Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический аспект аргументацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая сторона аргументации – важный аспект речи. Средства психологического воздействия на аудиторию представляют собой внушение. Задача внушения – создать ощущение добровольности при восприятии чужого мнения, его привлекательности и актуальности для слушателей. Искусство психологической аргументации определяется способностью оратора вызывать в сознании слушателя ощущения и эмоции, созвучные выдвигаемым идеям, а не противоречащие им или навевающие безразличие и скуку. Принципиальная необходимость элементов внушения в публичной речи признается практически всеми направлениями и школами риторики, а также современной психологией. Внушение широко распространено в общественной жизни, особенно в сфере межличностного общения людей. Так или иначе человек в течение всей жизни подвергается определенному внушающему воздействию. Без опоры на чувства и эмоции практически невозможно решить проблему формирования убеждений личности, ибо, вооружая людей только знаниями, нельзя достичь эффекта в воспитании, так как полученные знания не будут подкреплены чувством. Обращение к чувствам и эмоциям аудитории – совершенно закономерный, естественный процесс. Всякий человек, убеждающий в чем-либо другого, так или иначе внушает ему какие-то мысли и чувства, а подготовленный слушатель вправе сам оценивать, не применяются ли против него недопустимые приемы убеждения и внушения и воспринимать только то, что сочтет нужным и правильным. Эффект внушения в значительной степени зависит от личности аргументатора. Далеко не всегда аудитория добровольно и покорно воспринимает внушаемые ей идеи и чувства. Оратор должен обладать не только высокими собственными морально-нравственными качествами, чтобы внушать что-то другим, но чувствовать психологию аудитории и уметь к ней подойти, владеть определенной речевой тактикой психологического внушения. Современная аудитория не приемлет книжности, голой дидактики, нравоучений, поучающего или менторского тона. Успешно общаться с людьми способен лишь тот оратор, который уважает людей и не подчеркивает своего превосходства в знаниях и опыте жизни, а наоборот, как бы советуется со слушателем и приглашает его к разговору на равных. Внушающим воздействием обладают все виды доводов, в том числе и рационально-логические. Что касается собственно психологических средств внушения, то их убеждающая роль реализуется во многом посредством доводов к этосу, топосов, доводов к пафосу, к доверию или недоверию слушателя. Психологические доводы к этосу требуют учитывать условия, предлагаемые оратору аудиторией. Они апеллируют к нравственным, морально-этическим нормам и чувствам оратора и слушателей. Это могут быть доводы к согласию, к сопереживанию или, напротив, к совместному эмоционально-нравственному отвержению чего-либо. К примеру, фраза «Мой подзащитный руководствовался вполне понятным чувством – чувством справедливости и, к тому же, действовал не в своих личных интересах» – может рассматриваться как этический аргумент. Это высказывание содержит две нравственные установки: стремление к справедливости и бескорыстие – мотивы, способные вызвать чувство сопереживания по отношению к подсудимому. Психологические аргументы строятся на оценках и нормах, опираются на мнение самого говорящего, но обращены к личности слушателя и ориентируются на его интересы и пристрастия. «Идея неизменно посрамляла себя, – писал в свое время К. Маркс, – как только она отделялась от интереса». Эта афористичная и уже ставшая хрестоматийной мысль актуальна по-прежнему. Разумеется, ориентация аргументатора на нравы и интересы слушателей не означает, что восприятие должно представлять собой абсолютно бесконфликтный процесс механического наложения информации на уже сформированные в сознании связи и отношения. Выступление может носить конфликтный характер. Но человек, убеждающий в чем-либо других людей, должен быть уверен, что аудитория вкладывает в его слова и фразы именно то значение и то отношение, которое он имеет в виду. В убеждающей речи неоценимую роль играют психологические топосы. Ю. В. Рождественский описывает психологические топосы как основные суждения, через которые ведется риторическое убеждение массовой аудитории и формируются новые общественная мораль и нравственность. Он классифицирует такие топосы по совокупности смысловыразительных возможностей языка и нравственных особенностей, выделяет частные, специальные и всеобщие топы. К частным топосам могут быть отнесены, по мнению автора, такие, как традиции семьи, прецеденты деятельности какой-либо фирмы и ее философия, традиции театра или научной школы и т. п. Специальные топосы распространяются на людей, принадлежащих к одной профессии. Это, например, может быть клятва Гиппократа у врачей, воинская присяга у военнослужащих, требование следовать закону у юристов и т. п. В основании всеобщих топосов лежат универсальные смысловыразительные возможности языка, распространяемые на общение в любых видах словесности, в любых коллективах и профессиях (т. е. в универсальной аудитории). Психологические топосы выступают обычно этически организованными. Они имеют особое значение для общественно-политического красноречия, а также для судебной риторики как средство психологической аргументации. Этически организованными топами являются суждения, которые включают нравственные категории и понятия. Например, топы