Современные сторонники идеи перевоплощения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные сторонники идеи перевоплощения



 

Большинство людей привыкли соглашаться с великими, эрудированными или могущественными личностями. Как утверждал Фрэнсис Бэкон, мы учимся не только на опыте и в процессе наблюдений, но и на свидетельствах тех, кто жили раньше нас. Многим было бы важно узнать, что доктрину перевоплощения преподавали не только в древнем мире, но и в новые времена. Доктрина повторного рождения пережила постоянную смену верховной власти и составляет часть философии нашего современного мира. Великие люди верили в нее, мудрые люди пытались разобраться в ее тайнах, а смелые люди отваживались жить по ее законам.

 

Джордж Фут Мур, американский священник, знаток библии и востоковед, пишет в своем труде «Метемпсихоз»: «Теорию, принятую значительной частью человечества, многими расами и религиями и привлекшую к себе внимание некоторых наиболее глубоких мыслителей всех времен, нельзя легко отбросить».

 

Осознавая недостаточность ортодоксии, он превзошел великого еврейского философа Баруха Спинозу, размышлявшего о вечном существовании человека и постоянном присутствии разума в пространстве: «Мы не можем вспомнить, что существовали раньше тела, так как у тела не может быть ни малейших тому доказательств, а вечность невозможно определить в единицах времени, и она никак не соотносится со временем. Но все же в арсенале нашего опыта есть ощущение, что мы вечны. Ибо разум столь же восприимчив к тому, что понимает, как и к тому, что помнит...

 

Следовательно, хотя мы и не помним, что существовали прежде тела, мы все же сознаем, что наш разум вечен, поскольку он подводит субстанцию тела под категорию вечности, и что это его существование нельзя ни определить временем, ни расценивать как некую продолжительность»1. Из этой цитаты ясно, что Спиноза ощупью шел к доктрине метемпсихоза.

1 Спиноза. Этика. — Книга V.

 

В своей «Монадологии» великий немецкий философ Готфрид Вильгельм фон Лейбниц тоже обнаруживает склонность к приятию метемпсихоза. Он был посвященным европейских мистических обществ и, возможно, розенкрейцером и основательно изучал математику Пифагора и Платона. Весьма вероятно, что он сам верил в перевоплощение.

 

Франсуа Мари Вольтер, язвительный французский философ и писатель, подвел черту под вопросом перевоплощения одним лаконичным замечанием: «Родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды; все в Природе есть возрождение».

 

Бенджамин Франклин, явившийся в Филадельфию бедным парнем с большими задатками, стал первым философом Америки и, как некоторые считают, первым джентльменом Америки. Этот составитель альманаха* и посол пишет: «Итак, осознав, что существую в этом мире, я полагаю, что буду существовать, в той или иной форме, всегда, и при всех неудобствах, с которыми сопряжена человеческая жизнь, я не буду возражать против нового издания меня самого, надеясь, однако, что опечатки предыдущего издания будут исправлены».

 

Шотландский историк и философ Дэвид Юм определенно уверовал в перевоплощение: «Душа, если она бессмертна, существовала до нашего рождения. То, что не подвержено порче, должно быть непорождаемым. Метемпсихоз — это всего лишь способ организации бессмертия, который философия может принять к сведению».

 

Философов Лессинга, Шлегеля, Фихте и Гердера обычно причисляют к сторонникам идеи перевоплощения. Шлегель описывает природу как лестницу возрождения. Фихте обсуждает свои теории в «Назначении человека», а Гердер написал диалоги о трансмиграции. Однако цитаты в большинстве случаев допускают двоякое толкование. Возможно, это механизм защиты от ортодоксии их эпохи или результат определенных мысленных оговорок.

 

Существует много доказательств, что великий поэт и мистик Вольфганг фон Гете признавал доктрину перевоплощения. Строки из «Фауста» рисуют годы учения и указывают общее направление мыслей Гете:

 

Душа человека

Подобна воде:

С небес она сходит

И в небеса поднимается,

И снова должна

Возвращаться на землю,

Вечно меняясь.

 

Эта вера подтверждается и фрагментом письма, написанного Гете в 1776 году и адресованного предмету его глубокой личной привязанности фрау фон Штайн: «Скажи, что готовит нам Судьба и почему она так тесно связывает нас друг с другом? А! А давно минувшие времена ты, верно, была моей сестрой или женой».

