Особенности бюджетной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности бюджетной практики



 

Одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики является применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выполнении работ и оказании услуг, обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

 

Ретроспективный анализ показывает, что Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» использовал экономический термин «инновация», понимая под этим новые комбинации факторов производства по созданию нового продукта, использованию новой технологии производства и новой организации труда, открытию новых рынков сбыта и источников сырья [1]. Современный экономический словарь трактует инновацию как «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на исполь-зовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности» [2]. Под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение

 

новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения
в организации деятельности, в управлении, во взаимоотношениях

с потребителями. Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозна - чения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение».


1. Особенности бюджетной практики

 

В официальном документе – Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы – впервые было дано определение инновации, которая трактуется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Инновации – это симбиоз политики и рыночных отношений для решения приоритетных вопросов в области стратегического и общественного развития, национальной безопас-ности государства [3].

 

Деятельность инновационного государства осуществляется посредством долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации, в которой формулируются основные подходы к струк-турным реформам с увязкой бюджетных ограничений, определяются предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ, намечаются ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

 

Особое место в бюджетной политике России занимают государ-ственные программы, включающие в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, направленные на реализацию приори-тетов не только в образовании, но и в других сферах общественного развития. Разработка и реализация государственных программ Российской Федерации осуществляется в соответствии со Стратегией инновационного развития до 2020 года [4]. При определении объемов расходов, характеризующих параметры Стратегии «Инновационная Россия – 2020», используется группировка направлений развития: инновационный человек, инновационный бизнес, эффективная наука, инновационное государство, инфраструктура инноваций и участие в глобальной инновационной системе, территории инноваций.

 

Всего, начиная с 2011 года, в федеральном бюджете предусмот-рены ассигнования по пяти ключевым направлениям, состоящим из 41 государственной программы. Так, по направлению «Инновационное

развитие и модернизация экономики», включающее 17 программ, в 2014 году было запланировано в федеральном бюджете 1844,9 млрд. руб. Программа «Управление государственными финансами и регули-рование финансовыми рынками» была включена в 2014 году поста - новлением Правительства Российской Федерации № 320 от 15 апреля 2014 года в направление «Эффективное государство».


 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...

Надо отметить, что одной из составляющих управления общественными финансами является представление всеобъемлющей

и достоверной отчетности о финансовом состоянии учреждений государственного сектора и результатах его деятельности. Реализация принципов эффективного и ответственного управления финан-совыми средствами осуществляется через систему последовательных

и методологически увязанных друг с другом правительственных программ: Принципы реструктуризации бюджетного сектора, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Изменение ранее действующей системы учета в бюджетной сфере связано именно с Концепцией

 

реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации

 

в 2004–2006 годах, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №249 от 22.05.2004. В ней первым по значи - мости направлением реформы бюджетного процесса было названо реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета. Современные исследователи анализировали происходящие процессы в системе бюджетного учета, и в работах авторов приведены итоги анализа методологических аспектов учета

 

в 2004–2008 годах:

 

• «принципиально изменен понятийный аппарат. Введены термины «текущие доходы, расходы, результат финансовой деятель-ности учреждения; кассовые поступления и выбытия при обеспечении учета движения средств; администратор доходов бюджета и расходов; кассовые и фактические доходы; журнал операций (упразднено понятие мемориальных ордеров);

 

• изменен и расширен порядок учета нефинансовых активов. Вместо начисления износа на основные средства стала начисляться амортизация. Определен порядок учета непроизведенных и нематериальных активов;

 

• из объектов бухгалтерского учета исключены малоценные предметы, которые в соответствии с критерием срока использования в деятельности учреждения относятся либо в состав основных средств, либо в состав материальных запасов;

 

• упразднено понятие активнопассивных счетов. Все счета взаиморасчетов разделены на активные и пассивные;

• введен учет санкционирования расходов бюджета (лимитов, ассигнований, обязательств)» [9].


