Динамика численности региональных инновационных площадок в Санкт-Петербурге в 2013–2015 годах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика численности региональных инновационных площадок в Санкт-Петербурге в 2013–2015 годах



 

Параметр 2013 год 2014 год 2015 год
       
Количество тем, предложенных для работы инноваци-      
онных площадок      
       
Количество заявок учреждений (сетей) на работу в      
статусе инновационных площадок      
       
Количество региональных инновационных площадок      
       

 

Одной из предпосылок отмеченной активизации инновационной деятельности в Санкт-Петербурге является следование принципам государственно-общественного управления образованием и реали-зация модели профессионально-общественной оценки инновационной деятельности.

 

Модель профессионально-общественной оценки инновационной деятельности (табл. 2.4) как составной части государственно-обще-ственного управления образованием в регионе может быть выстроена на основе процессного подхода, содержащегося в международных стандартах качества ISO, и включает следующие элементы:

 

1. Процессы (процедуры):

 

• нормативное правовое и инструктивно-методическое регули-рование инновационной деятельности;


 


Глава 2. Современные подходы к управлению школой

• формирование экспертного сообщества и организация его деятельности;

 

• профессионально-общественная оценка (экспертиза) иннова-ционных проектов и разработок образовательных учреждений;

 

• информационное обеспечение.

2. Структуры (субъекты):

• инновационные проекты и разработки учреждений в области ГОУО;

 

• инновационные образовательные учреждения;

• органы управления образованием региона;

 

• консультативные органы при органах управления образо-ванием региона, созданные на принципах ГОУО;

 

• экспертное сообщество. 3. Дополнительные элементы:

 

• методики и критерии оценки инновационной деятельности.

 

Таблица 2.4

 

Модель профессионально -общественной оценки инновационной деятельности в образовательной системе

Процесс Процедура Субъект Документ  
         
Нормативное Разработка, утверж- Организатор: Законы и поста-  
правовое дение, издание орган управления новления  
и инструк- (пересмотр) норма- образованием. Правительства  
тивно-ме- тивных документов, Пользователи: субъекта Российской  
тодическое регулирующих иннова- инновационные Федерации; приказы,  
регулирование ционную деятельность образовательные распоряжения и  
инструктивно-ме-  
инновационной   учреждения,  
  тодические письма  
деятельности   консультативный  
  органа управления  
    орган, экспертное  
    образованием об  
    сообщество  
    осуществлении  
       
      инновационной  
      деятельности;  
      положение о  
      консультативном  
      органе при органе  
      управления  
      образованием  
         
Формирование Отбор участников в Организаторы: Положение о  
экспертного состав экспертного консультативный консультативном  
сообщества и сообщества. орган, экспертное органе при органе  
организация его Обучение экспертов. сообщество. управления  
деятельности Согласование позиций Пользователи: образованием,  
  по оценке (экспертизе) в орган управления положение об  
  образованием, экспертизе иннова-  
  экспертном сообществе  
    инновационные ционных проектов и  
    образовательные продуктов; серти-  
    учреждения фикаты экспертов  
         

 


2. Средства управления школьными организациями

 

      Окончание табл. 2.4  
Процесс Процедура Субъект   Документ    
             
Профессио- Организация и Организаторы:   Положение о    
нально- проведение оценки консультативный   консультативном    
общественная (экспертизы) иннова- орган, экспертное   органе при органе    
оценка ционных проектов и сообщество,   управления образо-    
  ванием, положение    
(экспертиза) разработок. привлеченные      
  об экспертизе    
инновационных Деятельность консуль- специалисты   инновационных    
тативного органа по научных      
проектов и   проектов и разра-    
разработок рассмотрению итогов организаций.   боток; приказы    
оценки (экспертиз) для Пользователи:   и распоряжения    
образова-      
присвоения орган управления   органа управления    
тельных      
/лишения статусов образованием,   образованием о    
учреждений региональных иннова- инновационные   присвоении/лишении    
    образовательных    
  ционных площадок образовательные      
    учреждений статусов    
  образовательным учреждения,      
    региональных    
  учреждениям и оценки заинтересованные      
    инновационных    
  итогов проекта. организации,   площадок, об    
  Создание, апробация и граждане и др.   утверждении инстру-    
  корректировка методик     ментария оценки    
  и критериев оценки     (экспертизы)    
             
Информа- Создание и обеспечение Организаторы:   Положение об органе    
ционное открытых информа- орган управления   управления образо-    
обеспечение ционных ресурсов образованием,   ванием региона    
консультативный      
  органа управления   Положение об    
  орган, экспертное      
  образованием, консуль-   информационных    
  сообщество.      
  тативного органа и Пользователи:   ресурсах системы    
  экспертного сообщества инновационные   образования    
  образовательные      
    учреждения,        
    заинтересованные        
    организации,        
    граждане и др.        
             

