Приемы расслабления мышц шеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы расслабления мышц шеи



Положение на спине, голова не­сколько свешивается назад. Одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой снача­ла по часовой, затем против часо­вой стрелки. После нескольких пас­сивных движений стимулируют их активное выполнение.

Положение на спине, голова ре­бенка слегка свешивается с края стола и лежит на ритмично двигаю­щейся из стороны в сторону до­щечке.


Положение на животе, голова свисает с края стола. Выполняют те же боковые движения.

Расслабляющий массаж лица

Положение на спине полусогну­тое. Легкие поглаживающие движе­ния кончиков пальцев от середины лба к вискам, от бровей к волосис­той части головы и от линии лба вокруг глаз, по щекам к мышцам шеи и плеч. Эти движения должны вызывать у ребенка приятные ощу­щения. Расслабляющий массаж следует строго дозировать, не за­хватывая сразу все области лица. При гиперчувствительности лице­вых и артикуляционных мышц не­обходима постепенно усиливающая­ся тактильная стимуляция.

Приемы расслабления губных мышц

Положение на спине, ноги слегка согнуты, руки вдоль туловища, го­лова слегка свешивается назад. Указательные пальцы располагают в точках, находящихся между се­рединой верхней губы и углами рта, и двигают по направлению к средней линии, так чтобы верх­няя губа собиралась в вертикаль­ную складку. То же проделывают с нижней губой, затем с обеими вместе.

Указательные пальцы располага­ют в тех же точках и смещают ими вверх верхнюю губу и вниз ниж­нюю губу, обнажая десны.

Указательные пальцы располага­ют в углах рта и растягивают гу­бы, как при улыбке. Обратным движением с образованием морщи­нок губы возвращают в исходное положение.

Эти упражнения делают при раз­личных положениях рта — закры­том, приоткрытом, полуоткрытом, широко открытом. После некоторо­го расслабления лицевых и губных мышц рту пассивно придают нор­мальное положение. Ребенок смот-


рит в зеркало, логопед фиксирует его внимание на ощущении закры­того рта.

Приемы расслабления мышц языка

1. Ребенок открывает рот само­стоятельно или с помощью логопе­да. Движение нижней челюсти вниз приводит к опусканию спастичес­ки приподнятого языка и его рас­слаблению, поскольку собственные мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Детям старшего возраста подобные упра­жнения предлагаются в виде ауто­тренинга: «Ты спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту. Медленно опускай его вниз, когда опускается нижняя челюсть».

2. На кончик языка кладут кусо­чек стерильной марли или стериль­ную пробку. Возникающее тактиль­ное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободно двигать языком, т. е. ощутить со­стояние спастичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие го­ризонтальные нажимы, добиваясь расслабления языка. Ребенок по­степенно научится чувствовать раз­ницу тонуса мышц языка.

3. Логопед осторожно захватыва­ет язык стерильной марлевой сал­феткой и плавно ритмично двигает его в стороны. Лучше всего движе­ния делать, когда ребенок лежит на животе. Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения.

Артикуляционная гимнастика

При проведении артикуляцион­ной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцеп-тивной стимуляции, способствую­щей развитию статико-динамичес-ких ощущений и четких артикуля­ционных кинестезии. На началь­ных этапах занятия проводят с


максимальным подключением дру­гих, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно­го), осуществляя принцип компен­сации. Далее для развития более четких и дифференцированных ар­тикуляционных кинестезии посте­пенно исключают их участие. Мно­гие упражнения проводят с закры­тыми глазами, акцентируя внима­ние ребенка на проприоцептивных ощущениях. Артикуляционная гим­настика дифференцируется в зави­симости от формы дизартрии и тя­жести поражения артикуляционно­го аппарата. Работе над речевыми мышцами предшествуют упражне­ния для мимических мышц лица. Ребенка учат закрывать и откры­вать глаза, хмурить брови, наду­вать щеки, проглатывать слюну, за­крывать и открывать рот, захваты­вать и удерживать губами леденцы, палочки различного размера, пить через соломинку. Сначала ему по­могает логопед, затем ребенок де­лает это сам по словесной инструк­ции, на начальных этапах — подра­жая изображению на картинках. Например: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Губы в спокойном состоянии», «Собери гу­бы морщинками и верни их в ис­ходное состояние». Предлагаются задания по имитации положения рта, изображенного на картинках. Постепенно упражнения усложня­ются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, вибрировать губами. Эти упражнения можно проводить с сопротивлением. На­пример: ребенок охватывает тру­бочку губами и старается удер­жать, несмотря на попытки логопе­да вытянуть ее изо рта. Артикуля­ционная гимнастика включает вос­питание активных движений языка вперед, в стороны, назад, к верх­ним и нижним зубам, изолирован­ных движений языка и нижней че­люсти. Затем тренируют сочетан-ные дифференцированные движе­ния языка и губ, необходимые для формирования звуков. Логопеди­ческие занятия вначале проводят пассивно, затем пассивно-активно


и, наконец, при активном участии ребенка.

Для развития артикуляционной моторики широко используют игро-терапию. Игры подбирают в зави­симости от характера и степени нарушения артикуляционной мото­рики, а также с учетом возраста ребенка (В. И. Селиверстов, 1981).

Дыхательная гимнастика

Начинают с общих дыхательных упражнений, способствующих уве­личению объема дыхания и норма­лизации его ритма.