 

Исаак Дизраэли, отец бессмертной «Диззи» и впоследствии лорд Биконсфильд, придерживался взглядов, которые несомненно повлияли на жизнь его сына, а через сына и на всю Британскую империю. Исаак Дизраэли писал: «Если принять веру в будущие, уже за пределами текущей жизни, вознаграждение за страдающую добродетель и возмездие за удавшееся преступление, то не найдется системы столь же простой и столь же доступной нашему пониманию, как учение о метемпсихозе. В рамках этой системы взглядов страдания и удовольствия нынешней жизни трактуются как награда или наказание за наши поступки в ином состоянии».

 

В своей статье «Доказательства перевоплощения» А. Дж. Андерсон приводит любопытный факт из жизни Наполеона I: «Наполеон являл собой пример человека, родившегося в исключительной бедности, поднявшегося до господства над империями, одним словом, свергавшего с престолов королей, возвысившегося до самой вершины человеческой власти, человека, который в тех странных, ненормальных состояниях, иногда охватывавших его, выкрикивал своему маршалу: «Я Карл Великий! Ты знаешь, кто я? Я — Карл Великий!»

 

В эссе, посвященном религии, Артур Шопенгауэр так говорит о своей вере в перевоплощение: «Абсурдность и оскорбительность этой доктрины (речь идет о христианстве) заключается в исходной предпосылке Ветхого Завета о том, что человек есть продукт некой неизвестной воли, создавшей его из ничего. И наоборот, если мы, допустив, что моральные качества являются у человека врожденными, посмотрим на этот факт в свете брахманической или буддийской веры в метемпсихоз, то ситуация становится совершенно иной. Ибо, согласно теории метемпсихоза, те врожденные моральные качества, которые мы обнаруживаем в одном человеке и не находим в другом, являются вовсе не милостивым даром какого-то неизвестно божества, а результатом собственных поступков человека в другой жизни в каком-то ином мире».

 

«Брамина» Новой Англии, Ралфа Уолдо Эмерсона, долго считали величайшим философом Америки. Признание им идеи перевоплощения доказывают его собственные слова: «Мы должны делать заключение о своей судьбе из очевидного. Нами движет инстинкт, но у нас есть бесчисленные впечатления, не представляющие никакой видимой ценности, и мы можем разбираться с ними на протяжении многих жизней, прежде чем усвоим или исчерпаем их».

 

Любимый всеми поэт Уолт Уитмен также признавал метемпсихоз: «А что касается тебя, Жизнь, то я полагаю, что ты — остатки множества смертей. (Нет никаких сомнений, что и сам я прежде умирал девять тысяч раз)».

 

Один из величайших в мире биологов, душа науки девятнадцатого столетия, профессор Томас X. Хаксли, признал обоснованность теории перевоплощения: «Доктрина трансмутации, как и доктрина самой эволюции, уходит корнями в мир реальности и, возможно, заслуживает такой поддержки, какую может предоставить веское свидетельство об аналогии»1.

1 См.: T.H.Huxley. Evolution and Ethics.

 

Доктор Э.Б.Тэйлор*, признанный отец современной антропологии, подтвердил принятие им учения о повторном рождении следующим высказыванием: «Итак, первоначальная идея трансмиграции, очевидно, была простым и разумным представлением о том, что человеческие души повторно рождаются в новых человеческих телах».

 

Похоже, и Фридрих Ницше, создававший свою философию под сильным влиянием философии Шопенгауэра, принял доктрину перевоплощения: «Вот моя доктрина: живи так, чтобы тебе захотелось жить еще раз — это твой долг: потому что в любом случае ты будешь жить снова!»

 

Всемирно известный романист сэр Г. Райдер Хаггард пишет в своей автобиографии «Дни моей жизни», в главе, посвященной религии: «Я могу понять окончательное решение после многих жизней направленного развития в сторону добра или в сторону зла — и, конечно, вера, которой я придерживаюсь, это и провозглашает...» Хаггард высказывается против претящего ему представления, что наше вечное будущее зависит от поступков, свершенных в какой-то одной жизни.

 

В наши дни в мире живут два великих человека, верящих в доктрину перевоплощения: это Рабиндранат Тагор и Махатма Ганди. Ганди — величайший из живых на этой земле людей за последние пятьсот лет. Его имя будут помнить, пока пишется история. Человек мира в мире войн, честный человек в мире, преследующем личную выгоду, этот «маленький» лидер индусов воплощает собой закон. Жизнь Махатмы, являющегося в силу своих религиозных убеждений членом секты джайнов, твердо основана на великих законах перевоплощения и кармы.

