Виды финансирования бюджетных дефицитов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды финансирования бюджетных дефицитов.



Различают следующие видыфинансирования бюд­жетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покры­тия бюджетного дефицита правительство получает кре­диты у центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существен­ные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на вели­чину, не обеспеченную товарами и услугами. В результа­те растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике, и воз­никает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных го­сударственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения зай­мов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Посколь­ку деньги занимаются не у Центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Од­нако перераспределение денежной массы имеет и нега­тивные последствия. Поскольку выпущенные обязатель­ства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка огра­ничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финан­совых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономи­ческого роста в будущем.

По российскому законодательству, бюджетный де­фицит может финансироваться только на долговой осно­ве. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обя­зательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

 

Государственный заем (заимствование) — это пере­дача в собственность государства денежных средств, ко­торые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа (ст. 6 БК РФ). Займы используются для долгового финансирования бюд­жетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а так­же местные органы власти. К государственным заимство­ваниям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международ­ных финансовых организаций, по которым возникают дол­говые обязательства государства как заемщика или га­ранта погашения займов другими заемщиками.

Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привле­ченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обяза­тельств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выпол­няет Центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению го­сударственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслужива­нию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Осуществлять внешние заимствования от имени Рос­сийской Федерации может Правительство либо уполно­моченный им федеральный орган исполнительной влас­ти. Субъекты Федерации, которые не получают финансо­вой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспе­ченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять толь­ко внутренние займы.

Инструментом заимствований является выпуск го­сударственных и муниципальных ценных бумаг.

Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается пуб­ликацией условий займа. Нередко он разбивается на не­сколько частей, именуемых траншами. После того, как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных пла­тежей и др.) не допускается.

За счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2005 году планируется привлечь 210,9 млрд. рублей при погашении государственных цен­ных бумаг в размере 85,8 млрд. рублей. Чистое сальдо по привлечению за счет государственных ценных бумаг в 2005 году составит 125,1 млрд. рублей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.006 с.)