 


1. Особенности бюджетной практики


 

Существующая до недавнего времени в России система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях. Несмотря на реформы и преобразования, функционировала в отрыве от современных подходов к развитию государственного и муниципального управления, от принципов оптимальности, эффектив-ности и достаточности предоставления государственных и муници-пальных услуг.

 

Правительство Российской Федерации, анализируя функцио-нирование сектора государственного управления, сделало вывод, что деятельность государственных и муниципальных учреждений необходимо рассматривать как продавца на рынке услуг, как участника какого-либо проекта или партнера сделки. До недавнего времени в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством учреждением называлась организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-куль-турных или иных функций некоммерческого характера и финан-сируемая им полностью или частично за счет средств бюджета. В настоящее время понятие «учреждение» претерпело серьезные изменения и государственное (муниципальное) учреждение трактуется как унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управ-ленческих, социально-культурных или иных функций некоммерче-ского характера.

 

С принятием инновационного управленческого документа в рамках бюджетной реформы по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений были изменены правовые, финансовые и организационные инструменты для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств по реализации основной миссии организации – оказание услуг населению, по большей части на бесплатной основе [5]. На рис. 7.1 представлена система инструментов управления финансовыми средствами в секторе государственного управления.

 

Разделение учреждений бюджетной сферы на типы изменили не только формат финансового обеспечения их деятельности, но и правовое регулирование имущественных вопросов, степень свободы распоря-жения доходами, сферу ответственности учреждения и учредителя, оказание услуг (выполнения работ) на основе законодательно утверж-денных базовых (отраслевых) и ведомственных перечней (реестров).


 


162

 

 

Рис. 7.1. Система инструментов управления финансами в секторе государственного управления[6]


1. Особенности бюджетной практики


 

Финансовым инструментом бюджетного планирования расходов для бюджетных и автономных учреждений стало государственное (муниципальное) задание, тогда как для казенных – бюджетная смета. Обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которая рассчитывается с учетом нормативных финансовых затрат на оказание услуг физическим и юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

 

В гражданском законодательстве имущество подразделяется на следующие группы: имущество, которое выделил учреждению собственник или собственник выделил средства на его приобретение; имущество, приобретенное учреждением (исключения казенные учреж-дения) за счет средств от приносящей доход деятельности. Кроме этой классификации, имущество подразделяется на недвижимое, особо ценное движимое и иное движимое имущество. Для реализации норм имущественных отношений в синтетический счет объекта учета введен аналитический код по имуществу: 1 – недвижимое имущество; 2 – особо ценное движимое имущество; 3 – иное движимое имущество, а изменения на балансовом счете «Расчеты с учредителем» позволяют внешним пользователям контролировать операции, совершаемые учреж-дениями с недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

 

И, если ранее учет выделяемых собственником (государством) в бессрочное (безвозмездное) пользование учреждениям земельных участков не предусматривался, то внесенные изменения в норматив-но-распорядительные документы, позволяют вести балансовый учет по кадастровой стоимости.

 

В табл. 7.1 приведена краткая характеристика правового регули-рования имущественных вопросов типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных.

 

В настоящее время система нормативного регулирования бухгал-терского учета и отчетности государственных учреждений состоит из совокупности документов, распределенных по уровням [10]:

Первый уровень – законодательный.

 

1. Закон «О бухгалтерском учете» является правовым механизмом регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые требо-вания к бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.  Трудовой кодекс Российской Федерации конкретизирует отдельные вопросы материальной ответственности работников, регулирует другие важные вопросы.


 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...

3. Иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации в данной области.

 

Второй уровень – нормативный.

 

1. Единый План счетов бухгалтерского учета для органов государ - ственной власти, органов местного самоуправления, органов управ-ления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

 

и Инструкция по его применению утвержден приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. В этом документе закреплена методо - логия ведения бухгалтерского учета во всех субъектах учета.

