Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изъясняющего или доказывающего какой-либо тезисСодержание книги
Поиск на нашем сайте
( Пример почерпнут из сборника «Стилистические задачи» для учащихся гимназии при Историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге. Составитель И. Гаврилов, 1874 г. [Приводится по: 21, 170–174]). «Итак, берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки». Это тезис, справедливость которого мы должны доказать. Часть 1. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» – «Сказано с похвалой авторитетам». Изречение «корень учения горек, но плоды его сладки», вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. Часть 2. Парафразис (с греч. – описательный оборот, описание) – «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов). Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества. Часть 3. Причина: в этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» (Ломоносов). В третьей позиции речи выступает топ «причина и следствие». Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. 1. Корень, т. е. начало учения, сопряжен с некоторыми неприятностями, потому что: а) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; б) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений; в) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащими аккуратностью и терпением. Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что: 2. Плоды, т. е. последствия учения, приятны, ибо: а) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; б) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. Часть 4. Противное, «что предложенному в теме противно» (Ломоносов); в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление: противоположное». Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватает терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд. Эта часть как бы продолжает слова: Если нет, то… (или: Если это не так (тезис неверен), то…). Часть 5. Подобие, «которым изъясняется и подтверждается тема» (Ломоносов). В пятой позиции употребляем топ «сопоставление: сходное». Посмотрим на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия. Часть 6. Пример: здесь приводится пример из истории. Шестую позицию занимает топ «пример». Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой повел своих подданных! Часть 7. Свидетельство: используем «мнение или учение древних авторов» (Ломоносов); в седьмой позиции появляется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет древних, как того требует Ломоносов. То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин). Часть 8. Итак, наконец, заключение – «краткое увещательное заключение всего слова» (Ломоносов). О вы, которых ожидает отечество от недр своих… дерзайте!.. «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» (Ломоносов). В позиции «Заключение» может употребляться топ «свидетельство» – цитата, афоризм; или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением (топ «следствие»).
Речь-рассуждение по схеме хрии на тему «Корень учения горек, но плоды его сладки» в чистом виде представляет текст: Изречение «Корень учения горек, но плоды его сладки», вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества. Корень, т. е. начало учения, сопряжен с некоторыми трудностями, потому что: 1. Способности начинающего еще не развились: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен. 2. Учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений. 3. Учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащими аккуратностью и терпением. Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что плоды, т. е. последствия учения, приятны, ибо: 1. Знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу. 2. Доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве. Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватает терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд. Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия. Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных! То же самое, что Исократ, говорит Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». О вы, которых ожидает отечество от недр своих… дерзайте!.. «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». ПРИМЕЧАНИЕ. В русской риторике различали два вида хрии: классическую (строгую), состоящую из 8 частей, и свободную (нестрогую), из 5 частей. Структура классической хрии: 1. Приступ – начало речи с целью привлечь внимание (похвала или описание). 2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация. 3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…). 4. Противное – если нет, то… 5. Подобие – сравнение данного явления со смежными, подобными. 6. Пример. 7. Свидетельство (ссылка на авторитет). 8. Заключение или вывод (свое отношение к теме). Свободная хрия представляет собой индуктивный (сократовский) способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис. Структура свободной хрии: 1. Приступ. 2. Доказательство или аргумент. 3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат речи подводится к той мысли, в истинности которой его необходимо убедить. 4. Формулировка тезиса (основной мысли). 5. Заключение.
Приложение № 2
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.008 с.) |