 

 

ЦИКЛ НЕОБХОДИМОСТИ

 

Волна человеческой жизни образована шестьюдесятью миллиардами духов, или сущностей; из них примерно два миллиарда одновременно воплощенных в плоть и кровь сущностей составляют население земли*.

 

Дух, эго, или собственное «я», человеческого существа эволюционировало, проходя через различные формы и состояния, в течение почти тысячи миллионов лет. Столь огромный по протяженности период времени был затрачен на совершенствование физического тела как средства выражения этой сущности в материальном мире. Человеческое тело приняло известную нам форму примерно пятьдесят миллионов лет назад. В то далекое время сущность управляла телом посредством зачаточной нервной системы, которая с тех пор, постоянно совершенствуясь и облагораживаясь, достигла своей нынешней степени утонченности и остроты восприятия. Происшедшее около двадцати пяти миллионов лет назад разделение полов наделило тело способностью видеть и мыслить. С того времени и до наших дней сущность постоянно облагораживала тело, служащее средством ее физического выражения. Нынешнее человечество являет собой свидетельство продолжавшегося сотни миллионов лет развития, которое в сжатой форме можно проследить на примере развития эмбриона и утробного плода.

 

Миллионы лет эволюции еще впереди. Человек как биологический вид становится человеком как высшим существом медленно, но неизбежно, поскольку субъективная сущность постоянно требует все лучших и быстрее реагирующих организмов. Целиком весь процесс, в ходе которого человеческое существо проживает таинство развития, можно определить как «цикл необходимости». Всем развитием во всех его аспектах движет карма, то есть действие и противодействие. Именно карма превращает перевоплощение в необходимость для того, чтобы обеспечивалось надлежащее осуществление закона воздаяния. Человек извечно страдает, и несчастье играет для него роль некоего стимула, побуждающего его к движению вперед, к более совершенному состоянию. Карма — это закон, а перевоплощение — средство его претворения в жизнь.

 

Среднему человеку трудно понять всю важность существования на планах, отличных от того, который мы привыкли описывать на языке физики и который во времени имеет начало и конец. Однако независимо от его поступков, его добродетелей и пороков и даже от его попыток уничтожить себя самого он все же является существом бессмертным и вечным, проявляющимся в бесконечном множестве тел, каждое из которых оказывается чуть благороднее предыдущего.

 

Тот факт, что сейчас мы находимся здесь и занимаемся текущими делами, — это лишь одно звено непрерывной цепи жизней. Дела, которые мы делаем сегодня, станут элементами более поздних жизней, смены тел, которой не видно конца.

 

И все же в этой доктрине нет и следа фатализма. Ведь, если на то пошло, каждое состояние и обстоятельство есть результат личного поступка или действия. Мы сами себя созидаем и разрушаем сделанное. Не существует никакого неизвестного и далекого Бога, улыбающегося одним и хмуро взирающего на других. Мы не запятнаны грехом Адама. Каждый из нас есть отражение собственного характера, своих мыслей и поступков, занимавших наши умы и совершенных нами в давно прошедших жизнях. Каждому из нас определено быть творцом своего завтрашнего дня, а значит, наше будущее — в наших руках.

 

Потребуется не так уж много мужества, чтобы признать свою ответственность и поверить в доктрину, которая учит, что нет способа избежать действия или последствий этого действия. Но надо обладать незаурядной смелостью, чтобы захотеть взглянуть в лицо миру и признать, что все случающиеся с нами несчастья есть следствия наших собственных ошибок. Вот почему осознание законов перевоплощения и кармы всегда было по плечу только мудрым и сильным и по самой своей сути не предназначено для менее развитых интеллектов.

 

По мнению современных психологов, для подсознательного «я» просто непостижима мысль, что было такое время, когда оно не существовало. И хотя каждый человек живет в настоящем, он не может представить себе состояние небытия. Человек, несмотря на то что он живет и умирает, все же воспринимает вечную жизнь как нечто само собой разумеющееся. Все высшие помыслы человека, его мечты о свершениях, его благороднейшие стремления и его самые сильные желания требуют вечности для их осуществления.

