Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон повторного рождения в китае и японииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Буддизм достиг Китая примерно в первом веке христианской эры и там столкнулся и смешался с основными местными религиями — даосизмом и конфуцианством. Из-за возникшей в результате безнадежной путаницы очень трудно ясно и четко изложить китайские религиозные убеждения. Нам, однако, известно, что буддийские архаты и лоханы (поющие жрецы) принесли с собой доктрины перевоплощения и кармы, которые мгновенно нашли признание и стали с тех пор неотъемлемой частью китайской религиозной мысли.
Под покровительством благосклонных императоров строились мужские и женские монастыри, создавались школы и библиотеки, и буддизм расцветал, как молодое лавровое дерево. Миграция буддизма в Китае привела к одному из важнейших открытий, когда-либо сделанных человечеством, — изобретению печатания. Как утверждает Томас Фрэнсис Картер1, движущей силой, заставившей ощутить насущную потребность в печатании, стало наступление буддизма. Точная дата изобретения печатного дела неизвестна. Старейшей печатной книгой, известной в мире на сегодняшний день, является экземпляр «Алмазной сутры» Будды, напечатанный Ван Цяйэ в 868 г. н.э. Ее нашел в Пещере Тысячи будд в Дуньхуане сэр Ориэл Штайн в 1907 г. Оригинал хранится в Британском музее.
1 T.F.Carter. The Invention of Printing in China.
«Алмазная сутра» представляет собой девятую главу «Махапраджнапарамита сутры», пользовавшуюся глубоким уважением основателей секты чань китайского буддизма. Она написана в форме диалога между Субхути и Буддой. В ней встречаются многочисленные упоминания о перевоплощении. В одном месте Будда так разговаривает со своим учеником: «Кроме того, Субхути, напомню, что во время своих пятисот предыдущих жизней я использовал жизнь за жизнью, чтобы научиться терпению и смиренному взгляду на свою жизнь, словно это было какое-то праведное житие, обреченное на страдание от смиренности. Даже и тогда мой разум был свободен от любых случайных представлений о феноменах, таких, как мое собственное «я», другие «я», живые существа и вселенское «я»1.
1 Wai-Tao & D.Goddard. The Diamond Sutra.
Цзян Цзян-цзи (522-597) был преданным учеником школы дхьяны раннего китайского буддизма и основателем секты тяныпай. В своих наставлениях он много раз говорил о перевоплощении. В труде, посвященном цензуре желаний, он заявляет, что те раздражение и страдание, которые вызывают несдерживаемые эмоции, «будут беспокоить и после смерти тела в следующем рождении». Он приводит цитату из «Дхьяна сутры»: «Повторяющиеся снова и снова страдания рождения и смерти проистекают из твоих чувственных желаний и вожделений».
Первые буддийские книги для Китая писались на санскрите китайскими иероглифами. Отсюда следует, что китайские доктрины повторного рождения и кармы являются, по существу, индийскими и ни в каких важных деталях не отличаются от заповедей, изложенных в индийских буддийских сутрах.
Уиллоуби-Мид в своей книге «Китайские упыри и домовые» показывает, как доктрина перевоплощения стала частью мифологии и фольклора китайского народа. Есть очень известные предания, затрагивающие тему повторного рождения при весьма странных и курьезных обстоятельствах. Эти легенды в совокупности доказывают, что доктрина повторного рождения занимает определенное место в подсознании китайцев. В Китае господствует традиция, и то, что становится частью традиции, в известной степени влияет на жизнь каждого китайца.
Один китайский интеллектуал, не обремененный нашими понятиями о вере, начертал такие стихи: Я, уходя, не брошу взгляд назад, По-прежнему соединенный с жизнью, я, как и прежде, беззаботен. Раз жизнь и смерть по кругу то приходят, то уходят, Что толку дни беречь. И, твердый в вере, жду и жажду Стать тем, пульсирующая вечность в ком.
