Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык и система знаков. Знаково-символическая деятельность и сознание.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым “психолингвистикой”. Выделяются следующие признаки языка и речи: Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин “вербальный” (от лат. vеrbalis - словесный, устный) в психологии служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от невербальной информации, например, образной), а вербализация сознания - процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы. Американский философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914), основатель прагматизма как философского течения и семиотики как науки, определял знак как нечто такое, зная которое, мы узнаем нечто большее. Всякая мысль - это знак и всякий знак - это мысль. Семиотика (от гр. σημειον - признак, знак) - наука о знаках. Наиболее существенное деление знаков - это деление на иконические знаки, индексы и символы.
Немецкий логик Готлоб Фреге (1848-1925), предложил свое понимание отношение знака к объекту, им обозначаемому. Он ввел различение между денотатом (Bedeutung) выражения и его смыслом (Sinn). Денотат (референт) - это сам предмет или явление, к которому относится знак. Венера - утренняя звезда. Венера - утренняя звезда. В обоих выражениях один и тот же денотат - планета Венера, но разный смысл, так как Венера в языке представлена разными способами. Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения. Язык - это система знаков, выражающих понятия. Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем. Семиология - наука, изучающая системы знаков в жизни общества. Лингвистика - часть этой общей науки. Семиотика - синонимичный термин для соссюровского слова семиология, более употребительный в современной лингвистике. Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики:
В отечественной психологии довольно часто используются термины "замещение" и "моделирование", используемые для обозначения уровней развития знаково-символической деятельности. При этом довольно часто их используют как слова-синонимы (Н. И. Непомнящая, 1975; Д. Б. Эльконин, 1978). Термин "моделирование" часто встречается в исследованиях, посвященных учебной деятельности. В инженерной психологии употребляется также понятие "кодирование", подразумевающее перевод какой-то информации на знаково-символический язык. Если в зарубежной детской психологии Ж. Пиаже (1969) и А. Валлон (1957) определили проблематику и подход к развитию семиотической функции, так в отечественной психологии Л. С. Выготский (1982) заложил принципиальные основы ее разработки. В качестве психологических орудий деятельности он называет такие знаковые системы, как язык, различные формы нумерации и исчисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическую символику, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки. В литературе выделяют следующие функции знаково-символических средств в деятельности: Познавательная функция знаково-символических средств направлена на отражение, воспроизведение реальности в деятельности человека. Ее результатом является новое знание о мире. Замещающая функция направлена на функциональное замещение объекта знаково-символическими средствами. В свою очередь внутри коммуникативной и познавательной функции можно выделить ряд более частных функций. Так, коммуникативная функция может реализовываться в указательной, регуляторной, эстетической, оценочной, функции материализации (например, метка). Познавательная же функция включает в этом плане абстрагирование, создание идеализированной предметности (моделей), операциональность. Соответственно этим функциям в работах Н. Г. Салминой (1988) выделены следующие виды знаково-символической деятельности (по убывающей): замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Термин замещение часто в литературе используется как синоним знаково-символической деятельности, когда имеют в виду замещение какой-либо реальности знаково-символическими средствами. В узком смысле - это самый простой уровень знаково-символической деятельности, когда функции замещаемого предмета переносятся на знаково-символическое средство (заместитель), т.е. в замещении осуществляется воспроизведение функции замещаемого предмета. В кодировании (декодировании) знаково-символические средства выполняют коммуникативную функцию. Главная цель этой деятельности - сообщение, как можно более точное распознавание закодированной информации. Кодирование использует разные типы связей замещаемого - обозначение, изображение, раскрытие сущности замещаемого и выражение отношения к реальности. В схематизации, наиболее полно представленной в работах Л. И. Айдаровой (1977), знаково-символические средства выполняют ориентировочную роль, заключающуюся в структурировании реальности, выявлении связей между явлениями. Знаки, чаще всего схемы, используются как средства активной наглядности (выступают в функции материализации), например, в качестве наглядной опоры усвоения текста или плана деятельности. Схематизация использует два рода связей: изображение (структур) и раскрытие сущности. Специфическим для схематизации является то, что используются пространственные характеристики знаково-символических средств. Высшим уровнем функционирования знаково-символических средств в различных видах деятельности является моделирование. При этом оно становится все более популярным методом научного исследования. 2. Психосоматика. Психологические исследования в соматической клинике. Психосоматические расстройства, их виды. Основные психосоматические концепции. 1818г. Хайнрот вводит термин «Психосоматика», который раскрывает взаимосвязь телесных и душевных процессов: «причинами бессонницы могут быть различные проблемы души». 1822г. Якобе вводит термин «Соматопсихика», который говорит о доминирующем значении тела (органические изменения) на психическое состояние. Психосоматика (греч. psyche – душа, soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Существует 2 подхода в решении психосоматической проблемы: 1. Психоцентрический (персонализированный): изучает взаимосвязь эмоциональных переживаний и телесного здоровья. Главная детерминанта: эмоциональные переживания. 2. Соматоцентрический (ориентированный на симптом): изучает взаимосвязь органических изменений и здоровья человека (физического и психического). Основной причиной возникновения психосоматических проблем являются социальные изменения функционирования генетической программы приспособления. Пусковым механизмом являются эмоции, они же являются и областью работы над проблемой. Пример: при бронхиальной астме основными органическими симптомами являются: одышка, кашель, сдавленность в груди, свистящие хрипы. Психологические исследования данной проблемы показали, что родители таких пациентов были эмоционально фрустрирующими для них, отношения в семье были зависимыми, родители доминировали. В следствие чего у человека закрепляется установка, что лучше промолчать, чем выражать свои эмоции. Психосоматические исследования показали, что соматические проблемы с ногами говорят о неуверенности человека, которая и является причиной этих проблем, руки - дезадаптация (страх, тревога), голова - чувство вины, потеря смысла жизни, спина - ощущение тонуса жизни, грудь - вместилище затаенных обид, живот - вместилище неотреагированных страхов, бедра – вместилище проблем, связанных с межличностными отношениями. Многофакторная модель психосоматических расстройств - взаимодействие био-психо-социальных функций - определяет причины, течение и прогноз заболевания. При соматических заболеваниях всегда налицо сложные кольцевые зависимости психологического и соматического по типу круга, при котором психогении переходят в соматогению и наоборот. Помочь больному выйти из такого порочного круга может психофармако- и психотерапия воздействия на психику больного с целью изменения отношения к болезни, к себе и окружающей среде. Психологическая коррекция связана с личностно-ориентированной терапией. Для реализации коррекции необходимо четкое представление о "мишенях", т. е. различных типов личностного реагирования на болезнь. Отношение к болезни содержит в себе 3 компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. 1) - знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на функционирование больного, предполагаемый прогноз. 2)- ощущение и переживание болезни и всей ситуации, с ней связанной. 3) - связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней и выработка стратегии поведения в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование). По современным представлениям, к психосоматическим заболеваниям и расстройствам относят: Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены. Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть «проблемных пациентов», которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему. Беспомощность врача относительно этой симптоматики объясняется среди прочего многообразием понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не обнаруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами (Александер, 2002). Психосоматозы – психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их – первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Позже этот список расширился – к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания. В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением: • она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины; • исследуя влияние эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии; • как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции; • как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения; • как социальная наука она исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни. Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется: 1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами; 2. наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам; 3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС); 4. личностными особенностями; 5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий; 6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов; 7. особенностями психотравмирующих событий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.01 с.) |