 

Если мы окинем взглядом это странное сборище созданий, составляющих общество, то поймем, что ни одна доктрина, основанная на теории единственной жизни, не может решить проблемы этих масс. Большинство людей не обладают широким кругозором, и для них будущее маячит где-то в дали, таинственной и непонятной. И все же каждый из нас в глубине души знает о существовании некой колоссальной силы, которая упорно и неумолимо движет нас через годы навстречу неизвестности.

 

Человек — это скопище множества скорбей, а страдание — общая участь. Каждому по собственному опыту известно, что в основе всевозможных бед лежат человеческие взаимоотношения. Только мудрец способен быть счастливым, для остальных же жизнь являет собой годы сомнений и неопределенности. С какой стати милостивое и всеведущее провидение обрушивает несчастья на большинство, а благоволит к единицам? Почему одни являются в этот мир больными и увечными, а другие — в полном благополучии? Почему одни умны уже в детстве, а другие остаются глупцами и в старости? Кто пустил в мир порок и смерть, чтобы все мечты и надежды, которыми мы живем, в итоге потерпели полное крушение?

 

Церковь на эти вопросы ответит, что такова воля Божья. Наука скажет, что это закон природы, а философия станет уверять, что все эти странности обусловлены болезнью роста души.

 

Перевоплощение и карма являются единственными объяснениями тайны жизни, которые способен усвоить наш разум. Эти законы придают целесообразность действию и смысл существованию. Те же самые законы освобождают человека от рутины повседневных забот, открывая перед ним широкие перспективы и наделяя его способностью заглянуть за горизонт его теперешней жизни. Когда Будда Гаутама принес в Индию доктрину повторного рождения, он тем самым избавил миллионы людей от безысходности, вселяемой в них кастовой системой, предоставляющей благоприятные возможности только людям знатного происхождения. Та же философия, пришедшая вместе с Пифагором в Грецию, освободила рабов, долгое время связанных традициями аттического государства. Пифагор вдобавок освободил и собственных рабов, один из которых впоследствии стал главой его Академии.

 

В современный мир доктрина перевоплощения приходит как освобождение от кастовой системы особых привилегий. Она разрушает нашу иллюзорную концепцию богатства и бедности, сокрушает преграды, существующие между работодателем и его работником. Она выводит наше воображение за пределы сферы богатства, устремляя его к некой будущей Утопии, где между людьми царит дух товарищества и единства цели. Те, кто знают людей, в полной мере осознают необходимость перевоплощения как единственного закона, который наведет в мире порядок, и как единственного учения, которое объяснит истинный смысл вещей в том виде, как они есть.

 

Интересны высказывания по этому поводу Генри Форда: «Я усвоил теорию перевоплощения, когда мне было двадцать шесть. Религия не предполагала ничего подобного, по крайней мере, лично мне не удалось ничего обнаружить. Даже работа не могла дать мне полного удовлетворения, Любая работа бесполезна, если мы не в состоянии использовать в следующей жизни тот опыт, который накоплен нами в предыдущей. Когда я открыл для себя доктрину перевоплощения, это было так, словно я открыл вселенский план. Я понял, что мне представлялась возможность разработать свои идеи. Временных пределов более не существовало, и теперь стрелки часов не имели надо мной никакой власти. У меня появилось достаточно времени, чтобы планировать и творить. Открытие перевоплощения сразу же рассеяло все мои опасения. Меня охватило чувство покоя. В таинстве жизни я увидел порядок и прогресс и более уже не стремился отыскать разгадку жизни. Если вы вознамеритесь сохранить запись этой беседы, изложите ее так, чтобы у всех людей рассеялись их опасения. Мне хотелось бы передавать другим то спокойствие, которое вселяет в нас перспектива долгой жизни. Мы все храним пусть даже смутные воспоминания о прошлых жизнях. Часто мы чувствуем, что уже были в этом месте или проживали этот момент в какой-то прежней жизни, но главное не в этом; квинтэссенция, суть, результат опыта — вот что ценно и что остается с нами»1.

1 Цит. по: G de Puruker. The Esoteric Tradition. — Vol. II, p. 641.

 

Перевоплощение и карма проливают свет на непостижимую тайну этики и морали. Эти законы дают логическое обоснование правильным действиям, наглядно показывая, что каждое действие органически связано с прогрессом индивидуума. Мы начинаем действовать надлежащим образом уже не из желания следовать библейским наставлениям, а потому, что мы уяснили, что правильно и что неправильно, поскольку все это отражается на нас по закону кармы. Наше развитие есть результат каждой мысли и поступка, и учимся мы не ради одной жизни, а ради вечности. Любое искусство и наука, которым мы овладеваем, становится частью бессмертного «Я», непрерывно струящегося сквозь века.

