Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В современном экономическом словаре технология трактуется как «методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур» [2].
Например, при повсеместном внедрении казначейской системы исполнения бюджета в Санкт-Петербурге стала применяться техно-логия платежей «Автоматизированная информационная система
2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль
бюджетных платежей – Электронное казначейство». При этом специ-алистам необходимо было освоить бюджетно-учетный процесс по формированию и обработке электронных документов.
Бюджетно-учетные технологии по организации учета, составления отчетности в общественном секторе экономики, размещение отчетов о результатах деятельности и использовании закрепленного имущества регулируются особыми нормативными документами. Исследование финансово-экономического механизма по перечислению заработной платы и других денежных выплат, предусмотренных законодатель-ством Российской Федерации, на специальные счета работников в кредитных организациях показывает, что в его основе лежат и нормы трудового законодательства, и гражданского законодательства и нормы Банка России по осуществлению безналичных расчетов физическими лицами.
Бюджетно-учетные технологии представляют собой после-довательность принятия управленческих решений на всех стадиях формирования и исполнения бюджета, применения процедур и способов обработки аналитических и учетных данных, формирования и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности об исполнении смет казенных учреждений и плана финансово-хозяйственной деятель-ности бюджетных и автономных учреждений.
Рассмотрим внедрение современной учетной технологии по расчетам потребителей (физических лиц) за платные услуги (работы) с помощью платежных карт держателей.
Необходимость применения учреждениями сектора государ-ственного управления технологии безналичного расчета оплаты товаров, работ, услуг физическими лицами вызвана изменениями в законе «О защите прав потребителей», которыми закреплена обязан - ность продавца (исполнителя) по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов и наличных расчетов по выбору потребителя. Порядок оказания платежных услуг, осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Для внедрения новой технологии учреждениям, в том числе и образовательным, необходимо осуществить следующие действия:
Шаг 1. Осуществить мониторинг рынка по предоставлению услуг по расчетам с помощью платежных карт посредством составления
Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии... запроса ценовых предложений и направления его кредитным органи-зациям. В запросе ценовых предложений отражаются существенные условия будущего контракта: о предоставлении спецоборудования – платежного терминала (POS-терминала) в безвозмездное пользование учреждения; размер вознаграждения (комиссии), а также периодич-ность оплаты учреждением комиссии банку-эквайеру.
Шаг 2. Заключить контракт с оператором (банком-эквайером), предложившим наиболее выгодные условия выполнения контракта.
Шаг 3. Установить POS-терминал в кассе учреждения. При осуществлении операций потребителю платных услуг (работ) выдается кассовый чек без оформления учреждением приходного кассового ордера и записей в Кассовой книге.
Шаг 4. Внести изменения в учетную политику субъекта учета (в рабочий план счетов) по порядку отражения операций по зачислению средств на лицевой счет учреждения с применением данной технологии.
Нововведения в финансово-экономических механизмах вызвали необходимость изменения подходов к планированию и расходованию средств и на уровне учреждений. Важное место в системе управления деятельностью образовательной организации занимает управлен-ческий учет и контроль.
Под управленческим учетом обычно понимается система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений
в эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности [8].
Управленческий учет представляет собой подсистему управления
в определяется как учетно-аналитическая система, интегрирующая информацию для оценки и анализа деятельности с целью принятия управленческих решений, повышающих результативность деятель-ности. Информационной основой управленческого учета являются локальные документы по порядку ведения управленческого учета; по интеграции бухгалтерского и управленческого учета.
Система контроля в общем виде включает в себя подсистемы государ-ственного (муниципального) финансового контроля, ведомственного контроля и контроля на уровне учреждения (субъектовый).
• современном экономическом словаре контроль трактуется
как «составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью
2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль
проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями» [2].
и зависимости от целей и задач контроля, а также охватываемой им сферы выделяются специализированные (например, администра-тивный, правовой, технический, финансово-хозяйственный, эколо-гический и др.), независимые виды контроля и государственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль (ГФК) — это регламен-тированная нормами права деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осущест-влении операций с государственными финансовыми и материальными ресурсами, включающая контроль за эффективностью и результатив-ностью использования ресурсов.
и соответствии с ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муници - пальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государ-ственный (муниципальный) финансовый контроль по проектам законов (решений) о бюджете, иных актов бюджетного законода-тельства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контроль-но-счетных органов субъектов Российской Федерации и муници-пальных образований. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации, органы государственного (муници-пального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) осуществляют внутренний государ-ственный (муниципальный) финансовый контроль по вопросам целевого использования бюджетных средств, законности исполнения бюджетных процедур.
и Санкт-Петербурге полномочия по внутреннему ГФК возложены на Комитет государственного финансового контроля, который осущест-вляет контроль в финансово-бюджетной сфере:
• за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии... • за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Санкт-Петербурга, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий государственными учрежде-ниями Санкт-Петербурга [7].
