушает навык.

Купание. Во время купания у детей с церебральными пара­личами возможны дистонические атаки, резкое разведение рук в момент погружения в воду, на­рушение равновесия. Для облег­чения купания применяют приспо­собления, удерживающие ребенка в полулежачем положении или ста­билизирующие позу сидя (рис.311, а, б, в). Маленьких детей с вы­раженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот ли­цом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким на-


клоном вперед (рис. 312). Тяжело­больных моют на деревянных щи­тах. Детей с гиперкинезами фик­сируют широкими повязками.

Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулируя двигательную активность и спо­собствуя развитию узнавания ча­стей тела. Можно создавать раз-

310. Способ обеспечения устойчивости ребенка, сидящего на горшке

311. Приспособления для мытья ребенка:

а) круг, б) фиксация широким поясом, в) специальное сидение

312. Способ мытья грудного ребенка

личные обучающие ситуации, что­бы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и хо­лодным, большой струей и малень­кой и т. д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть кук­лу. Купание должно доставлять радость ребенку и родителям.

Тренировка функциональной ак­тивности рук. Нервно-психическое развитие тесно связано с форми­рованием исследовательской, опор­ной, защитной и манипулятивной функций рук. У детей с цереб­ральными параличами уже с пер­вых месяцев жизни нарушено так­тильное и кинестетическое вос­приятие частей своего тела и окружающих предметов. В дальней­шем это приводит к задержке пси­хического и речевого развития. Ро­дителям объясняют необходимость стимуляции разнообразных движе­ний рук, начиная с периода ново-рожденности.


С целью тренировки функции рук наряду с упражнениями, при­веденными в разделе «Коррекция двигательного развития», можно рекомендовать и другие приемы, которые целесообразно использо­вать в домашних условиях.

1. Ребенок в положении на спи­не. Приблизив его стопу к руке, дают ее ощупать, при этом голова


В таком положении тренируется подъем головы и выпрямление спины. Одной рукой ребенок опи­рается на руку матери, другой ощупывает ее лицо, при этом мать называет части тела (рис. 313).

4. Мать лежит на спине с со­гнутыми ногами, ребенок сидит с разведенными ногами, опираясь стопами о пол. Она берет его


дувной круг или круг из поролона, сидя в котором он играет с пред­метами, не опасаясь упасть (рис. 316).

7. Функции рук и реакции рав­новесия тренируют, когда ребенок находится на наклонной плоскости (рис. 317).

8. Ребенок сидит на стуле ли­цом к углу комнаты, с обеих сто-


осуществляющей захват. Палку можно раскрасить различными цветами и просить ребенка взять рукой ту или иную часть ее. Располагая палки спереди, стиму­лируют выдвижение рук вперед.

10. Для тренировки автоматиче­ской опоры на руки и захвата, а также реакций равновесия ре­бенка помещают в коробку, кото-


 


 

313. Прием 3

314. Прием 4

315. Прием 5

316. Прием 6

317. Прием 7

не должна запрокидываться, так как это приведет к разгибанию ног.

2. Мать держит ребенка на ру­ках лицом к себе с разведенны­ми вокруг туловища ногами и, взяв его руки, прикасается к яр­ким бусам и другим различным по форме и консистенции предметам, которые висят у нее на шее.

3. Мать лежит на спине, валик под головой, чтобы приблизить свое лицо к лицу ребенка, которо­го она кладет себе на живот.


руки и стимулирует ощупывание лица, сопровождая действия слова­ми,. Ребенка учат также захваты­вать кисти матери, выпрямляя ру­ки впереди себя. Тренируют реак­ции равновесия посредством ответ­ного толкания руками друг друга (рис. 314), покачивая ребенка в одну и в другую сторону.

5. Ребенок сидит на полу с раз­веденными ногами напротив мате­ри, она прижимает его ноги к по­лу в области коленных суставов. Эта поза особенно полезна детям, у которых затруднено сидение с разогнутыми ногами. Взяв ре­бенка за руки, она учит его рас­крывать ладони, прикасается к различным частям тела (рис. 315).