1. Ребенка просят сделать вдох, одновременно поднимая руки вверх, отводя их в стороны, назад и вы­прямляя туловище, выдох — руки опустить, привести к грудной клет­ке, наклонить туловище вперед. Движения, стимулирующие вдох и выдох, ритмично повторяют.

2. В положении на спине в ритме дыхания сгибают ноги и надавли­вают ими на грудную клетку, затем разгибают. Упражнение способству­ет нормализации движений диаф­рагмы.

3. Рот закрыт. Одну ноздрю за­жимают, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома), потом зажимают вто­рую ноздрю и повторяют тот же цикл дыхательных движений.

 

4. Перед ноздрями ребенка соз­дают «веер воздуха», что усилива­ет глубину вдоха.

5. Рот закрыт, при необходимос­ти логопед придерживает сомкну­тые губы пальцами. Ребенка про­сят глубоко вдохнуть и выдыхать длительно через нос. Упражнение тренирует выдох через нос.

6. Логопед закрывает ноздри ре­бенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он даст ему инструкцию произносить от­дельные гласные звуки и слоги. Упражнение тренирует вдох через рот.

7. Ребенок делает вдох через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху


в течение 1—2 с. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.

8. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добива­ясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

В момент выдоха логопед произ­
носит различные гласные звуки,
стимулируя ребенка подражать
ему, варьируя при этом громкость
и тональность голоса. Затем ребен­
ка побуждают к произнесению ше-
левых согласных изолированно и в
сочетании с гласными, а также дру­
гих звуков и слогов. Рекомендует­
ся произнесение следующих рядов
гласных, согласных звуков и сло­
гов (шепотом и громко): у—ау—
уо—уа; о—оу—ао—оа; э—иу—ио—
иа; и—эу—эо—эа; ф---с--ш---х—;
аф—аш—ас—; фо—со—шо—;

фи—си—сю—; фа—са—ша— и др. Важное значение имеют также специальные упражнения-игры: вы­дувание мыльных пузырей, задува­ние свечей, сдувание со стола мел­ких пушинок и бумажек и т. п. Игры подбирают дифференцирован­но в зависимости от возраста и ха­рактера нарушения дыхания. Ос­новные правила дыхательной гим­настики: не переутомлять ребенка; следить за тем, чтобы он не напря­гал плечи, шею, не принимал по­рочную позу; концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреббрных мышц, продол жительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плав­ностью и ритмичностью дыхатель­ных движений. Дыхательная гим­настика проводится до еды, в хоро­шо проветренном помещении, еже­дневно по 5— 10 мин.

Развитие голоса

Голосовые упражнения начинают с общего расслабления, артикуля­ционного массажа и гимнастики. Особое значение имеет расслабле­ние мышц шеи описанными выше приемами, и сочетание движений


головы с произнесением цепочек гласных звуков «и—э—о—у—а— ы». Важную роль играет активиза­ция движений мягкого неба: глота­ние капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного зву­ка «а» во время короткого энергич­ного выдоха. Упражнения делают перед зеркалом, под счет.

Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребе­нок способен открывать и закры­вать рот, опускать нижнюю че­люсть, имитировать жевательные движения. Логопед стимулирует поднятие нижней челюсти легким ритмичным постукиванием по под­бородку. Затем больной учится опускать нижнюю челюсть, вначале с помощью логопеда, затем само­стоятельно. Во время этих упраж­нений целесообразно использовать привязанный к веревке ярко окра­шенный шарик. В момент опуска­ния нижней челюсти ребенок тянет рукой шарик вниз, позже выполня­ет это упражнение с закрытыми глазами, зрительно представляя себе опускание шарика вниз. В про­цессе упражнений тренируется про­извольный контроль за объемом и темпом движения.

Ребенку дается инструкция опус­кать нижнюю челюсть и одновре­менно произносить различные соче­тания звуков, например «кар— кар».

Для укрепления мышц небной за­
навески используют упражнения
чередования ее расслабления и на­
пряжения. Например, ребенка про­
сят попеременно произносить сле­
дующие звуки: «м—па—м—па»;
«м—бай------ м—бай» и т. д. Для сти­
муляции голосовых реакций полез­
ны совместное с логопедом пение,
выразительная декламация, мед­
ленное попеременное (то шепотом,
то громко) произнесение гласных.
Одновременно тренируют увеличе­
ние длины речевого выдоха: внача­
ле на одном выдохе произносят по
две гласных (а—э; о—у; э—и
и т. д.), затем по три (а—э—о;
о—у—и и т. д<) и? наконец, по че­
тыре (а—э—о—у и др.). Потом


произносят слоги с постепенным удлинением их цепочек, слова с определенными звуками, стихотво­рения, скороговорки, последние со сменой ударения и убыстрением темпа речи, то шепотом, то громко. Важное значение имеют упраж­нения по развитию силы, тембра и высоты голоса, например счет де­сятками (десять, двадцать, три­дцать и т. д.) с постепенным усиле­нием (прямой счет) и ослаблением (обратный счет) голоса, а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослабле­нием голоса. Различные игры, чте­ние сказок по ролям, инсценировки помогают развитию высоты и тем­бра голоса, мелодико-интонацион-ной стороны речи, гибкости и мо­дуляции голоса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.008 с.)