Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль



 

В современном экономическом словаре технология трактуется как «методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур» [2].

 

Например, при повсеместном внедрении казначейской системы исполнения бюджета в Санкт-Петербурге стала применяться техно-логия платежей «Автоматизированная информационная система


 


2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль


 

бюджетных платежей – Электронное казначейство». При этом специ-алистам необходимо было освоить бюджетно-учетный процесс по формированию и обработке электронных документов.

 

Бюджетно-учетные технологии по организации учета, составления отчетности в общественном секторе экономики, размещение отчетов о результатах деятельности и использовании закрепленного имущества регулируются особыми нормативными документами. Исследование финансово-экономического механизма по перечислению заработной платы и других денежных выплат, предусмотренных законодатель-ством Российской Федерации, на специальные счета работников в кредитных организациях показывает, что в его основе лежат и нормы трудового законодательства, и гражданского законодательства и нормы Банка России по осуществлению безналичных расчетов физическими лицами.

 

Бюджетно-учетные технологии представляют собой после-довательность принятия управленческих решений на всех стадиях формирования и исполнения бюджета, применения процедур и способов обработки аналитических и учетных данных, формирования и утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности об исполнении смет казенных учреждений и плана финансово-хозяйственной деятель-ности бюджетных и автономных учреждений.

 

Рассмотрим внедрение современной учетной технологии по расчетам потребителей (физических лиц) за платные услуги (работы) с помощью платежных карт держателей.

 

Необходимость применения учреждениями сектора государ-ственного управления технологии безналичного расчета оплаты товаров, работ, услуг физическими лицами вызвана изменениями в законе «О защите прав потребителей», которыми закреплена обязан - ность продавца (исполнителя) по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов и наличных расчетов по выбору потребителя. Порядок оказания платежных услуг, осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

 

Для внедрения новой технологии учреждениям, в том числе и образовательным, необходимо осуществить следующие действия:

 

Шаг 1. Осуществить мониторинг рынка по предоставлению услуг по расчетам с помощью платежных карт посредством составления


 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...

запроса ценовых предложений и направления его кредитным органи-зациям. В запросе ценовых предложений отражаются существенные условия будущего контракта: о предоставлении спецоборудования – платежного терминала (POS-терминала) в безвозмездное пользование учреждения; размер вознаграждения (комиссии), а также периодич-ность оплаты учреждением комиссии банку-эквайеру.

 

Шаг 2. Заключить контракт с оператором (банком-эквайером), предложившим наиболее выгодные условия выполнения контракта.

 

Шаг 3. Установить POS-терминал в кассе учреждения. При осуществлении операций потребителю платных услуг (работ) выдается кассовый чек без оформления учреждением приходного кассового ордера и записей в Кассовой книге.

 

Шаг 4. Внести изменения в учетную политику субъекта учета (в рабочий план счетов) по порядку отражения операций по зачислению средств на лицевой счет учреждения с применением данной технологии.

 

Нововведения в финансово-экономических механизмах вызвали необходимость изменения подходов к планированию и расходованию средств и на уровне учреждений. Важное место в системе управления деятельностью образовательной организации занимает управлен-ческий учет и контроль.

 

Под управленческим учетом обычно понимается система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений

 

в эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности [8].

 

Управленческий учет представляет собой подсистему управления

 

в определяется как учетно-аналитическая система, интегрирующая информацию для оценки и анализа деятельности с целью принятия управленческих решений, повышающих результативность деятель-ности. Информационной основой управленческого учета являются локальные документы по порядку ведения управленческого учета; по интеграции бухгалтерского и управленческого учета.

 

Система контроля в общем виде включает в себя подсистемы государ-ственного (муниципального) финансового контроля, ведомственного контроля и контроля на уровне учреждения (субъектовый).

 

• современном экономическом словаре контроль трактуется

 

как «составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью


 


2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль


 

проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями» [2].