Следующая подсистема контроля представлена ведомственным финансовым контролем (или внутренний контроль), который прово-дится непосредственно отдельными подразделениями главного распо-рядителя бюджетных средств (учредителем) (ГРБС) и нацелен на контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных им учреждений.
Система ведомственного (внутреннего) контроля представляет собой совокупность организационных мер, методик, элементов, процедур и иных мероприятий, осуществляемых в целях обеспе-чения законности и эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности.
ГРБС, осуществляющие функции учредителя по отношению к бюджетным (автономным) учреждениям, контролируют целевое использование выделяемых субсидий, состояние кредиторской задол-женности, непревышение установленных предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности, дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, выполнение плана финансо-во-хозяйственной деятельности учреждения, состояние особо ценного
и недвижимого государственного имущества, в том числе — использо - вание его по назначению. Минфин России в письме от 20.08.2012 № 02-07-10/3259
рекомендует учредителям при проведении контрольных мероприятий смещать акцент проверок в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.
Внутренний финансовый контроль (или учрежденческий, субъек-товый) представляет собой процесс по непрерывному, сплошному и системному наблюдению за деятельностью всех подразделений по достижению поставленных целей и задач учреждения, на соответствие планам и законодательству, по обеспечению сохранности активов, устранению причин и условий, порождающих бесхозяйственность и потери.
Необходимость создания внутреннего финансового контроля обусловлена прежде всего законодательными и нормативными актами. Обязательность осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни всеми экономическими субъектами закре-
2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль плена статьей 19 Федерального закона № 402- ФЗ от 06.12.2011. Законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплены компетенции образовательной организации, к которым относятся: материально-тех-ническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государ - ственными образовательными стандартами, федеральными государ-ственными требованиями, образовательными стандартами, а также «предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования». Для реализации этих компетенций образовательная организация должна создать систему внутреннего финансового контроля для регулярной оценки потреб-ностей организации по обеспечению исполнения федеральных образо-вательных стандартов.
Одним из ключевых нормативных актов по повышению эффек-тивности использования финансовых средств и деятельности учреж-дения в Санкт -Петербурге является распоряжение Комитета по образованию № 1862-р от 20.08.2014. Например, в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга установлена максимальная надбавка руково-дителю за эффективность деятельности образовательной организации в размере 150% должностного оклада, 75% из них – оценка эффек - тивности финансово-хозяйственной деятельности, состав показателей которой приведен ниже в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Показатели и размер оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга
Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии... Поэтому создание системы внутреннего контроля в образова-тельной организации обусловлено также и прямой зависимостью уровня оплаты руководителя от показателей оценки эффективности.
Экономический субъект через совокупность локальных документов (стандартов) учреждения, таких как Положение о внутреннем финан-совом контроле, Положение о проведении инвентаризации, График документооборота, учетная политика и др., осуществляет внутренний финансовый контроль (учрежденческий, субъектовый).
В табл. 7.3 приведен фрагмент Положения внутреннего финан-сового контроля.
Таблица 7.3
Фрагмент Положения внутреннего финансового контроля учреждения
2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль
Одним из документов оптимизационного контроля является Положение о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств учреждения, целями которого выступают:
• выявление фактического наличия имущества;
• сопоставление фактического наличия с данными бухгалтер-ского учета; • проверка полноты отражения в учете финансовых активов
и обязательств (выявление излишков, недостач);
• документальное подтверждение наличия имущества и обяза-тельств; • определение фактического состояния имущества и его оценки. С помощью графика документооборота реализуется операци- онный контроль на соответствие действующим стандартам, нормам, правилам, положениям, учетной политике, законодательным и другим нормативным актам. Ниже приведен фрагмент графика документо-оборота по применению заказчиком мер ответственности и совер-шения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль
В заключение можно сделать вывод, что результатом эффек-тивности государственного управления в бюджетной сфере стало усовершенствование финансово-экономического механизма и бюджетно-учетных технологий, используемых в практической деятельности образовательных организаций. В дальнейшем предполагается форми-рование системы мониторинга качества финансового менеджмента государственных и муниципальных учреждений. И такие показатели, как объем предоставленных государственных (муниципальных) услуг, их качество и доступность; законность и качество управления имуще-ством, используемым при оказании государственных услуг; качество управления доходами учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений); обоснованность планов финансово-хозяй-ственной деятельности; качество финансовой дисциплины, выражаю-щейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики; обоснованность наличия остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, будут объективно оценивать деятельность любого учреждения.
Информационная система учета и отчетности, результаты деятель-ности сектора государственного управления для определенного круга внешних и внутренних пользователей подлежит трансформации и в будущем. Совершенствование системы бухгалтерского учета и финан-совой отчетности будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, разработанными на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора и направленными на обеспечение качества, полезности, доступности информации и откры-тости деятельности организаций. Список литературы
1. Электронный ресурс. URL: http://econteor.ru/hste/opebr. php?pgh=8xx3 (дата обращения 02.06.2015). 2. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
ИНФРА-М., 2005.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы». URL: http://zakonbase.ru/content/ part/169058 (дата обращения 01.06.2015).
Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года».
5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
6. Жуклинец И.И. Финансовый менеджмент в бюджетном учреж-дении: монография. – СПб.: СПбАППО, 2013. 7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 164 «О порядке осуществления Комитетом государ-ственного финансового контроля Санкт-Петербурга полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю».
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский(финансовый,управлен-ческий) учет: учебник. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2013. 9. Врублевская О.В., Николаева В.А., Попова М.И. Развитиебюджетно-учетных технологий в государственном секторе. – СПб.: СПбГУЭФ, 2007. – С. 94–95.
10. Жуклинец И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреж-дениях: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015.
Заключение
Изменения в социально-экономической жизни в России и мире, произошедшие в последние десятилетия, актуализируют потреб-ность в изучении организационно-экономических механизмов управ-ления системой образования и образовательными организациями. Происходящие изменения обусловлены в первую очередь изменениями запроса со стороны общества к образовательной системе. Именно школьные системы управления являются первыми структурами, «прини-мающими» этот запрос от местного сообщества, в компетенцию которых входит профессиональная «обработка» этого запроса и передача органам управления образованием для учета при выстраивании и реализации образовательной политики.
Авторы на страницах монографии неоднократно отмечали возрас-тание на современном этапе развития российского образования значения научной обоснованности в управлении школой и ее соответствия глобальным вызовам и стратегическим ориентирам развития самой системы. В этом видится базовое условие моделирования (создания или совершенствования существующих) «социально -импульсной» системы управления школой как залога эффективного управления и дости-жения нового качества образования, обеспечивающего продвижение российской школы к новым результатам, которые могут стать общеми-ровыми ориентирами в развитии для зарубежных образовательных систем.
• будущем коллектив авторов предполагает продолжить
изучение проблематики, обозначенной в настоящем издании, и в новых публикациях более детально остановиться на вопросах совершенствования кадрового потенциала общеобразовательной организации как ведущего условия обеспечения качества образования Заключение и государственно -общественного управления школой как эффек-тивного средства гармонизации содержания и условий школьного образования с запросами социума.
Авторам монографии представляется перспективным органи-зация и проведение межрегионального исследования среди руково-дителей общеобразовательных организаций для выявления уровня их готовности и готовности педагогов к решению актуальных задач, стоящих перед системой общего образования и отдельными школами. В этом случае особым объектом изучения могут стать непосред - ственно управленческие практики школьных руководителей на предмет выявления распространения в них тех характеристик, которые выделены и представлены в настоящем издании.
Сведения об авторах
Волков Валерий Николаевич,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образо-вания, докторант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Гришина Ирина Владимировна,доктор педагогическихнаук, профессор кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, главный бухгалтер Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Курцева Елена Геннадьевна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Лебедев Владимир Васильевич,кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образо-
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Оглавление
Предисловие.................................................................................... 3
Введение....................................................................................... 4
Глава 1. Анализ концептуальных изменений в системе образования
в конце XX – начале XXI века 8
1. Обзор изменений системы общего образования................... 8
2. Причины концептуальных изменений в системе школьного
образования 20
3. Проекты и программы развития российского образования
в 2000–2010-х годах 27
Глава 2. Современные подходы к управлению образовательной
организацией 34
1. Актуальность изменения управления школьными организациями. 34
2. Средства управления школьными организациями............... 42
3. Моделирование системы управления школьной организацией
в изменяющихся внешних условиях 54
Глава 3. Анализ современных российских исследований управления
школьными организациями 65
1. Проблемное поле современных исследований управления
школьной организацией 65
2. Исследования в области подготовки руководителей образо-
вательных организаций для решения задач инновационного
развития школ. 78
Глава 4. Потенциал социального партнерства в модернизации системы
управления образовательной организацией 96
1. Социальный заказ школе и вопросы формирования социального
партнерства в образовании 96 Оглавление 2. Актуальное состояние механизмов государственно-обще-
ственного управления образованием 100
Глава 5. Управление развитием инновационных образовательных практик 111
1. Инновационная образовательная практика как феномен... 111
2. Управление развитием инновационных образовательных практик 115
Глава 6. Инновационные подходы к управлению закупками в образова-
тельных организациях: системы, критерии, инструменты 135
1. Концептуальные подходы к управлению закупками для государ-
ственных нужд 135
2. Содержание и инструменты контрактной системы в сфере
закупок........................................................................................ 143
Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии в системе
управления образовательной организацией 158
1. Особенности бюджетной практики................................... 158
2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль..... 166
Заключение................................................................................. 177
Сведения об авторах...................................................................... 179
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ АКАДЕМИИ
Научное издание
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ и УСЛОВИЯХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ • РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Монография
Под научной редакцией В.Н.Волкова
Редактор Левкович С.П. Верстка Бусоргина М.Н.
Подписано в печать 06.10.2015 Формат бумаги 60х84/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объем 11,5 п.л. Тираж 500 экз. Заказ ¹ 00
Издательство Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11/13
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.194 с.) |