В.: Переходите к существу. Расскажите подробно, когда и при каких обстоятельствах Вы примкнули к панктюркистскому движению? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.: Переходите к существу. Расскажите подробно, когда и при каких обстоятельствах Вы примкнули к панктюркистскому движению?



О.: Мое сближение с панктюркистами относится к начальному периоду моего пребывания в центре Средней Азии Ташкенте – к концу 1918 года. В 1919-1920 гг. у меня сложились близкие отношения с известным узбекским националистом Мунавар Кары, впоследствии вовлекшим меня в созданную им пантюркистскую организацию "Иттихад-Ва-Таракки" и в числе других я введен был в состав ЦК этой организации. В состав ЦК, "Иттихад-Ва-Таракки" входил также Файзулла Ходжаев.

Еще активнее я был вовлечен в деятельность панктюркистов в к 1920-1921 гг., т.е. после моего ухода с поста Председателя Туркестанского ЦИК-а перехода на работу в Москву в Народный Комиссариат Национальностей.

Прибыв из Москвы в Ташкент за семьей, я встретился с Мунавар-Кары, Низамеддин Ходжаевым и Турсун Ходжаевым Сагдуллай. Последние меня пригласили в дом Турсун Хаджаева на нелегальное совещание и там, в процессе обмена мнений, мы выработали форму связи между собой.

Дело в том, что Мунавр-Кары, Низаметдин Ходжаев, Турсун Ходжаев в то время уже состояли членами ВКЛ(б) и занимали руководящие посты в Туркестанской республике.

Одновременно они являлись основателями нелегальной организации "Иттихад-Ва-Таракки". Поэтому нам следовало договориться о новых формах связи и новых формах нашей тактики.

Содержание разговоров всех нас в квартире Турсун Ходжаева сводилось к тому, что мы верили в победу большевизма, что возможную победу большевизма мы рассматривали как наступление колониальной кабалы над тюркско-татарскими народами. Мы считали, что тюркско-татарские народы обретут свободу только в независимой, созданной по буржуазному национальному принципу республики.

Очередные задачи организации – "Иттихад-Ва-Таракки" мы свели к необходимости добиться во, чтобы то не стало единства действий тюркско-татарских народов, создания мощной вооруженной силы в лице басмаческого движения для организации свержения Советской власти и установления буржуазного порядка во главе с антисоветским правительством.

На этом же совещании я был информирован, что комитеты организации "Иттихад-Ва-Таракки" созданы почти во всех областях Туркестанского края, что установлена связь с басмаческим движением.

К тому времени, мои личные настроения стали еще более резко антисоветскими. Тогдашняя политическая ситуация в стране в моем представлении не предвещала успехов для Советской власти.

Когда я лично анализировал положение внутри страны фронтовую обстановку, соотношение сил, с которыми Советская власть боролась, то приходил к выводу, что свержение Советской власти абсолютно неизбежно. Отсюда я считаю положение советской власти непрочным и безвыходным, я сам начал искать другие силы, которые могли бы, заменить Советы другой властью.

В данном случае, я считаю вполне приемлемым то, что мне было предложено на совещании у Турсун Хаджаева. Признавая организацию "Иттихад-Ва-Таракки" вполне жизненной, я изъявил желание участвовать в ее деятельности, направленной к свержению Советской власти в Туркестанском крае.

Здесь же на совещании у Турсун Хаджаева я был информирован, что членом ЦК "Иттихад-Ва-Таракки" является известный башкирский националист Захи Валидов.

Турсун Хаджаев мне сказал, что Валидов придает большое значение моему участию в данной организации, и хотел бы лично со мной переговорить и что для этого мне следовало бы поехать к нему в Бухару, где он в то время формировал басмаческие кадры.

Будучи ограничен временем, я не мог поехать в Бухару для встречи с Валидовым.

Турсун Ходжаеву я велел снестись с Валидовым и передать о моем согласии активно продолжать участвовать в деятельности "Иттихад-Ва-Таракки".

В.: Расскажите коротко, в чем заключалась контрреволюционная деятельность "Иттихад-Ва-Таракки" на этом этапе?

О.: К участию в нелегальной деятельности "Иттихад-Ва-Таракки" привлечена была значительная часть национальных работников туркестанской Советской республики.

Антисоветская деятельность организации заключалась в следующем:

Во всех областях Туркестанской республики, как я показывал, созданы были комитеты нелегальной организации. Была установлена связь с главарями басмаческих шаек, укреплялось басмаческое движение за счет специально организованного нами ухода к басмачам ряда видных членов нашей организации. В целях поднятия морального и политического авторитета басмачества усиленно пропагандировались на территории Средней Азии идеи Пантюркизма. Мы развернули активную работу по укреплению авторитета и экономических позиций узбекской торговой буржуазии, баев, полуфеодалов и манапов. Мы командировали людей в южную и Западную провинции "Синь-Цзяна", для установления связи с английской миссией и японской агентурой. Мы наладили связи с немецкими офицерами из военнопленных, с турецкими офицерами...нверовской ориентации и сторонниками Кемаль-Паши. (стр.55) "Иттихад-Ва-Таракки", ставя своей задачей, создание единого Тюркско-татарского независимого от Советской власти государства, связывались с видными националистами Башкирии и Татарии, тюркским населением Кавказа, с представителями Ирана и Афганистана, имея ввиду создать единый фронт всех восточных национально-буржуазных сил против Советской власти.

Создавая предпосылки для ликвидации Советской власти Туркестанском крае "Иттихад-Ва-Таракки" ставил этот вопрос в зависимость от общего поражения Советской власти на центральных фронтах. Уже к тому времени, несмотря на наличие большого английского влияния в Средней Азии, сильно развиты были японские настроения среди узбекских националистов.

Среди членов ЦК "Иттахад-Ва-Таракки" были разговоры, что тюркско-татарское государство будет создано под протекторатом Японии. В тот период был также решен и осуществлен нами вопрос об уходе Энвер Паши и Захи Валидова к басмачам. По этому поводу состоялось специальное решение ЦК "Иттихад-Ва-Таракки" предложил мне выдвинуть в Москве идею создания мусульманской компартии. Я эту установку в Москве горячо отстаивал. Если бы не удалось осуществить немедленное вооруженное свержение Советской власти, то Мусульманская "Компартия" должна была нам помочь освободиться такими методами от руководства ЦК ВКП(б).

Однако, успех Советской власти на центральных фронтах укрепление Туркестанского фронта регулярными частями РККП присланными из центра, разгром Эмирата и басмаческого движения нанести тогда удар панктюркисткой организации и планы свержения Советской власти рухнули.

Этим в общих чертах исчерпывается деятельность нелегальной организации "Иттихад-Ва-Таракки" в период 1919-1923 годах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.005 с.)