 

и зависимости от целей и задач контроля, а также охватываемой им сферы выделяются специализированные (например, администра-тивный, правовой, технический, финансово-хозяйственный, эколо-гический и др.), независимые виды контроля и государственный финансовый контроль.

 

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это регламен-тированная нормами права деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осущест-влении операций с государственными финансовыми и материальными ресурсами, включающая контроль за эффективностью и результатив-ностью использования ресурсов.

 

и соответствии с ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муници - пальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий. При этом внешний государ-ственный (муниципальный) финансовый контроль по проектам законов (решений) о бюджете, иных актов бюджетного законода-тельства, финансово-экономических обоснований проектов законов, государственных (муниципальных) программ является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контроль-но-счетных органов субъектов Российской Федерации и муници-пальных образований. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации, органы государственного (муници-пального) финансового контроля исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) осуществляют внутренний государ-ственный (муниципальный) финансовый контроль по вопросам целевого использования бюджетных средств, законности исполнения бюджетных процедур.

 

и Санкт-Петербурге полномочия по внутреннему ГФК возложены на Комитет государственного финансового контроля, который осущест-вляет контроль в финансово-бюджетной сфере:

 

• за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;


 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...

• за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Санкт-Петербурга, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий государственными учрежде-ниями Санкт-Петербурга [7].

 

Следующая подсистема контроля представлена ведомственным финансовым контролем (или внутренний контроль), который прово-дится непосредственно отдельными подразделениями главного распо-рядителя бюджетных средств (учредителем) (ГРБС) и нацелен на контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных им учреждений.

 

Система ведомственного (внутреннего) контроля представляет собой совокупность организационных мер, методик, элементов, процедур и иных мероприятий, осуществляемых в целях обеспе-чения законности и эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности.

 

ГРБС, осуществляющие функции учредителя по отношению к бюджетным (автономным) учреждениям, контролируют целевое использование выделяемых субсидий, состояние кредиторской задол-женности, непревышение установленных предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности, дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, выполнение плана финансо-во-хозяйственной деятельности учреждения, состояние особо ценного

 

и недвижимого государственного имущества, в том числе — использо - вание его по назначению.

Минфин России в письме от 20.08.2012 № 02-07-10/3259

 

рекомендует учредителям при проведении контрольных мероприятий смещать акцент проверок в сторону контроля достоверности, полноты

и точности бухгалтерской отчетности.

 

Внутренний финансовый контроль (или учрежденческий, субъек-товый) представляет собой процесс по непрерывному, сплошному и системному наблюдению за деятельностью всех подразделений по достижению поставленных целей и задач учреждения, на соответствие планам и законодательству, по обеспечению сохранности активов, устранению причин и условий, порождающих бесхозяйственность и потери.

 

Необходимость создания внутреннего финансового контроля обусловлена прежде всего законодательными и нормативными актами. Обязательность осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни всеми экономическими субъектами закре-


 


2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль

плена статьей 19 Федерального закона № 402- ФЗ от 06.12.2011. Законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплены компетенции образовательной организации, к которым относятся: материально-тех-ническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государ - ственными образовательными стандартами, федеральными государ-ственными требованиями, образовательными стандартами, а также «предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования». Для реализации этих компетенций образовательная организация должна создать систему внутреннего финансового контроля для регулярной оценки потреб-ностей организации по обеспечению исполнения федеральных образо-вательных стандартов.

 

Одним из ключевых нормативных актов по повышению эффек-тивности использования финансовых средств и деятельности учреж-дения в Санкт -Петербурге является распоряжение Комитета по образованию № 1862-р от 20.08.2014. Например, в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга установлена максимальная надбавка руково-дителю за эффективность деятельности образовательной организации в размере 150% должностного оклада, 75% из них – оценка эффек - тивности финансово-хозяйственной деятельности, состав показателей которой приведен ниже в табл. 7.2.