 

Уже не составляет труда понять, как гениальность вдруг начинает бить ключом из источников прошлого и каким образом каждый из нас привносит в текущую жизнь квинтэссенцию всего, что уже кануло в вечность. Один ребенок в шесть лет может играть на скрипке, другой — в девятилетнем возрасте дирижировать симфоническим оркестром, а третий — восьмилетний мальчуган из Бирмы — преподавать сложнейшие буддийские доктрины. Только с точки зрения перевоплощения и кармы можно объяснить и эти феномены, и все скрытые способности и импульсы, характерные качества и особенности, с которыми мы появляемся на свет.

 

Платон утверждал, что весь процесс приобретения знаний, по сути, является вспоминанием, ведь само слово «образование» первоначально означало извлечение на свет божий того, что уже было известно. Мы все рождаемся в мир каждый со своими способностями, талантами и индивидуальными склонностями. Конкретная трудовая стезя нам предопределена кармой, которую мы принесли с собой из предыдущих жизней.

 

Но какое возвышенное звучание сразу же приобретают в этом случае доктрины перевоплощения, а таинственный цикл необходимости оборачивается процессом обучения. Мы приходим в этом мир не для того, чтобы стать счастливыми, а прежде всего, чтобы учиться. Жизнь за жизнью мы проходим сквозь запутанные лабиринты опыта, пока наконец в полноте бытия не научимся развиваться с ощущением счастья, поскольку счастье — это побочный результат нашей гармоничной приспособляемости к великому плану.

 

Но неизбежно возникают вопросы: где же мы пребываем между жизнями? Что собой представляет субъективное состояние? Где находится сущность — в раю или в аду?

 

Философ на это ответит, что человек, неважно, живой или мертвый, всегда остается самим собой. На какое-то время он проявляется в объективной форме, чтобы вобрать в себя опыт соприкосновения с внешним миром, а затем, в течение следующего промежутка времени он будет пребывать в субъективном состоянии, преобразуя опыт своего физического бытия в духовную силу.

 

Согласно доктрине повторного рождения, за то время, что проходит между жизнями, мы не можем добавить к самим себе ничего нового. В течение этого времени мы изучаем, приводим в порядок и сортируем накопленные нами переживания. Мы превращаем их в часть нашего бессмертного «я», чтобы, обогатившись новыми впечатлениями, продолжать жизнь в другом теле.

 

Некоторые люди, находясь в плену физического бытия, изо всех сил борются за существование. Достигнув богатства, почестей и власти, они забывают, что все это преходящее величие занимает слишком мало места во вселенском плане. Замысел Вселенной состоит в том, чтобы все люди рано или поздно избавились от зависимости от материальных благ. Человек должен наконец осознать, что реален и постоянен только внутренний, духовный, мир, а все прочее относится к сфере иллюзии. Одна из задач повторного рождения заключается в том, чтобы оторвать волю человека от материальных объектов его пристального внимания. Взрослея, мы оставляем позади себя прожитую жизнь, не обретя в материальном мире ничего ценного, кроме опыта владения собой.

 

Цикл необходимости представляет собой бесконечный цикл повторных рождений, в котором неизменно повторяются рождение, смерть и новое рождение — и так век за веком, эпоха за эпохой, до тех пор пока самый конец времени не сольется с вечностью. На Востоке символом цикла необходимости служит вращающееся колесо, за которое люди держатся изо всех сил, причем невежественные цепляются за суетную сторону жизни, хорошо им известную, а просвещенные следуют дальше, переходя к более возвышенной жизни, к пониманию которой они пришли со временем.

 

Название «цикл необходимости» символизирует грандиозный по продолжительности и условиям период упорных поисков истины, который должна пройти каждая сущность. Законы перевоплощения и кармы предоставляют всем живым существам возможность постоянного прогресса. Ведь по пути развития идет не только человек, вместе с ним развиваются палки, камни и звезды. Раскрытие всего сущего происходит совместно: все живое вырастает и взрослеет в пространстве и на благо пространства. Цикл необходимости оканчивается в неизмеримо далеком будущем, и жизнь, завершив странствие в неизведанное, подойдет к концу. Конец жизни буддисты называют нирваной, а христиане — раем. Но не в названиях дело, поскольку все они символизируют отдых после изнурительного труда, покой в конце поиска.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.048 с.)