Проблемное поле современных исследований управления школьной организацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемное поле современных исследований управления школьной организацией



 

Перспективы исследований в области управления образованием определяются задачами, стоящими перед российским образованием

в эпоху глобальных общественных изменений. Результаты исследований создают фундамент для научно обоснованных изменений в системе управ-ления, нацеленных на успешное развитие образования.

Анализ направлений исследований позволяет выделить основные из них в области теории и практики управления школьными органи - зациями, которые в настоящее время задают вектор инновационного развития системы образования в целом и отдельных образовательных организаций, а именно:

 

• модели, механизмы и инструменты управления образова-тельными системами регионального и муниципального уровней, развитием образовательных организаций;

 

• профессиональное развитие руководителей образовательных организаций;

• управление качеством образования;

 

• социокультурный подход к управлению и развитию системы образования, его социокультурная модернизация;

• информационные технологии и ресурсы повышения качества

 

в сфере образования;

 

• научно-методические и нормативные правовые основания развития дистанционного обучения (в том числе, создание электронных ресурсов для профессионального развития и саморазвития руководи-телей образования, принятия управленческих решений, дистанци-


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

онного обучения для обеспечения вариативности в образовательных организациях различных уровней образования);

 

• организация и функционирование информационно-образова-тельного пространства в образовательных организациях;

 

• управление формированием и развитием кадрового потенциала через развитие системы непрерывного педагогического образования;

• социологические исследования в области образования и социализации для принятия решений на разных уровнях управления образованием;

 

• социологические «портреты» детей дошкольного возраста

 

и учащихся разных ступеней общеобразовательной школы;

 

• социологические исследования педагогического корпуса как особой социально-профессиональной группы;

• оценка социальной эффективности деятельности образова-тельных учреждений, образовательных проектов и программ.

 

Анализ результатов современных исследований и реальной практики позволяет сформулировать противоречия между:

 

• потребностью общества в обеспечении стратегического и инновационного прорыва и теоретико-методологической неподго-товленностью системы образования к реализации задач стратегиче-ского развития и стратегического лидерства;

 

• необходимостью реализации стратегических системных изменений в сфере образования и неразработанностью технологи-ческих основ реализации стратегий инновационного развития образо-вательных организаций;

 

• глобальностью задач развития системы образования в дости-жении стратегического лидерства и слабой теоретико-технологической проработанностью методов достижения стратегического лидерства на уровне образовательной организации;

 

• растущим уровнем требований к педагогическому менед-жменту и отсутствием научно обоснованной концепции компе-тентностного развития и профессиональной поддержки лидеров образования, управленческих команд в условиях изменений;

 

• нарастающей нестабильностью и усилением вероятност-ностного характера изменений и вызовов внешней среды и отсут - ствием научно обоснованной концепции развития школы в рыночных условиях, гибко реагирующей на данные процессы;

 

• необходимостью научного обоснования нового статуса современной школы и отсутствием исследований, раскрывающих


 


1. Проблемное поле современных исследований управления школой


 

особенности стратегического управления развитием некоммерческой общеобразовательной организации;

 

• актуальностью исследования проблемы продуктивного взаимодействия некоммерческой общеобразовательной организации

 

с потребителями образовательных услуг как специфического объекта стратегического управления и неразработанностью управленческих механизмов, обеспечивающих ее решение;

 

• потребностью практики в определении ориентиров развития некоммерческой общеобразовательной организации в условиях

 

конкурентной внешней среды и недостаточной изученностью в педагогической науке концепций маркетинга как возможного теоретического базиса для разработки инновационной стратегии современной школы.

 

Данные противоречия определяют направления исследований:

 

• поиск методологических основ и технологий, обеспечивающих решение задач качественного преобразования школы и ее стратегиче-ского прорыва в условиях системных изменений;

• выявление существующих и формирование инновационных ресурсов развития системы дополнительного профессионального образования руководителей образовательных организаций;

 

• разработка вопросов стратегического педагогического менед-жмента и личностно ориентированного, компетентностно обосно-ванного содержания профессиональной подготовки/переподготовки будущих/действующих руководителей к реализации функций страте-гического развития образовательной организации и достижения ими качественных уровней конкурентоспособности в условиях глобальной неопределенности.