 

Таблица 7.2

 

Показатели и размер оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга

 

Показатель Максимальный
  размер, %
   
Выполнение государственного задания на оказание государственных  
услуг  
   
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности  
   
Показатель средней заработной платы в учреждении  
   
Выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности  
   
Своевременное размещение государственного заказа  
   
Планомерное исполнение бюджета  
   

 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...

Поэтому создание системы внутреннего контроля в образова-тельной организации обусловлено также и прямой зависимостью уровня оплаты руководителя от показателей оценки эффективности.

 

Экономический субъект через совокупность локальных документов (стандартов) учреждения, таких как Положение о внутреннем финан-совом контроле, Положение о проведении инвентаризации, График документооборота, учетная политика и др., осуществляет внутренний финансовый контроль (учрежденческий, субъектовый).

 

В табл. 7.3 приведен фрагмент Положения внутреннего финан-сового контроля.

 

Таблица 7.3

 

Фрагмент Положения внутреннего финансового контроля учреждения

 

Формы Ответственные    
структурные    
внутреннего    
подразделения Документы и мероприятия  
финансового  
и должностные    
контроля    
лица    
     
       
  Кадровая Заполнение табеля учета рабочего времени,  
  служба соответствие данных приказам руководителя  
       
  Служба Ремонт и содержание нефинансовых активов  
Предварительный главного    
  инженера    
       
  Юридическая Документация по размещению закупок  
  служба    
       
  Специалисты Анализ соответствия кассовых расходов факти-  
  финансовой, чески производимым; сверка расчетов с контр-  
  экономической, агентами; по налогам с налоговыми службами;  
  бухгалтерской обработка и контроль оформляемых первичных  
Текущий служб учетных документов; инвентаризация нефинан-  
  совых активов, расчетов с поставщиками, подряд-  
     
    чиками, исполнителями; проверка расчетов по  
    оплате труда, гарантиям, компенсациям, вычетам;  
    расчет пеней и штрафов при несоблюдении  
    контрагентами условий договоров  
       
  Главный Проверка обоснованности первичных учетных  
  бухгалтер документов по оформлению фактов хозяй-  
    ственной жизни, логическая увязка отдельных  
Последующий   показателей; проверка качества ведения  
    регистров бухгалтерского учета и составления  
    бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ и  
    проверка налоговых деклараций и расчетов  
       

 


2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль


 

Одним из документов оптимизационного контроля является Положение о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств учреждения, целями которого выступают:

 

• выявление фактического наличия имущества;

 

• сопоставление фактического наличия с данными бухгалтер-ского учета;

• проверка полноты отражения в учете финансовых активов

 

и обязательств (выявление излишков, недостач);

 

• документальное подтверждение наличия имущества и обяза-тельств;

• определение фактического состояния имущества и его оценки. С помощью графика документооборота реализуется операци-

онный контроль на соответствие действующим стандартам, нормам, правилам, положениям, учетной политике, законодательным и другим нормативным актам. Ниже приведен фрагмент графика документо-оборота по применению заказчиком мер ответственности и совер-шения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.


 


 

 

 

            Таблица 7.4  
               
  Создание Проверка Обработка  
Документ              
Ответственный Срок Ответственный Срок исполнения Ответственный Срок исполнения  
  исполнения  
               
    Администрирование договоров      
               
1. Требование об Должностные На Главный В течение Должностные Направление  
уплате неустоек лица, ответ- следующий бухгалтер рабочего дня лица, ответ- требования  
(штрафов, пеней) в ственные за рабочий   с момента ственные за поставщику  
случае просрочки исполнение день после   представления исполнение (подрядчику,  
исполнения обяза- заключенного истечения   должностным заключенного исполнителю) в  
тельств поставщиком контракта срока   лицом контракта течение рабочего  
(подрядчиком,   исполнения   требования   дня  
исполнителем)   обязательств          
               
2. Приемка постав- Должностные В соответ- Должностные В соответствии Должностные В соответствии  
ленного товара, лица, ответ- ствии с лица, ответ- с условиями лица, ответ- с условиями  
выполненной работы, ственные за условиями ственные за договора ственные за договора  
оказанной услуги исполнение договора исполнение   исполнение    
  заключенного   заключенного   заключенного    
  договора   договора   договора    
               
