Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление бюджетного федерализма в РФ.
Федеративное устройство в России совсем молодо. Законодательно оно было закреплено в Федеративном договоре, подписанном Президентом РФ и главами республик, краев и областей в марте 1992 г., и в новой Конституции РФ, всенародно принятой в декабре 1993 г. Первым шагом на этом пути, зафиксированном сначала в российском Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.), а затем — в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г., было четкое выделение трех качественно новых звеньев в составе бюджетной системы России. Верхнее звено представлено федеральным бюджетом РФ; среднее - региональными бюджетами субъектов РФ: бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов; нижнее - местными бюджетами: районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Второй шаг произошел в 1992 г., когда начался процесс разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы взамен ранее применявшегося метода распределения доходов с целью сбалансирования каждого бюджета. С 1994 г. наблюдается тенденция все большего разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы на основе разделения налоговых ставок на доли (квоты), в соответствии с которыми определенные на их основе суммы налоговых платежей поступают в то или иное звено бюджетной системы. Квотирование используется сейчас при разделении ставок по таким видам платежей, как налог на прибыль, земельный налог, акцизы на некоторые виды товаров и др. Третий шаг введение в соответствии с Указом Президента системы трансфертов — новой формы перераспределения средств между бюджетами субъектов РФ на федеральном уровне. Использование трансфертов со второго квартала 1994 г. позволило внедрить в практику бюджетного регулирования нормативно-долевые дотации, рассчитываемые на основе формулы, согласуемой с субъектами Федерации. Трансферт призван обеспечить достаточный уровень закрепленных и стабильных регулирующих доходных источников для нормального экономического развития регионов.
В некотором отношении финансовая система выглядит унитарной. Доходы поступают преимущественно в центр, основные налоги вводятся федеральным законом, их сбор осуществляется федеральным органом, тогда как нижние уровни государственной организации могут рассчитывать только на отчисления от этих налогов и прямые трансферты. Но субъекты Федерации расходуют достаточно большие средства консолидированного бюджета, а их органы управления не могут самостоятельно принимать решения.
Содержание и принципы бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм как финансовая категория имеет объективное содержание и выступает формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов. В системе бюджетного федерализма денежный поток означает перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому. В зарубежной финансовой литературе это движение денежных средств выражается понятием "трансферт". Под трансфертом понимается любое перемещение денежных средств, не опосредованное движение товаров и услуг. В практике российского бюджетного федерализма трансферту придается более узкий смысл как денежному потоку из фонда финансовой помощи субъектам РФ. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.
Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами. Бюджетный федерализм выступает как система финансовых связей федерального бюджета и совокупности бюджетов более низкого уровня - субъектов Федерации, оставляя за рамками взаимоотношения органов власти с источниками бюджетных средств и конечными их потребителями - юридическими и физическими лицами. Бюджетный федерализм выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями (органами) государственной власти, а также обслуживания государственной машиной гражданского общества. Таким образом, бюджетный (фискальный) федерализм ~ принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается: • самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает: 1) закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства; 2) недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты; 3) компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам: • разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней; • соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям; • наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти; • наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.008 с.) |