 

Главная задача в условиях перемен – подготовить лидеров (агентов) перемен, которые умеют маневрировать в сложившихся обстоятельствах, рассматривают каждое изменение как новую благо-приятную возможность и знают, как сделать возможности эффек-тивными для организации. Для этого необходимо иметь четкое видение образа будущего и основных концепций. Это позволяет создавать новые инструменты для осуществления деятельности.

 

Подвергаются переосмыслению традиционные основы развития образования, в контексте философских и педагогических теорий акцентируются параметры развития образования, представляющие важное аксиологическое значение для формирования облика образо-вания будущего. Образование развивается как выбор из множества


 


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

не действительных элементов, а возможных структур не только с помощью конкуренции, но и кооперации. В силу постоянно нарушающих равновесие собственных процессов, образование переходит из одного состояния равновесия в другое на все более высоком уровне и нуждается в укреплении «человечности» («человекосообразности») педагогической системы. На уровне массовой школы существует потребность в разработке методологически выверенных подходов к качественному самопреобразованию в соответствии с тенденциями глобального развития.

 

Внедрение технологий стратегического развития и управления, отражающее динамику изменений во всех сферах глобального общества, имеет принципиальное значение для выполнения образованием функции инновационного развития общества. Стратегия – сложный и потен-циально мощный инструмент, с помощью которого образовательная организация может успешно ориентироваться в меняющейся внешней среде и достигать целей развития. Применение понятия и инстру-ментария «стратегий» в образовании, в контексте сравнения с миром реальной экономики, обоснованно, так как демонстрирует формирование и развитие конкурентной среды и в системе образования, в соответствии с нормами Закона «Об образовании в Российской Федерации» и реалиями практики. В применении подходов стратегического развития и управления в образовательной системе принципиальной задачей является разра-ботка стратегии развития образовательных систем, при которой базовые ценности личности ребенка и идеология гуманизма будут гармонично интегрированы и защищены в условиях рыночной реальности.

 

В исследовании В.И. Гама «Методология и технологии стратеги-ческого лидерства в условиях системных изменений в образовании» стратегии в образовании и стратегическое лидерство рассматриваются как близкие по происхождению явления. «Стратегическое лидерство – это способность системы управления вносить изменения в органи-зационный процесс, чтобы создавать и воспроизводить лидирующее положение организации среди себе подобных. Эта способность включает в себя видение будущего, восприимчивость к изменениям, умение влиять на людей, эффективное управление ресурсами. При этом лидерство как феномен (личные качества руководства органи-зации) и лидерство как система управления (менеджмент органи-зации) органично сочетаются и дополняют друг друга. Стратегическое лидерство как явление благодаря особой замкнутой структуре образо-вательных систем и лидерскому потенциалу имманентно присущему


 


1. Проблемное поле современных исследований управления школой


 

школьному педагогическому коллективу, выступает в качестве эргономичного и комфортного по отношению к школе инструмента внутренних преобразований, формирующих адекватность школы внешним требованиям» [1].

 

В.И. Гам доказал, что концептуально стратегическое лидерство как феномен и инструмент формируется и развивается посред-ством реализации компетентностного и деятельностного подходов

 

в педагогике, реализуя идею включения естественного компетент-ностного ресурса лидеров школы в процессах выработки, принятия решений, реализации и оценки эффективности стратегических задач и проектов школы.

 

Внутренним фактором продвижения стратегического лидерства

 

в условиях школы выступает управленческая команда. Управленческая команда состоит из членов коллектива, функционально обеспечи-вающих управление развитием школы, включая директора, его замести-телей, руководителей методических объединений. Управленческая команда:

 

• объединяет в поиске, выработке и в реализации оптимальных стратегических решений лидеров, функционально, профессионально, компетентностно и личностно ориентированных на реализацию задач стратегического развития;

 

• обеспечивает компетентностное развитие лидеров по мере решения задач развития школы;

• вовлекает педагогов в процессы стратегического развития школы. В современных условиях директор школы должен ориентиро-

 

ваться в вопросах стратегического управления, проблемах форми-рования образовательной программы, методах анализа достигнутых результатов, обеспечивать взаимодействие с социальными и педаго-гическими партнерами школы, эффективно использовать ее ресурсы и владеть средствами правовой защиты интересов образовательной организации.