3. Акты выполненных Должностные Комплект Главный В течение Бухгалтер В течение  
работ, оказанных лица, ответ- документов бухгалтер рабочего дня   2 (Двух)  
услуг, поставки ственные за в день   с момента   рабочих дней  
товаров, счета, исполнение исполнения   представления   формирование  
счета-фактуры заключенного обяза-   должностным   поручения на  
  контракта тельств по   лицом   оплату расходов  
    контракту   документов   через систему  
            АИСБП-ЭК  
               


2. Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль

 

В заключение можно сделать вывод, что результатом эффек-тивности государственного управления в бюджетной сфере стало усовершенствование финансово-экономического механизма и бюджетно-учетных технологий, используемых в практической деятельности образовательных организаций. В дальнейшем предполагается форми-рование системы мониторинга качества финансового менеджмента государственных и муниципальных учреждений. И такие показатели, как объем предоставленных государственных (муниципальных) услуг, их качество и доступность; законность и качество управления имуще-ством, используемым при оказании государственных услуг; качество управления доходами учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений); обоснованность планов финансово-хозяй-ственной деятельности; качество финансовой дисциплины, выражаю-щейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики; обоснованность наличия остатков субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, будут объективно оценивать деятельность любого учреждения.

 

Информационная система учета и отчетности, результаты деятель-ности сектора государственного управления для определенного круга внешних и внутренних пользователей подлежит трансформации и в будущем. Совершенствование системы бухгалтерского учета и финан-совой отчетности будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, разработанными на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора и направленными на обеспечение качества, полезности, доступности информации и откры-тости деятельности организаций.

Список литературы

 

1. Электронный ресурс. URL: http://econteor.ru/hste/opebr. php?pgh=8xx3 (дата обращения 02.06.2015).

2. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:

 

ИНФРА-М., 2005.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы». URL: http://zakonbase.ru/content/ part/169058 (дата обращения 01.06.2015).


 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...


 

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года».

 

5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

 

6. Жуклинец И.И. Финансовый менеджмент в бюджетном учреж-дении: монография. – СПб.: СПбАППО, 2013.

7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 164 «О порядке осуществления Комитетом государ-ственного финансового контроля Санкт-Петербурга полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю».

 

8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский(финансовый,управлен-ческий) учет: учебник. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2013.

9. Врублевская О.В., Николаева В.А., Попова М.И. Развитиебюджетно-учетных технологий в государственном секторе. – СПб.:

СПбГУЭФ, 2007. – С. 94–95.

 

10. Жуклинец И.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреж-дениях: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Сер. Бакалавр и магистр. Академический курс. – М.: Издательство Юрайт, 2015.


 


 

 

Заключение

 

Изменения в социально-экономической жизни в России и мире, произошедшие в последние десятилетия, актуализируют потреб-ность в изучении организационно-экономических механизмов управ-ления системой образования и образовательными организациями. Происходящие изменения обусловлены в первую очередь изменениями запроса со стороны общества к образовательной системе. Именно школьные системы управления являются первыми структурами, «прини-мающими» этот запрос от местного сообщества, в компетенцию которых входит профессиональная «обработка» этого запроса и передача органам управления образованием для учета при выстраивании и реализации образовательной политики.

 

Авторы на страницах монографии неоднократно отмечали возрас-тание на современном этапе развития российского образования значения научной обоснованности в управлении школой и ее соответствия глобальным вызовам и стратегическим ориентирам развития самой системы. В этом видится базовое условие моделирования (создания или совершенствования существующих) «социально -импульсной» системы управления школой как залога эффективного управления и дости-жения нового качества образования, обеспечивающего продвижение российской школы к новым результатам, которые могут стать общеми-ровыми ориентирами в развитии для зарубежных образовательных систем.

