Основы межбюджетных отношений, проблемы построения и регулирования межбюджетных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы межбюджетных отношений, проблемы построения и регулирования межбюджетных отношений.



Межбюджетные отношения - отношения между орга­нами государственной власти РФ, органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправ­ления.

Межбюджетные отношения основываются на следу­ющих принципах:

• распределение и закрепление расходов бюджетов на определенном уровне бюджетной системы РФ;

• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регули­рующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равен­ство бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровня минимальной бюджетной обес­печенности субъектов РФ и муниципальных обра­зований;

• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во вза­имоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Федеральным законом о федеральном бюджете мо­жет также предусматриваться финансовая помощь мест­ным бюджетам на финансирование целевых расходов.

 

Проблемы построения и регулирования межбюджетных отношений.

Практически все специалисты признают, что важной проб­лемой, оказывающей дестабилизирующее влияние на развитие бюджетной системы Российской Федерации, является необхо­димость пересмотра сложившихся отношений между бюджетами различных уровней (проблема межбюджетных отношений). Для России, как для федерального государства с трехуровневой бюд­жетной системой, чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюд­жетных взаимоотношений органов власти и управления различ­ных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Вместе с тем необходимо учитывать, что бюджетно-налоговые противо­речия между центром и регионами имели место во всех налого­вых системах во все времена.

Согласно положениям действующего бюджетного законода­тельства под межбюджетными отношениями понимаются бюд­жетные правоотношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также органами мест­ного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в том числе по поводу распределения и перераспределения дохо­дов и бремени расходов между различными уровнями бюджетной системы и бюджетами различных уровней бюджетной системы.

Общеизвестно, что действующая система межбюджетных от­ношений, заложенная в 1994 году, создана предпосылки для пере­хода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Не случайно спе­циалисты отмечают, что российская модель бюджетного федера­лизма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и му­ниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями вла­сти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет феде­ральных трансфертов, на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых — проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону. Если в 1991—1993 гг. осу­ществлялось индивидуальное согласование объемов финансовой поддержки тех или иных регионов, то затем была предпринята попытка перехода к единым правилам распределения финансо­вой помощи на основе формализованных критериев и расчетов. Незавершенность реформы системы публичных финансов в на­стоящее время выражается в ряде негативных факторов:

• закрепление за бюджетами субъектов Российской Федера­ции и местного самоуправления обязательств, возложенных фе­деральным законодательством, без предоставления источников финансирования (далее — «нефинансируемые федеральные ман­даты»);

• централизованное регламентирование значительной части расходов региональных и местных бюджетов, включая заработ­ную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений;

• направление в региональные и местные бюджеты значи­тельной части федеральных налогов;

• отсутствие четких критериев и процедур распределения финансовой помощи между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

• наличие конфликтов при распределении бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы.

Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов, формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются неустойчивостью макроэкономических условий, слабостью демократических институтов, неразвитостью рынков капиталов и низкой мобильностью факторов производства, завы­шенными социальными ожиданиями и требованиями к государ­ству, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.005 с.)