Общие принципы исполнения бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы исполнения бюджета



В большинстве стран мира в настоящее время исполне­ние бюджета осуществляется одним из следующих способов:

— кредитно-банковский способ;

— казначейский способ;

— казначейско-банковский способ.

В соответствии со ст. 215 БК РФ в нашей стране установлено в качестве приоритетного казначейское ис­полнение бюджета.

Исполнение бюджета - это этап бюджетного про­цесса, который начинается с момента утверждения зако­на о бюджете законодательным (представительным) ор­ганом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня - фе­дерального, регионального или местного. Можно выде­лить две стороны этого процесса:

 

1) исполнения бюджета по доходам. Его задачей яв­ляется обеспечение полного и своевременного по­ступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

Участниками этого процесса являются:

- налогоплательщики и плательщики сборов (юри­дические и физические лица), которые перечисля­ют в бюджет установленные налоги, сборы и дру­гие обязательные платежи;

- учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

- органы Федерального казначейства, которые получа­ют перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;

- налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков, конт­ролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие от­ ношения по возврату и зачету уплаченных налогов.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает ( ст. 218 БК РФ):

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджетов;

- распределение в соответствии с утвержденным бюд­жетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

На лицевые счета органов казначейства доходы по­ступают ежедневно. Их зачисление подтверждается вы­пиской банка с копиями платежных документов. По каж­дому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе состав­ляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступив­ших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Феде­рального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего фор­мируются месячные, квартальные и годовые отчеты.

 

2) исполнение по расходам, которое означает последо­вательное финансирование мероприятий, предусмот­ренных законом о бюджете, в пределах утвержден­ных сумм.

Исполнение бюджета находится в сфере ответствен­ности правительства, исполнительной ветви власти. Ос­новная задача которого заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдель­ных статей бюджета должно осуществляться в соответ­ствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структу­ру. Однако при этом существует определенная свобода дей­ствий правительства. Она необходима для того, чтобы го­сударство могло оперативно реагировать на изменения си­туации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы испол­нительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку фи­нансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных ста­тей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фак­тического наличия бюджетных средств на едином бюд­жетном счете бюджета с соблюдением обязательных пос­ледовательно осуществляемых процедур санкционирова­ния и финансирования.

Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным за­коном о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований. Порядок и правила санкцио­нирования расходов устанавливаются Федеральным каз­начейством. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджет­ных ассигнованиях до распорядителей и получате­лей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюд­жетным учреждениям;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и по­лучателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходо­вании бюджетных средств.

Основой для осуществления расходов государства яв­ляется закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. На основе росписи для каждого бюд­жетного учреждения определяется объем бюджетных ас­сигнований. В течение 10 дней со дня утверждения свод­ной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели росписи до всех нижестоящих распо­рядителей и получателей бюджетных средств. Получив уведомление о нем, учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления составляет смету своих расходов по установленной форме. Смета утверждается вышестоя­щим распорядителем средств и представляется в казна­чейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются бюджетные обязательства — признанные органами, ис­полняющими бюджет, обязанности совершить расходо­вание средств соответствующего бюджета в течение опре­деленного срока и лимиты бюджетных обязательств — предельный объем расходов, который может быть профи­нансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь за­тем производит платеж.

Таким образом осуществляется текущий контроль над использованием бюджетных средств. В этом заклю­чается особенность казначейской системы исполнения бюд­жета: все операции по платежным документам осуществ­ляются в пределах остатка средств по статье экономичес­кой классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции в пределах остатка средств на лицевом счете и назначение платежа не контролируют.

Исполнение бюджета тесно связано с контролем над использованием бюджетных средств. В процессе исполне­ния бюджета осуществляется текущий контроль, если выявляются нарушения, то финансовый орган вправе осу­ществить блокировку расходов бюджета.

Блокировка расходов - это сокращение лимитов бюд­жетных обязательств по сравнению с бюджетными ассиг­нованиями или отказ в подтверждении принятых обяза­тельств, применяемый при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнова­ния в соответствии с законом о бюджете (ст. 231 БК РФ).

 

Бюджетная роспись

Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступле­ний из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнова­ний между получателями бюджетных средств и составля­емый в соответствии с бюджетной классификацией РФ15. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.

Бюджетная роспись составляется главными распо­рядителями бюджетных средств по подведомственным рас­порядителям и получателям бюджетных средств на осно­ве утвержденного бюджета (ст. 217 БК РФ). Она форми­руется в соответствии с функциональной и экономичес­кой классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составле­ние бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных глав­ными распорядителями бюджетных средств, Министер­ство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству не позднее 17 дней после утверждения бюджета и направля­ется для сведения в представительный и контрольный органы — Федеральное Собрание и Счетную палату.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.016 с.)