 

2. План счетов бюджетного учета, бухгалтерского учета бюджетных учреждений, автономных учреждений и Инструкции по их применению, утвержденные соответственно приказами Минфина России № 162н от

06.12.2010, № 174н от 16.12.2010, № 183н от 23.12.2010.

 

3. Приказ Минфина России № 65н от 01.07.2013 «Об утверж - дении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

 

4. Приказ Минфина России № 191н от 28.12.2010 «Об утверж - дении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

 

5. Приказ Минфина России № 33н от 25.03.2011 «Об утверж - дении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муници-пальных) бюджетных и автономных учреждений».

 

6. Приказ Минфина России № 52н от 30.03.2015 «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государ-ственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государ-ственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

 

Третий уровень – методический.

 

1. Отраслевые стандарты — стандарты профильных министерств

 

и ведомств.

 

2. Правовые акты по вопросам бухгалтерского учета, издаваемые Федеральным казначейством и другими уполномоченными органами государственного управления.


 


Таблица 7.1

 

Имущественные отношения и распоряжение имуществом государственными учреждениями

 

Признак Казенные учреждения   Бюджетные учреждения     Автономные учреждения  
             
    Недвижимое имущество        
         
    Не имеет права распоряжаться без   Не имеет права распоряжаться без  
    согласия собственника:   согласия собственника:  
    закрепленным на праве опера-   закрепленным на праве опера-  
    тивного управления недвижимым   тивного управления недвижимым  
    имуществом;   имуществом;  
    приобретенным за счет средств   приобретенным за счет средств  
    выделенных собственником средств   выделенных собственником средств  
    недвижимым имуществом;   недвижимым имуществом.  
    недвижимым имуществом, приоб-   Имеет право самостоятельно распоря-  
Правовое Не имеет права отчуждать ретенным за счет средств от приносящей   жаться недвижимым имуществом, приоб-  
регулирование или иным способом доход деятельности   ретенным за счет средств от приносящей  
имущественных распоряжаться любым       доход деятельности  
вопросов имуществом            
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ)    
       
       
    Не имеет права без согласия собственника распоряжаться ОЦДИ, как закрепленным  
    собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств.  
    Вправе самостоятельно распоряжаться приобретенным за счет средств, полученных  
    от приносящей доход деятельности, ОЦДИ      
           
    Иное движимое имущество      
       
    Имеет право распоряжаться без согласия собственника иным движимым имуще-  
    ством, как закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных  
    собственником средств, так и за счет средств, полученных от приносящей доход  
    деятельности      

 

 


Глава 7. Инновационные финансово-экономические технологии...

Четвертый уровень – субъектовый.

 

Стандарты экономического субъекта. К уровню учрежденческих стандартов относится учетная политика учреждения, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

 

Динамичность происходящих процессов в методологии бухгалтер-ского учета подтверждается изменениями нормативных документов второго уровня в 2014 году. Приведем некоторые изменения в методологии учета:

 

• введены принципы непрерывности деятельности, временной определенности факта хозяйственной деятельности или принцип начисления, полноты, рациональности, своевременности и осмотрительности;

 

• юридически закреплено понятие «событие после отчетной даты»;

 

• расширено применение счета расчетов по ущербу имущества. Помимо операций по выявленным недостачам, хищениям денежных средств, иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей, учитываются также причиненный вследствие действия (бездействия) должностных лиц учреждения ущерб, суммы задолженности, своев-ременно не возвращенные подотчетными лицами; излишне произве-денные выплаты и т.д.;

 

• введены резервы предстоящих расходов;

 

• введен счет в раздел «Санкционирование расходов экономиче-ского субъекта» по учету принимаемых обязательств при размещении закупок конкурентными способами;

 

• отражение физически отсутствующего в учреждении имущества: материальные ценности, выданные в личное пользование работникам для выполнения служебных обязанностей на забалансовом счете.

Внедрение инноваций в практическую деятельность учреждений реализуется путем детализации действующих и внедрения новых бюджетно-учетных технологий и процедур в информационно-бухгал-терскую систему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.043 с.)