Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели мониторинга реализации национальной образова-тельной инициативы «Наша новая школа»
Приведенные в табл. 2.2 данные мониторинга реализации нацио-нальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге показывают, что к 2014 году по итогам четырехлетнего периода увеличились все показатели, связанные с развитием государ-ственно-общественного управления образованием. Представленные региональные данные подтверждают содержательные результаты и основные эффекты, отмеченные по итогам анализа процессов развития в России государственно-общественного управления образо-
Глава 2. Современные подходы к управлению школой ванием после 1992 года. Это свидетельство изменений содержания управленческой деятельности в школах и повышения ее эффектив-ности. Перспективным направлением развития государственно-обще-ственного управления образованием является закрепление успешных практик в учреждениях уже их реализующих и распространение этих практик во всей системе образования. Общая задача может быть определена как перевод используемых средств государственно-общественного управления образованием из инновационного режима частных практик в режим функционирования во всей российской образовательной системе.
Вопросам влияния инновационной деятельности на качество образования и управления, на общее изменение школьной органи-зации посвящено много работ. При развитии инновационного проекта и включения школы в новые проекты происходит изменение всех составляющих ее практики, т. е. обеспечивается развитие школьной организации. При включении школы в инновационные проекты, транс-формируется ее организационная культура, что позволяет по-новому решать широкий спектр задач. В этой связи особую ценность представляют проекты, направленные на совершенствование управ-ленческих процессов.
В рассматриваемом вопросе исследователи особое внимание уделяют изучению и анализу школьных управленческих практик. Ф.Э. Шереги и В.И. Савинков утверждают, что «прогноз развития образования, опирающийся на его онтогенетическую функцию и посему носящий объективный характер, можно произвести, только опираясь на эмпирические показатели» [44, с.182]. Существующие школьные практики управления с точки зрения научного анализа не только могут быть обобщены, но и могут стать основой для выработки рекомендаций по их обновлению на основе различных научных подходов.
Обзор направлений инноваций в сфере управления школьной организацией и примеры разработок по этой проблематике позволяют утверждать, что в настоящее время возрастает значимость научно обоснованных подходов в управлении и адаптации возможностей таких подходов применительно к условиям конкретной организации.
Это позволяет:
• укрепить базовые основания управления;
• обновить управленческие практики;
• выстроить систему изменений образовательного процесса для повышения его качества.
2. Средства управления школьными организациями
Опережающие изменения в управлении во многом обусловлены инновационной активностью школьных организаций. По мнению А.М. Моисеева, посредством инновационной деятельности многие школы обеспечивали в 1990–2010-х годах свое поступательное развитие
и предопределили свою нынешнюю успешность. Это делает потребность такой работы приоритетной и ее «следует культивировать и развивать» [26, с. 25]. Это очень важно, так как «любые изменения в образовательной системе школы происходят за счет освоения и внедрения новых образо-вательных идей, моделей или технологий», т. е. «проблема качества инновационной деятельности школы сегодня не менее актуальная, чем проблема качества образования», и для решения обозначенной проблемы велика роль управления и управленческих новаций [41, с. 293].
Необходимо отметить, что инновационные преобразования в системе образования не самоорганизованны. Для их инициирования
и внедрения требуются специальные действия, условия и ресурсы. Совокупность этих условий определяет инновационную инфраструктуру системы образования. Такая инфраструктура должна способствовать проявлению инноваций на уровне образовательных учреждений (их объединений), обеспечивая их инновационный поиск и популяри-зацию получаемых результатов. В целом функциональная нагрузка инновационной инфраструктуры в системе образования заключается в реализации условий воспроизводства инноваций. Инновационная инфраструктура системы образования активно формировалась и разви-валась в 1990–2000-х годах. В ней представлены инновационные учреж-дения, мероприятия и проекты, система материально-технической и информационной поддержки учреждений и проектов. В инновационной инфраструктуре может быть выделено несколько основных элементов:
• инновационные учреждения, статусы которых зафиксированы в федеральной и региональной законодательной и нормативной правовой базе;
• конкурсы инновационной направленности для образова-тельных учреждений; • специализированные образовательные мероприятия. Организация инновационной деятельности в системе образо-
вания и формирование инфраструктуры для ее обеспечения характери-зуется противоречиями:
• между потребностью в создании соответствующей норма-тивной правовой базы и оперативностью (опережающем характере) ее разработки;
Глава 2. Современные подходы к управлению школой • между необходимостью постоянной инновационной деятель-ности и недостаточной подготовленностью к ней педагогов и руко-водителей;
• между стремлением педагогов и руководителей к разработке
и внедрению инноваций и неумением адаптировать имеющиеся новшества к условиям своего учреждения.
Практики инновационных организаций демонстрируют позитивные изменения различных сторон образовательной и управлен-ческой деятельности. Например, интересен опыт и многообразие резуль-татов 15-летнего проекта «Школы-лаборатории» Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, сформиро-вавшего во многом уникальную систему инновационного сетевого взаимодействия школ и учреждения дополнительного профессио-
нального образования (http://spbappo.ru/ и http://www.schoollabspb. okis.ru/). Обновление управленческих практик в Лицее г. Абакана на основе использования технологии проектных команд как разно-видности модульной технологии управления, позволяет обеспе-чивать существенное повышение качества обучения лицеистов (http:// festival.1september.ru/articles/314005/). Реализация инновационного проекта в школе № 24 (г. Старый Оскол) обеспечила построение модели стратегического управления, включающей комплексную программу стимулирования социальной активности школьных педагогов. Опыт лицея № 97 (г. Челябинск) свидетельствует, что инновационная актив-ность становится катализатором изменений управления учреждением. В публикациях об опыте школы подчеркивается, что в процессе иннова-ционной деятельности в проектные команды объединяются наиболее квалифицированные педагоги, и такие команды становятся составной частью системы внутришкольного управления.
Инновационные образовательные организации работают в соответ-ствии с нормативной правовой базой и на основе идей, содержащихся в программах и проектах развития образования. В настоящее время количество инновационных образовательных организацией в регионах достаточно велико, хотя их доля меньше, чем была в 1990-х годах: например, в 2013 году в Ярославской области – 34%, в Санкт-Петербурге – 25%. Как новая тенденция, проявившаяся к концу 2000-х годов, может быть обозначена практика принятия решений в ряде регионов (Воронежская, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Рязанская и Сахалинская области, Республика Удмуртия) об осуществлении иннова-ционных проектов школами, объединенными в сети. Такие решения
2. Средства управления школьными организациями представляются перспективными, так как позволяют решить проблемы, которые еще в 2009 году были выделены в рамках одного из проектов в системе образования Владимирской области. Сетевая форма органи-зации инновационных проектов обеспечивает преодоление затруднений
в организации опытно-экспериментальной работы и обеспечивает реализацию учреждениями опытно-экспериментальных программ с учетом социально-образовательной ситуации.
Целенаправленная и системная организация инновационной деятельности обеспечивает прозрачность всех процедур для ее участ-ников и рост инновационной активности. В Санкт-Петербурге в 2013–2015 годах это способствовало увеличению количества заявок образовательных организаций на осуществление инновационной деятельности и росту сети региональных инновационных площадок
(табл. 2.3).
Таблица 2.3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.029 с.) |