Бо Цзюйи
Из Китая буддизм перебрался в Корею. Король Кореи попросил китайского императора прислать ему полное издание буддийских сутр. Просьба была удовлетворена, и доктрины Будды понравились корейцам, принявшим религию, включающую в себя учения о перевоплощении и карме. Видимо, корейцам принадлежит изобретение разборного шрифта. Это значительно повысило эффективность печатного процесса и внесло весомый вклад в распространение буддизма.
Достигнув Японии, буддизм попал на особенно благодатную почву. Он до некоторой степени смешался с синтоизмом — национальной религией Японии. Сегодня в Японии находят поддержку три великие религии: буддизм, синтоизм и христианство. Уже в тринадцатом веке в Японии печатались священные буддийские книги, включая «Алмазную сутру». И снова буддизм, пользовавшийся покровительством принцев, распространился по всем островам и разделился на множество ветвей. Эти секты, или школы буддийской философии, косвенно черпают вдохновение в Индии, но особенно почитают местных святых. Так, секта сингон чтит Кобо Дайси, а секта нитирэн получила свое название от имени своего основателя, японского буддийского святого.
Из-за широкого распространения и смешения буддийских воззрений в Японии совершенно невозможно сделать краткий обзор доктрин различных сект. Можно, однако, с уверенностью сказать, что все буддийские секты на Японских островах, за исключением дзен, в той или иной форме признают перевоплощение и карму. Чаще всего некоторый компромисс в эту идею вносит вера в действенность заклинаний, молитв и мантр. В нескольких японских буддийских сектах можно обнаружить аналогию христианской доктрины искупления чужой вины. Остается лишь гадать, а не является ли это следствием влияния первых голландских миссионеров.
Многие японские буддисты разорвали всяческие отношения с национальными сектами и заявляют о своей преданности исключительно индийской школе и оригинальным учениям Будды. Большую часть своей философии Япония позаимствовала у Китая, включая живопись, ваяние, музыку, драматургию и икебану, превратившуюся в изящное искусство. На взгляд японских буддистов, закон обнаруживается в простых и естественных вещах. Их внутренняя любовь к прекрасному оказала влияние на их философию, но им никак нельзя отказать в интуитивном понимании более глубоких буддийских доктрин. И в их фольклоре встречается множество упоминаний о метемпсихозе и трансмиграции.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ИСЛАМЕ
До появления пророка Мухаммеда народы Аравии отправляли обряды идолопоклонства и сабеизма*. Они поклонялись странным богам, звездам, созвездиям, деканам* и частям Зодиака. Войдя в Каабу в Мекке, Мухаммед уничтожил триста шестьдесят богов, изваяния которых стояли в пределах святого места. Эти божества принадлежали культу астролатрии*, сохранившемуся в Аравии со времен халдейских магов.
В предисловии к своему переводу Корана Джордж Сейл упоминает о доисламской вере в перевоплощение: «Некоторые верят в метемпсихоз и в то, что из крови, содержащейся в мозге мертвеца, возникала птица Хамах, которая раз в сто лет прилетает на могилу». Из этого явствует, что представления народа, жившего в более древние времена, были в высшей степени примитивными.
Коран — последняя инстанция ислама. Ревностные мусульмане заявляют, что ни одна строка, ни одна буква, даже ни один знак препинания в Коране никогда не изменялись. Они утверждают, что эта книга — единственное в мире священное писание, не испорченное переработкой или неправильным переводом.
В Коране есть одна сура, которая расценивается многочисленными сектами как основание для веры в метемпсихоз. «Бог порождает живых существ, и в результате они возвращаются снова и снова, пока не вернутся к нему». Это утверждение представляется точным и не допускающим иного толкования, но справедливости ради надо сказать, что перевоплощение — это спорный вопрос в исламской ортодоксии.
Вскоре после смерти Мухаммеда в Аравии стали возникать мистические религиозные культы. Они признавали абсолютный авторитет Корана, но желали еще глубже проникнуть в тайну Бога. Некоторые из этих эзотерических групп вели монашескую жизнь, другие же жили общинами. Разные секты отличались только паролями и условными знаками, с помощью которых их члены могли узнать друг друга.