 

Глобальные преобразования обусловливают необходимость для системы образования адекватно реагировать на имеющиеся и возни-кающие вызовы и обеспечивать эффективную реализацию стоящих перед ней государственных задач. Речь идет в первую очередь о внедрении процедур независимой оценки качества образования, реализации принципов государственно-общественного управления образованием, расширении спектра дополнительных образовательных услуг, введении новых финансовых механизмов. Согласно Закону


 


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

«Об образовании в Российской Федерации» школа приобретает новый статус некоммерческой общеобразовательной организации, что обусловливает возможность переноса на ее деятельность общих законов менеджмента и маркетинга.

 

Проблемам управления образовательными системами и организа-циями, становления экономических отношений в сфере образования, повышения их конкурентоспособности посвящены многочисленные исследования. В работах рассмотрены следующие аспекты: теоре-тические основы предпринимательской деятельности в образовании (В.П. Галенко, А.А. Швагирева и др.); теория и практика имиджевой деятельности образовательных учреждений (Е.П. Никоненко, Т.Н. Пискунова и др.); маркетинговая деятельность руководителей образо-вательных организаций (А.В. Курбатова и др.), особенности профес-сиональной подготовки и повышения квалификации руководителей и педагогов в области образовательного маркетинга (С.С. Битарева, Т.Б. Соколова и др.).

 

Исследование направлений развития школы как неком-мерческой общеобразовательной организации в соответствии с социальным заказом в современных исследованиях рассматривается как фундаментальная научная проблема, связанная с необходимостью анализа всех элементов сложноорганизованной системы общего образования. Видение управления школой в указанном контексте позволяет взаимно увязать интересы и потребности школы (как организации), граждан (как потребителей образовательных услуг)

 

и государства.

 

В исследовании И.А. Дониной на основании анализа теоретических работ и практики работы образовательных организаций разработана концепция развития школы, которая включает ведущие теории, основные принципы и организационно-педагогические основы становления школы как некоммерческой общеобразовательной организации [2].

 

В основу разработки концепции положены: теория компетентной организации и теория образовательного маркетинга. Теория раскрывает механизмы формирования ключевой компетенции организации как коллективного знания организации, создающей уникальную ценность для потребителя и возможность успешно конкурировать на рынке.

 

Теория образовательного маркетинга включает научные основы управления современной школой как рыночно-ориентированной организацией, отличительными особенностями которой являются: сосредоточение ресурсов организации на оказании таких образова-


 


1. Проблемное поле современных исследований управления школой

тельных услуг, которые востребованы в избранных школой сегментах рынка; понимание качества образовательных услуг как меры удовлет-ворения образовательных запросов потребителей; предпочтение превентивных методов, предугадывающих и активно формирующих спрос; доминирование ориентации на долгосрочную перспективу; непрерывность сбора и обработки информации о потребностях рынка образовательных услуг.

 

Концепция базируется на принципах:

 

• инновационности (обеспечение непрерывного развития организации и адаптации ее к изменяющимся условиям);

• субъект-субъектного взаимодействия (равноправие всех участ-ников партнерского взаимодействия, стимулирование их активности

в маркетинговой деятельности);

 

• самоменеджмента (возможность самоформирования и самораз-вития образовательной организации в зависимости от окружающих ее внешних условий);

 

• гуманистической направленности (предопределение гармоничного единства сочетания целей общества и личности – каждого из субъектов образовательного процесса образовательной организации).