6. Чтобы манипулировать рука­ми, ребенок должен сохранять рав­новесие. Если эта функция нару­шена, его можно посадить в на-


318. Прием 8

319. Прием 9

320. Прием 10

рон которого расположены пане­ли с крючками. Он вешает кольца или другие предметы, ротируя при этом туловище. Упражнение тре­нирует захват и зрительно-мотор­ную координацию. Совмещение одинаковых рисунков способству­ет развитию понимания цели (рис. 318).

9. Упражнения с вертикальными палками подавляют АШТ-рефлекс и учат захвату независимо от по­ложения головы (рис. 319). Палки фиксируются по сторонам от си­дящего ребенка на уровне вытяну­тых рук. Мать стабилизирует его бедра, способствуя сохранению равновесия и предотвращая разги­бание ног: а) голова по средней линии, тренируют захват и отпус­кание одновременно обеих палок и поочередно каждой из них; б) голова повернута в сторону ру­ки, которая захватывает и отпус­кает палку; в) голова повернута в сторону, противоположную руке,


рую мать двигает по комнате (рис. 320).

11. Ребенок держится за поло­тенце или палец взрослого, кото­рые последний двигает во всех направлениях. Постепенно ребенок учится делать эти движения своей рукой.

12. Движения руки вперед и на­зад тренируют через кольцо (рис. 321).

13. Сидя на стуле, ребенок сни­мает и надевает через голову пла­вательный круг. Это упражнение подготавливает его к самостоятель­ному надеванию вещей через го­лову (рис. 322, а). Поднимая пластмассовое кольцо с пола до пояса, ребенок учится надевать трусы и брюки (рис. 322, б).

Игра. В игре ребенок познает
себя и окружающий мир с его
сложными взаимоотношениями,

приобретает опыт, учится на своих ошибках. У него формируются по­нятия размера, массы, формы, про­странства, консистенции, приятно­го и неприятного и т. д. Для де­тей с церебральными параличами игра имеет еще более важное зна­чение, чем для здоровых, посколь­ку ее можно использовать как


 



324 а, б. Прием 17 325. Прием 18

средство для тренировки двига­тельных, речевых и психических навыков.

Увлеченность игрой, положитель­ный эмоциональный фон способ­ствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содру­жественных реакций. Иногда в иг­ре значительно быстрее, чем при целенаправленной тренировке, вы-


Во время игры больные дети ис­пытывают трудности, связанные с нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи, слуха, зрения. Такой ребенок нуждается в постоянной помощи и руководстве взрослых. Для иг­ры выбирают оптимальную позу, при которой облегчены разнооб­разные движения рук. Наряду


жения в пораженной руке (рис. 326, а, б). Во время сидения нужно равномерно опираться на обе яго­дицы и на оба предплечья.

20. Подносить игрушку детям с гемипарезом надо по средней ли­нии несколько ближе к поражен­ной стороне. Это уменьшает синки-незии в паретичной руке (рис. 327).

21. Больному с гемипарезом не следует давать для игры в футбол маленький легкий мяч. При ударе по нему паретичной ногой усили­вается разгибательный тонус в ноге и сгибательный в руке. В то же время толкание тяжелого мяча, ко­торый оказывает сопротивление разгибанию пораженной ноги, явля­ется хорошим упражнением: нога сгибается и туловище при этом по­дается вперед (рис. 328).


 


 



321. Прием 12

322

а, б. Прием 13

323. Прием 14

рабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необхо­димые для преодоления имеющего­ся дефекта. Во время игры ребе­нок двигается, гримасничает, лепе­чет, подражает, т. е. создаются условия для его всестороннего раз­вития.

Необходимо объяснять родите­лям, что игры являются важным компонентом лечения ребенка, осо­бенно в первые годы жизни.

Основные принципы игры для детей с церебральными паралича­ми такие же, как для здоровых. Однако родители должны прого­варивать с ребенком все произво­димые действия, настойчиво выра­батывать ассоциации между дей­ствием и словом, стремиться к по­лучению определенного результата и чувства удовлетворения. Имита­ция в игре разнообразных жизнен­ных ситуаций важна для дальней­шей социальной адаптации ребен­ка, ограниченного возможностями общения.


со многими приспособлениями и поддержками, описанными в главе «Коррекция патологических поз», в домашних условиях можно при­менить и ряд более простых при­емов:

14. В положении на животе ма-нипулятивная деятельность рук облегчается, если под грудь поло­жить валик или если ребенок опи­рается на ноги матери (рис. 323).