типа: благо, зло, враг, друг формируясь на основе лексических значений общего характера, в конкретных высказываниях будут считаться этически организованными. «Этически организованные всеобщие топы есть ценностные суждения по своему происхождению. …Эти этически организованные всеобщие топы являются смысловыми носителями морали. Мораль, по своей природе, есть, с одной стороны, знание, а с другой – опыт. Характерная особенность такого опыта и знания заключается в том, что в отличие от всех других норм мораль действует неотвратимо и анонимно. Если нормы права предполагают деяние, суд, учет конкретных интересов в данном деле и имеют прямое действие через суд, то нормы морали касаются любого деяния. Всякое деяние имеет результат, который получает оценку в последующем, которая на практике проявляется отношением и действием других людей. Вор может получить наказание по закону, но с точки зрения морали вор получает неодобрение других людей, выпадение из сферы общественных отношений и потому ему нет защиты от общества. Это нередко более страшная кара, чем наказание по судебному решению. Таким образом, мораль есть правила, сохраняющие людей от риска лишиться защиты со стороны общества, и потому другие члены общества могут этим воспользоваться. В этом состоит полная неотвратимость наказания за аморальный поступок… В этом качестве мораль есть всеобщие топы, опирающиеся на лексику» [58, 142–143]. Подчеркнем, что в социально-политической практике не всякое разделяемое обществом суждение может служить этически организованным топосом. Например, общепризнанная истина «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» – бесспорное суждение, приводящее к единому знаменателю разночтение мнений в среде математиков, но эта истина малопригодна в общественной жизни, так как не содержит ничего, кроме информации. А вот фраза «Война – преступный способ разрешения политических противоречий» с успехом может быть использована как общее место, поскольку является выражением нравственной категории. Общие места как ценностные суждения часто употребляются в качестве отправных или заключительных пунктов психологической аргументации. Например, сформулировав топос во вступительной части речи как главный тезис высказывания, автор тем самым как бы получает аванс доверия аудитории по отношению к тому, что будет говориться далее. А разделяемое обществом суждение, употребленное в конце выступления или в конце микротемы речи, становится нравственным итогом, приводя к единству мыслей и чувств. Удачно употребленный психологический топос в конце промежуточного высказывания всегда является эффективным психологическим аргументом в поддержку главного тезиса речи. Топосы, как правило, отбираются в соответствии с темой и целью речи и строятся с учетом ценностных ориентаций аудитории. Чтобы подобрать наиболее подходящий топос, оратор должен подумать: - что данная аудитория считает правильным? (Рациональный топос); - что данная аудитория считает полезным и выгодным? (Прагматический топос); - что данная аудитория считает приятным? (Эмоциональный топос); - что считает нравственным аудитория и как ее мнение соотносится с общими представлениями о нравственности? (Морально-этический топос); - что аудитория считает прекрасным? (Эстетический топос). Таким образом, приискание нужных топосов представляет собой поиск общих тем, точек соприкосновения мнений и нравственных позиций, идей, которые приемлет слушатель. Отношение к психологическим топосам как мыслям, помогающим объединению оратора и аудитории, широко распространено в современной риторике. Большинством авторов общие места рассматриваются как основа психологического убеждения в публичной речи, «так как открытие уместного довода и его построение невозможны без учета общих мест. Когда мы говорим об общих местах как источниках открытия аргументов, то мы имеем в виду в первую очередь средства объединения, взаимопонимания оратора и аудитории, ту совокупность знаний и представлений, которыми обладают и которые разделяют говорящий и слушающий. Общие места составляют норму понимания и оценки речи» [5, 85]. Доводы к пафосу (греч. – к страстям) представляют собой умело подобранные аргументы к чувствам и переживаниям аудитории и самого оратора. Обращение к чувствам и переживаниям служит одним из основных средств психологического убеждения и внушения, поскольку именно мироощущение человека является главным побудительным мотивом мышления. Характеризуя доводы к пафосу, некоторые авторы современных риторик, руководствуясь в целом актуальной для настоящего времени задачей преодоления господства формально-логического подхода в трактовке сущности риторической аргументации, допускают другую крайность: пытаются искусственно разграничить логические и психологические методы воздействия, фактически противопоставляя логику, психологию и риторику друг другу. Неверно считать, что сферой логических приемов влияния является исключительно разум слушателя, а сферой психологического внушения – его ощущения и эмоции. Доводы к пафосу (страстям) включают как смысловую, логическую, так и чувственную составляющие речи, но аргументация к пафосу требует от оратора современных психологических знаний, которыми не располагали в античности. Рассматривая сущность доводов к пафосу, полезно обратиться к информационной теории потребностей, предложенной российским академиком П. В. Симоновым. Вот как характеризуют ее значение для психологической аргументации