Организационно-педагогические основы становления школы какнекоммерческой общеобразовательной организации включают:

• технологии и содержание внутриорганизационного обучения основам образовательного маркетинга всех субъектов образова-тельного процесса;

 

• способы включения их в управление маркетинговой деятель-

 

ностью;

• условия формирования маркетингово-ориентированной организационной культуры школы;

 

• систему развивающего сопровождения, предусматривающую взаимодействие ее субъектов по овладению маркетинговой деятель-ностью.

 

Методологическую основу развития школы составляет содержа-тельная интеграция маркетингового, персонифицированного и фасилита-тивного подходов на основе:

• направленности образовательной политики современной школы на удовлетворение существующих и формирование новых запросов потребителей образовательных услуг;

 

• учета и соблюдения баланса интересов потребителей образо-вательных услуг, общественности, государства и организации (марке-тинговый подход);


 


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

• рассмотрения субъекта образовательного процесса – неком-мерческой общеобразовательной организации как сложной, много-уровневой, открытой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равно-весия и генерировать новые формы организации своей жизнедея-тельности, используя внутренние ресурсы личности, свободу выбора вариантов решения проблемы в соответствии с профессионально-лич-ностными потребностями, интересами и затруднениями (персонифи-цированный подход);

 

• конструктивной совместной деятельности и эффективной коммуникации участников образовательного процесса, детермини-рующей развитие личности каждого из них и развитие организации

 

в целом посредством актуализации субъектного опыта каждого из участников, инициирования творческой активности и сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, создания ситуации безопасности, доверия, открытости и успеха всех субъектов образо-вательного процесса, построения особого взаимодействия субъектов, основанного на сотворчестве, соразвитии, событийности (фасилита-тивный подход).

 

Маркетинговая стратегия развития современной школырассматривается И.А. Дониной как инновационная стратегия становления некоммерческой общеобразовательной организаций, концептуальную основу которой составляют теория маркетинг-ме - неджмента и теория холистического маркетинга. Алгоритм проекти - рования маркетинговой стратегии: четко сформулированная миссия организации → инновационная стратегическая цель → генериро - вание инновационных идей → лидерство и командообразование вокруг инновационной цели → маркетинговый потенциал → страте - гическое планирование → механизм маркетингового комплекса → контроллинг.

 

Маркетинговый комплекс школы представляет систему действийпо организации маркетинговой деятельности коллектива:

• ассортимент образовательных услуг, стратегия и тактика ценообразования на дополнительные образовательные услуги;

• способы предоставления и продвижения образовательных услуг;

 

• готовность субъектов образовательного процесса к эффек-тивному взаимодействию в новых условиях;

• процесс оказания образовательных услуг; атрибуты качества сервиса и образовательных услуг.


 


1. Проблемное поле современных исследований управления школой


 

Маркетинговая компетентность рассматривается как интегра-

 

тивная характеристика эффективности процесса развития школы как некоммерческой общеобразовательной организации, отражает ее способность и готовность всех субъектов образовательного процесса к проектированию и реализации маркетинговой стратегии развития организации, направленной на формирование конкурентоспособной образовательной политики и маркетингово ориентированной органи-зационной культуры. Маркетинговая компетентность структурно представлена социально-личностной и организационно-управлен-

 

ческой составляющими. Социально-личностная составляющая марке-

 

тинговой компетентности некоммерческой общеобразовательнойорганизации отражает социальную значимость личностного развития субъектов образовательного процесса и характеризуется наличием ценностей и мотивов личности, адекватных целям и задачам марке - тинговой стратегии; личностных качеств, значимых для совместной маркетинговой деятельности; знаний в области образовательного маркетинга; умений и навыков практического решения маркетинговых задач; творческих и рефлексивных способностей.

 

Организационно-управленческая составляющая показывает,

 

насколько эффективно общеобразовательная организация достигает своих целей, связанных в первую очередь с управлением образова-тельным процессом. Организационно- управленческая составляющая проявляется в готовности организации к: проектированию маркетин-говых стратегий организации; формированию системы маркетинг-ме-неджмента; взаимодействию с партнерами и клиентами, выстраиванию долгосрочных взаимовыгодных отношений; использованию преиму-ществ сетевого, межорганизационного и межличностного взаимодей-ствия; разработке и проведению мероприятий имиджевого характера.