 

Управление школьной организацией в современных условиях рассматривается как деятельность, требующая подготовленности участников и обеспеченности ресурсами. Для эффективного управ-ления необходимы новые средства управления. Осуществление научно обоснованных изменений в управлении школьной организацией дает возможность в новых условиях получить новые средства управления. При этом важным представляется условие, при котором научный поиск и совершенствование практик управления школьными организациями проводилось на фоне изменений в управлении на всех уровнях образо - вательной системы.

 

Решение названных задач во многом зависит от состояния образо - вательных систем более высокого уровня и процессов в них проте -


 


Глава 2. Современные подходы к управлению школой

кающих. Эти влияния исследуются педагогической, экономической

 

и социологической науками, что дает обширный материал междисци-плинарного характера. Многие российские исследователи отмечают, что проекты и программы развития системы образования опреде-ляются внешними факторами, влияющими на их реализацию, и имеют глубокие внутренние противоречия, не позволяющие обеспечивать реформирование (А.Г. Асмолов, Т.Л. Клячко, А.М. Новиков, О.Н. Смолин

 

и др.). Еще в 2003 году А.М. Новиков, анализируя реформы в системе советского и российского образования, отметил, что они проводились достаточно часто (во второй половине XX века он насчитал шесть реформ), но не приносили существенных эффектов. После 1992 года стал складываться новый формат преобразований – модернизационные проекты и программы [30]. Подробно оценка влияния государственных программ и проектов на развитие образования раскрыта в гл. 1.

 

Общая причина существующего положения видится в ограни-ченной представленности реального стратегического, обращенного в будущее, компонента целеполагания и постановки задач на разных уровнях управления, включая школьный.

 

Это лимитирует управленческие решения на всех уровнях системы образования. Однако именно это положение позволяет определить первоочередную задачу руководителя школьной организации на современном этапе: потребность в постоянном анализе состояния дел в организации и ее окружении, основанном на понимании долго - срочности происходящих трансформаций как внутри отрасли, так и в обществе.

 

В этой связи можно отметить позицию К.М. Ушакова, который обозначает среди особенностей управления школьной организацией в период неопределенности неэффективность традиционно использу-емого в школах механизма «долгосрочного планирования». При этом он выделяет стратегическую установку современного и будущего

 

школьного управления: «признаком стратегического управления и планирования является изменение структуры организации; работа над видением будущего организации является ключевым и самым трудным компонентом стратегического планирования» [42, с.128].

 

Не менее важным для руководителя школьной организации в современных условиях становится потребность в решении и сугубо практической, но универсальной по степени действия задачи – потреб - ности в обновлении средств управления. В этом контексте увеличи - вается значимость:


 


2. Средства управления школьными организациями

 

• определения и создания «современных способов организации деятельности и управления учреждением» [40, с.51];

• согласования позиций всех участников образовательного процесса и социальных партнеров школьной организации, так как «достижение результатов управленческой деятельности зависит от организованности ее участников» [20, с. 24].

 

Для руководителей школьных организаций на первый план выходит потребность в постоянном поиске эффективных управлен-ческих решений. Это, с одной стороны, очевидная функция руково-дителя, а с другой – сложная задача, усугубляемая тем, что условия принятия решений варьируются и их последствия отсрочены. Подобное положение может рассматриваться как демотиватор и для работников, и для самого руководителя. Однако в настоящее время это является посто-янным условием, под влиянием которого протекают управленческие процессы в школьной организации, и необходимо изменить отношение к этому условию.

 

Разнонаправленность происходящих изменений в управлении школьными организациями велика. Вместе с тем часто выбор направ - ления преобразований проходит эмпирическим путем, а собственно их «реализация происходит бессистемно, стихийно, исходя из разных критериев популярности, «модности», слепого копирования зарубежных образцов, попытки адаптировать отдельные компоненты инновационных педагогических систем» [15, с. 72]. Это актуализирует потребность в научном обосновании управления школой.

 

Таким образом, следует выделить несколько условий организации

 

управления школой, способных обеспечить ее эффективность:

• повышение готовности школьной администрации к эффек-тивному управлению в постоянно и нелинейно изменяющихся условиях;

• формирование объективного, основанного на фактах, представ-ления об организации, учитывающего влияния внутренних и внешних факторов;

 

• формирование мотивации работников к труду и новых правил организации этой работы в соответствии с представлением об организации;

 

• обновление средств управления, имеющихся в распоряжении руководителя и администрации;

 

• понимание вспомогательной роли процесса управления по

отношению к образовательному процессу.

 

Обозначенные условия позволяют перейти к рассмотрению вопроса о моделировании системы управления школьной организацией.


 


Глава 2. Современные подходы к управлению школой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.041 с.)