Г. Г. Хазагеров и Е. Е. Корнилова – авторы «Риторики для делового человека»: «По Симонову, эмоции возникают не как непосредственная реакция на ситуацию, а как оценка человеком своей вооруженности для удовлетворения потребности. Если человек, например, не имеет информации о том, как найти жилье, у него возникают отрицательные эмоции. Положительные эмоции, напротив, появляются от ощущения «вооруженности» и непосредственно от удовлетворения потребностей. При этом потребности корректируются волей, которая рассматривается как развитие того, что И. П. Павлов называл «рефлексом свободы», – желанием преодолеть препятствия, внешние или внутренние. Отсутствие препятствия, как и его непреодолимость, снижает волевые потенции. Такое положение проливает свет не только на аргументацию к пафосу, но и на саму основу риторической стратегии – установку на ясность. Говорящий привлекает слушающего, в первую очередь, тем, что он обещает прояснить для него рассматриваемую ситуацию. Говорящий, прежде всего, обещает информационно обеспечить потребности слушателя. Рекламодатель обещает, что он поможет разобраться в стратегии покупок, психотерапевт – что он научит, как избавляться от болезненных переживаний, политик – что он объяснит, как гармонично выстраивать наши отношения с обществом и т. д. Что касается самих потребностей, то они разделяются на биологические, социальные и идеальные» [65, 22]. Характер эмоций, которые желательно вызвать у слушателей, определяется содержанием и целями речи. Поэтому доводы к пафосу содержат две побуждающие стороны: смысловую, заключенную в языковом выражении мыслей и семантике слов, и патетическую (страстную, взволнованную), находящую свое выражение в способности оратора передать слушателю свои личные переживания и чувства. Используя доводы к пафосу, необходимо не только правильно выбрать аргументацию к какому-либо чувству, но и точно определить доминирующие потребности и неудовлетворенные желания аудитории – биологические, социальные или информационные. Доводы к доверию обычно служат как дополнительные и могут наслаиваться на естественные, логические, этические и пафосные аргументы. Суть их в том, что они содержат обычно информацию от некой третьей стороны, мнение которой является авторитетным для слушателя. Наряду с доводами к доверию применяются и доводы к недоверию, когда информация от третьей стороны является для аудитории заведомо некомпетентной либо источник информации – ущербным. В судебной практике, например, при естественных доказательствах это может быть ссылка на сомнительность свидетельских показаний: «Иванов очевидец преступления? Но он был пьян, и разве можно верить его показаниям?» Разновидностями доводов, рассчитанных на доверие или недоверие, могут являться: «довод к авторитету» (лат. argumentum ipse dixit – Сам сказал) – обоснование ссылками на чей-либо авторитет; «довод к жалости» (лат. argumentum misericordiam), аргументация с расчетом на жалость или сочувствие к оппонирующей стороне; «довод к личности» (лат. argumentum ad personem), средство убеждения, когда оппонент наделяется какими-то качествами с целью его поддержки или компроментации (в зависимости намерений создателя речи); «довод к публике» (лат. argumentum ad publicum), средство убеждения, когда вместо обоснования тезиса с помощью объективных истинных аргументов ставится задача только воздействовать на чувства, волю, настроения людей; «довод палкой» (лат. argumentum ad baculum) – убеждение с помощью насилия, устрашения. Раскрывая сущность психологических и рациональных доводов, выступающих в публичной речи в органической взаимосвязи, важно сказать о вспомогательной роли, которую играют в убеждении фигуры мысли, рассматриваемые в риторике как важные средства коммуникации аргументатора и аудитории. Среди таковых можно выделить: - фигура предупреждения (пример: «Приступая к исследованию данной проблемы, я хотел бы предупредить вас, что…»); - фигура предвосхищения (пример: «Предвидя возражения некоторых товарищей, сразу хочу заявить, что…»); - фигура уточнения (пример: «Позвольте уточнить: что конкретно вы имеете в виду? …» и т. п.; - фигура умолчания, когда аргументатор как бы не обращает внимания на какой-то аспект проблемы, как несущественный и, подчеркунув, например: «Это не столь уж важно…», переводит обсуждение в выгодное ему русло; - фигуры эмоциональной значимости какого-либо обстоятельства и т. п. (пример: «Я не могу скрывать от вас чувство глубокого разочарования, охватившее меня…») и т. п.; - фигуры отношения к чему-либо или к кому-либо. В них может, например, выражаться тонкий и «едкий» намек на несостоятельность или неуместность позиции оппонента, скажем, такой: «Я бы не стал с таким упорством искать веские «научные» аргументы для доказательства столь очевидного для всех явления…» и т. п. Арсенал фигур мысли фактически неисчерпаем. Такие фигуры активно применяются и в судебной риторике. Они являются важным вспомогательным средством повышения убедительности аргументации. Искусству их применения надо постоянно учиться, стремиться подмечать их в судебном красноречии и практике повседневного общения и творчески применять. В риторической практике наряду с доброкачественным убеждением иногда применяются нечестные приемы воздействия на чувства, инстинкты, сознание людей, разжигания страстей в целях достижения каких-либо, чаще, политических целей. Они получили название демагогия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.29 (0.011 с.) |