Мухаммеду и в голову не приходило, что его религия перешагнет границы Аравии. Он даровал ее своему народу, но возникновение халифата* привело к широкому распространению исламской культуры.
К девятому веку христианской эры основные произведения Платона, Аристотеля и неоплатоников уже были переведены на арабский язык и вызывали большое уважение и благоговение. Так доктрина метемпсихоза попала в ислам из Греции и Египта.
Согласно Джорджу Футу Муру, «Перевоплощение лежит в основе доктрины ислама, как считают мусульмане-шииты, эта идея была развита в специфической форме исмаилитами и составляет кардинальное учение бабизма*. Друзы* верят, что души праведных (друзов) переходят после смерти во все более и более совершенные воплощения, пока не достигнут той ступени, на которой происходит их повторное поглощение божеством, тогда как нечестивые рождаются в более низком состоянии».
Есть также основания думать, что некоторые исламские секты твердо придерживаются теории трансмиграции. Джон П. Браун пишет: «Бекташи считают, что бог присутствует во всех вещах и что душа после выхода из тела человека может войти в тело животного, и по этой причине они не склонны убивать никаких живых существ, поскольку в них может быть заключена душа или дух покойного человека»1.
1 J. P.Brown. The Dervishes.
В исламе также бытует убеждение, что некоторые пророки и мудрецы периодически возвращаются к физическому существованию. Автор «Дервишей» пишет: «Именно эта вера в повторное появление выдающихся праведников послужила источником религии друзов, основоположник которой, Би Эмир Аллах, уже проживший эту жизнь в другом обличье, вернулся в качестве халифа и реформатора Египта и, таинственно исчезнув, вновь появится в будущие времена».
Орден мевлеви, более известных как «вертящиеся дервиши», был основан Мевланой Джелал-уд-Дином Мухаммедом эль Балхом эр-Руми. Исключительные духовные способности проявились у этого прославленного мистика уже к шести годам. В книге IV своей поэмы «Меснави И Ма'Нави» Джелал-уд-Дин пишет: Я умер камнем и воскрес растением, Растением почил я и возник животным; Покинув этот мир животным, родился я как человек. Чего же мне бояться?
В этих словах, бесспорно, заключено описание поступательного перевоплощения, и так как они исходят от самого прославленного и почитаемого из исламских пророков, то их следует признать изложением ортодоксальной веры.
Процитируем еще раз уникальный труд Джона П. Брауна: «В небольшом трактате, написанном давно уже скончавшимся ученым шейхом ордена мевлеви, приводится ясное и четкое объяснение «духовного существования», как они его себе представляют. Он черпает в Коране свои объяснения и доказательства того, что все человечества были созданы на небесах или в одной из небесных сфер задолго до того, как Бог сотворил нынешнее и, возможно, любую из планет; что они продолжают существовать в этом мире в различных состояниях, прежде чем примут состояние рода людского, и, более того, что они продолжат существовать в других формах и в дальнейшем до того, как окончательно вернутся к своим первоначальным формам в сфере блаженства... Он заявляет, что в этой жизни дух человека ничего не знает о своем состоянии или существовании в предыдущей, равно как и не может провидеть свой будущий жизненный путь, хотя у него часто остаются смутные представления о прошлых событиях, которые он не может связать с происходящим вокруг него».
Современная тенденция в религии заключается в отходе от метафизических спекуляций в сторону всеобщего скептицизма. Более эзотерические доктрины исчезают, уступая место самоуверенному материалистическому агностицизму. Это верно в отношении ислама так же, как и в отношении других мировых движений. Современный мусульманин-интеллектуал не обращает внимания на умозаключения относительно повторного рождения, содержащиеся в священных писаниях. А в результате им, как и большинством христиан, владеет неверие, которое в значительной степени умаляет величие жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.009 с.) |