 

В современных исследованиях по андрагогике, психо-логии, менеджменту (Т.Ю. Базаров, Г. М. Мануйлов, К. Прахалад, В.А. Сластенин, П.Р. Сперроу, Дж. П. Ходкинсон и др.) выделена такая важная характеристика современной организации, как компе-тентность, и вводится понятие «компетентная организация». Ведущей характеристикой компетентной организации является компетент-ность всех ее сотрудников в разрешении проблем, приобретении

 

и усвоении новых знаний, сообщаемых потребителями, членами органи-зации друг другу, эффективном их распространении внутри органи-зации благодаря постоянному обучению на основе собственного опыта

и опыта других.


 


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

В современных педагогических исследованиях (В.И. Зверева, В.Н. Волков, И.В. Гришина, О.Е. Лебедев, А.М. Моисеев, К.М. Ушаков, Р.М. Шерайзина и др.) определяются ведущие концептуальные идеи управления современной школой, в которых раскрываются предпо-сылки нового направления развития теории управления школой как социальной организацией. Школе как социальной организации присущи все атрибуты таких организаций: взаимодействие с внешней средой, ориентация на удовлетворение определенных потребностей, достижение внешних и внутренних целей, использование ресурсов, наличие коллектива, наличие внутренней среды, организационной культуры, разделение труда, потребность в управлении и т.д. В школе наряду с собственно образовательным процессом осуществляются и другие виды процессов, значимых для достижения организационных целей.

 

Рост самостоятельности школ в выборе стратегии собственного развития приводит к тому, что занять достойное место на рынке образовательных услуг смогут те школы, которые нашли свою «нишу», обладают уникальным предложением, востребованным потребителями, сильными конкурентными преимуществами. В связи с этим возникают новые функции школы: экономическая функция (эффективная реали-зация возможностей, предоставляемых новыми механизмами хозяй-ствования как самостоятельного субъекта) и функция соуправления (субъектов организации как группы единомышленников).

 

Такая позиция гармонично сочетается с государственной политикой в области образования. Одним из существенных изменений, представленных в законе, является замена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация», предпола-гающая иной взгляд на характер деятельности этого субъекта. Замена терминов подчеркивает самостоятельность субъекта, актуализирует развитие предпринимательства и активное взаимодействие с внешней средой, в частности с потребителями образовательных услуг, обуслов-ливает возможность переноса на его деятельность общих законов менеджмента и маркетинга.

 

Методологическая основа развития школы как общеобра-зовательной организации раскрывается как непротиворечивая методологическая платформа, включающая маркетинговый, персони-фицированный и фасилитативный подходы. Персонифицированный подход (В.П. Беспалько, Т.Э. Галкина, И.С. Казаков, В.Е. Клочко, С.В. Кондратьев, О.В. Попова и др.) позволяет руководителям


 


1. Проблемное поле современных исследований управления школой


 

выстроить процесс развития школы, сохраняя возможность каждого субъекта оставаться самим собой, развивать свой внутренний мир, овладевая при этом новым опытом взаимодействия по развитию организации. Фасилитативный подход (Р.С. Димукаметов, М.Н. Певзнер, К. Роджерс, С.Я. Ромашина и др.) детерминирует развитие личности каждого из субъектов образовательного процесса и развитие организации в целом в результате построения особого взаимодей-ствия, основанного на сотворчестве, соразвитии, событийности. Идея фасилитационного субъект-субъектного взаимодействия выражается в актуализации опыта каждого из участников, инициировании творческой активности и сопровождении индивидуального развития каждого субъекта. Маркетинговый подход (А.И. Барановский, Н.Л. Галетова, Е.А. Ганаева, А.П. Егоршин, И.В. Захарова, В.Н. Зотов, Н.П. Литвинова, А.П. Панкрухин, Т.Н. Третьякова др.) обеспечивает содер-жательную интеграцию выделенных подходов за счет сосредоточения политики образовательной организации на удовлетворении запросов и нужд потребителей образовательных услуг, обеспечении учета и соблюдения баланса интересов потребителей, общественности, государства и образовательной организации.

