Становление бюджетного федерализма в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление бюджетного федерализма в РФ.



Федеративное устройство в России совсем молодо. Законодательно оно было закреплено в Федеративном до­говоре, подписанном Президентом РФ и главами респуб­лик, краев и областей в марте 1992 г., и в новой Консти­туции РФ, всенародно принятой в декабре 1993 г.

Первым шагом на этом пути, зафиксированном сна­чала в российском Законе «Об основах бюджетного уст­ройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октяб­ря 1991 г.), а затем — в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г., было четкое выделение трех качествен­но новых звеньев в составе бюджетной системы России. Верхнее звено представлено федеральным бюджетом РФ; среднее - региональными бюджетами субъектов РФ: бюд­жеты республик в составе РФ, краевые, областные бюд­жеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюд­жеты автономных округов; нижнее - местными бюдже­тами: районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты в городах, бюджеты поселков и сельских насе­ленных пунктов.

Второй шаг произошел в 1992 г., когда начался процесс разграничения доходных источников между зве­ньями бюджетной системы взамен ранее применявшегося метода распределения доходов с целью сбалансирования каждого бюджета.

С 1994 г. наблюдается тенденция все большего раз­граничения доходных источников между звеньями бюд­жетной системы на основе разделения налоговых ставок на доли (квоты), в соответствии с которыми определен­ные на их основе суммы налоговых платежей поступают в то или иное звено бюджетной системы. Квотирование используется сейчас при разделении ставок по таким ви­дам платежей, как налог на прибыль, земельный налог, акцизы на некоторые виды товаров и др.

Третий шаг введение в соответствии с Указом Пре­зидента системы трансфертов — новой формы перераспре­деления средств между бюджетами субъектов РФ на фе­деральном уровне. Использование трансфертов со второ­го квартала 1994 г. позволило внедрить в практику бюд­жетного регулирования нормативно-долевые дотации, рассчитываемые на основе формулы, согласуемой с субъек­тами Федерации. Трансферт призван обеспечить доста­точный уровень закрепленных и стабильных регулирую­щих доходных источников для нормального экономичес­кого развития регионов.

В некотором отношении финансовая система выгля­дит унитарной. Доходы поступают преимущественно в центр, основные налоги вводятся федеральным законом, их сбор осуществляется федеральным органом, тогда как нижние уровни государственной организации могут рас­считывать только на отчисления от этих налогов и пря­мые трансферты. Но субъекты Федерации расходуют дос­таточно большие средства консолидированного бюджета, а их органы управления не могут самостоятельно прини­мать решения.

 

Содержание и принципы бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм как финансовая категория имеет объективное содержание и выступает формой фи­нансовых отношений, которые возникают в процессе фор­мирования, распределения и использования фондов де­нежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюд­жетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами меж­бюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

В системе бюджетного федерализма денежный по­ток означает перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому. В зарубежной финансовой литературе это движение денеж­ных средств выражается понятием "трансферт". Под трансфертом понимается любое перемещение денежных средств, не опосредованное движение товаров и услуг. В практике российского бюджетного федерализма трансферту придается более узкий смысл как денежному потоку из фонда финансовой помощи субъектам РФ.

Существует множество определений термина бюджет­ный федерализм. Согласно одному из определений бюд­жетным федерализмом называют систему налогово-бюд­жетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процес­са.

Другое определение данного понятия называет бюд­жетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятель­ности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного са­моуправления.

Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-зако­нодательном установлении бюджетных прав и обязанно­стей двух равноправных сторон — федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаи­модействия на всех стадиях бюджетного процесса, мето­дов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

Бюджетный федерализм выступает как система фи­нансовых связей федерального бюджета и совокупности бюджетов более низкого уровня - субъектов Федерации, оставляя за рамками взаимоотношения органов власти с источниками бюджетных средств и конечными их потре­бителями - юридическими и физическими лицами.

Бюджетный федерализм выполняет функции цент­рализации, распределения и перераспределения бюджет­ных средств между уровнями (органами) государственной власти, а также обслуживания государственной маши­ной гражданского общества.

Таким образом, бюджетный (фискальный) федера­лизм ~ принцип разделения полномочий между федераль­ными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

Под принципами бюджетного федерализма понима­ют такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

• самостоятельность бюджетов разных уровней. Само­стоятельность бюджетов в данном случае означает:

1) закрепление за каждым уровнем власти собствен­ных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;

2) недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;

3) компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами го­сударственной власти и управления, бюджетам:

• разграничение расходных обязательств между орга­нами государственной власти и управления различ­ных уровней;

• соответствие объема расходных обязательств, воз­ложенных на каждый уровень государственной вла­сти и управления, доходным полномочиям;

• наличие формализованного механизма корректиров­ки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

• наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровня­ми органов государственной власти и управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.008 с.)