15. Если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие си­дя, то на обе ноги выше колен следует положить валик. Это по-•может держать ноги выпрямлен­ными.

16. В положении стоя на коле­нях и на ногах позу ребенка во время игры может контролировать мать своими ногами.

17. Для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стаби­лизирующее положение рук во время игры (рис. 324, а, б).

18. Кольцо, внутри которого на­ходятся мать и ребенок во время игры, препятствует запрокидыва­нию головы (рис. 325).

19. Следят, чтобы во время игры ребенок с гемипарезом находился в симметричном положении, иначе усиливаются содружественные дви-


22. В позе стоя во время игры следят, чтобы опора на стопы была равномерной (рис. 329).

Во время игры и ходьбы у детей с церебральными параличами ча­сто нарушается равновесие, что


326. Прием 19:

а) неправильная поза, б) правильна* поза

327. Прием 20

328. Прием 21

329. Прием 22

330 Шлем, предохраняющий ребенка от ушибов головы

нередко приводит к падению, С целью предотвращения травм го­ловы рекомендуется надевать де­тям специальный шлем с козырь­ком на поролоновой основе. Лямка, удерживающая подбородок, спо­собствует закрыванию рта и уменьшению слюнотечения (рис 330).


Стимуляция речи. Постоянный речевой и эмоциональный контакт матери с больным ребенком, трени­ровка статических и локомоторных навыков, обучение жеванию, само­стоятельной еде способствует выра­ботке у ребенка нормального типа дыхания, координированных движе­ний рта и языка, создают предпо­сылки для развития речи. Разгова­ривая с ребенком, мать должна придать ему комфортабельную позу, способствующую улучшению контроля головы и выпрямлению туловища, во время занятий — сесть напротив ребенка, чтобы он мог наблюдать за выражением ее глаз, движением губ. Надавлива­ние ладонью на нижнюю часть грудной клетки способствует более устойчивому удержанию головы.

Для стимуляции координирован­ных движений губ и языка можно использовать ряд приемов: посту­кивать по нижней и верхней губе, двигать язык ребенка из стороны в сторону и показывать ему собствен­ным языком, как это делается, взявшись пальцами за нижнюю че­люсть, открывать и закрывать ре­бенку рот, чтобы вызвать цепь зву­ков «абаба», «бабаба». Такие упражнения должны быть непро­должительными и приятными для ребенка, не надо заставлять его форсировать звук, так как это при­ведет к нарастанию спастики. Чтобы рот ребенка был закрыт во время сна, бодрствования и жевания, мно­гократно в течение дня Надавли­вают на верхнюю губу или посту­кивают по нижней, не акцентируя на этом его внимания. Закрывание рта необходимо для тренировки ды-


хания через нос, правильной коор­динации глотания и дыхания.

В повседневной жизни следует максимально поощрять произноше­ние любых звуков, даже если они фрагментарны, невнятны и непонят­ны для окружающих. Если родите­ли угадывают каждое желание ре­бенка по его жестам, это подавляет потребность в речевом общении, и важная сенситивная фаза разви­тия речи не формируется. Следует терпеливо ждать звукового ответа, поскольку у детей с церебральны­ми параличами он может возни­кать значительно позже, чем в норме. Важно помнить, что ребенок с церебральным параличом не мо­жет правильно произносить звуки вследствие сенсомоторных наруше­ний. Поэтому родители основные усилия должны направить на тре­нировку двигательных возможно­стей ребенка, а не на отработку изолированных звуков, слогов. Эти подготовительные для формирова­ния речи мероприятия следует включать в повседневную жизнь ре­бенка с раннего возраста. Созда­нию так называемого внутреннего языка, как основе будущей речи, способствует широкое общение больных детей с окружающими людьми. Чтение книг, объяснение картинок, описание предметов, иг­рушек, частей тела более полезно для развития ребенка, чем прослу­шивание радио, пластинок, магнито­фонных записей и просмотр теле­визионных передач.

Личный контакт матери с ребен­ком, постоянное речевое общение — залог успеха формирования речевой функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.084 с.)