 

Теория компетентной организации (О.В. Малыгина, Дж. Ходкинсон, П. Р. Сперроу) описывает сущность компетент-ности организации и ее роль как коллективного знания организации, создающего уникальную ценность для потребителя и возможность успешно конкурировать на рынке. При этом основной особенностью компетентности школы как организации является ценность для потребителя и уникальность на протяжении определенного периода. Компетентная организация, включающая наиболее важные характе-ристики обучающейся организации, ориентирована на аккумулиро-вание индивидуального и коллективного, внешнего и внутреннего знания и, интегрируя их, обеспечивает конкурентное преимущество организации. Пространство обучающейся организации благоприятно для обеспечения наиболее полного использования персоналом органи-зации информальных ресурсов среды и, как следствие, успешного, свободного и активного саморазвития каждого субъекта и всей организации.

 

Таким образом, реализация концепции развития школы как общеобразовательной организации связана с двумя векторами развития. Первый вектор предполагает стратегическое маркетинговое управление и принятие всеми субъектами ценностей образовательного


 


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

маркетинга. Второй вектор – становление школы как компетентной организации и создание пространства обучающейся организации.

 

К основным принципам развития общеобразовательной органи-зации относятся принципы инновационности, гуманистической направленности, субъект-субъектного взаимодействия и самоменед-жмента. Принцип инновационности предполагает, что «инновацион-ность» превращается в «образ жизни» и базовое свойство организации как социальной системы, характеризующее ее непрерывное развитие

 

и адаптацию к изменяющимся условиям, способность влиять на них; актуализирует поиск возможностей для развития во внешней среде.

 

Принцип гуманистической направленности обеспечивает гармо-

 

ничное сочетание целей государства, общества, педагогического персонала, личности потребителей образовательных услуг. Принцип субъект-субъектного взаимодействия гарантирует равноправие всехучастников партнерского взаимодействия, стимулирует их активность в маркетинговой деятельности. Принцип самоменеджмента утверждает естественность саморазвития любого процесса или явления, возможность самоформирования и саморазвития образова-тельной организации в зависимости от внешних условий.

 

К организационно-педагогическим основам становления школы как общеобразовательной организации относятся организационные формы, процессы и отношения.

 

Основной задачей внутриорганизационного обучения выступает формирование способности и готовности субъектов образовательного процесса к маркетинговой деятельности. На этой основе возможно принятие всеми субъектами принципов и ценностей образовательного маркетинга и следование этим принципам на практике.

 

Обеспечение включенности субъектов образовательного процесса в маркетинговую деятельность позволяет реализовать новую парадигму управления, которая предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходит работа в командах, обеспечивающая взаимодействие, непрерывное обучение

 

и самосовершенствование. Руководители становятся партнерами для всех членов организации, что позволяет всему коллективу выступать единой командой, проявлять инициативу, творческое участие, успешно адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды.

Развивающее сопровождение представляет собой организо-ванный процесс целенаправленного педагогического, психологиче-ского и социального влияния на субъекты образовательного процесса в


 


1. Проблемное поле современных исследований управления школой


 

интересах обеспечения конкурентоспособности общеобразовательной организации, поддержки эффективности маркетинговой деятельности и самореализации каждого из субъектов взаимодействия.

 

Создание команды, выполняющей роль маркетинговой службы, способствует повышению эффективности маркетинговой деятель-ности общеобразовательной организации. Команда осуществляет маркетинговое управление, предполагающее выполнение таких условий, как: ориентация всей деятельности организации на потреб-ности и спрос рынка, подчинение деятельности всех подразделений

 

и всего персонала принципам маркетинга, реализация интегрально-координирующей функции по отношению к другим подразделениям

 

и контроль маркетинга.