 

• будущем коллектив авторов предполагает продолжить

 

изучение проблематики, обозначенной в настоящем издании, и в новых публикациях более детально остановиться на вопросах совершенствования кадрового потенциала общеобразовательной организации как ведущего условия обеспечения качества образования


Заключение

и государственно -общественного управления школой как эффек-тивного средства гармонизации содержания и условий школьного образования с запросами социума.

 

Авторам монографии представляется перспективным органи-зация и проведение межрегионального исследования среди руково-дителей общеобразовательных организаций для выявления уровня их готовности и готовности педагогов к решению актуальных задач, стоящих перед системой общего образования и отдельными школами. В этом случае особым объектом изучения могут стать непосред - ственно управленческие практики школьных руководителей на предмет выявления распространения в них тех характеристик, которые выделены и представлены в настоящем издании.


 


 

Сведения об авторах

 

Волков Валерий Николаевич,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образо-вания, докторант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

 

Гришина Ирина Владимировна,доктор педагогическихнаук, профессор кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического

 

образования    
Жуклинец Ирина Ивановна, кандидат экономических
наук, доцент кафедры управления и экономики образования

Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, главный бухгалтер Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Курцева Елена Геннадьевна,кандидат педагогическихнаук, доцент кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

 

Лебедев Владимир Васильевич,кандидат экономических наук,

 

заведующий кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образо-

 

вания, доцент      
Матина Галина Олеговна, кандидат психологических
наук, доцент кафедры управления и экономики образования

Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования


Оглавление

 

Предисловие.................................................................................... 3

 

 

Введение....................................................................................... 4

 

 

Глава 1. Анализ концептуальных изменений в системе образования

 

в конце XX – начале XXI века 8

 

1.  Обзор изменений системы общего образования................... 8

 

2.  Причины концептуальных изменений в системе школьного

 

образования 20

 

3.  Проекты и программы развития российского образования

 

в 2000–2010-х годах 27

 

Глава 2. Современные подходы к управлению образовательной

 

организацией 34

 

1.  Актуальность изменения управления школьными организациями. 34

 

2.  Средства управления школьными организациями............... 42

 

3.  Моделирование системы управления школьной организацией

 

в изменяющихся внешних условиях 54

 

Глава 3. Анализ современных российских исследований управления

 

школьными организациями 65

 

1.  Проблемное поле современных исследований управления

 

школьной организацией 65

 

2.  Исследования в области подготовки руководителей образо-

 

вательных организаций для решения задач инновационного

 

развития школ. 78

 

Глава 4. Потенциал социального партнерства в модернизации системы

 

управления образовательной организацией 96

 

1.  Социальный заказ школе и вопросы формирования социального

 

партнерства в образовании 96


Оглавление

2.  Актуальное состояние механизмов государственно-обще-

 

ственного управления образованием 100

 

Глава 5. Управление развитием инновационных образовательных практик 111

 

1.  Инновационная образовательная практика как феномен... 111

 

2.  Управление развитием инновационных образовательных практик 115

 

Глава 6. Инновационные подходы к управлению закупками в образова-

 

тельных организациях: системы, критерии, инструменты 135

 

1.  Концептуальные подходы к управлению закупками для государ-

 

ственных нужд 135

 

2.  Содержание и инструменты контрактной системы в сфере

 

закупок........................................................................................ 143

 

Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии в системе

 

управления образовательной организацией 158

 

1.  Особенности бюджетной практики................................... 158

 

2.  Бюджетно-учетные технологии и финансовый контроль..... 166

 

Заключение................................................................................. 177

 

Сведения об авторах...................................................................... 179


 

 


 

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ АКАДЕМИИ

 

 

Научное издание

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

и УСЛОВИЯХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Монография

 

Под научной редакцией В.Н.Волкова

 

Редактор Левкович С.П. Верстка Бусоргина М.Н.

 

Подписано в печать 06.10.2015 Формат бумаги 60х84/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Объем 11,5 п.л. Тираж 500 экз. Заказ ¹ 00

Издательство Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11/13

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.194 с.)