 

Некоммерческая общеобразовательная организация определяется в современных исследованиях как особый вид компетентной органи-зации, ориентированной:

 

• на выполнение социального образовательного заказа личности, общества и государства по реализации основных и дополнительных программ общего образования;

 

• аккумулирование индивидуального и коллективного знания

 

и превращение этих знаний в конкурентное преимущество организации;

 

• достижение социального эффекта (а не прибыли) как основной стратегической цели.

Маркетинговая стратегия позволяет обеспечить сбалансирован-ность и гармонизацию интересов общеобразовательной организации, потребителей образовательных услуг и общества в целом и направлена на повышение эффективности своей деятельности, формирование конкурентных преимуществ в результате разработки и оказания образовательных услуг, соответствующих образовательным потреб-ностям потребителей, «выращивание» общественно значимых образо-вательных потребностей.

 

Концептуальную основу проектирования маркетинговой стратегии составили теории холистического маркетинга и маркетинг-мене-джмента.

Теория холистического (целостного) маркетинга (Ф.Котлер,

 

К.Л. Келлер) основана на принципах корпоративного проектирования маркетинговых программ, процессов и маркетинговых мероприятий, обеспечивающих сбалансированность внешних и внутренних знаний субъектов организации в области маркетинга. Компонентами холисти-ческого маркетинга являются: интегрированный маркетинг, социально-


 


Глава 3. Анализ современных российских исследований управления школой

ответственный маркетинг, маркетинг взаимодействия и внутренний маркетинг. Согласно теории холистического маркетинга, маркетин-говая стратегия как инновационная связана с поиском новых путей достижения экономического и социального эффектов за счет:

• возможностей развития как предлагаемых ею услуг, так

 

и выбранных ею целевых аудиторий (интегрированный маркетинг);

 

• эффективного взаимодействия с общественностью, организа-циями-партнерами и другими субъектами образовательного процесса (социально-ответственный маркетинг и маркетинг взаимодействия);

 

• развития человеческих ресурсов некоммерческой общеобразо-вательной организации (внутренний маркетинг).

 

Развивая идеи теории маркетинг- менеджмента, разработанной Ф. Котлером, К.Л. Келлером, Р. Уинсли, И.В. Донина в своем исследо - вании определяет маркетинг-менеджмент как науку и искусство разра-ботки и реализации креативных маркетинговых стратегий, на основе которых разрабатывается комплекс маркетинговых мероприятий в результате выбора, обеспечения и продвижения образовательных услуг, обладающих высокой ценностью для потребителя и оптими-зации процесса их предоставления.

 

Разработка и реализация маркетинговой стратегии предпо-лагает непрерывный анализ потребностей и ожиданий ключевых потребительских групп, разработку и оказание востребованных ими образовательных услуг, включающих имиджевую, содержательную, технологическую и сервисную составляющие, что позволяет обеспечить более полное удовлетворение потребностей.

 

2. Исследования в области подготовки руководителей образовательных организаций для решения задач инновационного развития школ

 

Стратегической целью государственной политики в области образования, сформулированной в Концепции долгосрочного социаль-но-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является повышение доступности качественного образо-вания, его гармонизация с требованиями инновационного развития экономики, ориентация на удовлетворение потребностей общества и каждого гражданина. Достижение этой цели предполагает обеспе - чение инновационного характера базового образования, модерни-


 


2. Исследования в области подготовки руководителей школ


 

зацию институтов системы образования как инструментов социального развития, создание системы непрерывного образования, подго-товку и переподготовку профессиональных кадров, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Основными заказчиками образова-тельных услуг становятся представители общества и работодатели как конечные потребители данных услуг. Представители общества привлечены к созданию образовательных стандартов, обновлению инфраструктуры и содержания образования, оценке эффективности образовательных организаций.

 

В настоящее время происходят значительные изменения в области профессионального образования и обучения. Институциональный анализ профессионального образования позволяет обнаружить, что одним из пусковых механизмов модернизации выступают постоянно изменяющиеся требования к профессиям.

 

Как показывают международные исследования, проблема подготовки специалистов тесно связана со становлением концепции профессионализма, на которую воздействуют различные соци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.143 с.)